Что вам больше подойдет?

Рябых Дмитрий
Главный редактор портала "Корпоративный менеджмент"

Каждый, кому приходилось впервые разрабатывать бизнес-план, пользовался примерами или шаблонами для разработки собственных документов. Каждый, кому приходилось делать это во второй раз, подумывал об автоматизации хотя бы части процесса. Объясняется это просто. Бизнес-планирование предполагает работу самых разных специалистов, от юристов до маркетологов, и создание качественного документа может потребовать чрезвычайно много сил. А цена ошибок оказывается немалой - потеря инвестора или просто откладывание стратегических решений могут оказаться губительными для предприятия.

КАК РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА

    Проблему можно решать двумя путями.
    Первый - переложить работу на чужие плечи - обратиться в консалтинговую компанию. У этого подхода есть свои преимущества. Вашим проектом будут заниматься профессионалы, причем эффективность работы будет максимальной за счет <конвейерной> работы над проектом, когда каждый его этап выполняется специалистом в данной достаточно узкой области.
    На предприятии такая специализация просто неэффективна из-за относительно небольших объемов работ. С другой стороны, услуги консультантов обойдутся в довольно круглую цифру, нижний предел которой для небольших проектов находится на уровне 3000-5000 долл., а верхнего фактически нет. В среднем бизнес-план крупного промышленного предприятия обходится примерно в 50 тыс. долл. Есть над чем задуматься. Но самое страшное даже не это.
    Результаты работы, к сожалению, будут существенно зависеть не только от квалификации экспертов консалтинговой компании, но и от того, насколько точно вы смогли объяснить им свои планы, возможности, цели. Ведь идеология проекта и вся основная информация о нем рождаются внутри компании. Далеко не всегда эта информация попадает в руки экспертов без искажения, правильно воспринимается и используется ими. Поэтому для большинства компаний обращение к консультантам - не самый лучший выбор.
    Есть второй путь - делать бизнес-план самостоятельно, уже в процессе работы обучаясь принципам финансового анализа, основам маркетинга и правилам подготовки и представления документов. Именно по этому пути идет большинство компаний.
    Если специалист, подготовивший не один десяток документов, решает вопросы оптимизации своей работы с помощью широкого набора инструментов, то для новичка выбор невелик - ему нужна комплексная система подготовки бизнес-планов. Таких систем за последнее время появилось немало, и найти вариант под свои потребности не трудно. Но прежде чем рассказать об особенностях отдельных программ, необходимо сделать одну оговорку.
    Традиционно, на основе западного представления о программах бизнес-планирования, к таким системам относятся развитые варианты шаблонов документов. Большинство популярных систем очень недалеко ушли от Excel в предоставляемых возможностях и вся их ценность для пользователя - в хорошо подобранном списке разделов, заполнив которые, он получит более-менее приемлемый текст бизнес-плана. Качества этого документа после некоторой <шлифовки> бывает достаточно для маленьких, а иногда и средних, проектов. Тот небольшой объем расчетов, который необходим для оценки финансовой привлекательности, программа выполняет автоматически. Следовательно, западные программы бизнес-планирования - это всегда довольно примитивные программы, ориентированные на непрофессионального и нетребовательного пользователя. В качестве наиболее популярной системы этой группы можно назвать, например, Business Plan Pro, насчитывающий сотни тысяч пользователей.

<ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ СИСТЕМ

    В России такая точка зрения на программы бизнес-планирования не прижилась. Произошло это из-за высокой инфляции, сложной налоговой системы и других особенностей, делающих полностью неприменимыми все системы, написанные для стабильной экономики. Практически все программы пришлось писать с нуля непосредственно в России. Основой для них послужила программа COMFAR, продукт, подготовленный Комитетом по промышленному развитию при ООН специально для стран с высокой инфляцией. Любопытно, что сама эта программа, несмотря на свой высокий авторитет и активное развитие, так и не заняла существенной доли на рынке, оставшись своеобразным музейным экспонатом - образцом правильного финансового анализа и документации. В результате такого обособленного развития сформировались совершенно иные, отличные от западных, представления о программах бизнес-планирования.
    В России - это системы, ориентированные на инвестиционный анализ, т.е. мощные средства выполнения финансовой части проекта.
    Каждая такая программа учитывает массу подробностей деятельности компании и строит развернутые финансовые отчеты. Причем ни одна из программ не уделяет серьезного внимания описательной части проекта, предоставляя пользователю самостоятельно заниматься этим вопросом. Поэтому, говоря в этой статье о бизнес-планировании, мы подразумеваем не весь процесс подготовки бизнес-плана, а лишь одну его часть - инвестиционный анализ. Об этом очень важно помнить, поскольку такая подмена понятий часто приводит к искаженному представлению о содержании бизнес-плана, где финансовая часть обычно составляет не более 30% общего объема.
    Из реально присутствующих на рынке систем бизнес-планирования можно выделить четыре основных.
    Первая из них - уже упомянутый выше COMFAR. Написанный экспертами высочайшего класса, COMFAR долго служил эталоном во всех методических разработках, а заложенная в его основу методика ЮНИДО до сих пор является наиболее полной и грамотной. Но программа имела один недостаток, ко-торый свел на нет все ее достоинст-ва, - она не учитывала российские налоги. А значит, все стройные экономические расчеты рассыпались из-за несоответствия между построенной в них моделью и действительностью. В итоге COMFAR используется лишь в тех случаях, когда недоверчивые иностранные инвесторы не хотят принимать результаты работы, сделанной на российских системах.
    Оставшиеся три программы, точнее три семейства программ, и составляют рынок программ бизнес-планирования. Каждая из этих систем построена на собственной идеологии, но все они имеют ряд общих принципов, о которых имеет смысл рассказать заранее.
    В основе работы программ инвестиционного анализа лежит построение финансовой модели компании, получение в этой модели полного набора отчетности и проведение финансового анализа на базе этой отчетности. В качестве исходных данных модели задается несколько групп информации:

  • информация о текущем состоянии компании (баланс, запасы);
  • описание требуемых инвестиций;
  • характеристики производственно-сбытовой деятельности;
  • источники и условия финансирования проекта;
  • принципы распределения доходов (выплаты из прибыли, дивиденды);
  • прогноз экономического окружения (инфляция, налоги, курсы валют).
        По результатам расчетов все системы строят баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств для всего периода проекта (расчет и отображение итогов ведется с шагом от месяца до года). На основе этих и некоторых дополнительных результатов проводится финансовый анализ деятельности предприятия в рамках проекта. Методы анализа в каждой системе свои, но есть и обязательный минимальный набор:
  • показатели эффективности проекта: внутренняя норма рентабельности (IRR), чистая приведенная стоимость (NPV) и индекс прибыльности (PI);
  • показатели ликвидности, устойчивости, прибыльности и оборачиваемости (около 20-30 различных коэффициентов).
        Вокруг этой главной задачи каждая из систем строит работу по-своему. Рассмотрим несколько подробнее особенности различных идеологий.
        Продукты <Про-Инвест Консалтинга>
        На первом месте среди программ бизнес-планирования стоит система Project Expert (Про-Инвест Консалтинг) - наи-более популярная система, признаваемая многими как стандарт финансового анализа. По официальным данным компаний-разработчиков, Project Expert'у принадлежит 70-80% всего рынка подобных средств. Главный источник успеха системы, вероятно, - в изобилии возможностей и удобном интерфейсе. Ни в том, ни в другом ей нет равных, и с каждой новой версией технический отрыв от конкурентов увеличивается. Правда, отмечая все эти достоинства системы, нельзя не сказать о том, что за грандиозным набором инструментов нет единой методики и 80% функций никогда не будут использоваться большинством экспертов.
        Идея системы - создание универсального вычислительного инструмента, огромного калькулятора, оптимизированного под узкий класс задач. Пользователю предоставляется полная свобода в выборе методов и последовательности работы над проектом. Для профессионала - это бесспорное преимущество, для новичка - опасная черта, подталкивающая к множеству ошибок. Поэтому, несмотря на то, что работу с системой можно начать уже через пять минут после установки, даже не обращаясь к документации, серьезное отношение к результатам своей работы требует обязательного обучения общим принципам бизнес-планирования и основам финансового анализа.
        Некоторые особенности, определяющие <лицо> Project Expert:
        1. Использование международных стандартов подготовки подобных документов. Это проявляется и в финансовых разделах, и в возможностях формирования отчетов на английском языке (сама система содержит перевод всех своих стандартных отчетов, а при установке переводчика Stylus интегрируется с ним, позволяя автоматически переводить весь текст финансового плана). Есть варианты программы на английском, немецком, польском, чешском и других языках.
        2. Обилие технических деталей: поддержка различных форматов отчетности (MS Word, HTML), встраиваемых модулей расширения, контроль за промежуточными резуль-татами расчетов, интеграция с системой Интернет.
        3. Наличие множества средств, позволяющих вмешаться в стандартный ход расчетов: настройка методов учета, графиков платежей.
        4. Встроенная система управления проектами и контроля за финансовыми и временными рассогласованиями.
        Продукты фирмы <ИНЭК>
        В противоположность Project Expert, программы фирмы <ИНЭК>, также достаточно популярные на рынке, предлагают идеологию <экспертной системы>. Ведущие продукты - <Аналитик> и <Инвестор> - основываются на двух главных идеях.
        Первая - все стандарты анализа, терминология и другие элементы базируются на российских методиках. Это понятнее для бывших советских бухгалтеров и экономистов и в то же время не мешает профессиональным аналитикам. Правда, из-за такого подхода использование программы для представления проекта иностранным инвесторам проблематично.
        Вторая идея - мало выдать результаты в виде цифр, надо еще и сделать соответствующие выводы. Несколько более старый <Инвестор> реализует эту идею до смешного плохо, а вот вышедшая недавно версия <Аналитика> готовит в автоматическом режиме довольно полезный для непрофессионала документ, от которого можно отталкиваться при подготовке окончательного заключения.
        Одно из главных преимуществ <Аналитика> перед продуктами <Про-Инвест Консалтинг> и <Альта> (речь о нем пойдет ниже) - это интеграция в одном пакете и инвестиционного анализа, и анализа финансового состояния компании в предыдущих периодах. Благодаря возможности сравнения финансовой истории с планами на будущее удается обнаружить многие ошиб-ки и необоснованные допущения.
        У других разработчиков в линейке продуктов также есть системы анализа финансового состояния, но только <Аналитик> объединяет все функции в одной оболочке.
        Продукты фирмы <Альт>
        Третьим продуктом, давно зарекомендовавшим себя на рынке, является <Альт-Инвест> фирмы <Альт>. Это не программа, а шаблон для MS Excel. Но по подробности и объему информации вполне сравнимый с любой из описанных выше программ. Особенность компании <Альт> - распространение решений с открытыми алгоритмами. И следовательно, наибольший интерес такая система представляет для тех, кто хочет иметь доступ к внутренней организации расчетов - для создания специализированных шаблонов или внесения изменений в стандартные решения. Другое преимущество программы - при работе с данными видна структура конечного документа. Это позволяет пользователю легко представлять себе результат своих действий, а разработчикам дало возможность сделать отчет абсолютно адекватным внутренней структуре проекта. Но и плата за такую прозрачность структуры довольно велика. Ориентироваться более чем в тысяче строк таблиц весьма неудобно.
        Итак, достоинства <Альт-Инвеста>, это:
  • возможность построения собственных аналитических систем на его основе;
  • простота и ясность структуры конечного документа.
        Все три описанные системы - не отдельные продукты, а наиболее яркие представители семейств программ. Модификации этих продуктов, отличающиеся в большую или меньшую сторону своими возможностями или просто ориентированные на специализированные рынки, могут встретиться и под другими именами.
        Некоторые торговые марки, используемые для программ инвестиционного проектирования:
  • семейство Project Expert: Biz Plan-ner, PIC Business Builder, PIC Holding, АНАИС;
  • семейство <Аналитик>: <Инвестор>, <Банковский Аналитик>;
  • семейство <Альт-Инвест>: Альт-Инвест Прим.
        Из огромного набора вариантов этих программ можно подобрать удовлетворяющие практически любому комплексу требований. Важно только помнить, что ни одна программа не заменит профессионального эксперта, и в конечном счете все зависит от его способности правильно понять и представить суть проекта.

        Компании-разработчики:
        Про-Инвест Консалтинг: www.pro-invest.com
        ИНЭК: www.inec.ru
        Альт: www.alt.rcom.ru
        В редакции журнала можно получить дополнительную информацию по программам инвестиционного анализи и ознакомиться с ними, тел.: (095) 198-94-65.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".