Куда движется NasdAQ?

Воловник Аркадий

ПРОЛОГ

    Cледует учесть, что в NasdAQ вращается существенно меньше реальных средств, чем в Dow Jones Industrial Average (DJIA). Объяснений этому несколько:

  • во-первых, валовой объем продукции, производимой компаниями, акции которых котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), в несколько раз больше объема <новой> экономики, отраженной в NasdAQ;
  • во-вторых, <традиционных> компаний гораздо больше, чем <новых>;
  • в-третьих, для high-tech-компаний характерно, что большая часть акций фирмы находится на руках у ведущих менеджеров этих компаний, которые также являются владельцами фирм. Как следствие, при росте стоимости акций эти менеджеры стали <очень богатыми> и вошли в первую десятку самых богатых людей планеты, но при этом только незначительная часть акций каждой компании находится в свободной продаже.
        Поэтому индекс NasdAQ подвержен гораздо большим колебаниям, чем DJIA, и потому именно DJIA отражает реальное положение в американской (и даже мировой) экономике. Но <большие деньги> делаются (и теряются) в NasdAQ.
        В течение 1998 г. в изменении индекса NasdAQ Composite Index можно выделить два периода:
  • первый период - первые три квартала, когда значение индекса практически не изменилось;
  • второй период - в IV кв. наблюдался значительный рост индекса, который и обеспечил общее повышение величины индекса до 2200.
        Итоговый годовой рост - 37,5%. При этом следует учесть, что большинство компаний, чьи акции котируются в NasdAQ, не выплачивают дивиденды или выплачивают очень незначительный процент от стоимости акций. Поэтому практически всю прибыль акционеры получают только от роста курсовой стоимости.
        Рост стоимости акций соответствует потенциальному доходу в 37,5% годовых и может быть признан очень хорошим, особенно при условии низкой инфляции, характерной для США. Тем не менее это не выдающийся результат, который мог бы качественно изменить ситуацию на фондовом рынке.

    НАЧАЛО <БОЛЬШОГО СКАЧКА>

        И в 1999 г. в изменении индекса NasdAQ также можно выделить два периода. И так же, как 1998 г., первый период - это первые три квартала и второй период - IV кв. года. На этом общие черты заканчиваются.
        В первый период имел место рост индекса в среднем на 7% в квартал, что привело к росту значения почти на 23% к концу III кв. 1999 г. Это неплохой результат, однако темп роста индекса оказался ниже, чем в среднем за 1998 г. (только 7% против 8,5% за квартал). Но IV кв. - качественное изменение: рост сразу на 50%. Если бы этот темп сохранился в течение года, то годовой прирост был бы 400%. Это беспрецедентно.
        Причин такого роста несколько, и их анализ проведен многократно. Можно только указать основные, а именно:

  • кризис в Азии;
  • ухудшение состояния евро;
  • благоприятные экономические показатели США;
  • увеличение доходов практичес-ки всех слоев американского общества;
  • неустойчивость и высокий риск других рынков.
        Все это привело к притоку финансовых ресурсов на американский рынок, и большая часть этих средств была вложена в акции высокотехнологических и Интернет-компаний. Одновременно на этот же рынок поступили значительные средства от американских инвесторов и частных граждан. Как следствие, на американском рынке возник избыток финансовых средств, которые и создали ажиотажный спрос на акции этих компаний.
        Естественно, общие тенденции мировой и американской экономик не могли не сказаться и на изменении курса акций <традиционных> компаний. За 1999 г. индекс DJIA вырос на 25%, что с учетом выплаты дивидендов обеспечило акционерам значительную прибыль. Тем не менее этот рост не может сравниться с изменениями по NasdAQ.
        Нельзя, конечно, не учитывать газетную шумиху, поднятую вокруг <самого богатого человека> Билла Гейтса, который сам в немалой степени способствовал <разжиганию> интереса к своей персоне и к своему бизнесу. Фактически это была всемирная рекламная кампания Microsoft, не стоившая компании ни цента. Как можно было от нее отказаться?! Эта рекламная акция дошла <до всех и до каждого>, и все узнали, что high-tech-компании - это <курицы, несущие золотые яйца>.
        В результате привлекательность акций высокотехнологических компаний стала еще более заметной.
        Естественно, в начале 2000 г. тенденции сохранились, значительный рост индекса NasdAQ продолжался: за первые 10 недель года он увеличился более чем на 25%, что соответствует почти 34% за квартал, или 222% годовых. Такой длительный и значительный рост стоимости акций ранее еще не наблюдался.
        Однако реальные показатели работы high-tech-компаний, и особенно Интернет-компаний, были далеко не столь благоприятны. Ожидать реальной прибыли (дивидендов), рассчитывая только на рост курсовой стоимости акций (потенциальная прибыль), не приходилось не только в обозримое время, но и на значительную временную перспективу. Очевидно, что этот рост должен смениться спадом: коррекция обязательно должна была произойти.
        Такая ситуация подталкивает к мысли, что к завышенному темпу роста курса акций <приложили руки> также и серьезные биржевые спекулянты. (Историю с английским фунтом стерлингов и участие в ней Дж. Сороса все еще достаточно хорошо помнят.) Но СМИ создавали впечатление, что Интернет-бизнес только начинает развиваться и главный рост котировок акций высокотехнологических компаний еще впереди.
        И это мнение стало банальностью, воспринимаемой почти всеми; естественно, все больше денег активно привлекалось в этот сектор рынка.

    АПРЕЛЬСКИЙ ОБВАЛ

        К 13 марта 2000 г. значение индекса достигло своего предельно высокого значения - 5132. С середины марта началось снижение цены на акции высокотехнологических компаний. А после решения американского суда (13 апреля 2000 г., ровно через месяц после достижения максимума) о признании Microsoft монополистом начался настоящий обвал.
        Индекс NasdAQ упал к 14 апреля 2000 г. почти на 45% по сравнению с серединой марта 2000 г. При этом пострадали все компьютерные компании без разбора: такое возможно только в условиях паники на бирже. И этот обвал происходил на фоне, в общем, благоприятных показателей американской экономики. В печати появилось понятие <черная пятница>.
        Однако уже в понедельник (17 апреля 2000 г.) падение остановилось и начался подъем показателя индекса, который продолжался до конца апреля и в начале мая.
        Очень похоже на сценарий классической биржевой спекуляции.

    ПОСЛЕ КРИЗИСА

        Уже в начале следующей за обвалом недели высокотехнологические компании разделились на уцелевших и пострадавших. У некоторых фирм курсы акций практически вернулись на докризисный уровень, а в ряде случаев даже превысили его.
        Необходимо отметить, что под Интернет-бизнесом понимается два достаточно разных направления:
        1) производство аппаратных и программных средств, необходимых для работы в сети, а также различные компьютерные (цифровые) устройства;
        2) использование Интернета как среды и средства для реализации бизнеса.
        Среди жертв паники - множество корпораций, развивающих непосредственно Интернет-бизнес.
        В то же время многие компании, занятые <вспомогательным> для глобальной сети бизнесом, пострадали мало и быстро отыграли назад. Этот феномен может быть объяснен следующими причинами:

