Российский финансовый рынок: оценки и прогнозы

Петров Валерий
канд. экон. наук

Полная версия статьи в PDF


    Российская экономика за истекший период 2004 г. продемонстрировала достаточно высокие темпы роста, движущей силой которого стали благоприятная внешнеторговая конъюнктура и устойчивое повышение внутреннего потребительского спроса. Согласно предварительным экспертным оценкам рост ВВП составил за первые 3 квартала, по уточненным официальным данным, 6,9%, а увеличение объема инвестиций в собственный капитал - 11,6%.
    Развитие финансового рынка, несмотря на краткосрочные периоды локальных ухудшений конъюнктуры, в целом отражало те благоприятные изменения, которые происходили в экономике страны. Валютный курс на протяжении 10 месяцев 2004 г. характеризовался высокой устойчивостью, размах средних дневных колебаний не превышал 0,05%, а итоговое укрепление рубля по отношению к доллару за весь рассматриваемый период составило около 2,6%. Фондовый рынок в летние месяцы испытывал достаточно сильные колебания, тем не менее итоговый рост Индекса ММВБ за 10 месяцев составил около 23%, при этом обороты рынка увеличились более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.
    Изменения, проиcшедшие в российской экономике и финансовой системе за последние месяцы, заставили экспертов пересматривать прогнозные оценки основных финансово-экономических параметров как на второе полугодие 2004 г., так и на 2005 г. В этой связи значительный практический и научный интерес представляет анализ факторов, формирующих внутреннюю экономическую конъюнктуру в России и основные тренды в развитии финансовой системы страны.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ 2004-2005 гг.

    Развитие российской экономики нельзя рассматривать вне контекста глобальных экономических тенденций. Перспективы внешнего спроса на российскую продукцию и динамика финансовых рынков во многом определяются развитием мировой экономики. В 2004 г. прогнозируется увеличение темпов роста мирового ВВП по сравнению с предыдущим годом до 5,0%, но уже в 2005 г. ожидается некоторое замедление темпов роста - до 3,8-4,3%.
    Поскольку основным <локомотивом> экономического роста в мире являются США, с высокой степенью уверенности можно говорить о том, что тенденции развития их экономики во многом определят и общемировые тенденции. Руководители федеральных резервных банков прогнозируют снижение темпов роста американской экономики с 4,00-4,75% в 2004 г. до 3,5-4,0% в 2005 г. Опрос Blue Chip Economic Indicators дал схожие результаты: 4,3 и 3,6%, соответственно.
    Темпы роста европейской экономики, наоборот, увеличиваются, правда, незначительно. Аналитики ведущих мировых банков прогнозируют их на уровне 1,8-2,1% в 2004 г. и 2,0-2,5% в 2005 г.
    Денежно-кредитная политика Федеральной резервной системы США в 2004 г. характеризовалась постепенным повышением процентных ставок - с 1,00 до 2,00%. При этом до конца года ожидается ее повышение до 2,25-2,50%. Европейский центральный банк продолжает поддерживать процентную ставку на неизменном уровне в 2,00%, несмотря на не совсем благоприятные экономические результаты стран еврозоны. По прогнозам, увеличение процентной ставки в еврозоне в 2004 г. маловероятно. В то же время в следующем году в условиях некоторого роста инфляционных ожиданий, вызванных как высокими ценами на энергоносители, так и возможным удорожанием импорта из стран Юго-Восточной Азии, не исключено повышение процентных ставок ЕЦБ.
    Таким образом, в 2005 г. оба ведущих мировых центральных банка, скорее всего, будут придерживаться политики роста процентных ставок, хотя при этом диапазон прогнозов их повышения на конец 2005 г. достаточно широк: от 3,25-4,25% для США до 2,75-3,50% для еврозоны. Весьма вероятной может оказаться ситуация, при которой в конце 2005 г. процентные ставки в США превысят ставки в еврозоне, что будет способствовать повышению курса доллара.
    Устойчивым фактором роста курса доллара по отношению к евро (рис. 1) является превышение темпов экономического роста в США над странами еврозоны. Во II кв. 2004 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) экономика стран еврозоны выросла на 2% (по сравнению с 1,3% в I кв.), тогда как экономика США выросла на 4,8%. Но одновременно действуют существенные факторы, ослабляющие в перспективе экономическое положение США и их национальной валюты:


