Проблема бездотационности вполне решаема

Косарев Сергей
Начальник департамента регулирования отношений собственности РАО "ЕЭС России"

    РЦБ: Сергей Борисович, обрисуйте, пожалуйста, общую экономическую ситуацию в Костромской области.

    С. К.: Если за точку отсчета взять 1991 г., то к сегодняшнему дню экономические показатели области снизились примерно на две трети. Пик спада пришелся на 1996 г., а с 1997 г. мы наблюдаем смену тенденции на повышательную. Вопреки общероссийской экономической конъюнктуре, со II квартала 1997 г. в области начался экономический рост. Рост неравномерный - в основном за счет предприятий энергетики, химической отрасли, а с 1998 г. - предприятий пищевой, легкой и текстильной промышленности. По итогам 1997 г. экономический рост составил более 8%, мы шестые среди российских регионов по этому показателю. По итогам 1998 г. - чуть более 5%, снижение темпов мы связываем с августовскими событиями, если бы не это, мы могли бы выйти и на более высокий уровень, чем в прошлом году.
    Анализируя ситуацию, мы приходим к выводу, что основа для качественного роста может быть создана только если будет обеспечено привлечение инвестиций в производство. Сейчас на всех предприятиях идет старение фондов, практически нет оборотных средств, всюду царит бартер. Поэтому главная задача администрации - переломить тенденцию к бегству денег из реального сектора экономики. Пока нам этого сделать не удалось, но зато мы создали хорошую законодательную базу, чтобы решить эту проблему.
    Если говорить о государственных инвестициях, то Костромская область заявлена в 48 федеральных программах, мы взаимодействуем с Министерством экономики, с отраслевыми министерствами. Здесь как у всех - сначала даем заявку, защищаем лимиты, потом выколачиваем деньги:
    Кроме того, нам удалось разработать собственную федеральную программу; 15 декабря 1998 г. вышло постановление правительства № 1500 о <Федеральной целевой программе социально-экономического развития Костромской области до 2005 года>, подписанное Е. М. Примаковым. Стоимость этой программы - 10,5 млрд руб. В ней представлено примерно 140 инвестиционных проектов из различных отраслей экономики. Фактически это координационная программа, которая включает и государственные, и частные инвестиции. Примерно 20% средств обеспечивает федеральный бюджет, 20% - бюджеты территорий (областной и муниципальный), остальные - внутренние и иностранные кредиты, а также собственные средства предприятий. Из общего объема кредитов примерно три четверти будут выдаваться под гарантии федерального правительства и четверть - под гарантии областной администрации.
    С предоставлением областных государственных гарантий ситуация довольно сложная. Хотя у нас формально и существует залоговый фонд, но маневр по нему крайне ограничен, поскольку имущество у нас, как правило, малоликвидно и бумаги наши тоже немногого стоят. Возможность вложить крупные бюджетные деньги также ограниченна. Поэтому нас особенно порадовало то, что представляется реальная возможность выходить на правительство с просьбой выступить гарантом по отдельным инвестиционным проектам.
    С точки зрения развития частных инвестиций очень важен областной закон, принятый в ноябре 1997 г., - <Закон об инвестиционной деятельности в Костромской области>. Его ключевой принцип состоит в том, что мы отказываемся от налогообложения вновь созданной стоимости на местном уровне. Таким образом, если средства вкладываются в новое производство, то постановлением губернатора может быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования на период полной окупаемости проекта - не взимаются никакие региональные и муниципальные налоги, а это - около двух третей объемов налогообложения. Если же предприятие производит продукцию, ориентированную на экспорт, то оно работает вообще почти без налогов, поскольку может производить возврат НДС.
    Мы понимаем, что, с одной стороны, наша задача - пополнить доходную часть бюджета, но с другой - мы должны сделать как можно более привлекательным инвестирование в производство. Поэтому закон разрабатывался максимально либеральным. Ограничения просты - проект должен быть достаточно крупным, его стоимость должна превышать 5 тыс. минимальных заработных плат, он должен реализовываться в приоритетных отраслях экономики, которые будет определять областная Дума. Но пока отраслевых ограничений нет.

