Пути укрепления банковской системы
Издательский Дом
Банковские кризисы, особенно в развивающихся и странах с переходной экономикой, могут вызывать тяжелые общеэкономические и социальные последствия. К их числу относятся резкое падение производства и занятости, ухудшение социальных показателей, рост бедности, подрыв доверия инвесторов к национальной экономике и валюте, которые ведут к мас-совому оттоку капиталов, деваль-вации национальной валюты и кризису внешней задолженности. Следует также иметь в виду реальную опасность краха всей системы кредитования и расчетов. Поэтому обеспечение устойчивости банковской системы и предупреждение кризисов само по себе может являться приоритетной задачей экономической политики страны. В настоящее время под влиянием кри-зиса в Юго-Восточной Азии все большее распространение в мире получает точка зрения, согласно которой меры, направленные на обеспечение текущей устойчивости банковской системы, не должны препятствовать ее самостоятельному обновлению и приспособлению к потребностям эффективного развития экономики. Издержки по преодолению кризиса слишком высоки для общества и государства, поэтому лучше предсказать наступление кризиса и сделать все возможное для его предотвращения.
    Опыт разных стран показывает, что первоначальной реакцией на банковские кризисы со стороны правительства является поддержание ликвидности коммерческих банков в целях недопущения распада национальной системы расчетов и кредитования. Для реализации такой поддержки используются специальные краткосрочные кредиты и/или гарантии, предоставляемые центральным банком и правительственными агентствами, и прочие меры, направленные на ослабление текущих ликвидных затруднений кредитных институтов.
    В США в 1982 г. после начала кризиса кредитно-сберегательных институтов были приняты следующие меры:
    Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии наглядно продемонстрировал, что оздоровление банковской системы невозможно без серьезных реформ в реальном секторе экономики, в частности, в системе управления крупными компаниями. Реформа должна коснуться прежде всего финансового управления, раскрытия финансовой информации и отношений собственности, повышения роли фондового рынка как дисциплинирующей силы для менеджмента.
    Речь идет об объеме и качестве финансовой информации, предоставляемой крупнейшими заемщиками банков. В силу господства в экономике стран Юго-Восточной Азии крупных финансово-промышленных групп, участники которых, включая банки, связаны перекрестными отношениями собственности и взаимными гарантиями, большое значение имеет подготовка балансов на консолидированной основе, составляемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
    Существенную роль в повышении устойчивости работы банков играет также укрепление внутреннего и внешнего аудита в компа-ниях, являющихся банковскими клиентами. В ходе реформ банковского и корпоративного сектора в странах Юго-Восточной Азии, проводимых под эгидой МВФ и МБРР, выявилась необходимость изменений в функциях и составе советов директоров корпораций, их ответственности и подотчетности всем ак-ционерам, включая возможность последних защищать свои права по суду. При этом положительное значение может иметь повышение возможностей институциональных инвесторов, включая международных, в обеспечении отчетности менеджмента и повышении качества управления.
    Одним из отрицательных последствий банковских кризисов является приостановка кредитования экономики, ведущая к серьезным экономическим потрясениям, способным вызвать социальный взрыв. Происходит подрыв системы потребительского, ипотечного и коммерческого кредита, в том числе кредитования внешнеэкономической деятельности. В ходе нынешних банковских кризисов в странах Юго-Восточной Азии приостановилось кредитование экспорта и импорта, включая критический импорт продовольствия и медикаментов.
    В Индонезии это совпало с засухой, что привело к резкому повышению цен на основные продукты питания, прежде всего рис. Это повлекло за собой социальные волнения, включая межэтнические столкновения. В условиях, когда для восстановления макроэкономического равновесия особенно важно было поддержать и увеличить экспорт, конкурентоспособность которого выросла вследствие девальвации, неспособность банковской системы к удовлетворению потребностей компаний в оборотных средствах не позволяет в полной мере воспользоваться этими преимуществами.
    Не случайно в ряде стран составной частью программы по оздоровлению банковской системы стали меры, направленные на поддержание хотя бы на минимальном уровне системы кредитования экономики.
