Цель проведения финансового анализа была сформулирована следующим образом: провести предынвестиционную диагностику (Financial Due Diligence) крупного хладокомбината в Центральной России и оценить его привлекательность для возможных стратегических инвесторов.
Достижение указанной цели предусматривало решение нескольких взаимосвязанных задач:
Анализируемый хладокомбинат основан в 1962 г. и является одним из ведущих предприятий пищевой промышленности Черноземной зоны России.
В январе 1993 г. предприятие приватизировано и зарегистрировано в форме АООТ (с апреля 1996 г. - ОАО). Все акции принадлежат частным владельцам, являющимся одновременно и менеджерами высшего звена ОАО.
Основная продукция хладокомбината - мороженое различных видов, производится также сухой лед и оказываются услуги по сдаче в аренду холодильных камер. Основную продукцию отличает высокое качество, отмеченное на российских и международных торговых ярмарках.
Производство мороженого имеет сезонный характер. За последние 5 лет оно постоянно возрастало, превысив 6,6 тыс. т в год. Производственное оборудование изготовлено как в России, так и за рубежом; производственные мощности хладокомбината позволяют изготавливать 25-30 т мороженого в сутки.
Динамика сбыта продукции совпадает с динамикой производства.
К основным регионам сбыта относятся Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Московская области и г. Москва, а также еще 19 регионов России. Сбыт мороженого осуществляется как через сеть фирменной торговли в областном центре (80 киосков и 3 кафе), так и через посредников. Собственная дилерская сеть в регионах России отсутствует.
Численность персонала предприятия превышает 500 человек. Достигнутая высокая корпоративная культура характеризуется стабильностью производственного коллектива, <очередями> на прием на работу местного населения и <визуальными признаками>: уверенностью руководителей и специалистов в завтрашнем дне, чистотой производственных помещений, ухоженностью оборудования и др.
Руководство хладокомбината - это менеджеры нового поколения, которых отличает современное мышление, высокий уровень квалификации, ответственность, понимание необходимости дальнейшего реформирования организации производства и управления. Цивилизованные управленческие качества обеспечили конструктивный диалог и деловую атмосферу при выполнении поставленных задач финансового анализа в сжатые сроки.
Организационная схема проведения финансового анализа хладокомбината была достаточно традиционной и включала следующие этапы:
Обработка исходных данных с использованием специальных программных средств позволила получить более 80 расчетных показателей - финансовых коэффициентов для каждого отчетного периода.
Для формирования индикаторной выборки и дальнейшего углубленного анализа были избраны представительные, на наш взгляд, показатели:
Показатель |
На 01.01.97 г. (или за 1996 г.) |
На 01.01.98 г. (или за 1997 г.) |
На 01.01.99 г. (или за 1998 г.) |
Нормативные значения |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,52 | 1,07 | 1,49 | 2 |
Коэффициент автономии |
0,96 | 0,96 | 2,09 | 0,7 |
Оборачиваемость всех активов |
1,43 | 1,6 | 2,04 | 1,15* |
Рентабельность продаж |
0,07 | 0,08 | 0,14 | 0,05* |
Z-счет Альтмана |
2,6 | 3,14 | 4,32 | 2, 70 |
Таким образом, если руководствоваться исключительно формальными признаками стандартного финансового анализа, то хладокомбинат можно признать неплатежеспособным в 1997 г. и в 1998 г. (коэффициент текущей ликвидности ниже 2,0) и имевшим высокую вероятность банкротства в 1996 г. (значение Z-счет Альтмана ниже 2,7). Однако, как показали результаты интерпретации обработанных данных, этот возможный вывод является скоропалительным и поверхностным.
Для углубления и детализации финансового анализа было предложено выявить причины нестабильной динамики коэффициента текущей ликвидности, применить специальные логические правила качественной оценки, разработать интегральный показатель для комплексной оценки финансового состояния предприятия.
