В энергетике всегда остро стояла проблема неплатежей. В 1999 г. РАО <ЕЭС России> впервые удалось остановить рост задолженности потребителей, а в I кв. 2000 г. РАО <ЕЭС России> достигнуты рекордные показатели энергосбытовой деятельности (см. рисунок). Потребителями оплачено 79% энергии, а уровень оплаты энергии <живыми> деньгами в целом по холдингу составил 48%, причем в марте - 58% (для сравнения: в марте прошлого года денежными средствами было произведено лишь 26% расчетов за энергию) (табл. 1).
РАО "ЕЭС России" |
Подлежит оплате, руб. |
Оплата, % |
Оплата деньга-ми + БВ, % |
1998 г., всего: |
212 219 402 | 87 | 21 |
январь |
24 041 356 | 60 | 19 |
февраль |
22 380 605 | 74 | 22 |
март |
22 855 806 | 96 | 26 |
I кв. 1999 г. |
69 277 767 | 76 | 22 |
апрель |
19 385 891 | 97 | 33 |
май |
16 044 453 | 99 | 34 |
июнь |
14 177 634 | 126 | 39 |
II кв. 1999 г. |
49 607 978 | 106 | 35 |
1-ое полугодие 1999 г. |
118 885 745 | 89 | 27 |
июль |
14 140 497 | 121 | 41 |
август |
14 677 563 | 130 | 43 |
сентябрь |
16 058 981 | 133 | 42 |
III кв. 1999 г. |
44 877 041 | 128 | 42 |
октябрь |
20 129 825 | 94 | 39 |
ноябрь |
25 381 564 | 86 | 40 |
декабрь |
27 543 960 | 118 | 49 |
IV кв. 1999 г. |
73 055 349 | 100 | 43 |
2-ое полугодие 1999 г. |
117 932 390 | 111 | 43 |
1999 г., всего: |
236 818 135 | 100 | 35 |
январь |
29 266 483 | 71 | 39 |
февраль |
29 085 917 | 78 | 46 |
март |
28 733 474 | 90 | 58 |
I кв. 2000 г. |
87 085 874 | 79 | 48 |
В продаже энергии сохранились основные тенденции 1999 г. В I кв. 2000 г. уровень оплаты денежными средствами не опускался ниже показателя января - 39%. Столь положительный результат предопределен изменениями в энергосбытовой политике РАО <ЕЭС России>. Ужесточены требования по сбору текущих платежей, а к неплательщикам применяются самые строгие меры вплоть до отключения электроэнергии там, где это позволено законодательством.
Основное внимание уделялось повышению доли денежных средств в текущих расчетах. Так, в I кв. 2000 г. были приняты определенные шаги в этом направлении: отменены все скидки и льготы, предоставляемые к тарифам РЭК, без соответствующей компенсации выпадающих доходов; были переведены на прямые расчеты с РАО <ЕЭС России> предприятия, входящие в систему МПС России. Проведен комплекс мер по ужесточению контроля за сбытовой деятельностью АО-энерго. Введена система ежемесячных заданий по сбору денежных средств для каждого АО-энерго. Расширен список платежеспособных потребителей, в отношении которых запрещено проведение неденежных форм расчетов. АО-энерго разработаны, а Центральной комиссией по регулированию производственной деятельности утверждены технические мероприятия, позволяющие осуществлять адресные воздействия на потребителей-неплательщиков.
Эти меры позволяют сегодня говорить об определенных успехах региональных энергосистем. В I кв. по показателю оплаты денежными средствами уровень 60% превысили: АО <Колэнерго> (67%), АО <Карелэнерго> (67%), АО <Липецкэнерго> (66%), АО <Кузбассэнерго> (66%), АО <Белгородэнерго> (66%), АО <Красноярск-энерго> (64%), АО <Хакассэнерго> (63%), АО <Оренбург-энерго (63%), АО <Вологдаэнерго> (62%) и АО <Самараэнерго> (60%). В то же время 18 энергосистем не смогли обеспечить предусмотренный плановым заданием уровень сбора денежных средств (табл. 2).
