Лизинг или кредит?

Жаров Дмитрий
Cтарший менеджер департамента инвестиционно-банковских услуг ФК "Открытие", MBA

    Тот факт, что лизинг нашел широкое распространение в странах Западной Европы и в США, подтверждает его существенную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности.
    Лизинг имеет определенные преимущества по сравнению с другими средствами финансирования капиталовложений, но это вовсе не является единственным и оптимальным решением. Для каждого конкретного случая необходимо рассматривать альтернативные варианты финансирования, учитывая как преимущества лизинга, так и его недостатки.
    Автор статьи делает попытку оценить лизинговые схемы с позиций практика.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛИЗИНГА

    Считается, что предприятию проще получить имущество по лизингу, чем брать кредит на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. Инвестиции в форме имущества снижают риск невозврата средств, так как за лизингодателем на весь период действия договора сохраняется право собственности на переданное имущество. И часто от лизингополучателя не требуется никаких дополнительных гарантий.
    Лизинговые платежи относятся на издержки производства и обращения (на себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль. При кредите проценты за пользование заемными средствами относятся в д-т счета 08 <Капитальные вложения> с последующим списанием с к-та счета 08 в д-т счета 01 <Основные средства>, т.е. капитализируются, увеличивая покупную стоимость объекта основных средств. Затем они постепенно амортизируются и переносятся на себестоимость исходя из ставки рефинансирования плюс 3%, установленной ЦБ РФ (сумма процентов сверх этого ограничения платится за счет чистой прибыли предприятия), а лизинговый платеж относится на себестоимость в полном объеме.
    Главное и основное достоинство лизинга - возможность использования налогового щита за счет ускоренной амортизации предмета лизинга (коэффициент ускорения до 3) и, кроме того, возможность списывать до 35% балансовой стоимости предмета лизинга в 1 год эксплуатации. Грамотное планирование предприятием своей амортизационной политики при разработке и реализации инвестиционных (в том числе лизинговых) проектов позволяет минимизировать выплаты налога на прибыль и увеличить чистые денежные потоки. При этом не следует увлекаться: маленькие суммы прибыли и низкая балансовая стоимость основных фондов могут отпугнуть потенциальных кредиторов и инвесторов.
    Парадоксальная ситуация складывается с переоценкой основных средств: многие предприятия из-за проводимых ежегодно переоценок основных средств стали, по данным отчетности, убыточными. Однако амортизация, хотя и входит в себестоимость, не является денежным расходом в отличие от прочих статей затрат, таких как материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на обязательное социальное и прочее страхование и прочие затраты (включая налоги, относимые на себестоимость). А это значит, что, хотя в официальной отчетности и могут быть убытки, реального оттока денежных средств из предприятия не происходит, следовательно, говорить о реальном ухудшении финансового положения предприятия в результате проводимой государством амортизационной политики некорректно.
    Кроме того, следует обратить внимание на интересный факт: основные средства, приобретенные до начала переоценок, должны были обязательно ежегодно переоцениваться. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1998 г. Однако предприятие, понеся расходы по приобретению и вводу в эксплуатацию основных средств в ценах уровня 1992 г., в результате постепенных амортизационных отчислений генерирует денежные потоки, не сопоставимые с затратами, и следовательно, нет реального ухудшения финансовой ситуации на предприятии, получающем убытки из-за слишком больших амортизационных отчислений. Генерируя <из воздуха> денежные потоки, предприятия не только <смазывали> реальную картину своего финансового положения, но и раскручивали маховик инфляции во многом необоснованными издержками.
    Этот вывод нельзя переносить на деятельность предприятия, которое только что ввело в эксплуатацию основные средства, т.е. они еще не переоценены. Получение убытков в этом случае действительно будет свидетельствовать о неспособности предприятия покрыть издержки, в том числе и по приобретению, и вводу в эксплуатацию основных средств, т.е. о <проедании> предприятием собственных средств.
    Только в том случае, если предприятие имеет достаточный запас финансовой прочности и/или возможность повысить цену без риска потери объема продаж, переоценка основных фондов и/или применение коэффициентов ускорения списания амортизационных отчислений оказываются для него выгодными за счет занижения прибыли, даже несмотря на увеличивающиеся расходы, связанные с выплатой налога на имущество при переоценке. Вот тут-то и сказываются преимущества лизинга.
    Отметим еще одно важное преимущество лизинга. Когда лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, у лизингополучателя не ухудшается баланс статей, не увеличивается кредиторская задолженность. В этом случае начисление лизинговых платежей производится в соответствии с графиком платежей (согласованном между лизингодателем и лизингополучателем) бухгалтерской проводкой д-та счета 20 <Основное производство> - к-та счета 76 <Расчеты с разными дебиторами и кредиторами>, причем сумма периодичного платежа, отражаемая этой проводкой, учитывается на к-те счета 76 до времени фактической уплаты лизингополучателем денег лизингодателю.
    Таким образом, при поверхностном кредитном анализе предприятие выглядит вполне <пристойно>, риски его значительно меньше, чем если бы вся сумма задолженности по лизинговому договору отражалась в балансе (по статье <Кредиторская задолженность>), как это бывает в случае, когда предмет лизинга находится на балансе лизингополучателя.
    Выгода здесь заключается в том, что кредиторы и потенциальные инвесторы, не видя в балансе большой суммы кредиторской задолженности у предприятия-лизингополучателя, считают его менее рисковым, чем есть на самом деле, и у этого предприятия облегчается задача привлечения финансовых ресурсов со стороны.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

