В РАО <ЕЭС России> научились <выращивать живые деньги>

Васильева Татьяна

    В энергетике всегда остро стояла проблема неплатежей. В 1999 г. РАО <ЕЭС России> впервые удалось остановить рост задолженности потребителей, а в I кв. 2000 г. РАО <ЕЭС России> достигнуты рекордные показатели энергосбытовой деятельности (см. рисунок). Потребителями оплачено 79% энергии, а уровень оплаты энергии <живыми> деньгами в целом по холдингу составил 48%, причем в марте - 58% (для сравнения: в марте прошлого года денежными средствами было произведено лишь 26% расчетов за энергию) (табл. 1).

РАО "ЕЭС России"

Подлежит оплате, руб.

Оплата, %

Оплата деньга-ми + БВ, %

1998 г., всего:

212 219 402 87 21

январь

24 041 356 60 19

февраль

22 380 605 74 22

март

22 855 806 96 26

I кв. 1999 г.

69 277 767 76 22

апрель

19 385 891 97 33

май

16 044 453 99 34

июнь

14 177 634 126 39

II кв. 1999 г.

49 607 978 106 35

1-ое полугодие 1999 г.

118 885 745 89 27

июль

14 140 497 121 41

август

14 677 563 130 43

сентябрь

16 058 981 133 42

III кв. 1999 г.

44 877 041 128 42

октябрь

20 129 825 94 39

ноябрь

25 381 564 86 40

декабрь

27 543 960 118 49

IV кв. 1999 г.

73 055 349 100 43

2-ое полугодие 1999 г.

117 932 390 111 43

1999 г., всего:

236 818 135 100 35

январь

29 266 483 71 39

февраль

29 085 917 78 46

март

28 733 474 90 58

I кв. 2000 г.

87 085 874 79 48

    В продаже энергии сохранились основные тенденции 1999 г. В I кв. 2000 г. уровень оплаты денежными средствами не опускался ниже показателя января - 39%. Столь положительный результат предопределен изменениями в энергосбытовой политике РАО <ЕЭС России>. Ужесточены требования по сбору текущих платежей, а к неплательщикам применяются самые строгие меры вплоть до отключения электроэнергии там, где это позволено законодательством.
    Основное внимание уделялось повышению доли денежных средств в текущих расчетах. Так, в I кв. 2000 г. были приняты определенные шаги в этом направлении: отменены все скидки и льготы, предоставляемые к тарифам РЭК, без соответствующей компенсации выпадающих доходов; были переведены на прямые расчеты с РАО <ЕЭС России> предприятия, входящие в систему МПС России. Проведен комплекс мер по ужесточению контроля за сбытовой деятельностью АО-энерго. Введена система ежемесячных заданий по сбору денежных средств для каждого АО-энерго. Расширен список платежеспособных потребителей, в отношении которых запрещено проведение неденежных форм расчетов. АО-энерго разработаны, а Центральной комиссией по регулированию производственной деятельности утверждены технические мероприятия, позволяющие осуществлять адресные воздействия на потребителей-неплательщиков.
    Эти меры позволяют сегодня говорить об определенных успехах региональных энергосистем. В I кв. по показателю оплаты денежными средствами уровень 60% превысили: АО <Колэнерго> (67%), АО <Карелэнерго> (67%), АО <Липецкэнерго> (66%), АО <Кузбассэнерго> (66%), АО <Белгородэнерго> (66%), АО <Красноярск-энерго> (64%), АО <Хакассэнерго> (63%), АО <Оренбург-энерго (63%), АО <Вологдаэнерго> (62%) и АО <Самараэнерго> (60%). В то же время 18 энергосистем не смогли обеспечить предусмотренный плановым заданием уровень сбора денежных средств (табл. 2).

РАО "ЕЭС России"

Задолженность на начало периода

Подлежит оплате за отчетный период

Фактически оплачено, всего

Оплата, %

Оплата деньга-ми, %

Оплата вексе-лями, %

Всего по РАО:

147 328 261 28 733 474 25 823 182 90 46 12

I. Промышленность

43 194 625 13 735 675 14 474 375 105 49 20

Удельный вес, %

29 48 56

-

-

-

1. Топливная, всего

6 406 023 3 016 775 2 950 095 98 58 14

Удельный вес, %

4 10 11

-

-

-

1.1. Нефтедобывающая

2 677 006 1 509 873 1 251 887 83 64 7

1.2. Нефтеперерабатывающая

583 249 722 411 852 566 118 52 29

1.3. Газовая

1 510 542 354 969 341 505 96 85 1

1.4. Угольная

1 413 598 356 318 428 511 120 26 26

1.5. Прочие виды топлива

221 628 73 204 75 626 103 25 6

2. Черная металлургия

3 579 602 1 541 985 1 648 012 107 61 37

Удельный вес, %

2 5 6

-

-

-

3. Цветная металлургия

4 553 429 1 494 271 1 656 122 111 64 36

Удельный вес, %

3 5 6

-

-

-

4. Химия и нефтехимия

7 836 538 2 552 634 2 637 688 103 48 18

Удельный вес, %

5 9 10

-

-

-

5. Машиностроение и металлообработка

12 681 863 2 598 055 2 996 697 115 36 15

Удельный вес, %

9 9 12

-

-

-

6. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

2 099 717 490 629 589 955 120 33 53

Удельный вес, %

1 2 2

-

-

-

7. Промышленность стройматериалов

1 723 209 581 756 582 048 100 23 9

Удельный вес, %

1 2 2

-

-

-

8. Легкая

1 213 172 267 984 295 655 110 40 10

Удельный вес, %

1 1 1

-

-

-

9. Пищевая

741 397 382 834 376 033 98 58 7

Удельный вес, %

1 1 1

-

-

-

10. Другие промышленные производства

2 359 675 808 752 742 070 92 34 6

Удельный вес, %

2 3 3

-

-

-

РАО "ЕЭС России"

