Тариф как ключевой вопрос

Моряков Игорь
Президент ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания"

Полная версия статьи в PDF


    Тарифная политика депозитария любого уровня - вопрос весьма важный. Являясь результатом компромисса между услугой, ее себестоимостью, клиентской политикой и стратегией компании, тарифная политика оказывает непосредственное влияние на перечисленные выше факторы.
    Тарифная политика будущего Центрального депозитария России - один из ключевых вопросов на этапе формирования такого института. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо его обсудить, тем более в свете развернувшейся дискуссии по вопросу дальнейшего функционирования и управления Центральным депозитарием. И в этом обсуждении опыт ДКК как де-факто российского Центрального депозитария по рынку акций может послужить для участников обсуждения прототипом такой политики.
    Какие предпосылки сформировали тарифную политику ДКК?
    1. ДКК является рыночной организацией, работающей в конкурентной среде. Единственным источником финансирования деятельности компании являются операционные доходы.
    2. Акционеры ДКК являются одновременно клиентами компании, и в этом качестве больше заинтересованы в минимизации своих расходов на обслуживание высокого качества, чем в увеличении прибыли и получении дивидендных доходов.
    3. Получение максимально высокой прибыли не является главной целью деятельности ДКК. Прибыль рассматривается как источник финансирования проектов по развитию компании.
    Сложившиеся принципы тарифной политики ДКК на сегодняшний день включают:
    1) публичность тарифов. Тарифы носят публичный характер, за одни и те же услуги все клиенты платят одинаково;
    2) обеспечение самоокупаемости и самофинансирования. Самостоятельность финансирования развития неизбежно задает нижнюю границу уровня тарифов компании: себестоимость услуги плюс норма прибыли;
    3) соответствие равновесному уровню спроса на услуги по различным инструментам (акции, облигации, паи). Верхнюю границу тарифов на услуги определяет рыночный спрос и сложившийся уровень конкуренции в отрасли. Ограничением для увеличения тарифов является политика акционеров в отношении планирования прибыльности операционной деятельности компании;
    4) сбалансированность доходов и потерь при изменении тарифов. Изменение структуры или величины тарифов на какую-либо услугу или группу услуг компенсируется изменением тарифов на другие услуги. Общие расходы депонентов с учетом сложившейся структуры платежей по клиентам, как правило, остаются неизменными либо уменьшаются;
    5) сбалансированность простоты в применении тарифов и эффективности для клиентов;
    6) обеспечение стабильного уровня доходов за счет диверсификации операционных доходов по видам услуг. Структура услуг и тарифов обеспечивает стабильный уровень операционных доходов вне зависимости от колебаний рынка и спроса на различные группы услуг со стороны различных групп клиентов.
    Последовательная реализация вышеизложенной тарифной политики, а также мониторинг обратной реакции рынка на применение указанных принципов ценообразования позволяют ДКК поддерживать прозрачность бизнеса для акционеров и клиентов компании, упрощают процесс принятия решений для менеджмента, повышают эффективность функционирования ДКК в целом.
    Эффективно ли реализовать перечисленные выше принципы (или некоторые из них) в деятельности российского Центрального депозитария? Ответ - за рынком.

© ЗАО "Группа РЦБ".