Мы можем помочь жизнеспособным предприятиям

Королев Юрий

    РЦБ: Юрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания РЦРП и целях его работы?

    Ю. К.: Российский центр реструктуризации промышленности существует с 1996 г. Центр возник в лоне Министерства промышленности как неформальная структура с таким же названием, но без оформления в качестве юридического лица. Его целью было найти неформальные подходы к решению инвестиционных проблем российских промышленных предприятий, прежде всего расположенных в регионах.
    Когда Министерство промышленности прекратило свое существование, то часть его функций приняло на себя Министерство экономики. Мы заручились поддержкой с его стороны, но входить в состав Минэкономики не стали, а создали свое юридическое лицо и стали работать.
    Основная функция РЦРП - согласовать и увязать интересы предприятия, инвестора и правительства. Правительство в этой системе важно не только потому, что в нашей экономике без него ничего серьезного делать нельзя, но и потому, что практически у любого предприятия, которое достойно реструктуризации, часть акций принадлежала или принадлежит государству. Для такой работы у нас имелись хорошие предпосылки, потому что во властных структурах у нас остались хорошие контакты, унаследованные со времен Министерства промышленности.
    Начав работу по реструктуризации предприятий, мы вплотную столкнулись с тем, что кредитные ресурсы внутри страны для предприятий были практически недоступны. В России в 1996-1997 гг. кредит стоил страшно дорого, инвесторы в лице наших тогдашних коммерческих банков давали деньги только тем предприятиям, которые с ними были тем или иным образом связаны. Стоило же обратиться к ним предприятию, которое просто нуждалось в финансировании, то интерес к нему появлялся у банков только в том случае, если его можно было <пристегнуть> к своей империи.
    Достаточно дешевые кредитные ресурсы имелись за рубежом в рамках различных межправительственных, межгосударственных, международных программ у самих крупных мировых банков. Мы начали туда обращаться, но к тому моменту, когда дошло до переговоров с инвесторами, оказалось, что все наши предприятия - должники федерального бюджета, не платят налоги. Стало ясно, что для привлечения инвестиций необходимо решить проблему реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом.
    Эксперты Центра вошли в соответствующие группы и экспертные советы в комитетах Госдумы и участвовали в разработке законопроектов по реструктуризации задолженностей, в обсуждении бюджетов. В результате в том числе и нашей работы появились нормативные акты, в рамках которых эта проблема стала так или иначе решаться. Инвестор нормально воспринимал предприятие и готов был продолжать с ним беседу, если оно имело справку о том, что проходит реструктуризацию задолженности.
    Однако потенциальные инвесторы стали отворачиваться от России, доверие к стране начало падать. Шло время, серьезных реформ в экономике не происходило, обещания министров, премьер-министров, первых замминистров о том, что у нас начинается подъем, оказались ложью или ошибкой, что еще хуже. Даже когда самое хорошее российское предприятие выходит на международный инвестиционный рынок, к нему относятся не лучше, чем к России, и нужно много доказывать, чтобы показать его достоинства.

    РЦБ: Какие основные препятствия стоят на пути реструктуризации промышленных предприятий - отсутствие политики со стороны государства либо менталитет директорского корпуса?

    Ю. К.: Здесь важны оба фактора. Без четкой государственной промышленной политики выход из кризиса будет очень длительным. Из мирового опыта известно, что эффективный выход из структурного кризиса возможен, если он сопровождается ясной, долгосрочной, общественно одобренной и жестко контролируемой сверху программой.
    Если говорить о нашем менталитете, то в России по-прежнему есть необходимость в грамотных менеджерах. Наверное, в начале 90-х годов в стране не было и 1000 менеджеров высокого класса, которые могли бы сами осуществить реструктуризацию промышленности, да и сейчас их нет.
    Те директора, которые уже знают, как вывести свое предприятие из кризиса, как провести его реструктуризацию, все равно не смогут ничего сделать без программы реальной государственной поддержки. Конечно, есть исключения - некоторым повезло, и после 17 августа они остались со своими инвесторами.

    РЦБ: Вы говорите о том, что необходима государственная программа поддержки реструктуризации промышленности. Какими, на Ваш взгляд, должны быть основные положения этой программы?

    Ю. К.: Сейчас я вижу, что в правительстве Примакова начали обращать внимание на проблемы промышленных предприятий. Не знаю, что из этого получится, не говорю, что есть государственная программа. Мне кажется, что российская экономика, пройдя через тернии рынка, пришла к состоянию, когда ей необходимо государственное регулирование. От власти требуются, во-первых, охранные действия, во-вторых - нужны гарантии. Надо, чтобы в стране нашлась сила, которая давала бы не финансовые, а скорее моральные гарантии инвестору. Это должна быть очень уважаемая властная структура, слову которой верил бы инвестор. Какое-то время такое слово давал президент, но сейчас такой силы нет.

