Газфинтраст: на пути диверсификации бизнеса

Анциферов Михаил
Инвестиционная компания Газфинтраст АОЗТ

Полная версия статьи в PDF


    Интервью с вице-президентом АОЗТ "Инвестиционная компания "Газфинтраст"" Михаилом Анциферовым

    Не много компаний на молодом сегменте российского инвестиционного бизнеса могут похвастаться успешной деятельностью вот уже на протяжении десяти лет, и к одной из них относится <Инвестиционная компания "Газфинтраст">. Такой солидный по российским меркам возраст означает, что на протяжении этих десяти лет компаний не просто существовала, но активно развивалась.

    РЦБ: Михаил Вениаминович, в октябре компании <Газфинтраст> исполнилось 10 лет - достаточно солидный срок, особенно для работы на фондовом рынке. Как Вы пришли в компанию?

    М. А. В компании <Газфинтраст> я работаю 8 лет. В 1996 г. мы с моим партнером Юрием Ноздрачевым пришли в эту организацию для работы над проектами, идеология которых заключается в самом названии компании. <Газфинтраст> - не что иное, как сокращение нашей деловой концепции того периода <Финансы и траст для предприятий газовой промышленности>.

    РЦБ: В таком случае, аффилирована ли ваша компания с ОАО <Газпром>?

    М. А. Если речь идет о капитале Газпрома, то нет, не аффилирована и никогда не была. <Газовая> составляющая бизнеса <Газфинтраста> выражена в том, что первоначально клиентуру мы искали преимущественно среди предприятий именно газовой промышленности и окологазовых структур, как наиболее перспективных, с нашей точки зрения. В круг специалистов нашей команды входят выпускники Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, поэтому нефтегазовый бизнес нам понятен. Определение <газовая> применительно к компании означает лишь то, что основу нашей клиентуры составляют представители газового бизнеса.
    Можно выделить 5 важных вех на пути становления данной структуры как открытой универсальной инвестиционной компании.
    Первый этап - так называемый <докризисный> период. Это было, конечно, фантастическое время - <время великих открытий "длинных" позиций>, по словам одного из наших трейдеров. Тогда нас интересовал только Газпром - в целом и его акции в частности. <Газфинтраст> фигурировал везде: на чековых аукционах, при скупке в регионах и заключении срочных контрактов. На спот-рынках акций Газпрома - РТС, а позднее МФБ - наша компания занимала достаточно прочные позиции, имела значительный оборот, активно наращивала клиентскую базу. Справедливости ради хочу заметить, что и пресловутые ГКО были нам не чужды.

    Для того, чтобы идеально минимизировать специфические <вексельные> риски, необходимо покупать, скажем, только векселя системных госбанков и только у самих банков.