    Используя схему лизинга для финансирования обновления основных средств, предприятие экономит на выплатах налога на прибыль за счет полного списания лизингового платежа на себестоимость, но теряет из-за более высокой стоимости привлекаемого заемного капитала ввиду добавления лизинговой компанией своего коммерческого вознаграждения к стоимости банковского кредита.
    Как правило, для лизингополучателя стоимость лизинга оказывается больше, чем цена покупки или банковского кредита. Только при условии, что стоимость привлеченных средств для лизинговой компании меньше, чем для предприятия, лизинг выгоден.
    Говоря о проблемах лизинга, нельзя забывать и о необходимости <накручивать> НДС на сумму лизингового платежа, что удорожает лизинговые платежи.
    Хотя эти суммы и относятся в д-т счета 68 <Расчеты с бюджетом>, т.е. подлежат возмещению из бюджета, пусть даже временное отвлечение 16,67% сумм лизинговых платежей из оборота лизингополучателя является фактором удорожания заемного капитала. В этой связи лизингополучателю выгодно согласовать с лизингодателем график платежей, при котором платежи производятся вплотную к дате уплаты НДС.
    Если же предприятие платит НДС ежедекадно при больших оборотах, то целесообразность подобных расчетов будет зависеть от сумм лизинговых платежей.
    Часто при лизинге возможность ускорения амортизации не имеет значения. Это происходит, если предприятие, использующее лизинговую схему, имеет небольшой запас финансовой прочности и резким увеличением постоянных затрат (в виде амортизационных отчислений) и неизбежным в связи с реализацией проекта ростом переменных затрат рискует <загнать> себя в область убытков.
    При планировании амортизационной политики предприятия необходимо учитывать то обстоятельство, что быстрая амортизация основных средств в первые годы их эксплуатации порождает риск в последующие годы недосписывать амортизационные отчисления на себестоимость, а следовательно, в будущем <переплачивать> налог на прибыль, правда, такая опасность существует только при полном абстрагировании от ввода новых основных средств, а такое допущение в нормальной экономике вряд ли можно назвать обоснованным.
    Декларируемое преимущество лизинга перед кредитом в части обеспечения возврата заемных средств на самом деле весьма спорно, так как предмет лизинга (даже находящийся на балансе лизингодателя до полно-го выполнения лизингополучателем своих обязательств по оплате) ничем не надежнее залога, являющегося обеспечением кредита.
    Конечно, при оформлении залога приходится нести дополнительные затраты, связанные с его оформлением (регистрацией), но вряд ли практики в области лизинга станут оспаривать тот факт, что предмет лизинга может быть очень узкоспециальным, а значит, практически неликвидным в случае досрочного прекращения договора и попытки реализовать предмет лизинга.
    Таким образом, каждый конкретный проект должен быть рассмотрен <персонально> с учетом всех условий и ограничений, так как финансовый лизинг является лишь одним из способов финансирования капиталовложений и должен использоваться только будучи наиболее выгодным.
    Принятию решения о применении лизинговой или иной схемы финансирования должен предшествовать всесторонний анализ инвестиционного проекта.
    На вопросы журнала <Рынок ценных бумаг> отвечает cотрудник
    Белгородской областной лизинговой компании <БелФин> Д. О. Жаров

    РЦБ: Дмитрий Олегович, расскажите, пожалуйста, об истории вашей компании и об основных направлениях вашей деятельности?