    РЦБ: Какие инвестиционные проекты реализуются с использованием льгот этого закона?

    С. К.: Сейчас у нас на рассмотрении порядка 30-40 инвестиционных проектов, еще по 10 решение принимается. Один из инвестиционных проектов стоимостью 2 млн 300 тыс. долл. уже запущен. Это производство большеформатной фанеры на Мантуровском фанерном комбинате. Инвестором выступила американская компания IPC. Большеформатная фанера - это новейшие технологии, но данный проект интересен не только сам по себе. Он создает спрос на фанерное сырье, а значит, платежеспособный спрос получает весь куст предприятий на востоке области, который занимается заготовкой древесины. Возникает спрос на услуги транспортных предприятий, доставляющих сырье с делянок на фабрику, и т.д.
    Другой пример - предприятие Saint springs, которое производит широко известную воду <Святой источник>. Сейчас они готовят новый пакет инвестиционных предложений. Одно из них, стоимостью около 4 млн долл., - выпуск воды в двухгаллонных (11 л) бутылках для бытовых установок по разливу горячей и холодной воды. Такие установки уже получили распространение в России. Новые бутылки будут не только дешевле, но и удобнее старых. В течение года по этому виду деятельности предприятие должно выйти на оборот 20 млн долл.
    У Костромской области достаточно тесные контакты с Германией, землей Северная Рейн-Вестфалия. Сейчас идет проработка проекта по возрождению нашего крупнейшего комбината <Шарьядрев>, который занимался полной обработкой древесины, с фирмой <Хольц-Даймерс>. Под проект, предполагающий строительство завода по производству МДФ, должно быть привлечено примерно 150 млн марок. Есть и другие предложения, включая совершенно экзотические. Например, к нам обратилась американская фирма Trinity Investments с предложением о строительстве в Костроме закрытого аквапарка стоимостью 5,8 млн долл. Мы сначала сказали: <Зачем нам аквапарк? Дайте что-нибудь в сельское хозяйство>. Но посмотрели бизнес-план и убедились, что все просчитано. Сейчас мы заключили предынвестиционное соглашение и решаем вопросы по финансированию. В ближайшее время должны начаться проектные работы.

    В целом особенно не надеемся на инвестиции. Из 10-15 инвестиционных предложений остаются 1-2, и то не всегда. Но тем не менее процесс идет.

    РЦБ: Как решаются вопросы реструктуризации предприятий?

    С. К.: В области создана межведомственная комиссия по реструктуризации. Принят пакет подзаконных актов и постановлений Думы, обеспечивающих нам пространство для маневра. В свое время мы приняли специальный областной закон о ре-структуризации, который позволяет взыскивать недоимки через принудительную эмиссию, т.е. увеличение уставного капитала и передачу области контрольного пакета акций. Но сейчас фондовые инструменты малопривлекательны, и само по себе обладание контрольным пакетом не решает проблемы.
    Аналогичная ситуация и с банк-ротством, этот путь возможен лишь в принципе. Для всех очевидно, что эта процедура сегодня ведет в тупик. Если бы был ликвидным рынок заводской недвижимости, земли, оборудования, мы занимались бы этой проблемой каждый день. Но где взять эффективного собственника? И где взять деньги?
    Сначала надо создать режим, более или менее понятный для всех, создать инвестиционную историю, а после этого под конкретного инвестора проводить реструктуризацию. Механизмов существует масса.
    В своей работе мы стараемся отталкиваться от конкретной ситуации. Если есть инвестор, который хочет получить контроль над проблемным предприятием и привести его в порядок, не разрушая существующего юридического лица, областная администрация может помочь. Мы можем провести собрание акционеров, добиться решения об эмиссии акций в уплату долгов бюджету, подготовить и зарегистрировать проспект эмиссии и передать контрольный пакет инвестору для работы.
    Если предприниматель или инвестор не может принять на себя все старые долги, хочет отсечь их, законодательная база позволяет нам часть предприятия или имущества забрать в оплату долгов напрямую, без судебного разбирательства, в форме зачета. Кроме того, есть традиционные варианты ареста имущества в пользу муниципалитета или областного бюджета. Для урегулирования таких вопросов и существует межведомственная комиссия. С муниципальными властями мы работаем очень тесно, практически все муниципалитеты присоединились к принятому Думой закону об инвестициях и также готовы предоставлять режим налогового благоприятствования. Поэтому на стадии проработки проекта реструктуризации предприятия мы заручаемся их поддержкой в части муниципальных налогов. Заключается четырехстороннее инвестиционное соглашение: инвестор, объект инвестирования, глава местного самоуправления, областная администрация.
    Проблем с реструктуризацией очень много. Бывает, приходит инвестор, а у предприятия 3-4 собственника и оно находится в стадии банкротства. Разрубить эту ситуацию ни конкурсный управляющий, ни инвестор не в состоянии. Здесь регулирующая функция областной администрации нужна как никогда, поскольку мы можем предложить какие-то варианты обмена акций или компенсации на размер кредиторской задолженности бюджету, можем решить вопросы с областным, муниципальным бюджетом, с внебюджетными фондами.