Задолженность на начало периода Подлежит оплате за отчетный период Фактически оплачено, всего Оплата, % Оплата деньга-ми, % Оплата вексе-лями, %

II. Сельское хозяйство

13 235 331 1 096 773 863 772 79 31 6

Удельный вес, %

9 4 3

-

-

-

III. Лесное хозяйство

83 254 15 757 15 248 97 53 9

Удельный вес, %

0 0 0

-

-

-

IV. Транспорт и связь

5 673 069 2 576 048 1 987 456 77 59 4

Удельный вес, %

4 9 8

-

-

-

1. Ж.-д. транспорт

2 557 946 1 353 962 804 989 59 47 2

2. Нефтепроводный транспорт

145 702 274 796 304 067 111 100 9

3. Газопроводный транспорт

1 272 107 441 892 379 434 86 73 5

4. Связь

465 069 103 184 97 068 94 63 8

5. Прочие виды транспорта и связи

1 232 245 402 214 401 898 100 53 4

V. Строительство

1 288 085 370 755 368 414 99 29 6

Удельный вес, %

1 1 1

-

-

-

VI. Жилищно-коммунальное хозяйство

43 112 304 5 271 340 3 898 668 74 41 4

Удельный вес, %

29 18 15

-

-

-

VII. Население

3 738 580 1 080 400 858 326 79 74 0

Удельный вес, %

3 4 3

-

-

-

VIII. Прочие отрасли

37 003 013 4 586 726 3 356 923 73 36 5

Удельный вес, %

25 16 13

-

-

-

I. Предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета, всего

15 624 075 1 646 719 1 225 435 74 38 6

Удельный вес, %

11 6 5

-

-

-

1. Минобороны

6 092 332 545 041 318 366 58 28 1

2. МВД

473 768 70 191 40 773 58 40 3

3. ВПК

3 914 576 458 150 499 568 109 43 17

4. Научно-просветительные учреждения

1 204 746 164 309 117 889 72 55 0

5. Минсвязи

165 620 10 959 8 677 79 41 0

6. Прочие

3 773 033 398 069 240 162 60 37 1

II. Предприятия и организации, финансируемые из местного бюджета, всего

22 511 620 2 766 226 2 007 115 73 31 2

Удельный вес, %

15 10 8

-

-

-

1. Здравоохранение и культура

1 137 848 260 038 206 934 80 46 1

2. Водоснабжение и канализация

1 389 143 275 054 291 546 106 19 13

3. Прочие

19 984 629 2 231 134 1 508 635 68 31 1

III. Оптовые предприятия-пере-продавцы

33 619 052 4 242 854 3 030 669 71 41 5

Удельный вес, %

23 15 12

-

-

-

1. Подведомственные местной администрации

30 474 570 3 622 073 2 608 825 72 43 4

2. Неподведомственные местной администрации

3 144 482 620 781 421 844 68 25 6

    Некоторые АО-энерго, стремясь увеличить денежную составляющую, отказываются от неденежных форм расчетов, с этим связано снижение общей реализации в некоторых АО-энерго в I кв. 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом 1999 г.
    Структура полезного отпуска продолжает изменяться за счет роста потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности. В структуре потребления доля этих отраслей увеличилась до 19 и 47% соответственно. Доля денежных средств в оплате промышленных потребителей имеет устойчивую тенденцию к росту и на конец I кв. достигла 69%, аналогичная ситуация сложилась и по транспортным организациям (см. табл. 2).
    В отдельных отраслях промышленности рост уровня оплаты <живыми> деньгами весьма существен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По предприятиям черной металлургии - с 28 до 89%; по предприятиям цветной металлургии - с 67 до 90%; в химии и нефтехимии - с 19 до 58%; в топливной промышленности - с 15 до 63%, в машиностроении - с 17 до 40%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - с 13 до 31%. При этом доля промышленных предприятий в структуре потребления электроэнергии за год выросла почти на 10%.
    Оплата потребителями, финансируемыми из федерального бюджета, в I кв. выполнена на 91%, в том числе денежными средствами - на 43%. Полагаем, что на этом фоне ужесточение порядка расчетов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 296 от 4 апреля 2000 г. обеспечит необходимый уровень расчетов этой группы потребителей.
    Имеются положительные тенденции в платежах предприятий ЖКХ, ОПП, в то же время эти группы потребителей имеют самые низкие показатели по уровню платежей денежными средствами.
    Ужесточение контроля за соответствием потребляемой бюджетными организациями энергии установленным лимитам позволяет рассчитывать на решение проблемы неплатежей со стороны бюджетных организаций.
    На ближайшее будущее поставлена задача - довести полезный отпуск энергии до уровня платежеспособного спроса, обеспеченного денежными средствами. Постановлением Правительства № 829 от 19 июля 1999 г. предусмотрено достижение уровня монетизации расчетов во II кв. - 63%, в III кв. - 71% и в IV кв. - 75%.

© ЗАО "Группа РЦБ".