1 день c Аршаком МАНАСОВЫМ

РЦБ
Издательский Дом

    Генеральный директор брокерской компании Аршак Манасов - человек общительный, но не публичный.
    По такому же принципу строится и бизнес компании, которую владельцы видят своего рода клубом, куда клиенты приходят не с улицы, а по рекомендациям хороших знакомых.
    О личных же качествах Аршака Манасова, пожалуй, лучше всего говорят его готовность честно смотреть в глаза каждому клиенту и мечта - когда-нибудь стать владельцем собственного магазина игрушек, чтобы наконец со знанием дела разобраться в истинных пристрастиях детей.
    9.45. Рабочий день еще не начался. Лучшее время, чтобы спокойно выпить кофе и ознакомиться со свежими новостями, источниками которых неизменно становятся <Ведомости>, <Коммерсантъ>, <Известия> и новостные ленты информационных агентств.

    РЦБ: Как получилось, что Вы стали заниматься инвестиционным бизнесом?

    А. М. В самом начале 90-х годов мой друг детства Алексей Горячев, начал работать на Российской товарной бирже, участвовал в создании на РТСБ фондового отдела. Он и позвал меня торговать акциями в одной из брокерских контор биржи, называлась она <Акции России>. О ваучерах мы тогда еще даже не думали. Читали какие-то статьи про чешскую приватизацию и только обсуждали возможность приватизации у нас. Но она произошла, насколько я помню, достаточно молниеносно: вышел указ, приняли закон о приватизации, а потом раздали чеки. На вторых торгах ваучерами мы уже участвовали, хотя на бирже в те дни было людей немного. С этого все и закрутилось.
    Внесли свою лепту и <Финансист> Т. Драйзера, которым в свое время все зачитывались, и фильм с Майклом Дугласом <Уолл-стрит>. В работе на бирже был определенный налет романтики.

    РЦБ: То есть брокерскую контору фактически <строили> по фильмам и книгам?

    А. М. Нет, конечно. Пришли мы на рынок действительно отчасти по книжкам и фильмам, да репортажам CNN о торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но компанию мы создавали в 1994 г. уже вполне осознанно.
    Реально мы начали работать только в конце 1994 г., т.е. фактически пришли на рынок к шапочному разбору. В 1995 г. на рынке не было уже ни многочисленных покупателей, ни крупных продавцов. Это был год замораживания рынка перед новым <ралли> 1996-1997гг.

    РЦБ: У вас очень интересное название компании, многие даже полагают, что это представительство какой-то западной фирмы. Как оно расшифровывается?

    А. М. Не знаю, стоит ли его расшифровывать. В свое время мы долго ломали голову, как же назвать компанию, и в конечном итоге получилось именно так - красиво, длинно. Gor - Горячев, Man - Манасов, а Rye - это название компании, которая на первом этапе была одним из совладельцев R,M&G, сейчас мы уже выкупили у них все акции.

    РЦБ: Вы по-прежнему ведете бизнес совместно с Горячевым?

    А. М. Да. Мы - равноправные партнеры и основные стратегические цели ставим вместе.
    В управлении компанией мы курируем разные направления: я больше внимания уделяю брокерским операциям, традиционному брокерскому бизнесу, Алексей - корпоративным финансам и консалтингу.
    Нам удается руководить компанией сообща и, если возникают спорные ситуации, находить компромиссы.

    10.30. Каждое утро начинается беседой с сотрудниками. Обмен мнениями о делах текущих, мысли и предложения на ближайшее будущее - хороший заряд на весь день.

    РЦБ: В чем отличительная особенность компании от других брокерских компаний?

    А. М. <А чем вы лучше других?> - этот вопрос нам часто задают клиенты. Мы всегда отвечаем, что у нас небольшая частная компания, небольшой бутик и вы имеете возможность всем нам посмотреть в глаза.
    Есть такие супермаркеты, куда вы придете, а вас могут попросту не заметить; в маленьком же магазинчике вас всегда увидят, встретят и предложат свою помощь. В этом - наше преимущество.

    РЦБ: Бытует мнение, что ваша компания прежде всего ориентирована на западных клиентов. Так ли это на самом деле?

    А. М. Да, это так. С первого дня мы ориентируемся именно на западную клиентуру. Мы понимали, что иностранные клиенты какое-то время будут занимать доминирующие позиции на нашем рынке, поэтому, если вы обратите внимание, большую часть аналитики мы до сих пор выпускаем на английском языке. И, наверное, какое-то время это еще продлится, доминирующие роли будут играть иностранцы.

    РЦБ: А в перспективе?