    РЦБ: В вопросах подготовки предприятий к получению инвестиций администрация работает достаточно жестко, но не стремится впоследствии иметь контроль над этими предприятиями?

    С. К.: Безусловно. Если у инвесторов есть серьезное намерение получить крупный пакет, то администрация будет делать все, чтобы осуществить этот проект. Собственникам можно и нужно доказывать, что не стоит держаться за то, что разрушается, сохраняя контроль за собой, лучше поделиться сейчас, чтобы потом от оставшейся части иметь гораздо больше.

    РЦБ: В ряде областей идет целенаправленная работа с предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками. Ведется ли такая работа в Костромской области?

    С. К.: Да, конечно. В Костромской области главное бюджетообразующее предприятие, которое дает до 40% валовых сборов, - Костромская ГРЭС. Предприятие весьма специфично. Во-первых, это дочернее подразделение РАО <ЕЭС России>, во-вторых, электростанция поставляет электроэнергию на оптовый рынок, она не завязана с конкретными потребителями, поэтому возможности воздействия на ее должников ограниченны. Проблемы с неплатежами стоят в полный рост. В качестве примера скажу лишь, что это предприятие сжигает 6,5 тыс. тонн, или 120 цистерн мазута в сутки, а покупает его по цене до 2 тыс. руб. за тонну, потому что у них нет <живых> денег и они работают на зачетах. Во внебюджетные фонды станция практически не платит. Чтобы как-то решать все эти вопросы, создан департамент, который занимается квотами для электростанции и лоббирует ее интересы в РАО <ЕЭС России>.
    Другое крупное предприятие - это Красносельский ювелирный завод. Сейчас объем производства у него упал, количество бюджетных поступлений тоже снизилось. Мы осуществляем по этому предприятию инвестиционный проект стоимостью порядка 14 млн руб., предоставляем им налоговые льготы.
    В целом ситуация, наверное, такая же, как и по стране, - чем дальше предприятие от потребительского рынка, тем дальше оно от <живых> денег. Как только оно выпадает из этой сферы, появляется бартер, возникают сумасшедшие цены, неконкурентоспособная продукция, которая может продаваться уже только по бартеру, и опять все сначала.

    РЦБ: Как Вы считаете, что нужно менять в налоговой системе?

