Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение»

РЦБ
Издательский Дом

    Ассоциация экономического взаимодействия <Сибирское соглашение> объединяет 19 территорий от Урала до Байкала и состоит из 2 юридических лиц: совета ассоциации и исполнительной дирекции.
    В совет ассоциации входит 40 человек: 38 членов Совета Федерации, председатель Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и генеральный директор исполнительной дирекции.
    Исполнительная дирекция - это около 40 сотрудников, которые ведут свою работу по всем направлениям, интересующим губернаторов.
    Сама работа ассоциации организована следующим образом: раз в 3-4 месяца проходят заседания совета ассоциации, на которых рассматриваются крупные проблемы, требующие решения, и ставятся задачи. Дирекция эти задачи реализует, опираясь на систему координационных советов. В координационные советы, их 24, входят представители администраций, заинтересованных министерств и ведомств, специалисты, эксперты. Иногда к работе привлекаются зарубежные специалисты. Возглавляются координационные советы, как правило, одним из губернаторов.
    В исполнительной дирекции есть специализированный координационный совет по экономической политике, финансам и инвестициям. Его возглавляют два сопредседателя: губернатор Новосибирской области В. П. Муха и губернатор Алтайского края А. А. Суриков. Совет ведет работу по шести главным направлениям.
    Первое направление - это макроэкономическая политика. Здесь в основном принимаются глобальные решения, которые мы пытаемся реализовать через конкретные проекты. Примером такого совместного проекта Минэкономики РФ и администрации Новосибирской области является осуществление масштабной программы по созданию информационной базы товарных потоков. Речь идет о подготовке классификатора всей продукции.
    Помимо этого можно упомянуть серьезную полемику с федеральным Центром по Налоговому кодексу, который впервые обсуждался на совете <Сибирского соглашения> в Красноярске в 1996 г. и после наших замечаний был существенно переработан и дополнен. Собственно, именно мы подали идею вводить его двумя частями - сначала общую часть, потом специальную.
    Второе направление, которое ведет координационный совет и департамент, который я возглавляю, - это бюджетная политика. Традиционно, уже пятый год, мы совместно с правительством рассматриваем бюджет будущего года. Основное внимание уделяется межбюджетным отношениям. С нашим участием была принята методика распределения трансфертов. Да, она несовершенна, мы ее критикуем, но тем не менее она как-то упорядочила этот процесс, ввела его в определенные рамки, позволила вести расчеты по формализованным схемам.
    Кроме того, нас, естественно, волнует распределение обязанностей по исполнению бюджета между Центром и регионом. Мы сторонники того, чтобы Центр не перекладывал на регионы те позиции, которые должен закрывать сам. Речь идет о федеральных законах, которые фактически не выполняются, и платежах, которые не обеспечены финансированием. В частности, на заседании совета в Кемерово в январе этого года был поставлен вопрос перед правительством о введении моратория на выплату тех сумм, которые невозможно выплатить. Вопрос пока не решен, но уже озвучен.
    Основные направления бюджета и налоговой политики на 2000 г. и на период до 2002 г. были вынесены на обсуждение заседания совета в Томске в августе текущего года.
    Третье направление - это обсуждение с Правительством РФ и Государственной думой документов, касающихся прохождения бюджета, в частности Бюджетного кодекса. Как известно, закон о введении Бюджетного кодекса вступил в действие, и мы надеемся, что это позволит упорядочить работу в бюджетных отношениях.
    Четвертое направление работы департамента - это инвестиционная политика. Перед нами стоит несколько проблем.
    Первая наша мечта и глобальная задача - федеральная целевая программа <Сибирь>. В декабре прошлого года она была утверждена правительством Примакова как <Основные направления экономического и социального развития Сибири до 2005 г.>. Но в связи с тем что она утверждалась не как программа, а как направление, финансированием ее не подкрепили.
