Инвесторы в поисках <сладкой жизни>

Кадырова Ольга

Павлова Наталья

    В отличие от свойств продукции большинства отраслей отечественной пищевой промышленности, качество российских кондитерских изделий ничуть не уступает зарубежным. Об этом свидетельствует, в частности, успех отечественной продукции на 28-й Международной кондитерской выставке , проводившейся с 1 по 5 февраля в Кельне. В выставке участвовали 11 российских компаний, а концерны <Бабаевский> и <Красный Октябрь> имели собственные стенды. Российские кондитерские изделия уступают иностранным, пожалуй, только по качеству упаковки и сроку хранения.
    Российский кондитерский рынок составляет 1/10 мирового кондитерского рынка, он занимает 2-е место после США.
    Объем потребления кондитерских изделий на душу населения в России остается в 2 раза ниже, чем в развитых европейских странах, и в 1,5 раза ниже, чем в России до начала рыночных реформ. Значит, теоретически в России есть значительный потенциал роста потребления кондитерских изделий.
    В настоящее время уже наблюдается тенденция роста объемов потребления: в 1996 г. объем потребления составил 1,914 тыс. тонн, что на 8% выше, чем в 1995 г. Однако в 1998 г. вследствие финансово-экономического кризиса рост объемов потребления замедлился.
    Особенностью спроса на кондитерские изделия является его сильная зависимость от уровня доходов населения. При существующем в России уровне доходов эластичность спроса по доходу составляет 0,6 (при росте доходов на 1% потребление кондитерских изделий растет на 0,6%). Эта зависимость позволяет прогнозировать резкий рост потребления кондитерских изделий с ростом доходов населения.
    В настоящее время в России ощущается недостаток (около 700 тыс. тонн) изделий специальных сор-тов - с пониженной энергетической ценностью и для лиц, страдающих сахарным диабетом.
    Продолжается тенденция падения доли импорта в объеме потребления, которая составила в 1996 г. 24 и 5% по сравнению с 70% в 1992 г. Это объясняется возросшей конкурентоспособностью отечественных продуктов, обилием на рынке низкокачественных импортных кондитерских изделий, подорвавших доверие к ним российских потребителей, а также несоответствием импортной продукции традиционным вкусам россиян. Например, россияне предпочитают горький шоколад и считают распространенный в Европе молочный шоколад <ненастоящим>. В связи с резким удорожанием импортных кондитерских изделий после финансово-экономического кризиса российская кондитерская промышленность получила новые возможности роста благодаря сокращению объемов импортной продукции.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО КОНДИТЕРСКОГО РЫНКА

    Важным источником роста предприятий российской кондитерской отрасли является освоение ненасыщенных рынков близлежащих и отдаленных регионов, а также вытеснение более слабых региональных производителей. Из 11 экономических районов России 9 (кроме Поволжского и Северо-Западного) потребляют кондитерских изделий больше, чем производят (табл. 1). Наибольший дефицит в абсолютном выражении испытывают Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный районы.

Регион

Произ-вод стВ % к оПотреб-л В % к Дефицит (-) / пе-реизбыт

Центральный

485,69 25,4 510,84 26,68 -25,15

Уральский

231,19 12,1 234,24 12,23 -3,05

Поволжский

198,41 10,4 183,01 9,56 15,4

Западно-Сибирский

119,24 6,2 215,7 11,27 -96,47

Северо-Западный

115,6 6 108,47 5,67 7,13

Северо-Кавказский

112,56 5,9 178,18 9,31 -65,62

Центрально-Черноземный

84,27 4,4 84,31 4,4 -0,05

Волго-Вятский

72,73 3,8 87,13 4,55 -14,4

Дальневосточный

46,63 2,4 112,34 5,87 -65,72

Восточно-Сибирский

46,38 2,4 119,85 6,26 -73,46

Северный

19,92 1 80,49 4,2 -60,57

Итого по России

1532,61 80,1 - - -381,95

Экспорт (-)

86,05 4,5 - - -

Импорт (+)

468 24,4 - - -

Всего объем рынка

1914,56 100 1914,56 100 -

    Существенным недостатком производственной базы российской кондитерской промышленности является ее неравномерное распределение по территории России. Москва, Кабардино-Балкария, Адыгея, Алтайский край, Хабаровский край, Амурская, Ульяновская, Воронежская и Курская области располагают 25% всех мощностей кондитерской промышленности России. В 1997 г.
    7 экономических районов добились роста выработки. Особенно высоких результатов достигли Новгородская (202,7%), Саратовская и Орловская (150%), Курганская, Томская и Пермская (140-145%) области. Наибольший спад производства имел место в Дальневосточном районе. Ни одна область Сибири не достигла уровня 1996 г.