    С. К.: На потребительском рынке крупнейшая проблема - предприниматели без образования юридического лица. Вектор нашей налоговой системы направлен совершенно в другую сторону. Фактически государство всю пирамиду налогового законодательства выстраивает на тех немногих предприятиях, которые сейчас героически платят налоги. Две трети предприятий не платят налоги, и взять с них нечего. Разорить и обанкротить их невозможно. Бюджету денег не хватает.
    В то же время только у нас в Костромской области зарегистрировано 24 тыс. предпринимателей, 85-90% которых декларируют доход до 12 тыс. руб. в год, т.е. платят минимальную ставку подоходного налога. Какой у них объем товарооборота, никто не знает, так как они работают без кассовых аппаратов. Но абсолютно понятно, что они продают гораздо больше, чем показывают легально. С 1 января ввели налог с продаж, который с них тоже нельзя будет собрать. Значит, фактически это будет сильный удар или даже разрушение легальной торговли. На своем уровне мы пытаемся что-то сделать - со II квартала вводим единый налог с вмененного дохода.
    Что касается промышленности, то там совсем другие проблемы, глобальные. В налоговом законодательстве необходимо отменить норму, запрещающую реализовывать продукцию ниже себестоимости.
    У предприятий все <висит> на балансе. Со всего добра, доставшегося по наследству от социализма, платятся сумасшедшие налоги на имущество. Все это отражается на себестоимости. Вот пример одного из костромских предприятий. Немецкие партнеры говорят: <Поймите, рыночные цены ниже, поэтому нельзя продавать товар по такой стоимости>. Им начинают объяснять, что не могут продавать дешевле себестоимости. Немцы же не понимают, почему у нас такая высокая себестоимость.
    И когда слышат, какие товарообменные операции пришлось осуществить, чтобы произвести эту продукцию, глаза у них округляются.
    А когда им объясняют, какие штрафы придется заплатить за продажу этой продукции по цене ниже себе-стоимости, они вообще ничего не понимают.

    РЦБ: Как Вы оцениваете возможность выхода области на самодостаточный, бездотационный уровень?

    С. К.: Задача эта - реальная, но очень сложная, одними деньгами ее не решить. Посмотрим на примере одной отрасли - глубокой лесопереработки. Она одна может кормить всю область. Причем это будет не только хлеб с маслом. Мы имеем огромное количество лесных массивов. Качество леса прекрасное. Можно вырубать 9 млн куб. м леса в год, а к 2000-2001 г. - до 12 млн куб. м в год.
    Мы можем производить продукцию, которая будет кормить и нас, и федеральный бюджет. Как этого добиться? В леспромхозах масса проблем. На балансе висит вся социальная база. Это же города-крепости. Леспромхоз - это лесные поселки, дороги, мосты, детсады, бани и все остальное. Другая проблема - слабый менеджмент. Чтобы вся система заработала, я полагаю, должны возникнуть новые мобильные предприятия, которые будут работать на новом оборудовании, тем более что это не требует больших капитальных вложений. Производство может быть модульным и разворачиваться моментально. Ликвидный продукт производить мы можем, и проблема бездотационности вполне решаема. А чтобы все это заработало, необходимы инвестиции, кадры, культура производства, вразумительная налоговая политика и политическая стабильность.

ЧАСТЬ 2. ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Стоимость проекта

    Европейскому банку требуется точная разбивка расходов по проекту и использования средств, особенно использования средств ЕБРР. Эта информация должна представляться на относительно ранней стадии разработки проекта. Характеристика направлений использования средств, как правило, включает следующие позиции:

  • Здание/объект, оборудование, установка, начальные расходы, профессиональная подготовка, гонорары специалистам, оборотный капитал, начисляемые в период строительства проценты.
  • Суммы для этих позиций представляют в СКВ, местной валюте, в виде взносов натурой. (Взносами натурой являются входящие в проект элементы, которые не требуется закупать, поскольку они представляют собой участие натурой (обычно в обмен на акции), как-то: земля, здания, оборудование, технологические процессы, лицензии. Подобный вид взносов часто используется при организации совместных предприятий.)

    Здесь необходимо указать следующее:

  • как составлялась смета расходов;
  • затраты на поставщиков, стоимость работ (предлагаемые расценки), кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) и предполагаемая степень точности сметы;
  • сроки производства расходов;
  • данные о любых уже произведенных расходах;
  • методика оценки стоимости взносов натурой или имеющихся фондов;
  • сведения о происхождении оборудования, материалов и т.п., особенно если они предоставляются одним из спонсоров;
  • сведения о резервах на непредвиденные расходы, включенных в стоимость проекта; где, по вашему мнению, возможен перерасход и обеспечили ли вы достаточное резервное финансирование на случай перерасхода.
        В стоимость проекта следует включить любые возможные затраты на регистрацию залогового обеспечения и полисов страхования. Такие затраты, как правило, производятся до подписания соглашений о финансировании, однако они могут покрываться из предоставляемых компании средств.

