Приоритет государственной промышленной политики - конкурентоспособность

Куприянов Сергей
Пресс-секретарь председателя правления ОАО "Газпром"

    С. К.: Александр Борисович, в отличие от многих политиков, по-моему, Вы твердо знаете, в чем должна состоять главная цель работы государства в экономической сфере - в обеспечении конкурентоспособности национальной промышленности:

    А. И.: Россия - часть мировой экономики, это свершившийся факт, а промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность страны в целом. Поэтому государственная политика, а именно - разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и цели - обеспечению конкурентоспособности российских предприятий. Это та идея, которая может объединить людей независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

    С. К.: С этим трудно не согласиться, но отталкиваться нам приходится от реальной ситуации, когда в большинстве отраслей преобладает ориентация на дешевую ценовую нишу, а качество продукции и услуг оставляет желать лучшего.

    А. И.: Несмотря на традиционно низкое качество российских товаров, нельзя говорить о национальной неспособности россиян произвести качественный продукт, отвечающий требованиям рынка. Для этого нет никаких серьезных причин. Если собственная инженерно-конструкторская служба предприятия не может разработать конкурентоспособный продукт, ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась в Китае, Южной Корее и многих других странах. К тому же в России существует огромный невостребованный инновационный потенциал, который может служить источником новых идей для промышленности.
    Шансы изобретателя привлечь капитал только под идею нового продукта гораздо ниже, чем возможности промышленного предприятия, планирующего освоить его производство и уже располагающего опытом, производственными мощностями и квалифицированным персоналом. Однако примеров эффективного сотрудничества ученых и промышленников практически нет. Причина в том, что в нашей стране недостаточно развиты механизмы венчурного финансирования. Изменить ситуацию может, например, использование опыта Тайваня, где законодательно определено, что автор разработки может получить от корпорации, которой переданы права на производство и сбыт продукции на базе его изобретения, до 15% так называемых технических акций компании.
    Я уверен, что проблема создания новой конкурентоспособной продукции и обеспечения ее высокого качества является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой.

    С. К.: Здесь мы подходим к еще одной серьезной проблеме - отсутствию эффективной рыночной стратегии предприятий. Лишь немногие всерьез задумываются о выработке четкой долгосрочной стратегии, которая учитывала бы конкурентные преимущества и существующие возможности предприятия и была ориентирована на определенные целевые группы потребителей.

    А. И.: Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Работа каждой компании - не что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее командиры бросят своих солдат в атаку без предварительной разведки, определенной стратегии и четкого плана действий.
    Многие ли российские предприятия имеют корпоративную стратегию и планы своего развития? В масштабах страны - единицы из тысяч! Если у директора появился план - будут продуманные действия, а не рефлексивная суета, появляется возможность определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Безусловно, идеальных планов не существует, жизнь регулярно вносит свои коррективы. Однако следует понять, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой. Он позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного в хорошо организованный, последовательный и логичный.
    Таким образом, планирование - это не шаг назад, а взгляд в будущее, необходимый для развития предприятия в условиях рынка и обеспечения его конкурентоспособности. Без ясного стратегического и тактического плана предприятие - не более чем набор активов, отягощенных обязательствами, и именно так расценивается инвесторами.

    С. К.: И все же для инвестора важно не только это. Каков бы ни был план, рисковать своими деньгами инвестор доверяет конкретному человеку. Тема наличия эффективных собственников и грамотных управляющих стала уже общим местом, но обойти ее, говоря о конкурентоспособности, мы, наверное, не сможем.