Предприятие

Объем продаж за I полугодие 1997 г., тыс. долл.

Рентабель-ность, %

ОАО "Кондитерская фабрика "Ударница""

29 733 19

ЗАО "Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской"

27 060 18

АОЗТ "Первый кондитерский комбинат "Азарт""

25 504 12

ОАО "Московский экспериментальный комбинат пищевых продуктов "Колосс""

17 412 9

ОАО "Первомайская кондитерская фабрика"

14 435 11

Московский пищевой комбинат "Крекер"

14 014 7

ОАО "Акционерный коллектив кондитеров "Акконд""

13 065 11

ОАО "Старооскольская кондитерская фабрика "Славянка""

11 420 35

АООТ "Конфил"

10 452 20

АООТ "Воронежская кондитерская фабрика"

10 111 12

ЗАО "Конди"

9 734 16

ОАО "Галант"

9 041 16

ОАО "Приморский кондитер"

8 658 7

ООО "Краскон"

6 207 16

ТОО "Ярославлькондитер"

6 003 10

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    На данный момент в России действуют и выпускают кондитерские изделия свыше 400 предприятий, включающих 24 вида различных по технологии производств (табл. 2). Кроме 127 традиционных специализированных фабрик выпуском кондитерских изделий занимаются цехи хлебокомбинатов, пищекомбинатов, малые предприятия Роспотребсоюза. Общая мощность российской кондитерской промышленности на начало 1997 г. составила 2705,3 тыс. тонн в год. Падение производства в 1990-1996 гг. привело к снижению использования мощностей до 50%. Тем не менее в 1997 г. кондитерская отрасль получила прибыль в размере 1987 млн деноминир. руб. и внесла в виде налогов в федеральный бюджет 790,7 млн руб., в территориальный бюджет - 875 млн руб.
    В кондитерской отрасли России продолжает развиваться процесс концентрации производства. В настоящий момент на 8 крупнейших предприятий приходится 36% всего объема реализации отрасли. В среднем для пищевой промышленности этот показатель равен 9%. В отрасли также продолжается волна слияний и поглощений. Концерны, создаваемые крупнейшими российскими производителями (<Бабаевский>, <Красный Октябрь>) и иностранными компаниями (Nestle, Danon, Cadbury), ведут активную политику на рынке, скупая региональные фабрики. Например, в начале сентября 1998 г. было объявлено о покупке концерном <Красный Октябрь> петербургской кондитерской фабрики <Петроконф>. В условиях финансово-экономического кризиса следует ожидать усиления процессов слияний и поглощений и концентрации производства в связи с разорением и ослаблением мелких и средних производителей, а также с экспансией концернов и крупных независимых производителей.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ

    Предприятия российской кондитерской отрасли можно разделить на пять групп.
    К первой группе относятся российские концерны <Бабаевский> и <Красный Октябрь>.
    Они являются лидерами российского кондитерского рынка по объемам продаж и ведут агрессивную политику на рынке, скупая региональные фабрики. Их общая доля на российском рынке составляет порядка 14% (рис. 1) и в ближайшее время будет расти. Тем не менее, несмотря на стабильное финансовое положение, даже они испытывают такие трудности, как сбои в поставках и удорожание сырья, избыточные затраты и т.д.
    Концерн <Бабаевский> объединяет пять кондитерских фабрик, среди которых наиболее известные московские фабрики <Бабаевская> и <Рот Фронт>, а также региональные производители: ОАО <Южуралкондитер>, ЗАО <Сормовская кондитерская фабрика>, ЗАО <Шоколадная фабрика "Новосибирская">. Концерну принадлежит сеть торговых домов в Мурманске, Оренбурге, Смоленске, Казани, Омске, Тамбове, Красноярске, а также в Белоруссии. <Бабаевский> владеет заводами по производству сахарного песка, крахмала и патоки.
    Крупнейшим акционером концерна <Бабаевский> являлся Инкомбанк, которому принадлежало около 51% акционерного капитала компании (рис. 2). После краха Инкомбанка встает вопрос, кому будет принадлежать контрольный пакет акций.
    Стоимость концерна оценена международной аудиторской фирмой в 150 млн долл. Основными претендентами на контрольный пакет акций среди отечественных инвесторов являются, по прогнозам экспертов, Национальный резервный банк и мэрия Москвы. Также интерес к участию в уставном капитале концерна и осуществлении проектов по его развитию проявлял ЕБРР.
    Концерн <Красный Октябрь> является вторым по величине производителем кондитерских изделий в России. В 1997 г. фабрика <Красный Октябрь> выпустила 64,2 тыс. тонн кондитерских изделий. За первые 9 месяцев 1998 г. ОАО <Красный Октябрь> было произведено 35 тыс. тонн кондитерских изделий. <Красный Октябрь> планирует дальнейший рост доли рынка в основном за счет дочерних предприятий. Концерну принадлежит 35,8% акций Пензенской кондитерской фабрики. Кроме того, в настоящее время в группу <Красный Октябрь> входят Тульская кондитерская фабрика <Ясная поляна>, Тамбовская кондитерская фабрика <ТАКФ>, кондитерские фабрики в Рязани, Туле и Йошкар-Оле. В настоящее время в состав группы входят восемь предприятий, объем производства которых за 9 месяцев 1998 г. составил 15 тыс. тонн.
    Концерн не ставит перед собой задачи создания вертикально-интегрированной компании: новые предприятия приобретаются для того, чтобы расширить рынки сбыта.
    Крупными держателями акций ОАО <Красный Октябрь> (рис. 3) является Фонд имущества Москвы (16,8%), Clawford Holdings Ltd.(15,2%) и др.
    ОАО <Красный Октябрь> является сегодня практически единственным предприятием кондитерской отрасли, акции которого ликвидны. В течение 1998 г. цены на акции концерна падали в связи с ухудшением экономической ситуации, однако в последнее время наметилась тенденция к росту курса акций (рис. 4). По итогам 1997 г. дивиденды на привилегированные акции ОАО <Красный Октябрь> составили 1,2 долл., а на обыкновенные - 2 руб. Однако на 1 октября 1998 г. дивиденды не были выплачены, поскольку компания столкнулась с недостатком оборотных средств из-за финансово-экономического кризиса и необходимости осуществления крупных платежей в иностранной валюте.
    Ко второй группе относятся предприятия, контролируемые международными пищевыми концернами. Доля этих предприятий на российском рынке, по различным оценкам, составляет от 8 до 10%. Из иностранных компаний-инвесторов наиболее активно действует в России швейцарская фирма Nestle, которая в настоящий момент владеет контрольными пакетами акций двух самарских фабрик (в том числе фабрики <Россия>), Барнаульской и Пермской кондитерских фабрик, а также фабрики по производству мороженого в г. Жуковском. В результате проведения серьезных преобразований эти предприятия стали одними из самых эффективных в отрасли. Так, мощности фабрики <Россия> используются на 100%.