    Осуществление проекта и закупки

        ЕБРР может поручить спонсору самостоятельно или с помощью нанятых им подрядчиков осуществить проект в установленные сроки и экономно. Чтобы Банк мог оценить риски, связанные с осуществлением проекта, просьба:

  • кратко изложить связанные с его осуществлением мероприятия, указав имена и фамилии лиц и названия организаций, отвечающих за осуществление отдельных частей проекта;
  • обосновать выбор этих организаций и охарактеризовать их прошлую деятельность;
  • по возможности охарактеризовать содержание договоров с этими организациями, перечислив, в частности, обязательства о завершении проекта, график выплат по ходу производства работ и гарантии исполнения, связанные с выполнением проекта;
  • представить подробный график выполнения работ и сроков освоения средств;
  • указать установленные вами контрольные сроки начала работ в рамках графика осуществления проекта и как вы намерены обеспечить их соблюдение; сообщить о любых своих резервных планах на случай задержек с началом работ.
        ЕБРР требует обеспечить гласность и коммерческие принципы в производстве закупок при утверждении финансирования проекта, поэтому спонсору следует очень внимательно отнестись к этому вопросу. В частности:
  • указать и обосновать предложенный метод закупки товаров, услуг и оборудования на средства ЕБРР;
  • подтвердить, что товары, услуги и оборудование были закуплены на строго коммерческих началах и условиях (просьба указать, где могут быть отходы от коммерческих принципов);
  • указать содержание договоров (под ключ и т.д.) по проекту.
        В ряде случаев ЕБРР будет привлекать третью сторону для анализа хода выполнения проекта и сообщения о любых потенциальных узких местах или перерасходе средств.

    Источники финансирования

        В этом разделе рассматривается вопрос о формах оплаты указанных выше расходов. Как правило, ЕБРР станет лишь одним из нескольких источников финансирования. Действительно, Банк будет рекомендовать спонсору приобрести пай в акционерном капитале и подобрать другие потенциальные источники финансирования. Если проектом предусматривается расширение уже действующего объекта, ЕБРР может согласиться самостоятельно профинансировать проект при условии, что участие Банка в компании останется в пределах 35: от долгосрочной капитализации компании.
        Почему ЕБРР привлекает других инвесторов к софинансированию проекта?

  • Распределение рисков - ЕБРР хочет убедиться в готовности организаций, имеющих непосредственный опыт работы по этому профилю, рисковать своими деньгами в поддержку проекта, считая его обоснованным.
  • Стимул - ЕБРР хочет привлечь другие финансирующие организации к участию в проекте либо путем предоставления кредитных средств, либо путем приобретения пая в акционерном капитале проекта.
        Если спонсор испытывает затруднения в привлечении других источников финансирования, особенно средств заимствования, ему целесообразно с самого начала обратиться в ЕБРР. Банк сможет оказать содействие в привлечении других кредитных учреждений после согласования схемы финансирования.
        В тех случаях, когда проект предусматривает расширение уже действующих объектов, необходимо предоставить текущий баланс, отчет о доходах и отчет о движении денежной наличности (по мере возможности прошедшие аудиторскую проверку по международным нормам) существующего предприятия.
        В информацию об источниках финансирования должно входить следующее.

    Акционерный капитал

  • Кто предоставляет акционерный капитал и в какие сроки?
  • Сколько акционерного капитала вносится наличными и сколько натурой?
  • Как осуществляется распределение паев и на какой основе (включая участие сотрудников/работников, если таковое имеет место)?
  • Если к ЕБРР обращаются с просьбой о предоставлении акционерного капитала, каким образом, по мнению спонсора, Банк со временем сможет изъять свой капитал (Банк не намерен навсегда оставаться акционером)?

    Кредиты

  • Кто предоставляет кредиты для проекта?
  • Кто планирует стать головным и субординированным кредиторами?
  • В каких валютах будет выдаваться кредит?
  • Связаны ли какие-либо кредиты такими условиями, как дотированные процентные ставки или договоренность о закупке товаров и услуг?
  • Каковы условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе проекта кредитов?