  • во-первых, не оправдались ожидания получения прибыли от использования сети (об этом достаточно много написано в специальных и массовых изданиях). Естественно, что ожидания сменились разочарованием, а это благоприятная среда для паники;
  • во-вторых, к началу 2000 г. было осознано значение Интернета как эффективной среды для развития традиционного бизнеса. Как следствие, многие компании традиционного бизнеса, такие как автомобилестроительные, начали активно осваивать Интернет-пространство для повышения эффективности собственно бизнеса. И немало здесь преуспели;
  • в-третьих, использование Интернета частными лицами для финансовых, торговых и иных коммерческих целей оказалось значительно менее популярным, чем прогнозировалось 2-3 года тому назад. Главная причина данного замедления - неупорядоченная система безналичной оплаты, слишком много случаев мошенничества с кредитными карточками, номера которых становятся известны в сети. С другой стороны, даже при оплате товара (услуги) через Интернет все равно остается проблема доставки этого товара (выполнение услуги), при которой может быть проведена оплата наличными деньгами. Как следствие, Интернет-услуги сводятся только к поиску и выбору товара. Но в этом случае ожидать значительную доходность от предоставления Интернет-услуг нельзя.
        Таким образом, ожидание высокой прибыльности Интернет-компаний не оправдалось. Как следствие, падение стоимости этих компаний оказалось очень заметным.
        Можно считать, что кризис разделил Интернет-индустрию на виртуальную и реальную части. Большинство тех, кто создавал Интернет-магазины и биржи, новостные и справочные сайты, стали беднее в разы или вовсе обанкротились. Относительно слабо <подешевели> лишь явные лидеры этого бизнеса, будущее которых даже при резком сжатии рынка не вызывает сомнений у их инвесторов.
        Компании, которые делали <железо> и программы, прокладывали провода и предоставляли доступ к Интернету, конечно, тоже пострадали, но существенно меньше, и вскоре их акции стали расти. В качестве примера можно привести изменение стоимости акций такой заметной компании, как Sun Microelectronics (значительная часть Интернет-серверов выполнена на компьютерах этой фирмы).
        Таким образом, можно говорить о компаниях, занятых в реальном Интернет-бизнесе, положение которых после кризиса даже улучшилось. Следует отметить, что курсы акций ведущих компаний - представителей реального Интернет-бизнеса в дни кризиса достаточно точно отслеживали эволюцию индекса NasdAQ.
        А курсы акций виртуальных компаний изменялись достаточно хаотично.
        Естественно, подъем NasdAQ был обеспечен ростом котировок акций компаний именно из реального сектора и не вызвал дружного роста остальных.

    ВЫВОДЫ

        Можно сделать следующие вы-воды:

  • Индекс NasdAQ имеет устойчивый рост в течение 1998 - 2000 гг. Этот рост опережает увеличение показателя DJIA, который также демонстрирует в этот период значительный рост.
  • Сверхвысокий рост индекса NasdAQ в IV кв. 1999 г. и в начале 2000 г. связан с рядом объективных экономических показателей развития мировой и североамериканской экономик, обеспечивших приток значительных средств (как внешних, так и внутренних) на американский рынок. Одновременно нельзя недооценивать и субъективные причины, а именно ажиотаж, который поднят средствами массовой информации вокруг компьютерного бизнеса в целом и Интернет-бизнеса в частности.
  • Возможно, на рост и обвал индекса повлияли спекулятивные действия крупных игроков.
  • Обвал рынка ожидался, так как многие финансовые аналитики считали, что рынок высокотехнологических компаний <перегрет>. Эти прогнозы были известны практически всем держателям акций. Поэтому решение суда о признании компании Microsoft монополистом явилось сигналом к определенной панике на бирже, которая привела к столь серьезному обвалу акций.
  • Происшедшее снижение индекса NasdAQ может быть рассмотрено как корректировка неоправданно завышенного курса многих высокотехнологических компаний, ибо значение индекса, установившееся к началу мая 2000 г., является достаточно высоким при сохранении тенденций роста индекса, характерных для 1998 - 1999 гг.
  • Можно ожидать, что будут два сценария изменения капитализации компаний, чьи акции котируются в системе NasdAQ:
  • акции компаний, занятых производством техники и программного обеспечения, восстановят свою стоимость за счет значительной потребности в их продукции на рынках;
  • капитализация компаний, предоставляющих услуги в Интернете, по-видимому, сократится, так как, с одной стороны, рынок этих услуг растет значительно ниже прогнозов, которые делались в 1998 - 1999 гг. С другой стороны, доходность этих компаний очень мала, а доверие к развитию этого бизнеса существенно подорвано.
        Остается еще только один вопрос: <Где можно ожидать еще столь же существенного подъема, который до недавнего времени был характерен для акций high-tech-компаний?>.
        Естественно, абсолютной достоверности нет, но можно ожидать, что акции биотехнологических компаний будут существенно расти в цене (они и сейчас демонстрируют отличные результаты).
        Второе направление - компании сотовой связи и других видов беспроводной связи. Это относится не столько к операторам сотовой связи, сколько к поставщикам аппаратуры для этого бизнеса.
        Однако трудно предположить, что одновременно создадутся все те условия, которые имели место в конце 1999 г. и в начале 2000 г. и которые привели к известному скачку индекса NasdAQ.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".