  • дефицит текущего счета платежного баланса США в 2004 г. ожидается в размере 5,0-5,5% ВВП, а в 2005 г. хотя и снизится, но незначительно - до 4,6-5,2% ВВП;
  • дефицит федерального бюджета США в 2004 финансовом году (заканчивающемся 30 сентября) достиг рекордной отметки и составил 412,6 млрд долл., или 3,6% ВВП. В 2005 г. ожидается сокращение бюджетного дефицита, но он по-прежнему останется на высоком уровне - 2,8-3,5% ВВП. Следует отметить, что дефицит бюджета в странах еврозоны также находится на высоком уровне, но он не оказывает такого негативного воздействия на текущий счет платежного баланса, как в США, - текущий счет в этих странах в 2004-2005 гг. будет сводится с небольшим положительным сальдо.
        В результате прогноз курса доллар-евро на конец 2004 г. лежит в диапазоне 1,25-1,30 долл. за евро. Относительно 2005 г. расхождения более значительны: часть экспертов считают, что курс евро вырастет до 1,3-1,35 долл. за евро, часть - что сохранится на прежнем уровне в пределах 1,25-1,30 долл. за евро.
        Реализация сценария с ростом курса евро для России будет означать удорожание импорта из стран еврозоны и рост долларовой выручки за нефть, поставляемую в Европу. На практике эти эффекты могут компенсироваться в случае расширения рынка евро в России.
        Одним из важных факторов, определяющих вектор развития российской экономики и динамику основных показателей финансовой системы, остаются мировые цены на нефть и другие энергоносители. Несмотря на наметившееся в последние годы смещение акцента на обеспечение экономического роста страны в пользу внутренней потребительской активности и инвестиционного спроса, влияние экспортно-сырьевой составляющей до сих пор остается значительным. Согласно предварительным оценкам Банка России, доля сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа в совокупном объеме экспорта по итогам 3-х кварталов 2004 г. составила более 55%, в то время как в 2003 г. она не превышала 52%.
        В 2004 г. стоимость базовых сортов нефти и нефтепродуктов выросла в среднем на 30-40%. Средняя стоимость нефти сорта URALS за первые 10 месяцев 2004 г. была равна 34,2 долл./баррель, в том числе в октябре - 44,4 долл./баррель. Мировые и российские аналитики прогнозируют сохранение достаточно высоких цен на нефть до конца 2004 г. Однако уже в начале 2005 г. существующий ценовой уровень может быть заметно поколеблен. Свою роль в этом процессе может сыграть замедление темпов роста мировой экономики и рост поставок нефти из Ирака.
        Основной причиной ускоренного роста цен на нефть и нефтепродукты стала реальная угроза возникновения дефицита нефти. В свою очередь, нехватка нефти вызвана, с одной стороны, увеличением спроса на углеводородное сырье со стороны крупнейших производителей (в первую очередь ведущих китайских и американских корпораций), а с другой - ограниченные возможности мировой нефтедобычи. В настоящее время крупнейшие добывающие компании работают на пределе производственной мощности. Так, по оценке Международного энергетического агентства (IEA), сейчас свободны мощности на добычу только 300 тыс. баррелей в сутки. В то же время при ограниченном предложении спрос на нефть продолжает расти. В 2004 г. спрос вырос на 2,5 млн. баррелей в сутки (3,1%), в 2005 г., согласно прогнозам, спрос увеличится еще на 1,8 млн баррелей в сутки (2,1%).
        В этих условиях, Правительство и Центральный банк России строят свои прогнозы на 2005 г. исходя из трех вариантов среднегодовой цены на нефть: в 22,5; 26 и 28 долл. за баррель. При этом они скорее склоняются к наиболее оптимистичному варианту, в частности бюджет-2005 рассчитан исходя из средней цены российской нефти на уровне 28 долл. за баррель, а Центральный банк не исключает сохранения цен на среднегодовом уровне в 31 долл. за баррель.
        В целом нынешняя внешнеэкономическая конъюнктура обеспечивает отечественной экономике и финансовой системе достаточно большой запас устойчивости, при этом растущий приток экспортной выручки облегчает обслуживание внешних обязательств страны.

    ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

        Достаточно высокие темпы экономического роста, наблюдавшиеся в первой половине 2004 г., были обусловлены синергетическим эффектом нескольких экономических факторов, важнейшими из которых стали снижение стоимости кредита, рост денежного предложения со стороны банковской системы и дальнейшее снижение инфляционных ожиданий.
        По состоянию на август 2004 г., по данным Банка России, средняя ставка по банковским кредитам составила 11,6% годовых, что на 0,7 процентного пункта ниже, чем в начале года. Объем кредитов, выданных банковской системой предприятиям нефинансового сектора достиг к августу 1,9 трлн руб., что примерно на 23% выше уровня начала года. Характерно, что в структуре выданных кредитов заметно возросла доля долгосрочных кредитов (свыше 1 года), составившая в июле около 29,5%, в то время как в 2003 г. среднее значение этого показателя не превышало 23%.
        Следует, впрочем, отметить, что тенденция роста денежного предложения в экономике и динамика процентных ставок за истекший период не отличались равномерностью. В частности, в ходе банковского кризиса в мае-июне наблюдался ощутимый рост процентных ставок (до 12,9% годовых) и снижение деловой активности. Тем не менее действия монетарных властей, направленные на преодоление кризисных явлений и включающие такие неординарные меры, как резкое (почти двукратное) снижение нормативов обязательных резервов, обеспечили восстановление ликвидности банковской системы в III кв.
        В целом в области денежно-кредитной политики Банк России планирует выполнить поставленную на 2004 г. цель по инфляции - по итогам года не превысить 10%. За январь-сентябрь 2004 г. инфляция на потребительском рынке составила 8,0%. Таким образом, высока вероятность, что ориентир по инфляции будет достигнут.
        На 2005 г. в качестве основной цели денежно-кредитной политики ставится удержание темпа инфляции в пределах 7,5-8,5%. Этот показатель соответствует правительственному прогнозу, хотя независимые российские и зарубежные эксперты прогнозируют несколько больший темп инфляции на конец 2005 г. - около 9% (см. таблицу). Достижение цели по инфляции может привести к необходимости некоторого ужесточения денежно-кредитной политики в условиях более высоких, чем в 2004 г. темпов роста тарифов естественных монополий. Если денежная программа на 2004 г. предполагает рост денежной базы (в узком определении) на 24%, то на 2005 г. - в пределах 19-25%.

    ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 2004-2005 гг.
    Показатель МЭРТ (3-й вариант прогноза) Центр развития (консенсус-прогноз) The Economist Intelligence Unit Business Monitor International
    2004 2005 2004 2005 2004 2005 2004 2005
    ВВП, темп прироста в % 6,9 6,3 7 5,9 7 6 6,8 6
    Инфляция (среднегодовой темп), % 10,4 9,4 10,4* 9,0* 10,8 9,8 11,1 9,6
    Валютный курс (среднегодовой), руб. за долл. 29,6 30 29,2** 29,6** 29,1 29,5 28,7 27,5
    Цена нефти (марки Urals), долл. за баррель 29 28 30,5 27,6 : : : :
    Внешнеторговый баланс (экспорт - импорт), млрд долл 67,7 58,5 65,9 52,5 74,3 70,7 60 54,2
    * Декабрь к декабрю
    ** На конец периода

        В 2005 г. весьма вероятно сокращение положительного сальдо внешнеторгового баланса - с 65-68 млрд в 2004 г. до 52-64 млрд долл., - вследствие снижения мировых цен на нефть, а также отложенного воздействия укрепления реального курса рубля на конкурентоспособность российского экспорта. Тем самым, вероятнее всего, возрастет давление на валютный курс рубля в сторону его снижения, а темпы экономического роста, по оценке экспертов, снизятся на 0,5-1,0 процентного пункта. Подобное давление наблюдается вследствие увеличения чистого оттока капитала из страны.
        Отток капитала из России ускорился в начале лета 2004 г. в связи с банковским кризисом и определенным беспокойством инвесторов по поводу возможных изменений в экономической политике страны. Отток капитала несколько замедлился в августе-сентябре на фоне постепенной стабилизации ситуации в банковской системе и преодоления последствий летнего кризиса. По оценке экономистов, впервые с февраля этого года российский частный сектор вывез из страны меньше валюты, чем ввез. Банки и корпорации одолжили у иностранцев как минимум 3 млрд долл., и эксперты прогнозируют, что этот рекорд будет побит не скоро.
        По некоторым оценкам, даже если чистый отток капитала во втором полугодии будет нулевым, в целом за 2004 г. из России будет вывезено 6-7 млрд долл. В отношении ситуации на 2005 г. эксперты пока затрудняются давать какие-либо прогнозы.
        Тем не менее темпы роста российской экономики в среднесрочной перспективе будут оставаться на высоком по мировым масштабам уровне. Об этом свидетельствует и пересмотр прогнозов МВФ по росту российского ВВП в сторону повышения - до 7,3% в 2004 г. и 6,6% в 2005 г. (на 1,3 и 1,4 процентных пункта соответственно по сравнению с апрельским прогнозом) и прогноза банка Morgan Stanley на 2004 г. - с 7,2 до 7,3%. Таким образом, различные оценки темпов экономического роста находятся в пределах 6,8-7,3% для 2004 г. и 5,9-6,6% для 2005 г. Вызывает озабоченность постепенное снижение темпов экономического роста в среднесрочной перспективе: по прогнозу Минэкономразвития России (МЭРТ) - до 6,1-6,5% в 2006-2007 гг., по прогнозу Oxford Economic Forecasting - до 4,6-4,8% за тот же период.
        Можно сделать общий вывод: российская экономика и финансовая система, несмотря на бесспорно крупные достижения последних лет, все еще остается достаточно уязвимой по отношению как к внешнеэкономической конъюнктуре, так и к негативным изменениям делового климата внутри страны.

    ТЕНДЕНЦИИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ

        Говоря о перспективах развития валютного рынка России в 2004-2005 гг., следует отметить высокий уровень платежеспособности нашей страны, что гарантирует относительную стабильность валютного рынка. Золотовалютные резервы с начала 2004 года увеличились более чем на 30% и в начале ноября достигли рекордного уровня, превысив 110 млрд долл.
        В 2004 г. произошло изменение тенденции интенсивного укрепления рубля по отношению к доллару и одновременного снижения по отношению к единой европейской валюте. Так, за 10 месяцев 2004 г. курс рубля по отношению к доллару увеличился всего на 2,6%, зато по отношению к евро его укрепление составило всего лишь 0,4%. Согласно различным оценкам, среднегодовой валютный курс в 2004 г. прогнозируется на уровне 28,7-29,0 руб. за долл., что означает его рост по сравнению с показателем 2003 г. на 5,5-7%.
        Ориентир государственной курсовой политики на 2005 г. - укрепление реального эффективного валютного курса не должно превысить 8%. Учитывая прогнозируемое большинством экспертов снижение номинального курса рубля к доллару, этот ориентир, скорее всего, будет выполнен Банком России, но многое будет также зависеть от динамики обменного курса евро к доллару, поскольку Центробанк планирует постепенный переход на <бивалютную корзину>.
        В последние годы отечественный валютный рынок России развивается быстрыми темпами, а биржевой его сегмент - опережающими. Это касается, прежде всего, динамики объемов торгов. Так, согласно данным ЦБ РФ, среднедневной оборот межбанковских кассовых конверсионных операций, за восемь месяцев текущего года увеличился на 30% по сравнению с 2003 г. В то же время среднемесячный оборот биржевого валютного рынка ММВБ составил по итогам трех кварталов 2004 г. 22,8 млрд долл., что почти на 90% выше аналогичного показателя 2003 года.
        В структуре валютного рынка евро пока значительно отстает от доллара из-за традиционно высокой доли долларовых контрактов и расчетов при экспортно-импортных операциях. Для становления евро в качестве международной валюты прошло слишком мало времени и доллар США продолжает сохранять доминирующие позиции в системе международных расчетов. Подавляющее большинство развивающихся стран осуществляет конвертацию валют через доллар.
        Аналогичная ситуация характерна и для российского финансового рынка. На межбанковском рынке доля операций доллар-рубль составляла в 2004 г. около 70% оборота, операций евро-доллар - 18%, а на сделки евро-рубль пришлось только 0,8% оборота. На биржевом валютном рынке операции <евро-рубль> также составляли около 1%, в то время как <доллар-рубль> - 99% общего объема торгов (рис. 2). Тем самым, несмотря на высокую долю стран ЕС во внешней торговле России (47% внешнеторгового оборота, с учетом присоединившихся с 1 апреля стран ЦВЕ и Балтии), роль евро на российском валютном рынке остается ограниченной. В перспективе планируется расширение сферы обращения европейской валюты в России, прежде всего за счет перевода расчетов за энергоносители со странами ЕС в евро. В случае положительной динамики курса евро будет происходить дальнейшая диверсификация накоплений и ориентация предприятий и населения на <бивалютную корзину>.


