Мы строим логическую инфраструктуру Рунета

РЦБ
Издательский Дом

Интервью с генеральным директором ОАО <Юниверс Он-Лайн> Юрием Ровенским

    РЦБ:Юрий Александрович, чем Вы можете объяснить решение вашей компании идти в Интернет? Что именно <Юниверс Он-Лайн> планирует делать в сети?

    Ю. Р.Когда Интернет начинал свое существование, он развивался как некая информационная среда.
    И только постепенно, посредством адаптации технологий, функциональные возможности этой среды стали доступны для массового пользования, в том числе и коммерческого. В результате возник отдельный сектор рынка - сектор электронной коммерции.
    Сейчас российский рынок e-commerce переходит в следующую стадию своего развития. Мы посчитали, что сегодня самое подходящее время для того, чтобы начать реализацию инфраструктурных решений в Рунете. Перед нами стоит задача - сформировать логическую инфраструктуру для полноценной Интернет-коммерции. Эта задача поддержана нашим основным учредителем - КБ <Гута-Банк>, который всегда делал ставку на развитие высоких технологий и комплексных решений. Он - один из признанных лидеров в данной области.
    Мы строим открытый рынок. Наш продукт - портал - это универсальный Интернет-ресурс, расширяемая структура, наращиваемая и развиваемая по модульному принципу.
    Цель портала - предоставить потребителю максимально широкий спектр информации и функционально полный набор услуг (не только торговых, но и финансовых, инвестиционных, страховых и т.д.), интегрированных в рамках единого интерактивного интерфейса.
    Таким образом, достигается мультипликативный эффект воздействия отдельных видов бизнеса друг на друга, повышается эффективность эксплуатации портала в целом.
    Что получат компании, желающие присоединиться к нам? Единую платежную систему и службу доставки, общее информационное наполнение, централизованную систему материально-финан-совой логистики, единую маркетинговую стратегию, включая технологии продвижения на рынок, позиционирования, общий бренд, т.е. ту основу, на которой можно строить бизнес в сети.

    РЦБ:То есть вы хотите продавать свои услуги прежде всего тем людям, кто делает бизнес в Интернете?

    Ю. Р.В перспективе, да. Мы хотим управлять инфра-структурой. Почему мы взялись за это? Потому что у нас есть все предпосылки, есть реальные конкурентные преимущества, которые позволяют нам это делать.
    Ведь что такое инфраструктура? В условиях Интернета это прежде всего платежная система, система логистики и доставки. Все это у нас уже есть. Это в конечном итоге торговая система, которая позволит поставщикам продавать товар, не передавая его нам. Не имея ни складов, ни товарных запасов, мы выстраиваем такую торговую систему, которая позволяет очень четко отслеживать взаимодействие между витриной магазина, которой является наш портал, и реальным складом поставщика.
    Являясь эффективным инструментом привлечения потребителей, портал дает возможность компаниям, которые хотят использовать Интернет как канал расширения своего бизнеса, присоединиться к готовой инфраструктуре для ведения электронной коммерции.
    Такой подход выгоден большинству малых и средних предприятий, так как освобождает их от инвестиционного бремени, снижает для них <планку входа>, предоставляет им функционально гибкую и расширяемую площадку, позволяет повысить эффективность транзакций за счет оптимизации перемещения товарных и материальных ценностей от одной точки к другой, оптимизации встречных финансовых потоков.
    По сути, наши клиенты получат бренд нашего портала, с помощью которого они смогут обеспечить себе новые каналы сбыта.
    Мы рассчитываем на своеобразный синергический эффект за счет объ-единения различных направлений бизнеса. Наш ресурс будет не только функциональным, но и будет иметь полномасштабное наполнение.
    Сюда входят стимулирующие бесплатные сервисы, традиционные для Интернет-ресурсов (электронная почта, хостинг, чаты, энциклопедия и ряд других), финансово-деловая платная информация (новости, аналитика, котировки и т.д.). Важной компонентой являются развлекательные ресурсы (игры, казино и т.д.), т.е. все то, что потребляет сегодняшний пользователь Интернета вне зависимости от того, является ли он покупателем или просто <гуляет> по сети.