    А. М. С отечественными клиентами мы стали работать с 1997 г., уже тогда часть нашей аналитики выпускалась на русском языке, и сейчас отечественные инвесторы, конечно, играют существенную роль на рынке. Именно в 1997 г. отечественные инвесторы начали приходить на рынок, активно участвовать и создавать долговой рынок, играть на рынке акций. Работать с отечественными клиентами стало выгодно.
    Известно, что без локальной клиентуры настоящего рынка быть не может, это те самые <деньги>, которые способны удержать рынок от резких колебаний тогда, когда случаются глобальные катаклизмы. Благодаря именно российским клиентам мы чувствовали рынок в конце 1998 - начале 1999 г., потому что они оставались едва ли не единственными серьезными игроками на этом рынке в то время. Но при всем при этом мы все-таки продолжаем ориентироваться на Запад.

    РЦБ: При такой ориентации на Запад как вы пережили кризис 1998 г.? Не ушли ли от вас западные клиенты?

    А. М. Кто-то остался, кто-то ушел, пообещав вернуться через пару лет. Подобное тогда сказали своим брокерам многие клиенты. Но нам, наверное, было проще, мы были маленькими и активно начали сокращать свои издержки только лишь с сентября. Содержание персонала у любой брокерской компании - существенная часть затрат, так что в 1998 г. мы, максимально сократив свой коллектив, готовились к холодной голодной зиме. Переехали из большого офиса в совсем маленький. Мы даже не думали, что так быстро, уже в 1999 г., начнет происходить что-то позитивное.

    12:30. Очень много времени занимают звонки клиентов:
    <Я всегда готов с ними встретиться или поговорить по телефону, если у них есть такое желание>.

    РЦБ: Как удалось сохранить основной костяк команды?

    А. М. Мы посмотрели друг другу в глаза и просто остались все вместе. Сказали, что <надо подождать и все станет намного лучше>, потому что все равно крупные компании, такие как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, не могли умереть. И рынок не мог умереть окончательно. Надо было всего лишь подождать и посмотреть, чем еще можно заняться тем, кто оставался.

    РЦБ: Какие новые ниши вы нашли?

    А. М. Мы продолжали заниматься фондовым рынком, акциями. Пытались посмотреть на вексельный рынок, но это было неинтересно: мы в нем ничего не понимали, поэтому мы туда и не пошли.
    Мы активно продолжали заниматься аналитикой и регулярно публиковать отчеты и другие аналитические материалы.
    Наш еженедельный обзор обо всем важном, что произошло в России за неделю, мы издаем уже 8 лет, подготовив уже более 400 выпусков.

    РЦБ: Кстати, а все ли клиенты, которые ушли от вас в 1998 г., обещая вернуться, действительно вернулись?

    А. М. Часть этих людей и компаний в корне пересмотрели свои <риски на Россию> и принципы работы с российскими контрагентами. Яркий пример тому - уход с нашего рынка CSFB и нежелание других крупных инвестиционных банков работать в России. Но в основном все вернулись.

    14.00. Встреча с клиентом. Российских инвесторов пока еще не очень много среди клиентов компании, но за ними - будущее. Сама же встреча прошла, как говорится, в теплой дружеской обстановке, оставив приятные воспоминания и надежду на долгое плодотворное сотрудничество.

    РЦБ: Изменился ли сейчас принцип построения бизнеса R,M&G по сравнению с тем временем, когда создавалась компания. Появились ли какие-то новые проекты, о которых раньше даже не думали?

    А. М. С 1997 г. в компании появились новые направления - консалтинг и корпоративные финансы. Консалтинг требуется экономике, потому что предприятия нуждаются в деньгах, нуждаются в инвестициях, соответственно им нужны консультанты, которые могли бы помочь найти эти деньги.
    Мы понимали, что эту нишу кому-то необходимо занять. Если это будут крупные дорогие западные компании (у них, конечно же, большой опыт, они знают, как это делать), то они будут работать только с большими компаниями. Но есть еще средние и малые предприятия, и эта ниша достанется каким-то другим организациям, такой компанией хотим стать мы.
    Мы считаем это направление очень перспективным в ближайшие 3-4 года, поэтому еще в 1997 г. начали осваивать эти процессы, сохранив их и в кризисный период. Мы работали с предприятиями пищевой промышленности, машиностроения, химической промышленности.
    В 2000 г. на волне всеобщей заинтересованности высокими технологиями работали с компанией, разрабатывающей программные продукты; были консультантами нескольких региональных <телекомов> в рамках консолидации Связьинвеста. Привлечение денег в виде прямых инвестиций, поиск стратегических инвесторов, финансовый консалтинг - таких проектов пока не так много, но они есть.