    Среди предприятий, приобретенных в собственность иностранными инвесторами, имеются и такие, чьи объемы производства резко снизились по отношению к 1990 г. Это относится прежде всего к московской фабрике <Большевик> - крупнейшему производителю бисквитных изделий в России, принадлежащей фирме Danon. Помимо этого иностранные компании создали на территории России несколько новых кондитерских фабрик. Mars построил в г. Ступино завод по производству шоколадных батончиков мощностью 100 тыс. тонн в год. Из-за кризиса завод остановил производство, и дата его запуска пока не известна. Немецкий концерн Stolwerk имеет под Владимиром шоколадную фабрику мощностью 30 тыс. тонн, а английская компания Cadbury построила шоколадную фабрику мощностью 40 тыс. тонн в Новгородской области.
    До кризиса иностранным производителям за счет хорошо продуманной маркетингово-сбытовой политики удавалось наращивать объемы продаж на российском рынке. Так, фирма Nestle продает продукцию самарских фабрик под торговой маркой <Россия>, выпускает горькие сорта шоколада и использует в дизайне упаковки сюжеты русских народных сказок, тем самым запутывая отечественных потребителей, которые считают, что покупают знаменитый доперестроечный куйбышевский шоколад. Интересно, что топ-менеджмент <Красного Октября> считает своим основным конкурентом не концерн <Бабаевский>, а именно нацеленную на продолжение экспансии Nestle.
    Третью группу составляют предприятия, находящиеся под контролем нестратегических иностранных инвесторов. К ним относятся екатеринбургская фирма <Конфи>, ульяновская фабрика <Волжанка> и казанская кондитерская фабрика <Заря>, чьи контрольные пакеты акций приобрели инвестиционные компании Barlington Investments Ltd. и New Europe East Investments Fund. <Конфи> и <Волжанка> занимают по объемам продаж 5-е и 6-е места соответственно. Последствия кризиса сказались даже на этих предприятиях, которые до 17 августа были наиболее стабильными в отрасли. Особенно пострадала <Волжанка>; из-за подорожавшего импортного сырья себестоимость кондитерских изделий возросла на 20-50%, в результате чего ульяновская фабрика находится на грани банкротства.
    Четвертую группу составляют независимые специализированные предприятия. Это те предприятия, которые до настоящего момента сохранили пакеты акций в собственных коллективах. Порядка 15 из них по состоянию до 17 августа можно было отнести к успешно ра-ботающим. Из крупных фабрик здесь следует отметить кондитерскую фабрику им. Н. К. Крупской в Санкт-Петербурге, активно работающую над улучшением ассортимента продукции, московскую <Ударницу> - крупнейшего в России производителя мармеладно-пастильных изделий, старооскольскую <Славянку>, рентабельность которой в 2 раза превышает среднеотраслевую.
    Успешно развиваются также некоторые фабрики среднего размера, как правило, являющиеся региональными монополистами. Это такие предприятия, как <Ярославлькондитер>, менеджмент которой активно занялся совершенствованием маркетингово-сбытовой политики, за счет чего фабрика продолжает поддерживать на региональном рынке лидирующие позиции, успешно конкурируя с московскими концернами, а также башкирская <Конди> и краснодарский <Галан>. К этой группе пока относится и Воронежская кондитерская фабрика, однако менеджмент предприятия уже принял решение о продаже контрольного пакета акций иностранному инвестору. Фабрика планирует провести дополнительную эмиссию 750 тыс. акций номиналом 10 тыс. руб., которая будет реализована <крупной неевропейской компании>.
    По итогам 1997 г. 27 предприятий этой группы были объявлены банкротами. На хабаровском кондитерском комбинате <Спутник>, Кемеровском кондитерском комбинате, Рыбинской, Ивановской и Нижнетагильской фабриках введено внешнее управление. На остальных предприятиях выпускается от 5 до 20% прежних объемов производства.
    К последней пятой группе относятся мелкие предприятия. Это, как правило, малые предприятия Роспотребсоюза, а также подсобные и сельскохозяйственные. Они в основном расположены в небольших районных центрах с высокой неплатежеспособностью населения. Большинство из них находится в тяжелейшем финансовом положении.