    К августу 1998 г. мы оформились как специализированная <газовая> инвестиционная компания. На тот период <Газфинтраст> практически не имел госбумаг - это основной фактор, позволивший выжить нашему бизнесу. У компании были акции Газпрома, которые оказались крайне недооцененными и позволяли достаточно оптимистично смотреть в собственное будущее. Однако следующие полтора года <Газфинтраст> практически стагнировал: операционная деятельность была вялой, но мы не опускали рук и активно искали применение своим амбициям, опыту, связям. Собственно, рынок сам подсказал выход: в связи с массовыми неплатежами широкое распространение получили расчеты с использованием векселей. В первую очередь нас интересовали векселя Газпрома - векселедателя надежного и понятного. Доходность и ликвидность векселей, выходящих из расчетов и попадавших на рынок, были вполне привлекательными, объемы - колоссальными, перспективы при явно <оживающей> экономике - благоприятными. Компания достаточно быстро освоилась на этом рынке (с нашей-то клиентской базой!), реорганизовала свою структуру, команду, сформулировала цели и вошла в рынок. Таким образом, с 2000 г. <Газфинтраст> - признанный лидер данного бизнеса.
    Год 2000-й стал вторым этапом на пути развития компании - наша организация оформилась как <газовая> вексельная компания. Рынки продолжали набирать силу, и <Газфинтраст> динамично развивался вместе с экономикой в целом и фондовым рынком в частности. К 2002 г. компания, кроме присутствия на рынке <газовых> векселей, вошла в сегменты банковских и корпоративных бумаг, ежедневно котируя бумаги 30 эмитентов (векселедателей). Мы стали универсальной вексельной компанией - это третий этап развития <Газфинтраста>.
    Четвертый этап пришелся на 2003 г.: наша организация оформилась как компания, специализирующаяся преимущественно на рынках инструментов с фиксированной доходностью.
    Задача, поставленная на 2004 г., - стать универсальной инвестиционной компанией. Мы позиционируем себя как структура, активно работающая на долговом рынке, но способная предоставить качественные услуги клиентам и на рынке акций (в этом заключается искомая нами <универсальность>). Конечно, для многих брокеров квалифицированная работа на разных рынках - это уже стандарт, но мы реализуем собственную формулу успеха и пришли к этому совсем недавно.
    В 2004 г. <Газфинтраст> существенно активизировался на рынке акций. <Существенно> - в масштабах нашего бизнеса, конечно. В прошлом году руководство компании приняло тактическое решение <остаться в векселях>, которые весь год, кроме, если помните, лета, только дорожали, обеспечивая хорошую доходность. Значительно увеличивать позицию в акциях мы не рискнули по разным причинам, в частности опасаясь последствий пресловутого <дела ЮКОСа>. Летом текущего года мы увидели очень хорошую перспективу и сформировали <длинные> позиции.
    Через 6 лет после кризиса компания вернулась на тот рынок, который когда-то была вынуждена оставить, но сегодня мы реализуем иные задачи. Во-первых, <Газфинтраст> управляет комплексными клиентскими портфелями, в которых среди разных инструментов присутствуют и акции, во-вторых, одним из приоритетных направлений компании является занятие своей ниши на рынке РЕПО. В принципе на вексельном рынке мы начали осуществлять операции квази-РЕПО одними из первых и активно используем данный механизм до сих пор, однако на рынке акций масштабные операции РЕПО компания начала проводить только в этом году.

    РЦБ: <Газфинтраст> в данном сегменте заемщик или кредитор?

    М. А. Компания котирует в две стороны под любые <фишки> и на любые объемы. Тем не менее приоритетом являются сделки РЕПО с акциями ОАО <Газпром>.
    Таким образом, с точки зрения развития нашего инвестиционного бизнеса, 2004 г. - пятый этап в развитии организации: мы, наконец, стали открытой универсальной инвестиционной компанией, работаем на большинстве сегментов фондового рынка и вышли за рамки когда-то доминирующего газового вектора в нашем бизнесе, т. е. готовы оказывать финансовые, консультационные, трастовые услуги предприятиям как газовой промышленности, так и любой другой отрасли.

    РЦБ: Каковы ваши планы на будущее?

    М. А. Год 2005-й рассматривается нами как год полноценного вступления в рынок облигаций, а в 2006 г. мы надеемся закрепиться в рынке деривативов. Следует отметить, что формально <Газфинтраст> не является участником рынка бондов. Но, несмотря на то что мы до сих пор не проводили сделок с облигациями, компания плавно входит в данный рынок, изучает конъюнктуру, глобальные тренды, эмитентов, мировой опыт, формирует команду и инфраструктуру, определяет стратегию своего поведения на рынке.

    РЦБ: Рынок облигаций - динамичный и технологичный сегмент, уже доказавший свою состоятельность. Чем вызвано ваше раздумье?

