Возможен ли бизнес на фондовом рынке?

Стеценко Александр

Андрианов Валентин

КАК ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТОРА

    Одним из парадоксов развития рынка в России можно считать тот факт, что после нескольких лет интенсивного развития торговли различными финансовыми инструментами у российских инвесторов далеко не всегда может сложиться ясное представление о сущности и характере инвестиций в ценные бумаги. Современные финансовые рынки с технической точки зрения представляют собой огромные компьютерные игры, имеющие многоаспектные связи с производственным сектором. Например, для владения мелкими и средними предприятиями надо покупать крупные пакеты акций. Покупать мелкие доли небольшого предприятия уже давно не имеет смысла, так как процесс покупки акций у трудового коллектива и формирования крупных пакетов в основном завершен.
    За время рыночных реформ покупателями таких предприятий нередко становились крупные иностранные инвесторы. Активными участниками рынка стали региональные и городские администрации. Они располагали крупными (иногда приближающимися к 100%) пакетами акций расположенных на их территориях предприятий. Например, 85% акций единственного в России завода по производству телевизионных электронно-лучевых трубок - воронежского ОАО <ВЭЛТ> было три года назад приобретено компанией Philips, а после ее отказа от реализации планов по реконструкции предприятия пакет акций был передан администрации региона.
    Пример интересен тем, что покупателем предприятия выступала крупная корпорация, имеющая не только огромные масштабы деятельности, но и производственные подразделения в различных странах мира. Она может расчетным путем проверить, подходит ли какое-либо предприятие, расположенное в любой стране, по технологическим и экономическим параметрам для того, чтобы <вписаться> в систему его внутрифирменного разделения труда на международном уровне. Мировые олигополии являются одними из наиболее вероятных покупателей предприятий в пищевой, табачной, химической и ряде других отраслей российской промышленности. Если предприятие продается целиком, то вторичный рынок его акций с учетом слабого развития рынка капитала в России бесполезен.
    Отрицательная сторона отсутствия ликвидного рынка акций - невозможность узнать наиболее надежную, рыночную, оценку стоимости предприятия. Проблема для самого предприятия состоит в том, что его оценка на основе будущих денежных потоков содержит много условностей и допущений. Произвольно варьируя те ли иные параметры оценки, можно значительно корректировать в нужную сторону ее величину.
    Оценщики, сотрудничающие с международными корпорациями, имеют достаточный опыт анализа состояния основных фондов предприятия, стоимости их обновления, величины выпуска и сбыта продукции определенного качества. Они также могут оценить, возникнет ли в случае покупки предприятия эффект экономии от масштаба и соответствует ли возможная покупка стратегическим планам его компании. Поскольку рыночной оценки стоимости акций в отсутствие рынка нет, а продавец (администрация предприятия или региона) не располагает достаточной информацией для проведения альтернативной оценки, то названная покупателем цена нередко оказывается очень близкой к цене сделки.
    Торговля крупными пакетами акций в наступившем году может оживиться, так как после снижения налоговых ставок, введения налоговых льгот и значительного удешевления рубля необходимо провести новый анализ перспективности многих российских предприятий. Происшедшие изменения сделают часть российских предприятий, прежде не представлявших интереса для производителей товаров народного потребления международного масштаба, более подходящими объектами для внедрения на них технологических процессов из других стран. Тем не менее нетрудно догадаться, что при таком характере торговли акциями портфельные инвесторы остаются не у дел. Где они могут найти свое место?
    Достаточная ликвидность малых пакетов акций реальна главным образом в тех отраслях, где нет того гигантского уровня концентрации капитала, как в производстве многих товаров народного потребления. Речь может идти, например, о производстве электроэнергии, в которой затруднена масштабная меж-страновая монополизация, а экспорт продукции ограничен технологическими барьерами. Аналогичная ситуация сложилась и в области услуг связи.

