Реформирование средних промышленных предприятий (СПП) в рамках региональной инвестиционной программы промышленного развития

Кузнецов Максим

Марков Александр

СПП КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ОЖИДАЕМОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОДЪЕМА

    Рассмотрение всего перечня хозяйствующих субъектов РФ позволило на основе методов стратегического маркетингового анализа выбрать предприятия, которые имеют:

  • потенциал многократного роста объемов производства в ближайшие 7-12 лет (коммерческую привлекательность для инвестиций);
  • большую номенклатуру и разнообразие востребованной рыночной продукции, что обеспечивает кумулятивные эффекты ресурсной кооперации;
  • высокую способность к трансформации и одновременно привязку к хозяйственному комплексу;
  • однородность и концентрацию производства (возможность стандартизации, повторяемости технологий).
        Итогом отбора стало формулирование понятия среднего промышленного предприятия (СПП) как основного потенциального потребителя инвестиций. Общее количество таких предприятий только в Московской области достигает нескольких сотен с потребностью в инвестициях на уровне 2-2,5 млрд долл.
        В отличие от малого и крупного бизнеса, СПП выпали из поля зрения государственной экономической политики. Наблюдается быстрое старение производственных фондов СПП и сокращение собственного капитала, причем в течение нескольких лет может произойти обвальное прекращение промышленной деятельности. Кроме того, малые предприятия вряд ли могут стать локомотивом промышленного подъема, а крупные не нуждаются в опеке, при том что экономический эффект от их инвестирования проявится в долгосрочной перспективе.
        Для большинства СПП решить свои проблемы без внешней поддержки невозможно, поэтому необходимо создание инвестиционных программ, нацеленных на подъем именно таких предприятий.

    ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ

        Как показывает опыт отдельных субъектов федерации, ни формирование бюджета развития, ни организация государственных залоговых фондов, ни инвестирование через подконтрольные коммерческие структуры не приводит к массовому реформированию СПП и инвестиционному подъему. Только продуманная региональная экономическая политика может привести к желаемому результату, при этом органы региональной власти, не за-
        мыкаясь на исполнении функций главного инвестора и контролера, должны суметь объединить заинтересованные силы и направить их на решение необходимых для своих территорий задач.
        Сегодня в России имеются достаточные предпосылки для консолидированных действий органов государственной власти и коммерческих структур с целью достижения промышленного подъема. Однако до настоящего времени основным способом формирования, управления и исполнения региональных инвестиционных программ остается исключительно административный путь, порождающий большое количество злоупотреблений.
        Коммерческий комплексный подход как альтернативный административному пока не получил распространения. Кроме внутренних российских условий, это обусловлено некоторой цеховой ограниченностью субъектов инвестиционного процесса. В то же время в ряде мест уже достигнуты определенные положительные результаты. Администрация Ярославской области еще в 1994 г. разработала инвестиционную стратегию по созданию благоприятного климата для инвесторов, развитию бизнес-инфраструктуры для инвестиций, формированию областной инвестиционной программы и обеспечению ее самодостаточности, разработке региональных залоговых механизмов и т.д. Прошедшие годы показали эффективность такого подхода.

    КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СПП

        В федеративном государстве создание инвестиционно привлекательного климата следует начинать на уровне субъектов федерации через привлечение частных организаций и банков не только к финансированию уже подготовленных инвестиционных программ, но, главное, к взаимовыгодному равноправному участию в их разработке и управлении.
        Коммерческий подход к формированию и исполнению региональных инвестиционных программ не является традиционным, однако именно он позволяет учесть и сбалансировать интересы всех участников, а также устранить разрыв между правами и обязанностями, когда реальные финансовые распорядительные функции передаются лицам, не являющимся ни собственниками инвестируемых (реформируемых) объектов, ни собственниками инвестиций.
        В начале 2000 г. ЗАО ИК <Контраст> на базе собственной научно-практической разработки подготовило концепцию программы развития средних промышленных предприятий Московской области. Концепция предусматривает организацию экономической среды, благоприятной для развития промышленного производства и инвестиционных процессов. Реализация подходов, аналогичных предлагаемым, наблюдалась в 1993-1996 гг., когда в период формирования фондового рынка объединение профессиональных участников в НАУФОР (ПАУФОР) позволило именно в рамках данной организации реализовать недостающие предпосылки и условия для нормального ведения бизнеса.
        Поскольку многие положения концепции могут быть общими при подготовке региональных инвестиционных программ, остановимся на основных ее принципах. Они включают:

  • Использование имеющихся возможностей для работы в существующих обстоятельствах без торможения в ожидании положительных перемен в экономике и политике.
  • Коммерческую выгоду для всех участников с ориентацией на конечный результат.
  • Совместную и взаимную ответственность всех участников, пропорциональное распределение рисков.
  • Активное воздействие на все этапы прединвестиционной подготовки с целью устранения причин, препятствующих инвестированию.
  • Вовлечение в процесс возможно большего числа участников.
  • Пренебрежение любым из названных принципов значительно снижает эффективность программы.
        Основные требования к программе заключаются в следующем:
  • использование имеющихся в регионе наработок в области инвестирования и реформирования СПП;
  • включение СПП в программу без сложных предварительных условий, имеющих ограничительный характер;
  • обеспечение подготовки СПП к приему инвестиций;
  • снижение рисков инвестирования;
  • создание условий для перетока аккумулирующихся в кредитных учреждениях средств в инвестиционные проекты, а также привлечения средств профессиональных российских и зарубежных инвесторов;
  • возможность получения дохода и выхода из программы по завершению соответствующего проекта или этапа.
        Основными условиями участия СПП в программе должны быть:
  • действительная заинтересованность участников в подъеме предприятия и развитии производства, а не в решении сиюминутных задач, таких как погашение текущих задолженностей по зарплате или по налогам;
  • наличие определенных ликвидных активов СПП и готовность предоставить их в качестве обеспечения за получаемые услуги;
  • положительное заключение экспертов программы по предлагаемой бизнес-идее.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

        Для достижения целей программы создаются: фонд развития СПП, управляющая компания и простое товарищество, которые будут связаны взаимным участием и договорами, закрепляющими и развивающими отношения между исполнителями на принципах программы (см. рисунок). Участие каждого СПП основывается на индивидуальных договорах, заключаемых между ним и фондом.
        Фонд развития СПП, обладая чертами гарантийного залогового фонда, должен решать следующие задачи: участвовать в формировании программы и быть ее координатором, управлять собственными активами и активами СПП, переданными ему в управление на период участия в программе, выступать интегратором интересов СПП, властных структур, исполнителей и инвесторов, контролировать распределение инвестиционных ресурсов. Эти функции могут осуществляться специально созданной управляющей компанией.
        Задачи регионального фонда развития СПП:

  • концентрация активов СПП - участников программы;
  • концентрация задолженностей участников группы СПП для коммерческого оборота;
  • организация оказания консалтинговых, управленческих, финансовых и других услуг;
  • привлечение ресурсов для осуществления проектного финансирования по программе;
  • принятие в залог или выкуп по договорам репо определенной части акций участников СПП под поставку оборудования и технологий;
  • по завершении проекта возвращение активов СПП, а также принятых в залог или по сделкам репо акций или реализация их на фондовом рынке (в зависимости от условий участия в программе).
        Учредителями фонда могут стать банковские структуры и специализированные коммерческие организации, готовые одновременно быть и исполнителями программы, а также областные и местные органы исполнительной власти.
        Основным исполнителем программы должна быть коммерческая организация, созданная в форме простого товарищества.
        Это позволит членам товарищества согласовать свои коммерческие интересы в рамках договора простого товарищества, а договором товарищества с управляющей компанией закрепить фиксированное вознаграждение товариществу как процент от объема привлеченных инвестиций, распределяемое по итогам завершения определенных этапов работ.
        Договорные отношения должны регулировать также порядок и стоимость оказания членами товарищества услуг СПП, одним из вариантов оплаты может стать оплата с отсрочкой или по результатам реализации соответствующего инвестиционного проекта.
        Основные задачи товарищества - участие в формировании программы, отработка и согласование общих и дополняющих методик, выполнение работ, привлечение соисполнителей.
        В заключение отметим, что в феврале 2000 г. концепция программы развития СПП Московской области, разработанная ЗАО ИК <Контраст>, была одобрена комитетом по экономической политике Московской областной думы.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".