Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий
Генеральный директор Инвестиционной компании "ТСК", канд. экон. наук
Эльдиев Махмут
Лишанский Марк
    При принятии и реализации решения о применении процедуры банкротства к аграрным товаропроизводителям учитываются следующие особенности: необходимость сохранения целевого использования земли как новного средства производства в сельском хозяйстве; специфика земельных отношений и форм собственности на землю; сезонность производства; зависимость результатов хозяйственной деятельности от природно-климатических условий; необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта; территориальная и технологическая взаимосвязанность основного производства и производственной инфраструктуры.
    До принятия федерального закона <О несостоятельности (банкротстве)> единственным нормативным документом, учитывающим специфику сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе процедуры банкротства, выступало постановление правительства РФ № 1018 от 2 ноября 1995 г. <Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций>, утвердившее одноименное положение. Указанный документ распространялся на <сельскохозяйственные организации, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, признанных в установленном порядке неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса>.
    Так, в 1995 г. было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) совхоза <Ермолинский> Новгородского района Новгородской области. Данный хозяйствующий субъект специализировался на откорме крупного рогатого скота. На 1 апреля 1995 г. хозяйство имело баланс, представленный в таблице. В ходе судебного заседания было установлено, что общая кредиторская задолженность товаропроизводителя составляла около 2 млрд руб., из которых по 11,3 млн руб. (основной долг без учета штрафных санкций) срок исполнения истек свыше 3 мес. назад. Текущие активы покрывали краткосрочные обязательства перед кредиторами на 120% при норме 200%, и только 4% поступлений денежных средств за отгруженную продукцию шло на погашение долга. Уровень убыточности составлял 43%.
    На основании рассмотренных материалов было признано, что единственным фактором, способным поправить положение, может быть проведение реорганизационной процедуры в виде внешнего управления, так как должник представил обоснованный проект экономического развития, при котором ежегодная прибыль планировалась в размере 118 млн руб. Помимо указанного, на период действия внешнего управления был установлен мораторий на требования кредиторов.
Актив | |
Основные средства и иные внеоборотные активы |
89 263 |
Запасы и затраты |
3 334 |
Денежные средства, расчеты и прочие активы |
88 |
Убытки |
141 |
Итого |
92 826 |
Пассив | |
Источники собственных средств |
90 896 |
Расчеты и прочие пассивы |
1 930 |
Итого |
92 826 |
    По истечении 18 мес. программа управления была частично выполнена: созданы новые производства молока, зерна и картофеля. Однако из-за отсутствия финансовой поддержки для перепрофилирования узкоспециализированного предприятия не удалось создать новые рентабельные производства сельскохозяйственных продуктов. Поэтому полностью ликвидировать кредиторскую задолженность не получилось.
    Тем не менее заложенная база позволяла в перспективе иметь рентабельное многопрофильное производство, для чего требовалось его дальнейшее развитие. С целью сохранения совхоза как сельскохозяйственного предприятия, укрепления экономического состояния хозяйства и защиты слабых слоев населения, а также развития района и области на основании <Положения об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций> было принято решение о прекращении производства и изменении организационно-правовой формы совхоза с регистрации последнего как ООО <Ермолинское>.
    Необходимо особо отметить, что данная процедура прежде не могла применяться к реорганизованным (негосударственным) сельскохозяйственным товаропроизводителям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, банкротство которых законодательно не было урегулировано. Принятый же федеральный закон распространяется на сельскохозяйственные предприятия - <юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки>
    Новым законодательством для сельскохозяйственных предприятий установлено следующее: