Для регионов, как и для государства в целом, первостепенное значение имеет направление использования заемных ресурсов. В сущности, определение целевой направленности займа, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ, требуется для объяснения налогоплательщикам, с какой целью привлекаются заемные средства, возврат и обслуживание которых осуществляется за счет средств регионального бюджета. От целевого назначения и эффективности использования привлеченных ресурсов зависит в том числе, будет ли займ полностью и своевременно погашен и аккуратность обслуживания долговых обязательств. Для потенциальных инвесторов и профессиональных участников фондового рынка сведения о направлении использования средств от размещения ценных бумаг позволяют оценить риск вложений в такие долговые обязательства. |
При анализе использования выручки от размещения ценных бумаг необходимо ответить на ряд вопросов:
С таких займов начинали эмиссию своих ценных бумаг многие российские регионы и города. Займы планировались как пробные, <пилотные> и решали единственную зада-чу - завоевать доверие корпоративных инвесторов и населения к властям региона как надежному заемщику. Так совершался запуск облигационных займов в Санкт-Петербурге, в Нижегородской, Челябинской, Свердловской, Волгоградской областях и других регионах. Привлеченные ресурсы обычно размещались на депозиты в банках, вкладывались в федеральные ценные бумаги, отдавались в управление уполномоченным банкам и финансовым компаниям.
На наш взгляд, в настоящее время выпуск облигационных займов с целью проведения арбитражных операций (вложения средств в другие более доходные финансовые инструменты с целью получения прибыли) неприемлем. Размещение привлеченных средств на депозиты в банках и вложения их в другие ценные бумаги несут с собой неоправданно высокий кредитный риск и имеют низкую степень ликвидности.
Создание страховых или резервных фондов за счет средств от размещения займа требует особого внимания. Во многих проспектах эмиссии было предусмотрено, что часть финансовых ресурсов, полученных от выпуска облигаций (иногда 50% и более от объема эмиссии), направляется в резервный, страховой и другие аналогичные по назначению фонды с целью обеспечения гарантии обслуживания и погашения долга. Эти денежные средства опять же размещались, как правило, в федеральные облигации и на депозитные вклады в банках.
По нашему мнению, создание таких фондов было оправдано для первых выпусков ценных бумаг регионов, на которых проводилась <обкатка> механизма размещения долговых обязательств администраций субъектов РФ. Таким образом, исполнительная власть страховалась от рисков неплатежеспособности, т.е. нехватки финансовых ресурсов для погашения основной суммы и обслуживания задолженности по облигационным займам при наступлении сроков платежа.
В дальнейшем создание подобных фондов может быть целесообразно только для поддержки текущей ликвидности субфедеральных ценных бумаг. Для этих целей достаточно не более 5% выручки от их реализации. При этом страховые фонды для обслуживания и погашения займа должны создаваться за счет отчислений от текущих бюджетных поступлений.
До финансового кризиса августа 1998 г. подавляющее большинство займов как по количеству, так и по объему эмиссии выпускалось для покрытия кассовых разрывов и дефицита бюджета текущих расходов. Как правило, это были краткосрочные займы - до 1 года. Часто они использовались для рефинансирования существующего долга, т.е. средства от размещения новых долговых бумаг направляются на погашение более ранних выпусков.
Займы, аналогичные ГКО/ОФЗ, в 1997 г. составили: 31,3% от общего числа зарегистрированных выпусков и 69,04% от общего номинального объема эмиссии субфедеральных и муниципальных займов. Обязательства подобного типа выпускались Москвой, Санкт-Петербургом, Республикой Татарстан, Свердловской, Челябинской, Новосибирской, Иркутской, Волгоградской, Пермской, Московской областями и другими регионами.
Оценку таких займов следует проводить не с точки зрения эффективности, а, скорее, с позиции необходимости их осуществления в конкретный момент времени. Заимствования для покрытия текущих расходов не приводят к созданию источников доходов и не способствуют снижению расходов бюджета в будущем. В сущности, в данном случае расходы производятся за счет будущих налогов и других доходов бюджета. В будущем налогоплательщикам придется оплачивать кроме, собственно, долга и расходы по его обслуживанию.
Бюджетным кодексом РФ осуществление займов для покрытия текущих расходов бюджета субъекта РФ запрещено. Текущие расходы должны финансироваться за счет собственных доходов регионального бюджета (ст. 92 БК РФ).