    РЦБ: Но все-таки все это связано именно с акциями, именно с долевым финансированием, т.е. вопроса выпуска облигаций и векселей вы не касаетесь?

    А. М. Основной упор мы делаем именно на акции.
    На сегодня это самый дешевый способ заимствования денег для большинства наших потенциальных клиентов.

    РЦБ: Но и самый трудный в России, где все боятся потерять контроль.

    А. М. Это уже вопрос к собственнику предприятия. Все больше и больше предприятий сейчас раскрываются и допускают к себе новых акционеров. К примеру, владельцы ВымпелКома уже давно расстались с контролем, передав управление компанией другим людям, и, по-моему, особенно об этом не жалеют.
    Такие явления будут происходить все чаще, станут нормой и примут цивилизованные формы. Будут появляться независимые управляющие компании, профессионалы-руководители, а собственники будут получать дивиденды и голосовать на собрании.

    РЦБ: Не думаете создать такую управляющую компанию у себя?

    А. М. Сейчас мы как раз занимаемся вопросом получения лицензии на управляющую компанию, которой у нас пока нет. Мы считаем, что за этим тоже есть будущее. Тем более что ожидается выход на рынок негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов, поэтому управлять активами, наверное, будет достаточно выгодно.

    РЦБ: У вас большой штат в компании? Вы уже несколько раз произнесли фразу <посмотреть в глаза>, что должно быть в глазах человека, которого Вы возьмете на работу?

    А. М. Понять, сможет и хочет ли человек работать, - наверное, это самое главное. Горят ли глаза, есть ли энтузиазм... Не знаю, очень сложно выразить, это просто надо прочувствовать. Важно, чтобы человек был профессионалом, но мы берем нового человека только тогда, когда действительно появляется необходимость в увеличении персонала.
    У нас работают всего 27 человек, мы стараемся особо не разрастаться, сохраняя мобильность. Если идут какие-то проекты, то мы можем набрать людей и на временное исполнение каких-то обязанностей.

    15.00. Обед с потенциальным клиентом - важная составляющая часть работы руководителя, успех бизнеса которого во многом зависит от личных взаимоотношений с клиентами.

    РЦБ: Очень часто клиентура в компании держится только на личных взаимоотношениях с руководителем компании, а не на работе подразделения sales. Как это происходит у вас?

    А. М. Мне кажется, что имеет место и то, и другое. Любой брокерский бизнес, да и любой бизнес вообще, строится на хороших отношениях между людьми, между клиентами и теми специалистами, которые оказывают им услуги. Так или иначе, и я, и sales общаемся с людьми, которые доверяют нам деньги, покупают у нас акции или через нас свои акции продают. И эти личные взаимоотношения выливаются потом в приятельские, товарищеские, а иногда даже в дружеские. Хотя, конечно, я не могу сказать, что все мои друзья - мои клиенты, и наоборот.

    РЦБ: В бизнесе, который сильно завязан на личных связях руководителя, всегда очень сложно решается вопрос выхода из бизнеса либо переориентации на какие-то новые проекты. Как долго Вы собираетесь заниматься R,M&G?

    А. М. Ну, в старости я, может быть, и буду всего-навсего лишь акционером этой компании. Пока же мне интересно работать здесь, это интересный бизнес, поэтому я дорожу им. И не собираюсь никуда уходить. Конечно, если когда-нибудь мы станем крупной компанией и понадобятся совсем другие менеджеры...

    РЦБ: Есть такие планы?

    А. М. Пока нет. Мы знаем, как это сделать, но пока сознательно не хотим разрастаться. Весь мир сейчас находится в полосе глобальной нестабильности, поэтому мы с моим партнером думаем, что этого делать пока нельзя. Необходимо развивать то, что уже развивается, и просто зарабатывать деньги.
    Маленькой компании легче пережить любые катаклизмы, а большой компании всегда труднее сокращать свои издержки, она неповоротлива.

    18.00. Торговая сессия в РТС подходит к концу. Самое время подвести предварительные итоги, пообщаться с sales и back-офисом, узнать, как сложился день на рынке, как шла торговля, проанализировать поставки и расчеты. Сегодня день выдался на редкость спокойным, объемы торгов небольшие, ни взлетов, ни падений.

    РЦБ: Как Вы вообще оцениваете ситуацию, которая сложилась на международных рынках и в России?