Как показал анализ дополнительной документации в части взаимоотношений хладокомбината с региональным кредитно-финансовым учреждением, ухудшение ликвидности объясняется получением крупных кредитов в рублях для закупки нового оборудования и пополнения оборотных средств. Особо следует отметить, что на предприятии безукоризненно соблюдается по срокам и суммам график выплат по кредитам.
В рамках качественного анализа значений и динамики показателей индикаторной выборки были разработаны простые и доступные логические правила для регламентации проведения процедуры. В соответствии с ними расчетный показатель оценивается как:
Показатель |
Коэффициент текущей ликвид-ности (1) |
Коэффициент автономии (2) |
Оборачивае-мость всех активов (3) |
Рентабельность продаж (4) |
Коэффициент теку-щей ликвидности (1) |
1 | 1 | 0 | |
Коэффициент автономии (2) |
0 | 0 | 0 | |
Оборачиваемость всех активов (3) |
0 | 1 | 0 | |
Рентабельность продаж (4) |
1 | 1 | 1 |
При попарном сравнении показателей заполнялись соответствующие ячейки этой таблицы. Например, если мы считаем, что коэффициент текущей ликвидности лучше характеризует финансовое состояние анализируемого предприятия, чем коэффициент автономии, то в ячейку на пересечении строки 1 и столбца 2 проставляется один балл, а в ячейку на пересечении строки 2 и столбца 1 - ноль баллов. После попарного сравнения всех выбранных показателей выясняется, в частности, что коэффициент текущей ликвидности определяет финансовое состояние предприятия на 33% (2 набранных балла из 6 по всем ячейкам).
Следовательно, корректирующие коэффициенты этих показателей составят: 1,33 для коэффициента текущей ликвидности (КЛ); 1,0 для коэффициента автономии (КА); 1,17 для оборачиваемости всех активов (ОА) и 1,5 для рентабельности продаж (РП).
В этом случае формула интегрального показателя (ИК) может выглядеть следующим образом (см. табл. 1.):
ИК = 1,33КЛ + КА + 1,17ОА +
+ 1,5РП = 1,331,49 + 2,09 +
+ 1,172,04 + 1,50,14 = 6,67.
Аналогичные расчеты за предыдущие отчетные периоды позволили выявить улучшение предложенного интегрального показателя в динамике.
Полученные результаты интерпретации обработанных данных свидетельствуют о стабильном финансовом положении хладокомбината и дали возможность сформировать сводную таблицу с указанием сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз его дальнейшего развития (с использованием элементов SWOT-анализа) (табл. 3).
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Финансовая стабильность |
Отсутствие дилерской сети в регионах |
Финансовое развитие |
России |
Рентабельное производство |
Автоматизация бухгалтерского учета |
Высокое качество продукции при |
в стадии развития |
конкурентных ценах |
Бизнес-планирование в стадии развития |
Современное оборудование |
Система маркетинга в стадии |
Развитая транспортная инфраструктура |
формирования |
Социальная стабильность |
Диверсификация производства |
Квалифицированный менеджмент |
в начальной стадии |
Экологическая безопасность |
|
Надежные отношения с региональным банком |
|
Поддержка местной администрации |
|
Возможности |
Угрозы |
Увеличение производства продукции в 2-2,5 раза при приобретении дополнительной |
Конкуренция со стороны российских производителей мороженого |
производственной линии |
Конкуренция со стороны зарубежных |
Вхождение в "тройку" лидеров среди российских производителей мороженого (после московских хладокомбинатов № 8 и № 7) |
производителей мороженого |
Общий вывод: хладокомбинат является привлекательным объектом для инвестиций. Позднее это подтвердил и прогресс в переговорах руководства предприятия и стратегических инвесторов, достигнутый после ознакомления с результатами предынвестиционной диагностики.
Сжатые сроки проведения
предынвестиционной диагностики хладокомбината не позволили реализовать полностью все предложения по развитию стандартного финансового анализа для российских компаний, хотя они и обсуждались с аналитиками предприятия.
Положительный отклик у практиков нашли следующие соображения: