Государственное регулирование - основа безопасности рынка ценных бумаг России

Уваров Олег

Фомина Людмила

    Сегодня прежде всего необходима активная государственная политика, направленная на восстановление отечественного рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику. Происшедшие события еще раз убедили сомневающихся в необходимости усиления государственного регулирования, особенно в вопросах обеспечения безопасности рынка ценных бумаг в переходный период, который переживает наша страна.
    Решение данной проблемы в первую очередь должно найти отражение в концепции развития рынка ценных бумаг, законодательстве, отвечающем национальным интересам России и устанавливающем правила поведения его участников, в вопросах формирования инфраструктуры и системы ее регулирования.

О КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ

    Государство должно выполнять на рынке ценных бумаг прежде всего системообразующую функцию и нести ответственность за состояние его национальной и экономической безопасности. Национальная безопасность рынка ценных бумаг означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства защищенность национально-государственных интересов на рынке ценных бумаг от внутренних и внешних угроз. Состояние безопасности оценивается системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования как рынка в целом, так и отдельных его сегментов.
    Способность государства защитить рынок от негативных воздействий и не допускать таких обвалов, как массовый крах мошеннических финансовых пирамид или пирамиды государственных ценных бумаг, является основной характеристикой состояния его национальной и экономической безопасности. Сегодня государство с этим не справляется.
    Национальные интересы России применительно к рынку ценных бумаг, понимаемые как комплекс макроэкономических и политических задач государства, в сегодняшних условиях включают в себя:

  • восстановление доверия участников рынка ценных бумаг к государству и его финансовым институтам;
  • организацию процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации прежде всего внутренних инвестиционных ресурсов;
  • усиление социальной ориентированности экономики и обеспечение финансовой безопасности граждан;
  • укрепление экономического суверенитета страны.
        Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов.
        Законодатель должен учитывать высокую значимость эффективного и работоспособного контроля за сохранением высокой международной репутации российского фондового рынка. Правовые и организационные меры должны быть направлены на повышение конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг на международной арене.
        Нельзя согласиться с точкой зрения об усилении регулирования рынка и обеспечения его экономической безопасности саморегулируемыми организациями. При этом не учитываются особенности нашей страны; неразвитость рыночной экономики и рынка ценных бумаг, отсутствие достаточного капитала для функционирования этого рынка; нерешенность многих политических и экономических проблем. Здесь игнорируется опыт Германии и других европейских стран, где рынок достаточно жестко регулируется государством через банковскую систему, где государством и крупными банками практически гарантируются инвестиции не только в государственные, но и в корпоративные ценные бумаги.
        Государство через регулирующие и правоохранительные органы должно разработать устойчивую систему, основывающуюся на балансе интересов государства и участников рынка ценных бумаг и его безопасности, способную защищать от внешних и внутренних угроз. В концепции национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг необходимо предусмотреть меры по предотвращению системных (всей системы рынка ценных бумаг) и фрагментарных (сегментов рынка) рисков, которые обусловлены в основном внутренними причинами.
        Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства должно стать приоритетным направлением государственной политики на рынке ценных бумаг.

    БОРЬБА С НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНА

        Важной составляющей безопасности рынка является деятельность Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и правоохранительных органов по выявлению правонарушений, их предупреждению, пресечению и наказанию.
        Российскими юристами определен основной состав правонарушений на рынке ценных бумаг:
        1. Информационные:

  • недобросовестное информирование инвесторов о доходности, ликвидности, сокрытие других важных сведений о ценных бумагах;
  • неполное раскрытие информации эмитентом о своей компании и ее ценных бумагах;
  • нераскрытие профессиональным участником информации о себе с точки зрения компетентности и надежности;
  • раскрытие инсайдерской информации (информации, составляющей служебную и коммерческую тайну).
        2. Инфраструктурные, связанные с риском хранения и учета ценных бумаг:
  • отказ от внесения в реестр собственных ценных бумаг;
  • использование ценных бумаг собственника, переданных на хранение, без его согласия.
        3. Невыполнение условий сделок с ценными бумагами.
        4. Нарушение прав акционеров, в том числе злоупотребления администрации предприятия или группы акционеров.
        5. Хищение денежных средств или ценных бумаг партнера по сделке или инвестора, мошенничество, а также подделка ценных бумаг.
        6. Организационные:
  • невыполнение требований контрольных государственных органов;
  • нарушение стандартов деятельности профессиональными участниками;
  • нарушение стандартной эмиссии эмитентом.
        7. Нарушение налогового законодательства при совершении сделок с ценными бумагами.
        Данный перечень нельзя считать полным. Перечисленный состав правонарушений относится к различным отраслям права. В зависимости от этого ответственность за их совершение различна. Ответственность можно разделить на гражданско-правовую, административную и уголовную. Они устанавливаются нормами гражданского права за неисполнение лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.
        Вместе с тем приемлемая законодательная и нормативная база рынка ценных бумаг даже для переходного периода так и не была сформирована, что явилось одной из причин кризиса и масштабных правонарушений с ценными бумагами, а также бездеятельности в этом вопросе правоохранительных органов. Практически не была установлена административная ответственность за правонарушения с ценными бумагами.
        Дальнейшее развитие нормативной и правовой базы рынка ценных бумаг по указанным направлениям будет зависеть от действенности проводимых в стране экономических реформ и политической воли руководства страны. На наш взгляд, это развитие необходимо осуществлять, используя следующие основные принципы:
  • декларирование политики в области развития рынка ценных бумаг, совершенствования его нормативной и правовой базы в целях информирования его субъектов о планируемых изменениях правового режима;
  • распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также различными органами исполнительной власти;
  • усиление уголовной ответственности за более серьезные преступления с использованием ценных бумаг, в том числе совершаемые государственными чиновниками, принимающими участие в регулировании рынка;
  • использование гражданского права как основы для развития специальной нормативной правовой базы рынка в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих становлению и развитию рынка;
  • усиление государственного контроля за деятельностью участников рынка, повышение роли и ответственности регулирующих и правоохранительных органов, и в первую очередь ФКЦБ России;
  • организация системы налогообложения операций с ценными бумагами, имеющей не фискальный, а стимулирующий характер;
  • преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов, пресечение незаконной деятельности на рынке, повышение ответственности профессиональных участников рынка и эмитентов за результаты своей деятельности;
  • поддержка государством добровольного страхования рисков профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом государство не должно брать на себя обязательства по компенсации незастрахованных рисков;
  • обеспечение инвесторов полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, развитие вневедомственного и общественного контроля за достоверностью информации;
  • усиление государственного контроля за соблюдением условий лицензирования при осуществлении профессиональной деятельности на рынке, повышение требований к лицензированию профессиональных участников рынка, обеспечивающих высокий уровень их квалификации, достаточность собственных средств, поддержание высоких стандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • создание равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг.
        Повышенное внимание должны привлечь такие правонарушения, как мошенничество, манипуляции с ценными бумагами, которые в настоящее время составляют львиную долю. Им необходимо дать четкую юридическую квалификацию с учетом особенностей российского рынка.
        Однако только создание хорошей законодательной и нормативной базы рынка без организации контроля за исполнением законов и систем правоприменения не обеспечит его безопасность. Следует наладить скоординированную работу регулирующих, правоохранительных и судебных органов. Для этого в законодательном порядке необходимо расширить контрольные функции ФСБ, МВД России и налоговых органов, разграничить их сферы деятельности и предоставить им соответствующие полномочия. Требуется более высокая квалификация и специализация сотрудников этих ведомств, работающих в данной области. Этого можно достичь путем создания в правоохранительных органах специальных подразделений и организации обучения в учебных заведениях профессионалов для работы в этой сфере.
        Особая роль в регулировании рынка ценных бумаг возлагается на ФКЦБ России. Для активизации государственного регулирования фондового рынка должен быть повышен ее статус, ФКЦБ должна быть наделена также соответствующими полномочиями. В ней целесообразно создать подразделения безопасности (по аналогии с подобными комиссиями в других государствах).

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ

        Одним из приоритетных направлений государственного регулирования должно стать продолжение работы по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг.
        При поддержке заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ФКЦБ России осуществляет формирование системы информационного и телекоммуникационного обеспечения своей деятельности. Эта система должна обеспечить оперативный обмен базами данных по лицензированию и надзору за деятельностью профессиональных участников фондового рынка между подразделениями ФКЦБ России, других федеральных органов исполнительной власти и включать в себя как закрытую часть (служебную информацию, связанную с вопросами лицензирования и надзора), так и открытую, доступную всем заинтересованным сторонам.
        Об эффективности рынков ценных бумаг отдельных стран можно судить по прогрессивности исполь-зуемых технологий. Они должны строиться с учетом передовых отечественных и западных достижений в сфере развития технологических, программных и алгоритмических средств, которые будут использоваться для создания информационной инфраструктуры рынка.
        Важнейшей политической и экономической проблемой России в настоящее время является привлечение иностранных инвестиций и защита инвесторов и товаропроизводителей. В этих целях необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и скоординированные меры правоохранительных органов по обеспечению безопасности инвесторов. Нуждается в разработке система обеспечения безопасности государственной доли акций в акционерных обществах.
        Без наведения элементарного порядка в сфере вексельного обращения и принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности этого сегмента рынка ценных бумаг невозможно решить финансовые и экономические проблемы страны. Необходимо завершить создание единого информационного массива сферы обращения векселей.
        Таким образом, усиление роли государства в формировании, регулировании и обеспечении безопасности отечественного рынка ценных бумаг является жизненно важной необходимостью и требует принятия руководством страны соответствующих мер.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".