        На российском биржевом валютном рынке в 2004 г. произошли важные инфраструктурные изменения, связанные с объединением торгов на Единой торговой сессии межбанковских валютных бирж (ЕТС) и <дневной> сессии в Систему электронных лотовых торгов (СЭЛТ) ММВБ. Цель объединения сессий - интеграция основных преимуществ ЕТС и СЭЛТ, включая широкий региональный охват торгов. Осуществленное с начала июня 2004 г. объединение двух сессий в Единую торговую сессию сказалось на росте оборотов.
        Кризис доверия в банковской системе, возникший летом 2004 г. наложил определенный отпечаток на поведение участников валютного рынка. При росте нестабильности межбанковского рынка возросла привлекательность биржевых операций, гарантирующих выполнение условий сделки и расчетов. Для целей рефинансирования у банков повышенным спросом стали пользоваться операции СВОП, доля которых увеличилась с 26% в марте до 40-45% в июле-августе. В целом прогнозируется за 2004 г. не менее чем 65% увеличение оборотов биржевого валютного рынка и стабилизация его роста в 2005 г. в связи с предполагаемым снижением мировых цен на нефть.
        В целом Россия стремится следовать общемировой тенденции либерализации валютного режима, о чем свидетельствует новая редакция закона <О валютном регулировании и валютном контроле>. Для предотвращения нестабильности, которая может возникнуть в результате действия внешних факторов, в законе предусмотрены защитные механизмы - сохранение обязательной продажи части экспортной валютной выручки и возможность введения обязательного резервирования по операциям, связанным с притоком или оттоком капитала из страны. Вместе с тем путем ввода ограниченного списка валютных операций, подлежащих регулированию, и конкретной даты отмены ограничений (начало 2007 г.), новый закон существенно либерализирует валютный режим страны. Таким образом, хотя российский валютный рынок пока развивается относительно обособленно, на нем постепенно происходят изменения, которые свидетельствуют о соответствии основным мировым тенденциям и заявленному курсу на полную конвертируемость рубля.

    РАСШИРЕНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ

        Параметры рынка государственного долга достаточно жестко регламентируются федеральным бюджетом. Особенно это касается объемов рынка, которые Минфин России намерен наращивать. Так, согласно текущему проекту федерального бюджета на 2005 г., объем рыночной части внутреннего долга к 1 января 2006 г. составит более 600 млрд руб. при нынешних 470 млрд руб.
        При этом сроки заимствований будут удлиняться, и на конец 2005 г. более 90% номинального объема долга будет приходиться на средне- и долгосрочные заимствования.
        В рамках решения задачи по минимизации объема внешних заимствований, при необходимости реструктуризации внешнего долга и в условиях оседания части доходов бюджета в стабилизационном фонде Минфин лишь незначительно сократит объемы привлечения средств на внутреннем рынке госбумаг. Так, на 2004 г. было запланировано размещение госбумаг в объеме 258,9 млрд руб. (погашение - 118,2 млрд руб.), на следующий - 210,9 млрд руб. (погашение - 85,8 млрд руб.). По видам государственных ценных бумаг объемы привлечения и погашения в 2005 г. соответственно составят: ГКО - 16,4 и 14,5 млрд руб.;
        ОФЗ-ФД - 73,7 и 44 млрд руб.; ОФЗ-АД - 70,8 и 26,1 млрд руб. Объем займов в форме ГСО составит 50 млрд руб., а погашение ОФЗ-ПД - 1,2 млрд руб.
        Удастся ли Минфину разместить бумаги в запланированном объеме, в значительной степени зависит от гибкости этого ведомства в плане предлагаемой на аукционах доходности. Начиная со II кв. этого года инвесторам на аукционах предлагалась пусть небольшая, но премия ко вторичному рынку. Практически все выпуски при небольшом объеме размещения на аукционах на доразмещениях доводились до планируемого объема. Благодаря этому, Минфин, скорее всего, выполнит план по привлечению средств на внутреннем рынке на 2004 г. так как всего за 8 месяцев объем выручки Минфина уже составил 195,5 млрд руб. За этот же период средневзвешенная рыночная доходность на вторичных торгах выросла с 6,4 до 7%.
        В следующем году мы, скорее всего, будем наблюдать такую же тактику Минфина (премии на аукционах и широкая практика доразмещений). В планах на 2005 г. это ведомство исходит из того, что доходность по краткосрочным облигациям со сроком погашения до 1 года не превысит 6%, по средне- и долгосрочным инструментам составит 7-10%. Вероятность того, что ставки повысятся более существенно, небольшая.
        Важный фактор в данном случае - цены на нефть, высокий уровень которых, с одной стороны, способствует поддержанию профицита бюджета, с другой - обеспечивает высокую рублевую ликвидность на денежных рынках. На 2005 г. правительство планирует профицит бюджета в размере 278,1 млрд руб. (1,5% ВВП). Однако обстоятельства могут сложиться таким образом, что этот показатель будет значительно ниже. Прежде всего, это связано с тем насколько устойчивым будет рост нефтяных цен.
        Поступление больших объемов валютной выручки в страну повышает инфляционное давление на экономику. Решается эта проблема путем отчисления дополнительных доходов бюджета в стабилизационный фонд и использования Банком России инструментов обратного РЕПО и депозитных аукционов.
        Сочетание таких факторов, как профицит бюджета и снижение инфляции, по мнению Минфина, может стать основанием для ограничения повышения ставок по федеральным бумагам. В то же время следует признать, что рынок госбумаг в настоящее время недостаточно ликвиден, и в случае ухудшения внешней конъюнктуры есть риск возникновения проблем с обслуживанием долга. Поэтому Минфин, почти не повышая ставок, предпринимает меры по повышению ликвидности рынка. В частности, вводится институт первичных дилеров, укрупняются выпуски госбумаг: за 1,5 года объем отдельных выпусков возрос с 10-15 млрд руб. до 30-58 млрд руб. В следующем году на рынке, возможно, появятся эталонные (индикативные) выпуски объемом по 30-35 млрд руб. каждый.
        Для диверсификации структуры собственников Минфин планирует ограничить долю крупных инвесторов (в том числе банков с государственных участием) в отдельных выпусках облигаций. Для целей инвестирования пенсионных компаний на рынок планируется выпустить государственные сберегательные облигации (ГСО), которые не будут обращаться на вторичном рынке.
        Одним из важнейших событий на рынке государственных ценных бумаг стало возобновление практики выпуска облигаций Банка России (ОБР). Прошедший в сентябре аукцион продемонстрировал высокий интерес участников рынка к данным инструментам. Суммарный объем размещения ОБР составил по итогам месяца 34,5 млрд руб., примерно в 4,6 раза превзойдя объем новых размещений облигаций Министерства финансов РФ. Следует отметить, что в условиях дефицита краткосрочных ликвидных инструментов на рынке ценных бумаг появление высоконадежных ОБР, изначально рассчитанных на срок до 12-18 месяцев, предоставит банкам эффективный инструмент для размещения временно свободных средств, одновременно обеспечив Банк России механизмом рефинансирования банковской системы в случае возникновения дефицита ликвидности.
        Оценивая развитие ситуации на рынке долговых инструментов в 2004-2005 гг., следует учитывать, что тенденция к росту предложения денег, вероятно, сохранится. Этому, безусловно, будет способствовать приход на рынок пенсионных средств. Предложение финансовых ресурсов со стороны иностранных инвесторов в значительной мере будет зависеть от реакции на изменения в российской экономике со стороны рейтинговых агентств Fitch IBCA и Standard&Poor's. Если еще одно из них присоединится в своих оценках платежеспособности РФ к агентству Moody's и повысит рейтинг России до инвестиционного уровня, вероятность прихода на рынок крупных иностранных инвесторов значительно возрастет.
        В ближайшей перспективе наряду с развитием инструментов денежного рынка должен возобновиться спрос на размещаемые бумаги на первичном рынке, возрастет ликвидность вторичного рынка. Немалую роль в повышении ликвидности рынка сыграет и политика Минфина, направленная на увеличение объема размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Это обусловлено необходимостью рефинансирования внешнего долга и минимизации внешних заимствований. Планируется, что на средне- и долгосрочные заимствования в 2005 г. будет приходиться около 92% запланированного объема заимствований, а объем рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2006 г. составит более 600 млрд руб. при нынешних 455 млрд руб.
        Таким образом, общей тенденцией 2005 г., скорее всего, станет рост активности на аукционах и более или менее стабильная (в плане объемов и ставок) ситуация на вторичных торгах. Реализация новых проектов по диверсификации инвесторов и укрупнению выпусков должна повысить ликвидность рынка, но, скорее всего, в следующем году серьезных сдвигов мы не увидим. В том случае если денежным властям удастся снизить инфляцию, то даже при незначительном повышении доходности госбумаг в ближайшие 3-5 лет их привлекательность возрастет.