    А. М. Ситуация в мире довольно зыбкая. Все мы помним, что происходило год назад в Нью-Йорке и что было в Москве в октябре. Ситуация очень сложная. Она значительно отличается даже от той, что была в мире три года назад, когда наблюдались лишь отдельные очаги нестабильности. Финансовые рынки сейчас очень чувствительны и реагируют буквально на все. Но мы все равно смотрим в будущее с большим оптимизмом и уверены, что наш рынок имеет хорошие перспективы в 2003/04/05 годах.

    РЦБ: Если на мгновение представить, что брокерский бизнес Вам все же наскучит, чем бы Вам хотелось заняться?

    А. М. Может быть, я хотел бы стать владельцем магазина игрушек. Это спокойный бизнес. Торгуешь себе игрушками. Сам выбираешь товар, сам играешь. Очень интересно понять, что нужно детям, во что они играют, какие игрушки будут покупать. Но это в будущем.

    РЦБ: У Вас в детстве было много игрушек?

    А. М. Много. Особенно солдатиков. Мы много играли с братом, я и теперь иногда в них играю, раскрашиваю.

    РЦБ: Раз уж Вы сами заговорили о старшем брате Марлене Мана-сове, генеральном директоре <Брансвик Ю Би Эс Варбург>, скажите, между вами есть конкуренция? Приходится ли сталкиваться в бизнесе?

    А. М. Прежде всего он - мой брат. Что же касается конкуренции...
    Я ему - не конкурент. Но, если честно, я первым стал заниматься бизнесом на фондовом рынке. Но в бизнесе мы вообще никак не пересекаемся, и никаких совместных проектов у нас нет.

    РЦБ: Учитывая резкий поворот жизни в стране на рубеже 90-х годов, случилось так, что Вы фактически поступали в институт в одной стране, а заканчивали его уже совсем в другой. Чем изначально Вы собирались заниматься, когда фондового рынка еще не было и в помине?

    А. М. Я закончил Московский экономико-статистический институт, отделение таможенной и внешнеэкономической статистики и защищал диплом на тему <Статистический анализ рынка ценных бумаг>.
    На всех преподавателей и комиссию моя работа произвела впечатление, видимо, не столько качеством, сколько темой. Я специально сделал большое вступление, посвятив его описанию того, что же такое рынок ценных бумаг, тогда это было новым словом в нашей экономике. Создание фондового рынка - это, может быть, единственное, что создавалось с нуля.
    Когда же я поступал в институт в конце 80-х, сложно было сформулировать, чем хочется заниматься. Но уже на IV курсе я точно знал, что буду заниматься акциями. Мне это интересно. Тем более уже стало ясно, что надо будет в любом случае уходить в предпринимательскую деятельность. На V курсе я уже вовсю работал на РТСБ, ходил в костюме, галстуке и говорил о котировках.

    19.30. Наконец-то удалось найти время спокойно обсудить накопившиеся вопросы с Алексеем Горячевым, который на днях улетает на встречу с деловыми партнерами в Германию, где у R,M&G открыто представительство.

    РЦБ: Давно появилось представительство? Почему именно в Германии?

    А. М. Уже больше полугода. Но мы особо не афишируем это событие. Мы не стремимся к publicity, любим, чтобы к нам приходили по рекомендациям.
    Мы ищем клиентов и в Лондоне, и в Нью-Йорке, хотя там нет наших представительств. Конечно, Лондон - финансовый центр мира. Но первое место по объему прямых инвестиций в Россию занимает Германия, и мы думаем, что это самый перспективный рынок для немецких компаний и инвесторов в России. Для нас соответственно - это рынок для поиска потенциальных клиентов. Поэтому мы ориентируемся на Германию и именно там, во Франкфурте, открыли свое представительство. Штат небольшой, все сотрудники - немцы.

    РЦБ: Понятно, что работа занимает у Вас много времени. И все же, когда выдается свободное время, как Вы предпочитаете его проводить? Сейчас, к примеру, очень модно заниматься спортом и путешествовать.

    А. М. Встречаюсь с друзьями, хожу в театры, на концерты, в кино - весь спектр обычных развлечений и никакой экзотики. Всем спортивным играм предпочитаю шахматы. Я не занимаюсь на тренажерах, хотя, наверное, когда-нибудь придется пойти. Конечно, хочется посмотреть как можно больше стран, но семейные обстоятельства не позволяют уехать на другой конец света и долго бродить по музеям. У меня двое сыновей - старшему шесть лет, а младшему годик. Так что я подожду, пока мой младший подрастет , тогда уже начну строить какие-то глобальные планы.
    А пока требуется спокойный семейный отдых. В последнее время мы отдыхаем в Подмосковье, где очень приятно проводить время. А что будет в следующем году - посмотрим. Я никогда не загадываю на будущее.

© ЗАО "Группа РЦБ".