Результаты исследования финансовых проблем российских предприятий

Серпилин Андрей

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

    Представители более 30 предприятий различных отраслей заполнили анкету, что позволило сделать вывод о достаточно высоком уровне репрезентативности представленной выборки.
    Отраслевой состав участников анкетирования

Отрасль	Число предприятий
Текстильная	3
Легкая	3
Стройматериалы	  3
Машиностроение	  9
Авиастроение	1
Нефтехимия	1
Транспорт	1
Атомная энергетика	  2
Пищевая	1

    Анкета содержала перечень наиболее часто встречающихся финансовых проблем. Респондентам предлагалось проранжировать их по степени важности (актуальности), используя для этих целей пятибалльную экспертную шкалу. Итоги анкетирования отражены в таблице, из которой видно, что участники анкетирования отнесли к числу наиболее серьезных такие проблемы, как недосток оборотных средств и собственных средств для инвестиций, налоговый пресс и диктат поставщиков (при этом целевые программы управления оборотными средствами имеют лишь 3 предприятия). Проблемы недостаточного платежеспособного спроса, роста издержек, дебиторской и кредиторской задолженности и засилья неденежных форм расчетов отмечены большинством участников анкетирования как заметные, но не доминирующие. Это свидетельствует о положительных подвижках на микроуровне и о неплохой экономической конъюнктуре в стране.

Основные финансовые проблемы

Баллы (от 1 до 5)

Нет ответа

5 4 3 2 1  

Недостаточный платежеспособный спрос

5 2 7 5 1 9

Узкая специализация

- 5 4 6 12

Дефицит оборотных средств

7 3 4 3 3 10

Дефицит собственных средств для инвестиций

7 5 4 3 2 6

Рост издержек

1 6 7 3 4 6

Рост кредиторской задолженности

5   3 3 6 10

Рост дебиторской задолженности

4   7 3 3 10

Несовершенство управленческого учета и внутреннего контроля

5 7 5 1 1 8

Дефицит квалифицированных кадров

4 4 7 1 2 11

Налоги

6 7 6 1 3 4

Неэффективный собственник

1 2 5   1 18

Сокращение госзаказа

2 1 1 2 1 17

Неденежные расчеты

3 4 1 3 2 14

Диктат поставщиков

4 3 4 3 2 11

Диктат АО-энерго

4 3 4 3 1 12

    Проблемы узкой специализации, неэффективного собственника и госзаказа были отнесены большинством участников практикума к числу незначительных. Нас крайне удивило то, что проблема высоких издержек не вошла в число приоритетных. Вместе с тем уровень издержек является важнейшим фактором конкурентоспособности предприятия.
    В анкете были также вопросы, призванные оценить ожидания предприятий в отношении федеральных и государственных структур.
    Обработав ответы на эти вопросы, мы увидели, что иждивенческие ожидания (налоговые льготы, субсидии, увеличение госзаказа) были, как ни странно, минимальны. От региональных властей и вовсе требуется только <разумное невмешательство> в деятельность предприятий. Видимо, <потрепанные> экономическими бурями последних лет руководители предприятий перешли, наконец, на чисто прагматические позиции. Их вера в то, что <вот приедет барин и велит дать денег>, значительно ослабла. Скорее, их девиз таков: <спасение утопающих - дело рук самих утопающих>.
    Нельзя не отметить, что представители многих предприятий жаловались на недостаток квалифицированных кадров, особенно в области финансов, экономики и маркетинга. Об этом стоит серьезно задуматься. Ведь, как известно: <кадры решают все>.

ОБОБЩЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

    Наряду с анкетированием нами была проведена экспресс-диагностика систем управления финансами на основе анонимного вопросника, на вопросы ответили 23 участника практикума.
    Распределение ответов на вопросы, содержащиеся в анонимном вопроснике, было следующим.
    Какие стандартные процедуры управления финансами используются на Вашем предприятии?

Финансовый план	18
Регламент работы	10
с дебиторами
Нормирование 		14
по основным видам 
расходов
Платежный календарь	15
Другие процедуры	  3

    Проводятся ли на Вашем предприятии следующие виды расчетов?