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕКТОРА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

        В 2004 г. продолжил свое развитие сектор корпоративных и региональных облигаций. Роль рынка корпоративных облигаций в финансировании инвестиционных потребностей предприятий заметно выросла. Эта тенденция находит отражение в таком показателе, как отношение объема корпоративных заимствований на долговом рынке в совокупном объеме инвестиций в основной капитал.
        В течение первых 4 месяцев 2004 г. данное соотношение существенно выросло по сравнению с 2003 г. (по итогам 2003 г. оно не превышало 3,6%), составив почти 9%, при этом максимум был достигнут в феврале, когда на фоне ряда крупных корпоративных размещений данный показатель достиг абсолютного рекорда - около 17%. Однако в дальнейшем, в условиях начавшегося в мае банковского кризиса и ухудшения конъюнктуры смежных секторов фондового рынка (прежде всего, рынка акций), данный показатель заметно снизился, составив в целом за период с января по август около 5% (рис. 3).


        В связи с ухудшением условий заимствования многие регионы отложили выпуск облигаций. Некоторое охлаждение рынка облигаций связано с тем, что не оправдались ожидания притока на рынок новых средств. В частности, пенсионная реформа пока не привела к тому, что управляющие компании начали инвестировать в негосударственные облигации. Кроме того, сдерживающим фактором является то, что потенциальными инвесторами на облигационном рынке остаются в основном банки, однако в условиях дефицита ликвидности они не готовы наращивать свои долговые портфели. Прогнозируется, что при благоприятном развитии ситуации в 2005 г. доля долгового рынка в привлечении инвестиций должна увеличиться.


        В целом, несмотря на имеющие место локальные ухудшения конъюнктуры, сектор корпоративных облигаций на ММВБ по итогам первых 3 кварталов 2004 г. продемонстрировал ощутимое увеличение основных показателей. В частности, объем торгов данными инструментами составил за первые три квартала 2004 г. 541,1 млрд руб., что на 78% превышает показатель аналогичного периода 200

  • © ЗАО "Группа РЦБ".