    А. И.: Проблему можно решить двумя путями: первый - повышение квалификации существующих управляющих, второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными. Но сегодня не просто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях и тем более проводить реформы. Попытки создания в стране класса антикризисных управляющих посредством обучения всех желающих на краткосрочных интенсивных курсах не могли принести ожидаемых результатов. Квалифицированных менеджеров с опытом антикризисного управления в России нет, им просто неоткуда взяться. В нашей стране не более нескольких десятков предприятий, управляющие которых успешно преодолели кризис и создали системы менеджмента, полностью отвечающие требованиям рыночной экономики.
    Привлечение иностранных менеджеров часто не оправдывает себя вследствие существенных культурных различий и особенностей российского менталитета. Имеет смысл обратить внимание на опыт того же Тайваня, где общее руководство предприятиями осуществляют местные специалисты, а маркетингом и сбытом занимаются высококвалифицированные специалисты из США и Европы.
    В отличие от развивающихся стран, высокий уровень базового образования позволяет специалистам российских предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессиональные навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Поэтому более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров. К сожалению, это более длительный эволюционный процесс.
    Переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги); во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.
    Несколько сложнее с созданием механизмов естественной ротации кадров. Для этого нужны системы контроля и ответственности, а также системы мотивации. Но в условиях инсайдерского контроля над предприятиями процедуры контроля за эффективностью менеджмента со стороны акционеров становятся бессмысленными. А налоговое законодательство, провоцирующее руководителей предприятий к сокрытию доходов, делает применение таких методов мотивации менеджмента как опционы, премиальные от прибыли и доли в капитале, практически неработоспособными в российских условиях.

    С. К.: В интервью нашему журналу Каху Бендукидзе (Уралмашзаводы) на вопрос о возможностях привлечения инвестиций российскими предприятиями удивленно ответил: <А зачем, сначала нужно научиться управлять тем, что есть!>.

    А. И.: Большинство российских предприятий используют только 15-35% имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически эти предприятия переинвестированы. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня.
    Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случае обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствие с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия. Но это не означает, что проблема технологического перевооружения не важна. Качественная продукция просто не может быть произведена без применения новейших технологий, а некоторые из них имеются только за рубежом.

    С. К.: Среди причин нежелания иностранцев инвестировать в России проблема налогов всегда называется в числе первых. Но почему-то чаще говорят о сложности и запутанности налоговой системы, а не о том, что показывает самый грубый расчет, - при нынешних налогах акционерный капитал законопослушной компании может только снижаться, но никак не расти.

    А. И.: Уровень налогообложения в России сопоставим с уровнем налогов в таких странах, как Швеция и Германия. Зачастую этот аргумент приводят сторонники существующей в России налоговой политики.
    Однако следует принимать во внимание то обстоятельство, что структура налогообложения зависит от текущего финансового положения предприятия, а подавляющее большинство российских предприятий находится в депрессивном состоянии, они обременены неподъемными долговыми обязательствами.
    В этом случае в структуре налогов начинают преобладать те, которые не зависят от объема производства: налог на имущество, отчисления от фонда заработной платы. В то же время уровень налога на прибыль на убыточном предприятии фактически не играет никакой роли, а доля НДС также значительно сокращается в связи с падением объемов продаж.
    Анализ, проведенный с использованием имитационной финансовой модели реально существующего российского машиностроительного предприятия показывает, что если сумму средств, оставшихся после покрытия всех необходимых производственных затрат принять за 100%, предприятие еще должно выплатить 124% от этого остатка в бюджеты и фонды различных уровней. И это только текущие платежи без учета пени и штрафов.
    Результаты анализа красноречиво свидетельствуют о том, что промышленное предприятие не может <жить> при таком уровне налогообложения, и если оно сегодня еще
    существует, то только потому, что недоплачивает налоги, не платит поставщикам сырья и не выдает заработную плату. Как следствие, наблюдается повсеместный рост долговых обязательств.
    Даже анализ рентабельного предприятия (чистая прибыль - не менее 17%) показывает, что оставшаяся сумма свободных денежных средств только обеспечит покрытие потребности в оборотных средствах. Большинство промышленных предприятий в России сегодня не могут рассчитывать на развитие: инвестирование в НИОКР, вложение средств в маркетинг продукции и приобретение нового технологического оборудования.
    Многочисленные опросы руководителей предприятий показывают, что существуют пороговые значения налоговых ставок, превышение которых приводит к массовому уклонению от уплаты налогов. Наиболее яркий пример - уровень отчислений с фонда заработной платы. Это один из наиболее чувствительных факторов, влияющих на общую сумму налоговых платежей предприятия, поэтому превышение 20%-го порога суммарных отчислений приводит к массовым уклонениям от их уплаты. Часто используемое сравнение с такими благополучными странами, как Швеция и Германия, некорректно по меньшей мере потому, что рентабельность работы немецких и шведских предприятий в расчете на одного работника превышает аналогичные показатели российских предприятий в десятки раз.
    За последние 20 лет промышленные предприятия развитых стран предприняли существенные меры по развитию кооперации. Это позволило им снизить производственные издержки, сконцентрировать свои усилия на приоритетных направлениях и пр.
    Развитие кооперации в России тормозится тем, что мы являемся единственной страной в мире, где были предусмотрены налоги на убытки. Наши предприятия не имели возможности избавиться от неиспользуемого оборудования и зданий, так как были вынуждены выплачивать налог на разницу между балансовой и рыночной ценой активов. Значит, в течение ряда лет не мог возникнуть так необходимый рынок оборудования, бывшего в эксплуатации (second hand), а российские предприятия не имели возможности задействовать значительные резервы по снижению себестоимости продукции и повышению ликвидности.