РАО "ЕЭС России" |
Задолженность на начало периода |
Подлежит оплате за отчетный период |
Фактически оплачено, всего |
Оплата, % |
Оплата деньга-ми, % |
Оплата вексе-лями, % |
Всего по РАО: |
147 328 261 | 28 733 474 | 25 823 182 | 90 | 46 | 12 |
I. Промышленность |
43 194 625 | 13 735 675 | 14 474 375 | 105 | 49 | 20 |
Удельный вес, % |
29 | 48 | 56 | - |
- |
- |
1. Топливная, всего |
6 406 023 | 3 016 775 | 2 950 095 | 98 | 58 | 14 |
Удельный вес, % |
4 | 10 | 11 | - |
- |
- |
1.1. Нефтедобывающая |
2 677 006 | 1 509 873 | 1 251 887 | 83 | 64 | 7 |
1.2. Нефтеперерабатывающая |
583 249 | 722 411 | 852 566 | 118 | 52 | 29 |
1.3. Газовая |
1 510 542 | 354 969 | 341 505 | 96 | 85 | 1 |
1.4. Угольная |
1 413 598 | 356 318 | 428 511 | 120 | 26 | 26 |
1.5. Прочие виды топлива |
221 628 | 73 204 | 75 626 | 103 | 25 | 6 |
2. Черная металлургия |
3 579 602 | 1 541 985 | 1 648 012 | 107 | 61 | 37 |
Удельный вес, % |
2 | 5 | 6 | - |
- |
- |
3. Цветная металлургия |
4 553 429 | 1 494 271 | 1 656 122 | 111 | 64 | 36 |
Удельный вес, % |
3 | 5 | 6 | - |
- |
- |
4. Химия и нефтехимия |
7 836 538 | 2 552 634 | 2 637 688 | 103 | 48 | 18 |
Удельный вес, % |
5 | 9 | 10 | - |
- |
- |
5. Машиностроение и металлообработка |
12 681 863 | 2 598 055 | 2 996 697 | 115 | 36 | 15 |
Удельный вес, % |
9 | 9 | 12 | - |
- |
- |
6. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
2 099 717 | 490 629 | 589 955 | 120 | 33 | 53 |
Удельный вес, % |
1 | 2 | 2 | - |
- |
- |
7. Промышленность стройматериалов |
1 723 209 | 581 756 | 582 048 | 100 | 23 | 9 |
Удельный вес, % |
1 | 2 | 2 | - |
- |
- |
8. Легкая |
1 213 172 | 267 984 | 295 655 | 110 | 40 | 10 |
Удельный вес, % |
1 | 1 | 1 | - |
- |
- |
9. Пищевая |
741 397 | 382 834 | 376 033 | 98 | 58 | 7 |
Удельный вес, % |
1 | 1 | 1 | - |
- |
- |
10. Другие промышленные производства |
2 359 675 | 808 752 | 742 070 | 92 | 34 | 6 |
Удельный вес, % |
2 | 3 | 3 | - |
- |
- |
РАО "ЕЭС России" |
Задолженность на начало периода | Подлежит оплате за отчетный период | Фактически оплачено, всего | Оплата, % | Оплата деньга-ми, % | Оплата вексе-лями, % |
II. Сельское хозяйство |
13 235 331 | 1 096 773 | 863 772 | 79 | 31 | 6 |
Удельный вес, % |
9 | 4 | 3 | - |
- |
- |
III. Лесное хозяйство |
83 254 | 15 757 | 15 248 | 97 | 53 | 9 |
Удельный вес, % |
0 | 0 | 0 | - |
- |
- |
IV. Транспорт и связь |
5 673 069 | 2 576 048 | 1 987 456 | 77 | 59 | 4 |
Удельный вес, % |
4 | 9 | 8 | - |
- |
- |
1. Ж.-д. транспорт |
2 557 946 | 1 353 962 | 804 989 | 59 | 47 | 2 |
2. Нефтепроводный транспорт |
145 702 | 274 796 | 304 067 | 111 | 100 | 9 |
3. Газопроводный транспорт |
1 272 107 | 441 892 | 379 434 | 86 | 73 | 5 |
4. Связь |
465 069 | 103 184 | 97 068 | 94 | 63 | 8 |
5. Прочие виды транспорта и связи |
1 232 245 | 402 214 | 401 898 | 100 | 53 | 4 |
V. Строительство |
1 288 085 | 370 755 | 368 414 | 99 | 29 | 6 |
Удельный вес, % |
1 | 1 | 1 | - |
- |
- |
VI. Жилищно-коммунальное хозяйство |
43 112 304 | 5 271 340 | 3 898 668 | 74 | 41 | 4 |
Удельный вес, % |
29 | 18 | 15 | - |
- |
- |
VII. Население |
3 738 580 | 1 080 400 | 858 326 | 79 | 74 | 0 |
Удельный вес, % |
3 | 4 | 3 | - |
- |
- |
VIII. Прочие отрасли |
37 003 013 | 4 586 726 | 3 356 923 | 73 | 36 | 5 |
Удельный вес, % |
25 | 16 | 13 | - |
- |
- |
I. Предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета, всего |