Расчеты потоков 	8
денежных средств 
(по зап. образцу)
Расчеты точек 		8
безубыточности
Расчеты финансового 	8
и операционного 
рычагов
Расчеты средне-		1
взвешенной стоимости 
капитала

    Владеете ли Вы информацией по уровню издержек конкурентов?

Да			3

    Есть ли на Вашем предприятии целевые программы, ориентированные на определенные моменты?

Снижение издержек	12
Управление оборотным 	  3
капиталом
Управление дебиторской 	11
и кредиторской 
задолженностями
Другие целевые 		5
программы

    Примеры целевых ориентиров (5 предприятий):
    Рост объема продаж в 2000 г. на 40%, рост дохода - на 15%, снижение себестоимости - на 3%, снижение дебиторской и кредиторской задолженности - на 30% и т.д.
    Доля денежных расчетов в структуре продаж в I кв. 2000 г., %:

90-100	9
70-90	5
50-70	2
До 50		4
До 25		2

    Ответы настроили нас на мажорную ноту. Ведь еще год-два назад в экономике был беспредел бартера и взаимозачетов, сейчас подавляющее число предприятий торгуют в денежной форме.
    Проводятся ли расчеты рентабельности продаж каждого конечного продукта?

Да	21

    Применяется ли директ-костинг?

Да	4
    Ведется ли учет затрат по местам их возникновения?

Да	14

    Программные продукты и средства автоматизации для подготовки управленческой отчетности:

Собственные	10
1C		3
R3		1

    Горизонт планирования для разработки финансовых планов (стратегий) (в пределах года с разбивкой по месяцам и кварталам - 16)

1 год		9
2 года		3
3-5 лет	3
Более 5 лет	2

    Периодичность составления плановых и отчетных данных и анализ отклонений:

Еженедельно	4
Ежемесячно	14
Ежеквартально	8

    Осуществляется ли увязка долгосрочных (5-10 лет), среднесрочных (3-5 лет) и краткосрочных (до одного года) стратегических и финансовых целей и задач?

Не в полном объеме	3
В полном объеме	1

    Анализ полученных ответов показал, что уровень финансового менеджмента на 23 опрошенных предприятиях достаточно высок, но не отличается полнотой и больше ориентирован на текущие финансовые аспекты деятельности в ущерб долгосрочным целям развития предприятий.
    Типичное предприятие из представленной выборки имеет финансовый план (на период в пределах года с разбивкой по месяцам и кварталам), платежный календарь, нормирует основные виды расходов, занимается планомерным снижением издержек и управлением дебиторской и кредиторской задолженностями, ведет расчет рентабельности продаж отдельных продуктов (видимо, по бухгалтерским данным о себестоимости). Планирование, составление финансовой отчетности и анализ отклонений ведутся на ежемесячной основе с использованием программных средств собственной разработки.
    Слабее всего на предприятиях организована сводная система планирования и контроля и система управленческого учета, в частности:

  • Долгосрочное планирование на период более 1-2 лет (только три предприятия).
  • Взаимоувязка стратегических и текущих планов (частично на трех предприятиях, в основном с длительным производственным циклом и в полном объеме на одном).
  • Проведение расчетов средневзвешенной стоимости капитала (только одно предприятие).
  • Применение директ-костинга (только на четырех предприятиях).
  • Расчеты финансового и операционного рычагов, точек безубыточности, потоков денежных средств по западному образцу (только по восемь предприятий по каждому из элементов, причем лишь на одном предприятии проводятся все необходимые расчеты).
  • Целевые программы по управлению оборотным капиталом (лишь на трех предприятиях).
  • Информацией по уровню издержек основных конкурентов владеют лишь три предприятия из 23 заполнивших вопросники.
        Видимо, в этой области находятся основные резервы повышения эффективности деятельности предприятий. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации компании к новым реалиям уже недостаточно. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами.
        Пытаясь сохранить контроль над своей собственностью, владельцы большинства предприятий вынуждены наблюдать, как их собственность превращается в руины, не предпринимая никаких действий, за исключением безрезультатных попыток убедить правительство помочь либо деньгами, либо гарантиями. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне (более подробно эти аспекты рассмотрены в статье <Стратегическое планирование на предприятии> // РЦБ. 1999. № 9).

  • © ЗАО "Группа РЦБ".