Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий

Матросов Сергей
Генеральный директор Инвестиционной компании "ТСК", канд. экон. наук
Эльдиев Махмут

Лишанский Марк

    При принятии и реализации решения о применении процедуры банкротства к аграрным товаропроизводителям учитываются следующие особенности: необходимость сохранения целевого использования земли как новного средства производства в сельском хозяйстве; специфика земельных отношений и форм собственности на землю; сезонность производства; зависимость результатов хозяйственной деятельности от природно-климатических условий; необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта; территориальная и технологическая взаимосвязанность основного производства и производственной инфраструктуры.
    До принятия федерального закона <О несостоятельности (банкротстве)> единственным нормативным документом, учитывающим специфику сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе процедуры банкротства, выступало постановление правительства РФ № 1018 от 2 ноября 1995 г. <Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций>, утвердившее одноименное положение. Указанный документ распространялся на <сельскохозяйственные организации, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, признанных в установленном порядке неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса>.
    Так, в 1995 г. было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) совхоза <Ермолинский> Новгородского района Новгородской области. Данный хозяйствующий субъект специализировался на откорме крупного рогатого скота. На 1 апреля 1995 г. хозяйство имело баланс, представленный в таблице. В ходе судебного заседания было установлено, что общая кредиторская задолженность товаропроизводителя составляла около 2 млрд руб., из которых по 11,3 млн руб. (основной долг без учета штрафных санкций) срок исполнения истек свыше 3 мес. назад. Текущие активы покрывали краткосрочные обязательства перед кредиторами на 120% при норме 200%, и только 4% поступлений денежных средств за отгруженную продукцию шло на погашение долга. Уровень убыточности составлял 43%.
    На основании рассмотренных материалов было признано, что единственным фактором, способным поправить положение, может быть проведение реорганизационной процедуры в виде внешнего управления, так как должник представил обоснованный проект экономического развития, при котором ежегодная прибыль планировалась в размере 118 млн руб. Помимо указанного, на период действия внешнего управления был установлен мораторий на требования кредиторов.

Актив

Основные средства и иные внеоборотные активы

89 263

Запасы и затраты

3 334

Денежные средства, расчеты и прочие активы

88

Убытки

141

Итого

92 826
Пассив

Источники собственных средств

90 896

Расчеты и прочие пассивы

1 930

Итого

92 826

    По истечении 18 мес. программа управления была частично выполнена: созданы новые производства молока, зерна и картофеля. Однако из-за отсутствия финансовой поддержки для перепрофилирования узкоспециализированного предприятия не удалось создать новые рентабельные производства сельскохозяйственных продуктов. Поэтому полностью ликвидировать кредиторскую задолженность не получилось.
    Тем не менее заложенная база позволяла в перспективе иметь рентабельное многопрофильное производство, для чего требовалось его дальнейшее развитие. С целью сохранения совхоза как сельскохозяйственного предприятия, укрепления экономического состояния хозяйства и защиты слабых слоев населения, а также развития района и области на основании <Положения об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций> было принято решение о прекращении производства и изменении организационно-правовой формы совхоза с регистрации последнего как ООО <Ермолинское>.
    Необходимо особо отметить, что данная процедура прежде не могла применяться к реорганизованным (негосударственным) сельскохозяйственным товаропроизводителям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, банкротство которых законодательно не было урегулировано. Принятый же федеральный закон распространяется на сельскохозяйственные предприятия - <юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки>
    Новым законодательством для сельскохозяйственных предприятий установлено следующее:

  • внешнее управление субъектами отрасли вводится на срок до окончания соответствующих сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной продукции. Указанный срок не может превышать 21 мес. Если в течение данного времени имели место спад и ухудшение финансового состояния предприятия в связи со стихийными бедствиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год;
  • при продаже принадлежащих товаропроизводителю, признанному банкротом, объектов недвижимости, используемых для аграрного производства, при прочих равных условиях, преимущественное право их приобретения принадлежит сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности; земельные участки отчуждаются и переходят другим лицам в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством;
  • определена специфика банкротства крестьянских фермерских хозяйств.
        Остановимся более подробно на последнем.
        Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех его членов. К нему, помимо бумаг, предоставляемых любым должником, прилагаются следующие документы: о составе и стоимости имущества хозяйства, а также имущества, принадлежащего членам крестьянского хозяйства на праве собственности; об источниках приобретения указанного; о размере доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
        Глава хозяйства в двухмесячный срок с момента принятия заявления может представить в арбитражный суд план восстановления платежеспособности. В случае одобрения последнего вводится внешнее управление хозяйством на срок, не превышающий 21 месяц. Указанная процедура может быть досрочно прекращена арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае невыполнения мероприятий, установленных планом, или наличия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства. В данном случае субъект признается банкротом, и открывается конкурсное производство.
        При проведении последней процедуры определяют конкурсную массу, в которую включают находящееся в общей собственности членов хозяйства имущество, в том числе насаждения, хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продукты и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и другую технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь и прочее имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства, а также право аренды земельного участка и иные имущественные права, имеющие денежную оценку.
        Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть продано только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого сельскохозяйственного назначения продаваемых объектов.
        С момента открытия конкурсного производства государственная регистрация главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.
        В заключение следует отметить, что принятый нормативный документ имеет и ряд отрицательных моментов, что крайне негативно скажется на сельском хозяйстве - отрасли, убыточной в целом. Так, на основании наличия просроченного свыше трех месяцев долга, превышающего 500 минимальных размеров оплаты труда, банкротами могут быть объявлены практически все сельскохозяйственные предприятия. Статья 45 федерального закона, предписывающая должнику представить отзыв на заявление о признании его банкротом, не содержит требования о включении в него размера дебиторской задолженности. В ст. 62, посвященной анализу финансового состояния предприятия, не содержится пункта, обязывающего кредиторов принять во внимание объем дебиторской задолженности перед должником. Аналогично составлена и статья об оценке имущества; она не обязывает конкурсного управляющего учесть размер дебиторской задолженности.
        В условиях монополии перерабатывающих предприятий в АПК данные упущения ставят должника в неравное положение по сравнению с кредиторами.Учитывая, что действующее законодательство по несостоятельности не в полной мере отражает специфические условия сельского хозяйства, Минсельхозпрод России подготовил проект указа Президента РФ <О реформировании хронически неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (предприятий)>. Этим проектом предусматривается особый порядок реформирования аграрных товаропроизводителей, не выполняющих требований кредиторов и утративших реальную возможность восстановить платежеспособность. Ведется работа по разработке мер сохранения производственной и социальной инфраструктуры, эффективного использования земельных и трудовых ресурсов, финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".