15 624 075 | 1 646 719 | 1 225 435 | 74 | 38 | 6 |
Удельный вес, % |
11 | 6 | 5 | - |
- |
- |
1. Минобороны |
6 092 332 | 545 041 | 318 366 | 58 | 28 | 1 |
2. МВД |
473 768 | 70 191 | 40 773 | 58 | 40 | 3 |
3. ВПК |
3 914 576 | 458 150 | 499 568 | 109 | 43 | 17 |
4. Научно-просветительные учреждения |
1 204 746 | 164 309 | 117 889 | 72 | 55 | 0 |
5. Минсвязи |
165 620 | 10 959 | 8 677 | 79 | 41 | 0 |
6. Прочие |
3 773 033 | 398 069 | 240 162 | 60 | 37 | 1 |
II. Предприятия и организации, финансируемые из местного бюджета, всего |
22 511 620 | 2 766 226 | 2 007 115 | 73 | 31 | 2 |
Удельный вес, % |
15 | 10 | 8 | - |
- |
- |
1. Здравоохранение и культура |
1 137 848 | 260 038 | 206 934 | 80 | 46 | 1 |
2. Водоснабжение и канализация |
1 389 143 | 275 054 | 291 546 | 106 | 19 | 13 |
3. Прочие |
19 984 629 | 2 231 134 | 1 508 635 | 68 | 31 | 1 |
III. Оптовые предприятия-пере-продавцы |
33 619 052 | 4 242 854 | 3 030 669 | 71 | 41 | 5 |
Удельный вес, % |
23 | 15 | 12 | - |
- |
- |
1. Подведомственные местной администрации |
30 474 570 | 3 622 073 | 2 608 825 | 72 | 43 | 4 |
2. Неподведомственные местной администрации |
3 144 482 | 620 781 | 421 844 | 68 | 25 | 6 |
Некоторые АО-энерго, стремясь увеличить денежную составляющую, отказываются от неденежных форм расчетов, с этим связано снижение общей реализации в некоторых АО-энерго в I кв. 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом 1999 г.
Структура полезного отпуска продолжает изменяться за счет роста потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности. В структуре потребления доля этих отраслей увеличилась до 19 и 47% соответственно. Доля денежных средств в оплате промышленных потребителей имеет устойчивую тенденцию к росту и на конец I кв. достигла 69%, аналогичная ситуация сложилась и по транспортным организациям (см. табл. 2).
В отдельных отраслях промышленности рост уровня оплаты <живыми> деньгами весьма существен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По предприятиям черной металлургии - с 28 до 89%; по предприятиям цветной металлургии - с 67 до 90%; в химии и нефтехимии - с 19 до 58%; в топливной промышленности - с 15 до 63%, в машиностроении - с 17 до 40%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - с 13 до 31%. При этом доля промышленных предприятий в структуре потребления электроэнергии за год выросла почти на 10%.
Оплата потребителями, финансируемыми из федерального бюджета, в I кв. выполнена на 91%, в том числе денежными средствами - на 43%. Полагаем, что на этом фоне ужесточение порядка расчетов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 296 от 4 апреля 2000 г. обеспечит необходимый уровень расчетов этой группы потребителей.
Имеются положительные тенденции в платежах предприятий ЖКХ, ОПП, в то же время эти группы потребителей имеют самые низкие показатели по уровню платежей денежными средствами.
Ужесточение контроля за соответствием потребляемой бюджетными организациями энергии установленным лимитам позволяет рассчитывать на решение проблемы неплатежей со стороны бюджетных организаций.
На ближайшее будущее поставлена задача - довести полезный отпуск энергии до уровня платежеспособного спроса, обеспеченного денежными средствами. Постановлением Правительства № 829 от 19 июля 1999 г. предусмотрено достижение уровня монетизации расчетов во II кв. - 63%, в III кв. - 71% и в IV кв. - 75%.