    Соответствующие вспомогательные соглашения. Охарактеризуйте любые соглашения, которые будут влиять на вышеприведенную схему, например:

  • соглашения о продаже/закупочные соглашения;
  • любые гарантии спонсоров/третьих сторон;
  • другие вспомогательные соглашения;
  • поддержка правительства (то есть дотации, налоговые отсрочки).
        Обеспечение и залог. По возможности укажите характер обеспечения, которое могут получить кредиторы по проекту. В частности, важно подробно указать виды существующих закладных, прав удержания и обременений.
        Финансовый обзор и ожидаемые результаты деятельности
        Этот раздел должен дать ЕБРР возможность проанализировать и оценить потенциал проекта, обеспечить поступление наличности в объеме, достаточном для обслуживания долга, или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях.
        Сроки прогнозов должны совпадать со сроками кредита/инвестиции, которые вы хотите получить.
        Основные исходные предпосылки. Просьба представить с разбивкой по годам данные о:
  • объеме продаж и ценах на продукцию, включая скидки и комиссии;
  • расходах на основную деятельность, включая рабочую силу
        - число работников,
        - среднюю заработную плату,сырье
        - с оплатой в местной и иностранной валюте,транспорт,коммунальные услуги,

    сбыт и управление;

  • капитальных затратах по годам на техническое обслуживание;
  • оборотном капитале: дать разбивку исходных данных о:
        - требуемом объеме запасов сырья и готовой продукции;
        - условиях оплаты счетов компании;
        - условиях оплаты счетов поставщиков.

    Финансовые прогнозы

  • Счет прибылей и убытков/счет доходов, включая предполагаемые дивиденды.
  • Баланс, начиная с первого года и далее.
  • Движение денежной наличности от основной деятельности и чистый поток денежной наличности с указанием источников и использования денежной наличности - это должно быть увязано с двумя пунктами выше.
  • График погашения кредитов и уплаты процентов с указанием сроков и условий существующей/новой задолженности и подлежащих уплате по кредитам процентов.
  • График амортизации активов.
  • Сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита.
  • Предполагаемые условия уплаты налогов компанией в течение срока действия кредита.
        Во всех графиках и сведениях должны быть показаны сроки производства любых расходов или затрат и получения поступлений.

    ЧАСТЬ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Экологическая информация

        Согласно своему экологическому мандату ЕБРР должен <содействовать всей своей деятельностью экологически здоровому и устойчивому развитию>. Поэтому необходимо, чтобы в вашем предложении о финансировании содержался достаточный объем сведений относительно экологических аспектов вашего проекта для оценки его экологических последствий. На начальном этапе в Банк необходимо представить следующие сведения:

  • местонахождение объекта (объектов) в связи с проектом;
  • использование земли, отведенной под объект (объекты), в прошлом и в настоящее время;
  • описание любых строительных работ или физических изменений, связанных с проектом;
  • предлагаемые меры по смягчению воздействия на окружающую среду и ее улучшению;
  • заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и/или об ответственности за него;
  • любые сведения о направлениях природоохранной деятельности компании.
        По мере возможности следует приложить копии любых проводившихся экологических проверок или оценок предполагаемого воздействия проекта на окружающую среду. Следует дать описание распространяющихся на проект общегосударственных, региональных или местных требований, связанных с защитой окружающей среды, гигиеной труда и техникой безопасности.

    Нормативная информация

        ЕБРР должен оценить нормативную базу реализации предлагаемого проекта. В соответствующих случаях необходимо осветить нижеуказанные аспекты.
        Укажите, какие правительственные лицензии или разрешения потребуются для выполнения проекта. Укажите, каким образом вы намерены получить их и сколько, по вашему мнению, на это потребуется времени.
        Если проект связан с производством, укажите, в какой степени сырье дотируется соответствующим правительством. Укажите также, имеются ли какие-либо ограничения на импорт соответствующего оборудования. Укажите импортные пошлины или квоты. Если вы намерены экспортировать продукцию, укажите наличие ограничений на импорт на рынках сбыта за рубежом.
        Охарактеризуйте существующую структуру тарифов, устанавливаемых предприятиями коммунального хозяйства, а также любые иные имеющие к вам отношение тарифные структуры.
        Укажите наличие каких-либо валютных ограничений, особенно в отношении репатриации прибыли.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".