ПОИСК ВЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

    Кондитерская отрасль является одной из наиболее благополучных отраслей российской промышленности, однако в результате последствий финансово-экономического кризиса ее предприятия столкнулись с рядом рисков, которые в случае выбора неверной стратегии развития могут привести к значительному ухудшению позиций предприятия на рынке.
    Главными рисками в настоящее время являются рост цен на сырье и сбои в поставках импортного сырья, а также вытеснение с рынка концернами и более крупными производителями.
    Основным видом сырья в кондитерской отрасли является сахарный песок, который составляет 60% всех сырьевых поставок. Большинство кондитерских фабрик закупает сахар у отечественных производителей, значительная часть которых находится под контролем международного пищевого концерна Cargill. Некоторые предприятия импортируют сахар из Украины и Белоруссии.
    Второй по значимости вид сырья - патока - составляет около 15% сырьевых поставок. Основными поставщиками патоки являются пять крупных отечественных производителей, которые также находятся под контролем концерна Cargill.
    Наиболее дорогое сырье - различные какао-продукты, которые закупаются только по импорту. Импортные пошлины на какао-бобы в настоящее время очень высоки. Закупка какао-продуктов осуществляется крупными фабриками напрямую у иностранных производителей. Мелкие и средние предприятия закупают этот вид сырья через посреднические фирмы-импортеры, крупнейшей из которых является <Инфорумкакао>.
    В связи с тем, что затраты на сырье в среднем составляют более 60% затрат кондитерских предприятий, рост цен из-за финансово-экономического кризиса привел к значительному росту себестоимости продукции, который, вероятно, продолжится и в дальнейшем.
    Последствиями финансово-экономического кризиса стали разорение ряда мелких и средних производителей и рост концентрации производства в отрасли. Если в 1997 г. на 8 крупнейших предприятий приходилось 36%, то в ближайшее время эта цифра вырастет до 45-50%.
    Но, несмотря на неблагоприятные экономические условия на российском рынке кондитерских изделий в настоящее время, существуют возможности, использование которых может значительно улучшить положение отечественных производителей. К ним можно отнести возвращение части прибыли, упущенной вследствие торгово-посреднических операций, выход на рынки регионов с дефицитом кондитерских изделий, вытеснение с рынка импортеров и рост экспортных продаж, использование потенциальных возможностей повышения спроса на российском рынке в долгосрочной перспективе.
    В настоящее время предприятиям отрасли необходимо выбрать правильную стратегию. Одной из возможностей является укрепление позиций на рынке в качестве независимого производителя. В случае выбора этой стратегии, для того чтобы выпускать продукцию, которая бы была конкурентоспособной по сравнению с кондитерскими изделиями, поставляемыми на российский рынок крупными российскими и иностранными концернами, предприятиям необходимо осуществить модернизацию оборудования и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции.
    Одним из основных недостатков большинства производителей кондитерский изделий, как и ряда прочих российских предприятий, является неэффективность организационных структур и недостаточно эффективное функционирование или полное отсутствие ряда ключевых управленческих процессов (маркетинг, финансовое планирование). В условиях жесткой конкуренции с российскими и иностранными концернами независимое предприятие может сохранить свои позиции на рынке только при наличии оптимальной организационной структуры и процессов управления, которые позволят быстро реагировать на изменения рыночной среды и контролировать внутрипроизводственные процессы.
    Основным методом осуществления продаж для мелких и средних предприятий является организация сбыта через дилерскую сеть. При этом практически полное отсутствие дилерской сети в регионах ведет к потере контроля над ценами при реализации продукции на региональных рынках. Поэтому в настоящее время многие кондитерские предприятия создают региональные представительства с собственными складами. В настоящее время реализация продукции через региональные представительства является основным методом организации продаж для <Красного Октября>. Концерн <Бабаевский> имеет собственные торговые дома в регионах.
    При реализации продукции в своих регионах кондитерские предприятия поставляют продукцию напрямую в розничную сеть.
    Следует отметить, что в настоящее время отечественные кондитерские изделия находят, как правило, сбыт по месту своего производства и в ближайших регионах. Так, <Красный Октябрь> до 70% своей продукции реализует в Москве, а <Конфи> до 50% - в Екатеринбурге. Выход на рынки других областей является наиболее перспективным и прибыльным вариантом развития кондитерских предприятий.
    Цена кондитерских изделий при продвижении от производителя к магазину возрастает более чем в 1,5 раза. При этом доля прибыли предприятия в цене составляет около 21%, доля прибыли дилеров - 8%, а доля прибыли розничной торгов-ли - 28%. В настоящее время многие кондитерские предприятия открывают собственные фирменные магазины, что позволяет вернуть упущенную прибыль. Многие предприятия, например, открывают собственные фирменные магазины как в районе местонахождения, так и в других регионах.
    В условиях роста концентрации одной из стратегий для мелких и средних кондитерских предприятий может стать создание альянса с более крупными предприятиями, вхождение в группу или продажа контрольного пакета акций. Крупные концерны рассматривают существующие возможности приобретения кондитерских фабрик в регионах в целях расширения рынков сбыта, привлекают профессиональных консультантов для разработки оптимальной стратегии развития и программы мероприятий по ее реализации. Следует отметить, что в ближайшее время можно ожидать роста спроса на подобные услуги среди прочих предприятий кондитерской отрасли.

© ЗАО "Группа РЦБ".