    В ней представлены более 1000 инвестиционных проектов всех регионов Сибири, отобранные по рекомендациям администраций. Проекты находятся в разной степени готовности: по некоторым есть детальные бизнес-планы, по некоторым - только инвестиционные заявки, тем не менее во всех этих проектах регионы заинтересованы. Мы пытаемся найти механизм реализации этой программы, т.е. ищем средства, в том числе и бюджетные. Для этого на базе Новосибирской исполнительной дирекции совместно с <Сибирским соглашением> и Минэкономики РФ будет создана дирекция федеральной программы <Сибирь> с делегированием ей соответствующих полномочий.
    Вторая проблема - это привлечение инвесторов. До банковского кризиса мы тесно работали с крупнейшими российскими банками: <ОНЭКСИМ Банком>, <Инкомбанком>, <Токобанком>, <Российским кредитом>. Они профинансировали немало проектов в Омской, Тюменской, да и у нас - в Новосибирской области. Помимо этого мы работаем с иностранными инвесторами. Предоставили им всю информацию по нашим проектам, и ряд из них нашел своих стратегических партнеров. Наиболее яркий пример этого - Новосибирская ТЭЦ-6, которой был найден финансовый партнер из Франции. Правда, в связи с кризисом проект несколько затормозился, тем не менее, мы думаем, что процесс будет развиваться.
    Ну, и наконец, мы помогаем предприятиям продвинуть свои проекты как внутри страны, так и за рубежом. В частности, для двух территорий, Новосибирской и Иркутской областей, была совместно с ФКЦБ России реализована программа инвестиционного проектирования.
    Кроме того, мы ведем повседневную работу по формированию привлекательного инвестиционного климата Сибирских регионов. В качестве примера можно назвать недавно принятый Новосибирской областью закон <О поддержке инвестиционной деятельности>.
    И наконец, пятое направление нашей работы - это рынок ценных бумаг. Мы плодотворно работаем с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Совместно с ней разрабатывается программа развития сибирского рынка корпоративных ценных бумаг. Аналогичная программа в Москве до кризиса была достаточно успешно реализована.
    В мае этого года мы договорились о распространении этой программы на Сибирь. Мы попытаемся сформулировать основные подходы к формированию, созданию, разработке пакетов законодательных актов субъектов Федерации, которые создали бы сибирским предприятиям лучшие условия для работы, для эмиссий своих акций, для выпуска облигаций, попытаемся найти единые подходы к <раскрутке> акций.
    Кроме того, в прошлом году был реализован совместный с московской и сибирской банковскими валютными биржами проект. Мы изучили фондовый потенциал Сибири с тем, чтобы использовать опыт и московской, и сибирской бирж по торговле ценными бумагами. Этот проект прошел по 8 территориям, где были отобраны предприятия и инвестиционные компании, готовые работать. К сожалению, кризис внес коррективы в наши планы. Тем не менее мы не оставляем это направление и делаем упор на развитие рынка новых ценных бумаг, в частности складских свидетельств. Есть заинтересованные предприятия, готовые использовать эти ценные бумаги в своей работе, прежде всего это наши крупнейшие оптовые склады и базы.
    И шестое направление - это финансово-товарные отношения, развязка неплатежей. Создается инфраструктура по сбору информации, куда каждая территория представит сведения о том, что она хотела бы закупить в других регионах и что она могла бы предложить другим регионам для внутрисибирского обмена. Этот финансово-товарный обмен - не бартер. Это взаимовыгодное соглашение по схемам, которые будут замыкаться и на бюджет, и на пенсионный фонд, т.е. всевозможные платежные развязки, которые сейчас разрешено использовать законодательно.
    Вот основные направления, по которым мы работаем.
    Помимо этого ведется большая работа по проведению всевозможных конференций, семинаров, выставок.
    Так, в 1998-1999 гг. проводились конференции, посвященные проблемам развития страхового и фондового рынков, банковской системы Сибири и др. Ежегодно проводится семинар по ипотечному кредитованию.
    Так что планы у нас очень большие - только работай.

© ЗАО "Группа РЦБ".