Россияне делятся опытом дефолтов с актуариями США

Ахтямов Равиль
Начальник отдела исследований и корпоративных финансов Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, канд. экон. наук

    Интервью с руководителем отдела исследований и корпоративных финансов Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг Равилем Ахтямовым

    Равиль Ахтямов - выпускник экономического факультета Башкирского государственного университета. Кандидат экономических наук.
    Карьеру на фондовом рынке начал в 1995 г. в Башкирском банке Сбербанка России, управляя инвестиционными портфелями клиентов банка на рынке ГКО/ОФЗ.
    С 1997 г. работает в Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг руководителем отдела исследований и корпоративных финансов.

    РЦБ: Равиль Энгелевич, поведайте, как Вы оказались в Канаде?

    Р. А. Откровенно говоря, я и сам не ожидал приглашения. Ежедневно просматривая The New York Times, The Globe and Mail и The Economist, никак не предполагал, что мой первый зарубежный визит состоится в Канаду. Правда, уже были некие субъективные предпосылки, которые говорили в пользу поездки. Так, в ноябре прошлого года я впервые в жизни встал на коньки и сразу стал играть в хоккей. Так что кусочки Канады в виде клюшки Easton и коньков CCM у меня уже были. По удивительному стечению обстоятельств в том же месяце Общество актуариев США объявило о конкурсе научных работ в области финансовой экономики. Я оказался победителем в этом конкурсе, и меня пригласили выступить с докладом в Канаде. Мой доклад на тему <Влияние финансового состояния вкладчика пенсионного плана на состоятельность пенсионного фонда> был представлен на состоявшемся в рамках весенней сессии Общества актуариев США симпозиуме <Текущая актуарная пенсионная практика в свете финансовой экономики>, который проходил с 23 по 25 июня 2003 г. в г. Ванкувере (Британская Колумбия, Канада). Я оказался в числе приглашенных из Канады, Мексики, Великобритании, Австралии и Нидерландов.

    РЦБ: Что представляет из себя американское общество актуариев?

    Р. А. Актуарии являются одними из лучших в мире специалистов по управлению финансовыми и другими рисками. В списке самых престижных профессия актуария в США занимает первое место. Не сплошь миллионеры, но очень обеспеченные люди - так называемые <золотые воротнички>. В США их не более 27 тыс. человек. Для того чтобы стать членом Общества актуариев (FSA), не достаточно заполнить анкету, а нужно сдать не менее восьми сложных экзаменов. Эти люди проектируют пенсионные схемы и распределяют финансовые ресурсы для большинства крупных американских корпораций и фондов. Например, я познакомился с вице-президентом инвестиционной корпорации Wilshire, в управлении которой - более 140 млрд долл., что сопоставимо с капитализацией всего российского фондового рынка.
    
    РЦБ: Почему <лучших в мире специалистов> заинтересовал доклад из России?

    Р. А. Я не случайно назвал одну из глав своего доклада <Как русские стали экспертами в области финансовых кризисов>. За прошедшие десять лет в России произошло не меньше пяти финансовых кризисов, а законодательство, регламентирующее деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), менялось трижды за последние пять лет. Так что люди, умеющие думать, извлекли из этого определенные уроки.

    РЦБ: Неужели в США все настолько плохо, что опыт России оказался там востребован?

    Р. А. В США так же, как и в России, сейчас идет пенсионная реформа. Америка заинтересована в том, чтобы <сверить часы> с остальным миром и понять, движется ли она в правильном направлении. Практика, когда для этих целей приглашаются специалисты мирового уровня из других стран, достаточно распространена. Поведение американских инвесторов все эти годы удивительным образом противоречило инвестиционной теории. Случай с Enron выявил, что более 60% из 2,1 млрд долл. активов пенсионных планов сотрудников этой обанкротившейся компании были вложены в ее же акции. В других компаниях ситуация еще хуже. В стране, являющейся родиной финансовой экономики и подарившей миру не одного нобелевского лауреата в этой области, вдруг забыли о диверсификации. Падение фондового рынка привело, кроме всего прочего, к возникновению значительного дефицита у пенсионных фондов.
    Выступивший на симпозиуме чиновник из Вашингтона объявил, что сегодня многие американские корпорации отменяют пенсионные планы и сокращают пенсии. При этом нельзя забывать, что американская система корпоративных и индивидуальных пенсий значительно лучше регламентирована, чем во многих других странах, не говоря уже о России. Так, например, ставки дисконтирования, исходя из которых актуарии осуществляют расчеты пенсий, утверждаются на правительственном уровне. Чем ниже ставка дисконтирования, тем выше пенсионные выплаты и наоборот. Долгое время ставка дисконтирования была привязана к доходности 30-летних облигаций казначейства США. Сейчас, когда ставки опустились до рекордно низкого уровня, обсуждается вопрос о привязке пенсий к доходности корпоративных облигаций, которая существенно выше.
    Надо сказать, что Россия прошла период сокращения размера пенсий после августа 1998 г. Пенсионное законодательство, предписывавшее тогда НПФ держать большую часть резервов в ГКО/ОФЗ, было, мягко говоря, неудачным. Исследуя динамику российского фондового рынка, становится очевидно, что без диверсификации активов наши НПФ были бы <мертвыми>. Именно эту мысль я старался донести до инвестиционного сообщества США. Актуарии с улыбкой смотрели на двузначные цифры доходности российского фондового рынка и экстремально высокие показатели оценки финансовых рисков. Правда, когда я перешел к анализу текущих проблем американской экономики, и на их лицах появилась озабоченность.

    РЦБ: Расскажите подробнее о своей презентации.

    Р. А. На моем выступлении (а оно проходило на самом первом заседании симпозиума) присутствовал президент Общества актуариев США Гарри Панжер. На заседании состоялось обсуждение актуальных вопросов управления рисками негосударственных пенсионных фондов в условиях нестабильности на финансовых рынках. Моя математическая модель оценки несостоятельности корпорации базировалась на норме американского пенсионного закона ERISA, которая предписывает погашать пенсионный дефицит за счет средств самой компании. В результате раскручивается спираль <дефицит пенсионного фонда - рост корпоративных долгов - падение рыночной капитализации>. Одно из моих предложений заключалось в создании специальной системы финансового мониторинга с тем, чтобы исключить ценные бумаги компаний с большими долгами из пенсионных планов, а средства вкладчиков направить в ценные бумаги с более низкими рисками. В этих целях я провел анализ международного рынка ценных бумаг, в частности рынка еврооблигаций. Считаю, что диверсификация пенсионных планов американских корпораций позволит привлечь больше денег и в Россию. Надо сказать, что среди присутствующих нашлись единомышленники, которые поддержали мою точку зрения, на заседании неоднократно звучали высказывания о необходимости перемен. Наряду с отдельными представителями актуарного сообщества я был приглашен на прием, устроенный в честь докладчиков президентом это Общества актуариев США. Меня также приняли в секцию риск-менеджмента Общества.

    РЦБ: Каковы личные впечатления от поездки?

    Р. А. Ванкувер - курортный город Канады. Мне очень повезло с погодой и, когда выдалось несколько свободных дней, удалось и отдохнуть. Мою кредитную карту, выпущенную одним из российских банков, без проблем принимали в любом магазине, я пользовался мобильным телефоном российской сотовой компании, так что преимущества интеграции России с мировой экономической системой оценил по достоинству.

© ЗАО "Группа РЦБ".