    С. К.: Еще один крайне сложный вопрос - таможенное регулирование. Нерациональная таможенная политика последних лет практически уничтожила потенциал российской электронной, электротехнической и других отраслей промышленности, конкурентоспособность и качество продукции которых в значительной степени зависят от качества комплектующих изделий и сырья.

    А. И.: Опыт других государств, находящихся в состоянии реформ, показывает, что при определении таможенной политики государство должно использовать простой и важнейший принцип: таможенное регулирование должно стимулировать развитие производства конкурентоспособных по цене и качеству потребительских товаров на территории собственной страны.
    Это может быть достигнуто только в том случае, если все без исключения импортируемые товары потребительского спроса будут облагаться значительными импортными пошлинами. Причем сырье, материалы, комплектующие изделия и технологическое оборудование, способные обеспечить производство качественных и конкурентоспособных товаров на территории России, должны быть освобождены от любых таможенных пошлин и сборов. Необходимо прекратить противоречащую всякому здравому смыслу практику взимания НДС при пересечении границы. Есть мнение, что российские производители оборудования в этом случае будут обделены. Это заблуждение. Если оборудование российского производителя не покупают сегодня, то это происходит из-за его низкого качества и слабой стратегии маркетинга. Производители российского промышленного оборудования не менее заинтересованы в том, чтобы иметь возможность приобретать импортные комплектующие и системы управления.

    С. К.: Наверное, почти все, кто занят в финансовой сфере, не раз сталкивались с превратной трактовкой термина <инвестиции>. Достаточно изучить перечень инвестиционных предложений любого региона - подавляющее большинство руководителей предприятий ориентируются только на два источника финансирования: государство или банковские займы.

    А. И.: Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. Наиболее реальным и единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, точнее - частное размещение.
    Конечно, рассчитывать на высокую активность российских инвесторов сегодня не приходится, их
    доверие значительно подорвано финансовым кризисом. Крупные портфельные иностранные инвесторы также практически заморозили или свернули свою деятельность в России. Однако существует определенная категория иностранных инвесторов, которые обычно проводят свои операции в более тесном взаимодействии с менеджментом предприятий. Причем это могут быть как стратегические, так и финансовые инвесторы. Несмотря на события сентябрьского кризиса, интерес иностранных инвесторов, действующих в области прямых инвестиций, не ослабевает.
    Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала наиболее реально, но есть несколько проблем, препятствующих принятию решения руководством предприятия о выпуске и размещении акций.
    Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов. Чаще всего срабатывает принцип <собаки на сене>: <Умирать буду, а не поделюсь>.
    Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих в том, что в случае ненадлежащего выполнения менеджментом предприятия своих функций новый акционер потребует смещения управляющих с занимаемых должностей.
    В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций может стать требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Это вызвано тем, что руководители предприятий, скрывая прибыль от налогообложения, не могут, а иногда и не желают демонстрировать ее инвесторам. Таким образом, если руководители предприятия действительно хотят привлечь капитал, реальные источники и способы решения этой задачи сегодня существуют.

    С. К.: В последнее время много говорится об определении отраслей, в которых Россия должна найти свою нишу в международном разделении труда, о государственной поддержке приоритетных направлений и т.д. Какова Ваша точка зрения?