    Д. Ж.: Нашей компании четыре года, непосредственно лизингом мы занимаемся только 2 года. История компании началась с реализации губернаторской <Программы совершеннолетия> (закон Белгородской области о дополнительных социальных гарантиях молодому поколению). Когда рождается ребенок, на него сразу открывается лицевой счет, на который поступает 1000 руб. Эти деньги с процентами он получит по достижении 18 лет. Схема финансирования этой программы и использования финансовых ресурсов очень похожа на известное всем страхование на дожитие, только страховые взносы платит не страхователь, а правительство администрации области.
    Наша компания аккумулирует эти средства и использует их для финансирования инвестиционных проектов предприятий области.
    В последние полтора года лизинговые схемы реализуются достаточно активно. Сейчас у компании более 20 действующих проектов. Компания не ограничивается участием только в крупных проектах, ведется большая работа по поддержке малого бизнеса. Также мы предоставляем нашим производителям оборудования дополнительные возможности по его реализации.

    РЦБ: По какому принципу отбираются проекты?

    Д. Ж.: У нас достаточно жесткие критерии отбора, мы стараемся максимально снизить риски. Это деньги области, и, принимая тот или иной инвестиционный проект, мы во многом ориентируемся на рекомендации областной администрации. Естественно, проводится детальный анализ финансового состояния предприятия, тщательно изучается бизнес-план. Несмотря на то что лизинговое имущество считается само по себе залогом, наша компания в обязательном порядке берет залог, как правило, превышающий стоимость договора лизинга.

    РЦБ: Учитывая специфику финансирования вашей компании, можно ли сказать, что в вашей области лизинг однозначно выгоднее кредита?

    Д. Ж.: Да, это действительно так. В первую очередь это обусловлено долгосрочным характером используемых нами средств. Первые выплаты будут производиться только в 2013 г. Это позволяет нам в свою очередь финансировать долгосрочные проекты. Кроме того, администрацией области установлено, что средства, привлеченные в рамках <Программы совершеннолетия>, должны приносить доход не менее 50% от ставки рефинансирования. Именно за счет этого стоимость оборудования при лизинге получится меньше, чем при привлечении банковского кредита.

    РЦБ: Пожалуй, достаточно традиционный вопрос: как кризис отразился на вашей компании?

    Д. Ж.: В условиях кризиса нам удалось не только выжить, но и увеличить объем инвестиций. В ситуации, когда предприятие практически не может получить кредит в банке под приемлемый процент, лизинг становится оптимальным вариантом финансирования обновления основных средств. Тем более это привлекательно, что после кризиса мы отказались от валютного исчисления и лизинговые платежи были зафиксированы в рублях.
    А предприятия, взявшие валютный кредит в банке, находятся сейчас в крайне затруднительном положении.

    РЦБ: Во многих специализированных изданиях публикуются критические статьи о лизинговом законодательстве. Как вы оцениваете закон о лизинге? С чем связаны проблемы его применения?

    Д. Ж.: Мне кажется, что это во многом надуманная проблема. Ничего <кошмарного> в этом законе нет, на самом деле он может способствовать развитию лизинга в России, создавая более цивилизованные условия. Несомненно, в законе есть правовые пробелы и недочеты, которые допускают разночтения и способствуют возникновению конфликтов между лизинговой компанией и лизингополучателем.
    Как правило, проблемы возникают по вопросам налогообложения. Так, например, приобретая автомобиль для передачи в лизинг, мы платим 20% налога на приобретение автотранспортных средств, а при передаче автомобиля на баланс лизингополучателя он снова платит этот же налог.
    Проблема двойного налогообложения пока не решена. Налоговые условия, на наш взгляд, должны быть скорректированы для лизингового финансирования.

© ЗАО "Группа РЦБ".