    Например, в Мексике в апреле 1995 г. правительство ввело программу реальной учетной единицы с тем, чтобы защитить должников от резкого роста процентных ставок по кредитам и обеспечить для кредиторов реальный, т.е. очищенный от инфляции, доход по кредитам. Реальная учетная единица представляла собой индекс потребительских цен (UDI), включавший цены в 48 городах на 313 потребительских товаров. Его значение ежедневно рассчитывается и котируется Банком Мексики на основе 10-дневного запаздывающего значения индекса. Начальное значение UDI было зафиксировано на уровне 1,00 по состоянию на 4 апреля 1995 г.
    Значение процентной ставки по UDI складывается из трех компонентов: 4% (стоимость рефинансирования) плюс 5% (покрытие кредитного риска) плюс 3% (покрытие административных расходов банков). При этом 4% ежеквартально выплачиваются в образуемый банком траст-фонд и передаются правительству, 3% выплачиваются в траст-фонд и передаются коммерческим банкам, несущим риск по кредитным соглашениям и обслуживающим кредитный портфель. Остальной компонент ставки, определяемый рыночными условиями, должен покрывать кредитные риски.
    Программа позволяла банкам и их клиентам перезаключать кредитные соглашения и увеличивать их срок до 12 лет. Эти кредиты передавались в траст-фонд, финансируемый за счет резервов против сомнительной задолженности коммерческих банков. Правительство являлось главным источником средств, предоставляемых банкам в реальных учетных единицах. В свою очередь, оно занимало эти средства у коммерческих банков по ставке, соответствующей ставке по казначейским векселям. Банки должны поддерживать уровень провизий по переоценке портфеля задолженности, находящегося в траст-фонде UDI, и нести риск неплатежеспособности клиентов.
    В июне 1995 г. была принята программа по защите индивидуальных заемщиков коммерческих банков по потребительскому и ипотечному кредиту, кредитным карточкам, а также мелких компаний по коммерческим кредитам. В рамках соглашения, подписанного между правительством и коммерческими банками, получившего название <Соглашение по немедленной поддержке банковских заемщиков> (Agreement of Immediate Support of Bank Debtors, ADE), на один год вводился потолок по оплате процентов. Кроме того, ADE позволяло заключать договоры о реструктуризации задолженности до того, как банки могли бы воспользоваться своим правом взыскания задолженности по ссудам через суд и конфискацию имущества. Соглашение позволило реструктуризировать задолженность более чем 75 должников коммерческих банков. Они получили субсидию в виде снижения процентных ставок и задержки процедуры взыскания задолженности. Стоимость этой субсидии была примерно поровну распределена между банками и правительством.
    Программы UDI и ADE помогли поддержать ликвидность банков и предотвратить волну банкротств. Вместе с тем они не позволили решить проблему реструктуризации задолженности крупных заемщиков, чему, помимо прочего, препятствовали неадекватные правовые нормы и процедуры, регулирующие процесс банкротства. В декабре 1995 г. было основано Координационное ведомство по урегулированию конфликтов между банками и фирмами (Coordinating Unit for Bank-Enterprise Agreements, UCABE) для разработки соглашений по реструктуризации задолженности крупнейших должников коммерческих банков. В число подобных должников входили фирмы с задолженностью от 150 до 500 млн долл., и на них приходилось от 8 до 10% общей суммы задолженности по кредитам. Несмотря на сложности, с помощью этого ведомства был заключен ряд крупных соглашений о реструктуризации задолженности.
    В мае 1996 г. было также принято решение о предоставлении субсидий должникам по ипотечным кредитам. В рамках этой программы частные лица, не способные обслуживать полученные ипотечные кредиты, несмотря на передачу титула собственности банкам, могли сохранять за собой купленные в кредит дома на срок до 6 лет. В течение этого периода они должны выплачивать арендную плату, подлежащую капитализации. По истечении 6-летнего срока капитализированная рента должна позволить домовладельцам выкупить их дома.
    В июле того же года была принята программа по оказанию помощи неплатежеспособным фермерским хозяйствам, размер которой составлял до 30% от объема задолженности.