Полная версия статьи в PDF
Управление долгом является одной из важных функций государства - как центрального правительства, так и правительства штатов, провинций и муниципалитетов. Можно сказать, что история развития программы управления долгом в рамках ЮНКТАД при ООН написана кровью кредиторов. Все помнят мексиканский долговой кризис августа 1982 г. и тот факт, что после него в течение всех 1980-1990-х годов многие должники непрерывно боролись, пытаясь восстановить свою кредитоспособность. ООН должно было выделить вопрос эффективного управления долгом как один из наиболее важных в государственной политике и затрагивающий интересы населения. В этом состоит гуманитарный элемент процесса управления долгом.
Программа уже стартовала и в настоящий момент является одним из ведущих поставщиков продуктов и услуг в области управления долгом. Она охватывает вопросы международного финансирования и финансирования на внутреннем рынке, информационных технологий, управления. Ее цель - предоставить правительству возможность заложить основы эффективного управления долгом.
Мы активно сотрудничаем с разными странами, международными и региональными организациями, такими как Всемирный банк или МВФ, обладающими богатым опытом в данной области.
В рамках программы мы пытаемся выделить лучшие, базовые методы управления долгом. Каждые 2 года в Женеве проводится Международная конференция по управлению долгом, на которую собираются специалисты в данной отрасли.
Конференция предоставляет возможность обсудить последние и наиболее важные моменты в управлении долгом и поделиться своим опытом в этих вопросах. В результате проведения таких конференций было одобрено решение образовать постоянную ассоциацию, которая бы предоставляла услуги специалистам или представителям агентств по управлению долгом.
Первая конференция прошла в 1997 г., а в 2000 г. была основана Всемирная ассоциация агентств по управлению долгом (WADMO).
Цели ассоциации:
способствовать пониманию и сотрудничеству агентств по управлению долгом;
содействовать развитию систем сбора данных и информационного обмена между агентствами по управлению долгом;
способствовать обмену опытом эффективного управления долгом между странами и регионами;
оказывать помощь агентствам по управлению долгом в доступе к технической поддержке и тренинговым программам;
облегчить доступ к финансированию и другой помощи агентств для развития и применения эффективного управления долгом;
оказывать агентствам по управлению долгом поддержку в консультировании их правительств при формулировании правильной долговой политики.
Ассоциация открыта не только для специализированных или автономных агентств по управлению долгом, но и для всех организаций, вовлеченных в управление государственным долгом.
Кроме того, ассоциация работает и со специализированными агентствами по управлению долгом провинций, муниципалитетов, а также городов.
В то же время необходимо быть крайне осторожными, поскольку опыт стран с высокими доходами нельзя просто внедрить в практику стран со средним и тем более низким доходами. Это одна из главных трудностей, с которой пришлось столкнуться в программе управления долгом.
Основные наши клиенты - страны с низким и средним доходами. В настоящее время мы работаем в 62 странах, но их число растет. Среди новых клиентов такие страны, как Афганистан и Ирак. Здесь мы сталкиваемся с вопросами управления субнациональным долгом. Разрабатываются пути применения структуры управления с автономным агентством по управлению долгом.
У нас есть специализированная компьютерная программа, которая является наиболее широко используемым программным обеспечением управления долгом в мире. Она существует на 5 языках, в том числе и на русском, инсталлирована во многих странах СНГ и является системой, обеспечивающей поддержку деятельности по управлению долгом.
Однако самой по себе системы и предоставляемых ей услуг недостаточно. Необходимо позаботиться об административной структуре и персонале. Подбор персонала - один из наиболее важных аспектов. Агентство по управлению долгом, которое может обеспечить конкурентную оплату труда, способно построить систему, при которой сотрудники будут мотивированы на работу.
© ЗАО "Группа РЦБ".