    Бернард Сачер, ИК <Тройка Диалог>:
    Сейчас российские активы очень дешевы, и я верю, что можно заработать деньги, проделывая старый трюк - покупая акции тех компаний, в которых инвесторы уверены. Я думаю, что сейчас правильно покупать акции больших компаний, которые имеют ADR. Они обычно быстро растут в цене и дают высокую доходность. Есть несколько аргументов в пользу покупки акций.
    Во-первых, сейчас они торгуются на крайне низких ценовых уровнях.
    Во-вторых, рынки других стран демонстрируют неплохие показатели, рост интереса к ним со стороны инвесторов, и в результате разрыв в ценах между ними и российским рынком увеличивается.
    В-третьих, в ценах российских акций учтено так много плохих новостей, что они будут очень чувствительны к любым позитивным событиям, а негативная информация уже не окажет на цены большого влияния.
    Я думаю, что рынок корпоративных ценных бумаг может пережить подъем в начале 1999 г. В краткосрочном периоде возможно довольно значительное повышение цен на акции, которое не будет вызвано большим или постоянным притоком денег. В России налицо улучшение ситуации в правительственной, общеполитической и бюджетной сферах. К сожалению, инвестиции в российские акции по-прежнему являются спекулятивными, но такая ситуация честно отражает сегодняшнее состояние инвестиционного климата в России.

    Наконец, подобные возможности существуют в добывающих отраслях, залежи полезных ископаемых находятся в разных странах. Хотя на международных товарных рынках монополистической конкуренции требуется достаточное укрупнение производителей, так как эффект масштаба в добыче полезных ископаемых значителен, несовпадение межстрановых интересов не позволяет монополизировать или контролировать соответствующий товарный рынок (пример - рынок нефти).
    В мире существует значительное количество предприятий, работающих в названных областях. С точки зрения международных портфельных инвесторов, определяющих конъюнктуру фондового рынка, прибыльность такой компании в любой стране мира определяется:

  • юридической и политической защищенностью компании как экономического института от негативного воздействия на нее со стороны государства;
  • юридической и политической защищенностью прав ее акционеров;
  • долей прибыли, изымаемой у нее государством;
  • ценой на международном рынке на производимый компанией товар.
        Стабильность курса местной валюты в первую очередь является фактором политической стабильности, так как предприятие либо ориентировано на экспорт и имеет прибыль в твердой валюте, либо спрос на его продукцию малоэластичен и ее цена (если этому не мешает государство) может обгонять рост курса твердой валюты.
        Изменение обозначенных выше факторов меняет и предпочтения инвесторов. При современной компьютеризации рынка портфельные инвесторы могут проявлять большую мобильность в выборе компаний для вложений. Участники рынка пытаются опередить своих коллег в постоянном поиске наиболее прибыльных компаний за счет лучшей информированности, более адекватного анализа, интуиции, <перепрыгивая> из фондового рынка одной страны в рынок другой. Этим процессом обусловлены долгосрочные колебания цен на фондовом рынке.
        Краткосрочные колебания рынка связаны с психологией инвесторов, ориентированных на непродолжительные спекуляции, проявляющейся в их реакции на новости мировой политики и экономики. Например, только иррациональностью психологии участников рынка можно объяснить то, что летом 1997 г. российские брокеры ориентировали свою стратегию сначала на колебания индекса Доу-Джонса, а потом - на интегрированные данные развития американской экономики (CPI, PPI), на которые реагирует американский фондовый индекс.
        Прогнозировать результат этих колебаний нелегко, и хотя угадывать будущую динамику рынка можно, вероятность крупного проигрыша никто не может исключить. И решение проблемы находится не только и не столько в совершенствовании работы финансовых аналитиков. Их деятельность по составлению прогнозов развития событий очень полезна, но возможности ограниченны.
        Лучший вариант успешной стратегии бизнеса на фондовом рынке - поиск возможности частично перенести проигрыш на другой экономический субъект. Разумеется, сделать это нелегко, и соответствующие технологии лежат скорее в области политики, чем экономики. Они связаны с правильным выстраиванием отношений с другими экономическими субъектами, готовыми взять на себя риск.
        Возможность застраховать потери превращает игру на фондовом рынке в бизнес, и именно задача страхования потерь или минимизации их последствий - жизненно важная цель при организации работы на рынке ценных бумаг. Пока эту задачу приходится решать по принципу <каждый за себя>. Поэтому необходимо создать специализированные институты (в числе которых может быть государство), содействующие этой проблеме1.