    РЦБ:В некотором смысле вы являетесь первопроходцами?

    Ю.Р.Я бы не стал акцентировать на этом внимание. То, что во всем мире давно уже стало продуктом конвейерного производства, у нас часто становится актом отчаянного <героизма>, окруженного ореолом избранности. Мы подходим к бизнесу системно. Наша задача - запустить комплексную технологию, построить такую бизнес-модель, которая внутри себя будет иметь механизмы саморазвития.
    Мировая практика ведения бизнеса в Интернете показала, что порталы являются наиболее востребованными рынком, самыми эффективными и устойчивыми бизнес-моделями. Интеграция на уровне контента, обслуживающих подсистем и технологий позволяет не только построить максимально гибкий, динамически управляемый ресурс, но и минимизировать риски (как финансовые, так и технологические), реализовать конкурентные преимущества.
    В мире сейчас происходит глобальная переоценка подходов к бизнесу в Интернете. Многие механизмы получения прибыли уже не работают. <Золотая лихорадка> закончилась, почти все <самородки> собраны. Кроме того, произошло переосмысление базовых понятий. Например, баннерная реклама, ранее рассматриваемая как услуга, сейчас при наличии соответствующих технологий превратилась в товар со всеми его атрибутами и средствами продвижения.
    Результат нашей работы абсолютно материален и обладает конкретной потребительской стоимостью.
    Как однажды заметил Дж. К. Гелбрейт, коллектив, в отличие от индивида, обладает бессмертием. Я бы добавил - люди уходят, технологии и системы остаются.

    РЦБ:В какой стадии сегодня находится работа над проектом?

    Ю. Р.Я бы разделил этот вопрос на два: <Что такое проект?> и <Что такое компания?>.
    Компания <Юниверс Он-Лайн> на сегодняшний день - <эмбрион>. Она была учреждена 21 марта 2000 г., но учреждение компании, по сути дела, явилось анонсом окончания подготовительных работ по проекту.
    На протяжении последних двух-трех лет в рамках ФИА <Госинкор-холдинг> ведется работа, направленная на решение локальных задач в общей массе инфраструктурных составляющих, развитие <линейки> он-лайн-продуктов.
    В качестве конкретного примера можно привести хорошо известную на рынке и реально работающую уже три года Интернет-брокерскую систему Remote Trader, разработанную в КБ <Гута-Банк>. Эта система позволяет осуществлять торговлю ценными бумагами на российских биржах как физическим, так и юридическим лицам.
    Следующая разработ-ка - система <Телебанк>, позволяющая клиенту дистанционно управлять денежными средствами, осуществлять переводы между текущими, депозитарными, карточными счетами.
    Уже сегодня проработана возможность интеграции этих систем в портал в рамках концепции <Виртуального банковского операционного зала>.
    Идея состоит в том, чтобы предложить комплекс услуг в виде завершенной технологической цепочки: от открытия расчетных, депозитных, инвестиционных, торговых счетов и операций по ним до информационно-аналитического обслуживания, портфельного менеджмента, срочного доверительного управления и консалтинга без временных и географических ограничений в управлении.
    Еще до формирования компании <Юниверс Он-Лайн> мы начали деятельность по организации службы доставки.
    Таким образом, проект развивается давно. Однако мы понимали, что в 1998-1999 гг. было бы преждевременно выходить на публику с какими-то интегрированными решениями в области электронной коммерции. Рынок был еще не готов.
    Сейчас ситуация постепенно меняется. И оказалось, что среди всех существующих в Рунете ресурсов практически нет готовых решений для формирования инфраструктуры. Такая задача никем даже не ставилась.
    Безусловно, есть масса локальных, в основном контентных, проектов в локальных секторах. Однако я не вижу пользы от объединения одной, пусть даже очень хорошей, поисковой системы с информационным ресурсом. Само по себе это важно, имеет право на жизнь, это должно быть, но такое объединение не имеет никакого отношения к нашей цели. Оно не дает именно инфраструктурной составляющей.
    Наша цель - получение денег от реальной коммерческой деятельности. Проект направлен в том числе на расширение бизнес-практики ФИА <Госинкор-холдинг> как в традиционных для ФИА, так и в перспективных сферах деятельности.
    Что сделано сейчас? Проработана структура бизнеса в целом, созда-на концепция построения портала, маркетинговая стратегия, по которой портал будет развиваться. Эта работа проведена при участии ведущих российских и западных фирм, прошла серьезную экспертизу. Мы не просто знаем, чего мы хотим. Мы знаем, как это сделать.
    Сейчас мы находимся на стадии определения партнерства в этом проекте. Мы отдаем себе отчет в том, что при реализации столь масштабного проекта, даже в условиях безусловной поддержки со стороны столь крупной и диверсифицированной структуры, как ФИА <Госинкор-холдинг>, есть смысл говорить о партнерстве и сотрудничестве с теми организациями и компаниями, которые имеют готовые передовые локальные решения в области Интернет-коммерции, программного обеспечения, логистики и т.д.
    Текущая стадия - это формализация партнерских отношений. Мы понимаем, что, претендуя на позицию одного из лидеров в сфере Интернет-коммерции в России, в качестве партнеров мы должны иметь также лидеров. Задача, которая сейчас стоит перед нами, - это опре-деление таких лидеров в конкретном направлении, конкретной области.
    Поиск партнеров не означает, что мы забываем о реальном формировании самого ресурса, его системе функциональной поддержки. Развивая функционалы этих систем, мы развиваем те бизнесы, которые будут в портале присутствовать. Наша цель и задача - открыть доступ к этому ресурсу до конца 2000 г.