Если за счет средств займа финансируется создание новых рабочих мест, то со стоимостью обслуживания займа следует сравнивать экономию бюджетных средств от сокращения выплаты пособий по безработице. Другие результаты займа, которые, может быть, трудно оценить, - снижение уровня преступности, снижение социальной напряженности и др. Однако экономическая эффективность таких проектов и программ, как правило, не просчитывается.
Так, средства, полученные администрацией Нижегородской области от размещения еврооблигаций в 1997г. и составляшие 35% доходов ее бюджета, были направлены на финансирование социально значимых проектов в регионе1. Экономическая эффективность этих капиталовложений оказалась крайне низкой, хотя отрицать их социальную значимость невозможно. В результате резкого роста рублевой стоимости валютного займа регион оказался не в состоянии обслуживать свои ценные бумаги.
В качестве примера использования привлеченных средств для финансирования социальных проектов можно привести жилищные займы, выпускавшиеся в 1994-1998 гг. многими городами и регионами (Москвой, С.-Петербургом, Тулой, Самарой, Нижегородской и Астраханской областями, Чувашской Республикой, Краснодарским краем и другими); телефонный заем Нижегородской области 1995 г. (средства займа планировалось использовать для развития телекоммуникационных услуг населению, на реконструкцию действующих и строительство новых АТС).
Если за счет средств займа расширяется, реконструируется или создается какое-либо производство, продукция которого пользуется спросом, в том числе и в сфере услуг, в качестве экономического эффекта следует учитывать:
Существуют несколько основных причин, побуждающих правительства субъектов РФ проводить реструктуризацию выпущенных займов:
Направления использования | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | Январь-октябрь 2002 г. | Итого |
Реструктуризация кредиторской задолженности перед бюджетными организациями |
1 | - | - | - | 1 |
Финансирование дефицита бюджета |
12 | 8 | 13 | 11 | 44 |
Финансирование программ развития (жилищное строительство) |
1 | - | - | - | 1 |
Финансирование инвестиционной программы |
2 | - | - | - | 2 |
Реструктуризация задолженности по ранее выпущенным долговым обязательствам |
1 | 8 | - | 1 | 10 |
Финансирование расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга |
- | - | 7 | 17 | 24 |
Погашение ранее принятых долговых обязательств |
- | 5 | 2 | - | 7 |
Итого |
17 | 21 | 22 | 29 | 89 |
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что приоритетным направлением использования средств, полученных от выпуска долговых ценных бумаг, явилось финансирование дефицита бюджета - 44 условия эмиссии долговых ценных бумаг. Как уже отмечалось, согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ заемные средства не могут использоваться для финансирования текущих расходов бюджета. Это означает, что поступления из источников покрытия дефицита бюджета могут направляться только на финансирование расходов на развитие, т.е. бюджетных инвестиций, и на погашение существующего долга. На погашение ранее принятых долговых обязательств и реструктуризацию задолженности по ранее выпущенным долговым обязательствам направлены средства 41 займа.
Инвестиционные цели зафиксированы в трех условиях эмиссий субфедеральных ценных бумаг, зарегистрированных в 1999 г.: финансирование жилищного строительства - один выпуск долговых бумаг Правительства Чувашской Республики; финансирование городской инвестиционной программы - два выпуска долговых бумаг Правительства Москвы.
В заключение можно сделать вывод о необходимости законодательного ограничения перечня видов деятельности, для финансирования которых могут использоваться средства от размещения долговых ценных бумаг субъектов РФ.
Наиболее предпочтительны инвестиции региональных администраций в развитие социальной, коммунальной (канализации, газо-, водо- и энергоснабжения, утилизации отходов) и транспортной инфраструктуры, на создание объектов по охране окружающей среды и т.д. В этом случае средства налогоплательщиков не подвергаются коммерческим рискам, а инвестиции могут быть признаны общественно значимыми и экономически эффективными, поскольку способствуют улучшению инвестиционного климата и расширению налоговой базы регионального бюджета.
Одновременно следует выделить и, возможно, законодательно запретить использование заемных средств по следующим направлениям: участие органов государственной власти регионов в коммерческих проектах; оказание финансовой помощи негосударственным предприятиям; строительство и реконструкция административных зданий, арбитражные операции.
Следует также законодательно разделить понятия <рефинансирование> и <реструктуризация>. К первому предлагаем относить создание долга перед новыми кредиторами и погашение за счет привлеченных средств существующего долга; ко второму - новацию долга, после которой состав кредиторов не меняется. Разграничить эти понятия весьма важно, так как реструктуризация обычно облегчает положение эмитента, в то время как рефинансирование часто приводит к усилению долговой нагрузки.