    РЦБ: Что собой на сегодняшний момент представляет РЦРП в организационном плане?

    Ю. К.: Организационно РЦРП представляет собой небольшой исполнительный аппарат: председатель совета директоров, президент, человек 15 - это эксперты и руководители проектов. Каждый руководитель проекта сам формирует себе группу, которая занимается этим проектом от начала и до конца. Потом формально группа исчезает, но такого на самом деле не бывает, так как проекты осуществляются параллельно и эксперты часто работают в нескольких проектах одновременно.
    По России у нас имеется 15-17 представительств. Крупнейшие из них - в Новокузнецке, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске. Сейчас мы работаем над созданием нашего представительства в Санкт-Петербурге, о чем есть договоренность с администрацией города. Помимо этого у нас есть два зарубежных представительства: в Лондоне и в Берлине.

    РЦБ: По своей организационной форме РЦРП - некоммерческое партнерство. Кто является членами партнерства?

    Ю. К.: Членами партнерства и партнерами Центра являются около 50 предприятий, среди них крупнейшие производственные объединения, такие как Рослегпром, Ростекстиль, Роснефтехим, другие бывшие отраслевые министерства. То, что они вступили в Центр, было обусловлено их связями с Министерством промышленности и связями самого Центра. Конечно, экономическое положение этих объединений тяжелое, но тем не менее за ними стоят сотни и тысячи предприятий, и мы с этими предприятиями планово работаем.
    Среди наших партнеров есть крупные банки: Международный промышленный банк, Объединенный промышленный банк, МАПО Банк, Сбербанк. Они оказали нам очень важную поддержку в нашей деятельности.
    В наш состав входят такие предприятия, как Интеррос, Росшина, Газпром. Есть промышленные предприятия среднего и крупного масштаба, например, Челябинский металлургический комбинат, ряд предприятий Уральского региона (трубные, металлургические, прокатные и т.п.), есть несколько предприятий агропромышленного комплекса.

    РЦБ: В определенном смысле центр - это клуб для предприятий?

    Ю. К.: Да, и мы видим, что возникают цепочки, которые фактически являются тем, чем должны были быть финансово-промышленные группы.
    Далее, с нашей помощью предприятия довольно <звонко> заявляют о себе в правительстве, министерствах и ведомствах.

    РЦБ: Значит, РЦРП - лоббирующая организация?

    Ю. К.: В определенном смысле, да. Но опыт такой деятельности привел нас к глубокому убеждению, что, к сожалению, действия Российского центра реструктуризации промышленности не могут спасти всю промышленность России, а вот отдельным предприятиям, которые стараются выжить и активно работают в этом направлении, мы можем реально помочь.

    РЦБ: Для работы над проектами Вы используете собственных экспертов или привлекаете их со стороны?

    Ю. К.: Используем своих и привлекаем со стороны. У нас сохранились прекрасные отношения с парой сотен людей высокого класса, которые работали в свое время в Минпроме. Сейчас же они либо не у дел, либо работают в разных министерствах и ведомствах на скромной чиновничьей должности. Это нормальная практика в мире, когда консультанты работают не в штате, а привлекаются под конкретный проект.

    РЦБ: Как Вы себе представляете портрет вашего типичного клиента?

    Ю. К.: Наш принцип - работа не с клиентом, а с партнером, и прежде всего мы занимаемся реструктуризацией предприятий - членов нашего некоммерческого партнерства. Если же говорить о клиенте - не члене партнерства, то это предприятие, которое уже довольно давно существует в новой российской реальности и смогло доказать свою жизнеспособность. Оно должно иметь свое производство, платить постоянно и полностью зарплату своим работникам, иметь рынок сбыта. У него, как правило, сложные отношения с властными структурами, в первую очередь с налоговыми органами, пенсионным фондом и т.д., но тем не менее оно живет на российском рынке. Вот это наш клиент.
    Такие предприятия обращаются к нам за помощью. Как правило, они нуждаются в разработке инвестиционной программы и содействии в ее реализации.
    Дальше мы заключаем договор и начинаем работать. Это клиент не на один день. В работе есть сложные вопросы, требующие ежедневного участия. Как правило, предприятие становится объектом внимания группы наших экспертов и постепенно у них складываются тесные отношения.

    РЦБ: Помимо прочего, РЦРП проводит различные совещания, семинары и конференции. Насколько они важны для вашей деятельности?

    Ю. К.: Разного рода обучающие мероприятия собирают людей, которые нужны друг другу, тут выявляются очень хорошие возможности для совместного бизнеса. Как правило, после таких мероприятий мы сами получаем несколько контрактов. Поэтому мы придаем большое значение проведению конференций и приглашаем всех участвовать в них.

© ЗАО "Группа РЦБ".