    О БЛИЖАЙШИХ ПЕРСПЕКТИВАХ

        Перейдем к анализу ближайших перспектив рынка ценных бумаг. Похоже, российский фондовый рынок уже пережил наиболее разрушительный для себя период. В текущих рыночных ценах отражены все основные экономи-ческие риски. Важная особенность кризиса России состоит в том, что ни одна политическая сила пока не изъявляет желания взять власть и вытекающую из этого ответственность. Всеобщее непонимание того, как обустраивать экономическую жизнь, гарантирует некоторую политическую стабильность.
        Уже в ближайшие недели на рынок могут прийти достаточно длинные иностранные деньги от хедж-фондов, которые уже работали в России. Роль иностранных денег вновь возрастет. Если в период 1995-1998 гг. их доля в торговом обороте колебалась, по разным оценкам, от 50 до 90%, но постепенно снижалась, то теперь она вновь будет близка к верхней границе этого диапазона.
        Приход на рынок новых иностранных денег будет легко обнаружить по росту объемов торговли. Учитывая малое число участников рынка, можно считать, что рынку в случае оживления гарантирована высокая волатильность. Круг ликвидных акций вряд ли превысит 10-15 бумаг, существенным является наличие у них американских депозитарных расписок (ADR). Возможны попытки новых эмиссий и продвижения на рынок новых бумаг, в том числе акций предприятий, проведших серьезную реструктуризацию.

        Олег Мартыненко, Альфа Банк:
        На рынке акций в наступившем году будет прежде всего спекулятивный интерес к наиболее ликвидным бумагам (РАО <ЕЭС России>, <ЛУКОЙЛ>, Ростелеком, Мосэнерго и Сургутнефтегаз). С менее ликвидными бумагами сделки будут проводиться в рамках стратегии корпоративного финансирования. Для регулирования текущей ликвидности участники рынка будут использовать векселя Газпрома и Сбербанка. Останется привлекательным и рынок акций Газпрома.
        В целом я оптимистично смотрю на рынок акций в этом году, потому что он уже прошел через свое <дно>. Иностранные инвесторы сохраняют интерес к России - например, немецкий концерн <Рургаз> купил пакет акций Газпрома.
        Важнейшим ценообразующим фактором являются мировые цены на нефть. Акции нефтяных компаний, которые еще числятся в blue chips, могут стать основными <локомотивами> рынка. Если начнется рост рынка, то с <нефтяных> акций, потом он перейдет на акции предприятий связи, а затем - энергетики.
        Чем больше будет определенности, тем лучше будет для рынка. Ясно, что нас ожидает высокая инфляция, интенсивная работа печатного станка и недобор налогов. Поэтому многие готовятся к тому, что ситуация будет хуже, чем об этом говорит правительство. А что-либо другое, если оно произойдет, будет приятной неожиданностью.

        Текущий исключительно высокий уровень рисков делает участие в рынке приемлемым в первую очередь для хедж-фондов. Они будут покупать акции компаний, создающих положительную добавленную стоимость, и предприятий ТЭКа. Рынок акций мелких и средних предприятий пищевой, легкой, химической промышленности развиваться почти не будет, так как подобные предприятия в случае прибыльной работы (или возможности ее наладить) покупает крупный холдинг, после чего обращение акций теряет смысл. Тем не менее по ряду эмитентов скупка акций, оставшихся у физических лиц, может возобновиться. Рост предложения будет обусловлен ростом потребности продавцов в денежных средствах.
        В заключение перечислим главные факторы, которые будут определять конъюнктуру рынка акций на протяжении ближайшего года:

  • ход исполнения государственного бюджета РФ;
  • результаты переговоров с иностранными кредиторами и МВФ по проблеме российской задолженности;
  • динамика мировых цен на нефть и другие экспортные товары;
  • стабильность на развитых фондовых рынках мира.
        Повлияет на рынок акций и судьба рынка реструктурированных бумаг государственного долга. Значительная неопределенность сохраняется в отношении будущего курса новых облигаций федерального займа. На их цене будет, по крайней мере в ближайшие месяцы, сказываться три негативных фактора.
        Во-первых, возможность значительного обесценения рубля.
        Во-вторых, цена и доходность ОФЗ должны соотноситься с существующим уровнем процентных ставок, формируемых на рынке МБК, но для его восстановления после пережитых потрясений потребуется весьма значительное время.
        В-третьих, России в настоящее время очень трудно резервировать средства для погашения своих многочисленных задолженностей, поэтому не исключен еще один дефолт по внутреннему долгу.
        Отсутствие ценовых ориентиров позволяет предположить невысокую ликвидность ОФЗ. Установление Центральным банком потолка доходности по этим бумагам еще больше снижает их ликвидность, но в то же время указывает на интерес ЦБ РФ к рынку ОФЗ. Внимание государственных органов является необходимым условием будущего подъема рынка бумаг государственного долга, который позитивно скажется на рынке корпоративных ценных бумаг.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".