    РЦБ:Как предполагается финансировать проект и каковы объемы и сроки этого финансирования?

    Ю. Р.Для реализации этого проекта необходимо порядка 40 млн долл. Проект реализуется поэтапно и направлен не только на создание портала, но и на формирование конкретных бизнесов, осуществляющих свою деятельность через этот портал. По сути, речь идет о развитии тех дочерних предприятий, где будут сосредоточены центры генерации прибыли.
    Мы делаем это сознательно, понимая, что создание инфраструктуры ради самой инфраструктуры - это нелогично. Инфраструктура является средством зарабатывания денег, инструментом, который должен быть востребован. Поэтому речь идет о двойной системе - о формировании самой инфраструктуры компании <Юниверс Он-Лайн> и о создании дочерних компаний, осуществляющих конкретную бизнес-операцию через Интернет.
    На сегодняшний день из уставного капитала, который составляет 30 млн долл., уплачено 10 млн долл. Это средства учредителей. До конца 2000 г. мы планируем по закрытой подписке реализовать до 25% акций из уставного капитала среди стратегических партнеров. Их вклад - это не только деньги. Это их практический опыт в области Интернет-коммерции, венчурного финансирования, экспертизы, логистики, готовые технологические, программно-аппаратные решения.
    Примерно через год после начала деятельности мы планируем подать заявку на включение акций компании в листинг ряда бирж для последующего размещения акций на открытом рынке (приблизительно 24%). Однако это произойдет только тогда, когда мы начнем зарабатывать реальные деньги.
    Мы делаем это еще и для того, чтобы предоставить нашим стратегическим партнерам, которые готовы рисковать вместе с нами на первом этапе, дополнительный механизм выхода из бизнеса, причем с прибылью, так как мы рассчитываем на рост курсовой стоимости акций. Но в любом случае значительный пакет останется во владении ФИА <Госинкор-холдинг>.

    РЦБ:Каковы примерные сроки окупаемости проекта?

    Ю. Р.Бизнес-план, который прошел экспертизу уважаемых международных консалтинговых агентств, говорит о том, что срок окупаемости текущих затрат по операциям нашего бизнеса составляет 21 месяц.
    Срок окупаемости капитальных затрат, т.е. инвестиций, будет зависеть от скорости развития Интернета в России, общих макроэкономических показателей, в том числе от состояния фондового рынка, так как его подъем - достаточно существенный фактор, способствующий дополнительному притоку средств.
    Если же говорить об окупаемости проекта, как предприятия, без учета средств, получаемых с фондового рынка за счет роста котировок, то мы рассчитываем на срок от 4 до 5 лет.

© ЗАО "Группа РЦБ".