    А. И.: Представьте себе, чтобы в США или Великобритании владелец частной фабрики - производителя товаров народного потребления, обратился к правительству с просьбой оказать ему финансовую поддержку на выпуск нового конкурентоспособного образца продукции на том основании, что его проект очень прибыльный и окупится за 2 года. Кроме удивления со стороны правительства эта просьба ничего не вызовет. Единственный ответ, на который может рассчитывать его директор: <Если у вас такой прибыльный проект, то идите в банк или обратитесь к частным инвесторам>.
    Несмотря на наличие развитой и достаточно эффективно функционирующей системы государственной поддержки предпринимательства, эта поддержка может быть предложена только тем предприятиям, которые по объективным причинам не могут воспользоваться коммерческими источниками финансирования. В отличие от России, эти страны не могут позволить себе такую роскошь - финансировать из бюджета коммерческие и прибыльные проекты. Государство должно и поддерживать только те предприятия, которые ни при каких обстоятельствах не будут профинансированы из внебюджетных источников.
    Привлечение средств из внебюджетных источников ограничено по трем причинам. Во-первых, отсутствие ликвидного обеспечения, которое может быть предложено банкам за коммерческие кредиты. Во-вторых, невозможность обеспечить полное раскрытие финансовой и деловой информации для потенциальных долевых инвесторов. В-третьих, низкая коммерческая эффективность без проведения работ по реструктурированию.
    К предприятиям, которые могут претендовать на прямую или косвенную (в виде гарантий) государственную поддержку, можно отнести следующие: малые, прежде всего вновь создаваемые, предприятия; предприятия оборонного комплекса, которые не могут отделить производство гражданской продукции от военной; предприятия, получившие в наследство избыточную инфраструктуру и нуждающиеся в реструктуризации; научно-исследовательские предприятия, разработки которых имеют стратегическое значение для национальных интересов страны; предприятия, объективно имеющие низкую экономическую эффективность, но производящие социально значимую продукцию.
    Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заемной части капитала, при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов, т.е. гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов. Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.
    Довольно опасной мне кажется наметившаяся тенденция к принижению роли фондового рынка в России. Нельзя забывать, что фондовый рынок является не только источником инвестиционных ресурсов, но и обеспечивает механизм выхода инвестора из проекта. Создание же условий для этого - ключевой фактор, повышающий инвестиционную привлекательность предприятия. Если предприятие котирует свои акции на бирже, это означает, что при необходимости инвестор может их продать по рыночной стоимости.
    Для предприятий, акции которых не котируются, должен быть создан государственный гарантийный фонд, который может выдавать инвесторам гарантии на то, что их акции будут выкуплены по рыночной стоимости через определенный отрезок времени. Решение проблемы выхода инвестора является одной из важнейших задач улучшения инвестиционного климата России.

    С. К.: Наверное, не только в этом должна заключаться активная позиция государства?

    А. И.: Одним из элементов усиления роли государства в экономике должна стать единая система стратегического планирования в стране. Независимо от форм собственности руководители крупнейших предприятий должны информировать органы государственной власти не только о текущем состоянии предприятий, но и о планах их развития.
    Эффективность управленческих решений в регионе в значительной степени зависит от информированности органов государственной власти. Любые негативные тенденции и события, происходящие на крупнейших предприятиях регионов, могут привести к непоправимым социальным и экономическим последствиям. Наличие объективной информации о текущем состоянии и планах развития предприятий обеспечит возможность принятия превентивных мер, которые обеспечат нейтрализацию негативных последствий.
    Необходимо определить наиболее значимые предприятия для региона (области, города, района). Например, это должны быть те предприятия, которые в сумме обеспечивают до 80% всех поступлений в региональный бюджет и являются ключевыми производителями, обеспечивающими занятость населения. Эти предприятия обязаны представлять в администрацию региона информацию о текущем положении и планах на перспективу.
    В целом анализ показывает, что основными причинами низкой конкурентоспособности промышленных предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность менеджмента предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования. На решение этих проблем и должна быть направлена государственная политика промышленного развития.

© ЗАО "Группа РЦБ".