Как выжить <живому> брокеру?

Щербилин Валерий

ИЗ ИСТОРИИ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Российский рынок ценных бумаг существует менее 10 лет. Однако за это время он проделал огромный путь. Начавшись с приватизации и финансовых <пирамид>, он стал в достаточной степени цивилизованным рынком. Было все - и подъемы, вызывающие общую эйфорию, и кризисы, дающие ощущение конца света, полного и безвозвратного крушения рынка.
    С развитием рынка менялись место на нем и роль брокерской компании. В период зарождения и становления фондового рынка (1993-1995 гг.) брокеру было достаточно предоставления одной услуги, а именно доступа к акциям (мы не рассматриваем легкодоступные <ценные бумаги> финансовых <пирамид>).
    Отсутствие организованных торговых площадок, систем клиринга и расчетов, географическая удаленность реестров и контр-агентов, отсутствие депозитарной системы, большая доля рынка, приходящаяся на скупаемые у физических лиц акции свежеприватизированных предприятий, - все это приводило к высокой рентабельности брокерской деятельности (оправданно высокие комиссионные и маржа по дилерским операциям).
    Рост организованности рынка (1996-1998 гг.) наряду с облегчением работы профессиональных участников, со снижением рисков непоставок и неплатежей естественным образом привел к снижению доходности брокерского бизнеса.
    Поскольку рынок существенно расширялся, проблем с привлечением клиентуры у брокерских компаний практически не было. Огромный вал западных спекулятивных инвестиций, воспринимаемых поначалу как smart money, привел к ажиотажному росту рынка и привлек большое количество российских спекулянтов.
    Высокая активность клиентов на растущем фондовом рынке позволяла брокеру жить безбедно. Широкий набор финансовых инструментов, появившийся к тому времени (акции, облигации, ГКО/ОФЗ, КО, срочные контракты), требовал от брокерских компаний высокопрофессиональной помощи клиенту в выборе объекта для инвестиций. Рынок позволял нанимать или самим выращивать таких специалистов.
    О том, чем закончился этот период жизни фондового рынка России, написано уже достаточно много. Говорить о рентабельности брокерского бизнеса в 1998 г. не приходится.
    В период 1999-2000 гг. рынок показал, что он скорее жив, чем мертв. За время кризиса и последующей стагнации прекратили работу многие мелкие брокерские компании, но инфраструктура рынка не была разрушена, а наоборот, кризис дал толчок развитию новых видов услуг.
    Казалось бы, для брокеров наступает новый <золотой век>. Но в борьбу за уже искушенного, прошедшего огонь и воду клиента включились <электронные брокеры>. Несмотря на множество юридических и технических проблем с Интернет-торговлей ценными бумагами, очевидно, что <е-брокеры> завоюют значительную долю клиентского оборота на рынке.

КАК ЖЕ ВЫЖИТЬ <ЖИВОМУ> БРОКЕРУ ?

    Во всем мире <живой> брокер уживается на рынке с <электронным>. Однако поскольку в России все проходит через крайности (вспомним, что мы были <впереди планеты всей> сначала по количеству товарных бирж, потом - банков), то сейчас возникает ощущение, что весь брокерский бизнес будет электронным.
    На мой взгляд, это не так. По сути, единственное отличие бизнеса <электронного> брокера от бизнеса <живого> - это только предоставление более удобного и дешевого доступа к финансовым инструментам, и ничего больше.
    <Электронный> брокер нацелен на клиентов, активно торгующих ликвидными инструментами на биржевых площадках. Ими могут быть как юридические, так и физические лица. Хотя нынешняя ситуация в России не предвещает массового прихода частных инвесторов на фондовый рынок, рано или поздно <е-брокеры> могут привлечь большое количество инвестиций.
    В отличие от <электронных>, <живые> брокеры могут привлечь более требовательных портфельных клиентов, а также более консервативных клиентов, которые доверяют рекомендациям по сделкам <своему> брокеру. Помимо этого <живой> брокер может найти свои ниши, которые не могут быть заняты <электронным>.
    Приведу лишь несколько видов таких услуг.
    Аналитическое обслуживание и управление активами клиента
    Определение направления движений рынка и выбор оптимальных финансовых инструментов не зависят от того, берется за них <электронный> или <живой> брокер. Впрочем, <живой> брокер может и здесь найти свою нишу, например, предоставляя клиенту качественные услуги по управлению активами.
    Рынок становится более прозрачным: качество и доступность информации, в том числе и благодаря Интернету, непрерывно растут. Сейчас аналитикам компаний уже не требуется затрачивать много сил, времени и средств для <добывания> новостей из компаний, однако важность корректного анализа полученной информации возрастает.
    Время изменило также стратегию формирования инвестиционных портфелей. Инвесторам уже недостаточно играть только на спекулятивных изменениях цены <голубых фишек>. Им необходимо пре-
    доставить другие возможности для инвестирования. Поэтому менеджеры инвестиционных портфелей и аналитики компаний должны в первую очередь обратить свое внимание на исследование акций <второго> и <третьего> эшелонов с большими возможностями для роста курсовой стоимости.
    Сейчас трудно кого-то удивить исследованиями и работой с <раскрученными> высоколиквидными акциями. К тому же аналитики средних и мелких брокерских компаний не могут конкурировать в этой области с крупными брокерами. Поэтому таким брокерам надо обратить больше внимания на поиск и, как будет показано ниже, на <выращивание> будущих <голубых фишек>.
    Работа с потенциальными российскими клиентами показала, что на первой стадии мало кто из них сразу готов входить в рынок самостоятельно. Больший спрос имеют услуги по доверительному управлению. Российский клиент в большинстве случаев не готов отдавать четкие приказы на сделки, он более готов доверять принятие решений профессионалам.
    Следовательно, концентрация на предоставлении клиенту качественных услуг по управлению активами является одной из ниш для <живого> брокера.
    <Рынок акций под ключ>
    Для успешной работы брокера на рынке важно иметь не только много клиентов, но и достаточное количество акций. При этом российский рынок на сегодня характеризуется малым количеством высоколиквидных акций.
    Концепция <рынок акций под ключ> и созданный на ее основе продукт могут обеспечить <живого> брокера как новыми клиентами, так и новыми объектами для инвестиций. Этот подход призван помогать различным компаниям-эмитентам в определении стратегии работы с их ценными бумагами для привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг. Кратко смысл концепции состоит в следующем: на конкурентном рынке брокеру необходимо производить товар (акции), от торговли которым он живет.
    Основные этапы работы.
    Первый - приведение деятельности предприятия в соответствие с требованиями действующего законодательства о рынке ценных бумаг и нормативных актов ФКЦБ России:

  • перерегистрация общества в МРП, ГРП;
  • регистрация <старых> выпусков акций в ФКЦБ;
  • подготовка и проведение собраний акционеров;
  • организация системы ведения реестра владельцев ценных бумаг общества;
  • раскрытие информации об эмитенте согласно требованиям ФКЦБ России.
        Многие эмитенты не задумываются, что соблюдение данных норм является первым необходимым шагом к дешевым инвестициям.
        Зачастую сложно убедить клиента, что вывод акций на рынок не может быть осуществлен за один месяц даже при безусловной инвестиционной привлекательности его бизнеса.
        Второй - сопровождение вторичной эмиссии. Дальнейшие мероприятия, включающие сначала закрытое, а затем и открытое размещение (IPO), состоят в следующем:
  • определение круга потенциальных инвесторов. Это российские и зарубежные инвестиционные фонды, крупные и средние российские промышленные компании, заинтересованные в размещении свободных денежных средств или в стратегическом инвестировании, а также оффшорные компании, оперирующие на российском фондовом рынке;
  • переговоры и продажа акций стратегическим и финансовым инвесторам;
  • рекомендации по выпуску акций, выбору торговых площадок и срокам выхода на вторичный рынок;
  • проведение вторичной эмиссии акций с последующим закрытым размещением;
  • выпуск акций и их размещение по открытой подписке (IPO) на внутреннем рынке;
  • выпуск и размещение депозитарных расписок на иностранных рынках ценных бумаг.
        Третий - работа с акциями компании на вторичном рынке. Работа с акциями не ограничивается только их выпуском и размещением. В целях обеспечения доступа к инвестициям эмитенту необходимо постоянно поддерживать ликвидность собственных акций, а также их оптимальную курсовую стоимость.
        <Живой> брокер может взять на себя функции маркет-мейкера, а именно:
  • подготовку исследовательских обзоров по компании и их распространение среди инвесторов для создания более полного представления о финансовых и производственных результатах деятельности компании;
  • анализ тенденций, существующих на рынке в настоящий момент, а также анализ структуры собственности на акции компании для определения возможности доступа инвесторов к этим акциям;
  • мониторинг степени контроля над предприятием;
  • составление отчета по состоянию и прозрачности реестра акционеров;
  • поддержание двусторонних котировок акций на рынке, сужение спрэда и поддержание оптимальной цены на акции.
        Основные проблемы, тормозящие развитие финансово-консультативной деятельности:
  • Нежелание собственников компаний обнародовать и затем регулярно публиковать информацию, включающую сведения об объемах продаж, прибылях, финансовом положении, доходах управляющих.
  • Замедление принятия управленческих решений в результате необходимости их одобрения большим количеством акционеров.
  • Нежелание собственников <делиться> своей долей участия в компании.
  • Отсутствие корпоративной культуры на рынке ценных бумаг, недостаточная информационная обеспеченность среднего и малого бизнеса.
  • Отсутствие отлаженного механизма контроля регулирующих органов за соблюдением соответствия деятельности компаний действующему законодательству о рынке ценных бумаг.

    НЕМНОГО ОПТИМИЗМА

        Несмотря на наличие этих объективных и субъективных трудностей, мы считаем, что работа над описанным выше продуктом сегодня нужна рынку и будет им востребована. Наряду с расширением рынка акций она позволит поднять уровень <фондовой грамотности> предприятий-эмитентов.
        В настоящей статье автор остановился только на двух преимуществах, которые <живой> брокер имеет перед <электронным>, может и должен продемонстрировать рынку для своего выживания.
        Конечно, существуют и другие ниши. Работа над расширением видов предоставляемых услуг и финансовых технологий важна для развития российского рынка ценных бумаг, который позволит процветать и <живым>, и <электронным> брокерам, и самому главному действующему лицу - клиенту.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".