    М. А. Существует ряд моментов, которые задают темп в реализации данного проекта. На вексельном рынке <Газфинтраст> реализует почти все технологии, действующие на рынке облигаций. За последние 5 лет вексельный рынок серьезно трансформировался, на нем давно работают профессионалы из крупнейших банков и инвестиционных компаний. Нас уже не интересует вексель как инструмент для расчетов или оформления долгов. Де-факто банки и корпорации эмитируют векселя с целью привлечения ресурсов, что предполагает наличие более или менее стандартизованных и цивилизованных процедур эмиссии и оборота бумаг. Техника прогноза движения рынка и извлечения эффективной доходности идентична той, которая применяется при работе с бондами.
    Конечно, операции с векселями несут специфические риски и процесс управления данными рисками в конечном счете ведет к минимизации количества открытых лимитов как на векселедателей, так и на контрагентов, т. е., для того, чтобы идеально минимизировать специфические <вексельные> риски, необходимо покупать, скажем, только векселя системных госбанков и только у самих банков.
    Естественно, эффективность таких инвестиций будет минимальной. Но, используя огромный опыт в данной сфере и определенные технологии, нам вполне по силам снизить риски, свойственные самой природе векселя как наличной ценной бумаги, и одновременно управлять доходным вексельным портфелем. Сами по себе специфические <вексельные> риски не выше многих других рисков, присущих деятельности предприятий молодых переходных экономик.
    Компания <Газфинтраст> уже действует на рынке облигаций: проводит постоянный мониторинг и анализ данного рынка, отслеживает некую <точку входа>, чтобы получить премию к вексельному рынку по интегральному показателю <риск-доходность-ликвидность-технологичность>. Если летом компания сформировала структуру портфеля на низких ценах, то сегодня на уверенно растущем рынке нет необходимости в искусственных <перекладках> между параллельными сегментами долгового рынка. Кроме того, мы зависим от клиентов, чью консолидированную позицию отражает наша компания.
    Нам необходим специалист, лидер, профессионал, который возглавит данный проект и возьмет на себя ответственность. (Несмотря на то что у нас низкая текучесть кадров, команда сформирована не полностью.) Акционеры и клиенты компании ставят все новые задачи, и в текущем году мы столкнулись с тем, что сотрудники не успевают закрыть все проекты, однако до весны будущего года подобные проблемы будут решены.
    Не исключено, что на момент выхода данного интервью, <Газфинтраст> как инвестор уже примет участие в каком-либо размещении - специалисты, инфраструктура, доступ ко всем биржам у нас есть.

    Если рынок 3 года подряд предлагает инвесторам 80% годовых, то нас вполне удовлетворят 40% при уверенности, что потенциально упущенные 40% годовых можно будет потратить на инфраструктуру, максимально защищающую нас от рисков, связанных с извлечением высокой доходности.

    РЦБ: Размещение облигаций каких эмитентов могли бы заинтересовать вашу компанию?

    М. А. Повышенный интерес вызывают облигации таких эмитентов, как: АИЖК, ОАО <Балтика>, НК <НИКойл>, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, Республика Коми, Стальная группа <Мечел>, РСХБ.

    РЦБ: Почему для вас выход на срочный рынок не является приоритетным?

    М. А. Скорее всего, раньше 2006 г. ликвидным данный рынок не станет. Наша компания достаточно консервативна: для нас, кроме предполагаемой эффективности операций, крайне важна высокая ликвидность инструментов, с которыми мы работаем, - это фирменный стиль компании. Кто-то берет на себя высокие риски, идет первым, формирует инфраструктуру; кто-то приходит последним. Мы предпочитаем золотую середину, разумное соотношение рисков и доходности.
    Примерно такой же модели наша компания придерживается и при работе с акциями: если рынок 3 года подряд предлагает инвесторам 80% годовых, то нас вполне удовлетворят, скажем, 40% при уверенности, что потенциально упущенные оставшиеся 40% годовых можно будет потратить на инфраструктуру, максимально защищающую нас от рисков, связанных с извлечением высокой доходности. Профессиональные игроки на рынке акций достаточно скептично относятся к такому подходу, однако в течение всего 2004 г. (даже с мая по июль) портфель нашей компании ни разу не принес отрицательной доходности.
    Следует подчеркнуть: мы - не игроки. Наша задача - сохранить и приумножить собственный и клиентский капитал и предоставить качественные профессиональные услуги нашим клиентам.

    РЦБ: Кто является клиентами вашей компании?

    М. А. Нашими постоянными клиентами являются управляющие компании, фонды, страховые общества, физические лица с солидными средствами. Однако мы всегда рады новым партнерам.

    РЦБ: Каковы достоинства компании <Газфинтраст>?

    М. А. Прежде всего мы всегда держим слово, и у нас хорошая репутация. В компании работают высококвалифицированные специалисты, мы всегда предельно внимательно относимся к интересам наших клиентов. Год от года компания активно развивается.

© ЗАО "Группа РЦБ".