Вот рынок, который построил Санкт-Петербург

Окулов Виталий
Консультант, Advanced Research, Санкт-Петербург
Волкова Наталья

    На протяжении 7 лет государственные именные облигации (ГИО) Санкт-Петербурга являются важнейшим инструментом управления внутренним долгом города. Для того чтобы получить этот инструмент, город все эти годы развивал инфраструктуру и инструментарий рынка, при этом всегда безукоризненно выполняя все свои обязательства перед инвесторами.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

    Комитет финансов Администрации С.-Петербурга приступил к разработке концепции облигационного городского займа в 1994 г.
    В условиях падения производства, низкой собираемости налогов, высокой инфляции доходов городского бюджета катастрофически не хватало даже для покрытия социальных расходов, не говоря уже об инвестициях в ветшающую инфраструктуру города. Банковские кредиты, единственный в то время источник финансирования кассовых разрывов, ограничивали эффективность использования ресурсов и ставили город в зависимость от крупных кредиторов. Поэтому основной стратегической целью города стало построение надежного рыночного механизма заимствований, что позволило бы диверсифицировать источники финансирования дефицита бюджета и минимизировать стоимость обслуживания городского долга.
    Активная работа эмитента на фондовом рынке подразумевает привлечение профессионального участника рынка. Генеральным агентом облигационного займа С.-Петербурга стала <Инвестиционная компания АВК>. Были определены схемы размещения, обращения и расчетов на рынке облигаций, позволяющие снизить системные риски, присущие развивающемуся российскому рынку. Первый аукцион по дисконтным облигациям сроком на три месяца состоялся 23 марта 1995 г.
    Следует отметить, что с самого начала облигационные займы С.-Петербурга предназначались для размещения среди широкого круга инвесторов, в отличие, например, от займов Москвы, значительная доля которых размещалась и находилась в руках крупных инвесторов. Для привлечения инвесторов необходимо было создать ликвидный вторичный рынок с минимальными системными рисками, и Администрации города это удалось - уже к концу 1995 г. насчитывалось около 2 тыс. инвесторов, имевших нулевые остатки на счетах.
    Объем рынка неуклонно возрастал, появлялись новые инструменты; в 1996 г. заключены первые форвардные контракты с облигациями С.-Петербурга; в 1997 г. выпущены купонные облигации с фиксированными купонами; в 1998 г. проведены первые сделки на условиях обратного выкупа (репо).
    К 1998 г. во многом благодаря облигационным займам городу удалось стабилизировать положение в бюджетной сфере и улучшить социально-экономическую ситуацию. В августе 1998 г. в стране разразился финансовый кризис. С.-Петербург оказался в сложном положении, так как большая часть городского долга была номинирована в иностранной валюте, то из-за падения курса рубля общий объем долга многократно возрос. Вслед за дефолтом по ГКО в той или иной мере по своим обязательствам отказались отвечать практически все субъекты Федерации и муниципалитеты российских городов. Однако С.-Петербург не просто исполнял свои прежние обязательства, но и продолжал развивать рынок внутренних долговых обязательств, справедливо полагая, что огромный внешний долг можно выплатить, только получив деньги на внутреннем рынке.
    Этот расчет полностью оправдался, и инвесторы в полной мере оценили усилия правительства города - уже в начале 2000 г. процентные ставки достигли <предкризисных> уровней начала 1998 г., а к осени 2000 г. ставки были уже рекордно низкими (рис. 1).
    В первые годы рынок ГИО во многом ориентировался на ГКО/ОФЗ, в структуре рынка преобладали короткие дисконтные облигации. В 1998 г. этот ориентир был потерян, в экономической ситуации в стране не было никакой определенности, поэтому С.-Петербург стал качественным образом менять структуру рынка своих долгов (рис. 2) - были выпущены облигации с переменным купоном и правом досрочного предъявления к продаже (ПК-ПДП) Комитету финансов, купон которых был фактически привязан к процентным ставкам на рынке. Эти своеобразные аналоги индексируемых облигаций делали обслуживание долга относительно недорогим для эмитента и уменьшали процентный риск для инвесторов, а право досрочного предъявления к продаже снижало для инвесторов и кредитный риск.
    По мере того, как экономическая ситуация в стране прояснялась, менялся и рынок. Экономический рост, стабильность национальной валюты, усилия правительства по борьбе с инфляцией изменили отношение банков и кредитных учреждений к рынку госдолга в целом, на рынке начал проявляться спрос на <длинные> инструменты.
    Высокий уровень доверия инвесторов позволил городу начать масштабный выпуск облигаций с фиксированными купонами и сроками погашения несколько лет. Город уже больше не предлагал инвесторам опцион на досрочную продажу. Более того, в 2001 г., впервые в России, С.-Петербург выпустил облигации с правом досрочного погашения эмитентом (облигации со встроенным опционом для эмитента) и облигации с индексируемым купоном.
    Из сравнения структуры вторичных торгов (рис. 3) и структуры эмиссий (см. рис. 2) хорошо видно, что город в своей эмиссионной политике все эти годы старался найти компромисс между собственными интересами и ожиданиями участников рынка, оперативно реагировал на изменения экономической ситуации в стране, предлагая инвесторам те инструменты, в которых они на тот момент были заинтересованы. И тем не менее основные показатели, характеризующие состояние рынка ГИО С.-Петербурга, в 1995-2002 гг. свидетельствуют, что общие тенденции на рынке развивались в выгодном для эмитента направлении (удлинялись сроки заимствований, снижались процентные ставки, росли объемы эмиссии), и это сопровождалось расширением рынка и увеличением числа инвесторов (см. таблицу).

Показатель

1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.*

Объем рынка на конец года (по глобальным сертификатам), млрд руб.

1,14 3,11 3,23 2,56 3,45 6,18 10,65 11,84

Оборот вторичных торгов, млрд руб.

2,35 11,75 12,82 6,95 5,88 8,58 8,36 9,65

Количество аукционов

19 46 44 24 40 33 32 12

Объем эмиссии, млрд руб.

2,1 6,07 4,07 2,53 3,67 5,1 7,37 3,6

Объем привлечения на аукционах, млрд руб.

1,05 2,91 1,95 0,88 0,94 0,99 1,87 1,53

Количество выпусков в обращении (на конец года)

8 18 30 27 31 31 43 42

Количество погашенных выпусков

9 21 23 23 27 23 14 10

Объем погашений, млрд руб.

0,96 4,1 3,95 3,2 2,78 2,37 2,9 2,41

Средневзвешен-ный срок до погашения, дней

90 146 325 168 305 620 796 942

Число дилеров (на конец года)

28 49 56 45 35 35 49 55

Число инвесторов, имеющих ненулевые счета (в среднем за год)

1000 4000 3500 5000 2800 2600 4000 5300

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

    Инфраструктуру рынка ГИО С.-Петербурга определяют договорные отношения между основными участниками рынка.

  • Эмитент - Комитет финансов Администрации С.-Петербурга.
  • Генеральный агент - ЗАО <Инвестиционная компания АВК>.
  • Биржа - Санкт-Петербургская валютная биржа.
  • Расчетный депозитарий - ЗАО <Санкт-Петербургский Расчетно-депозитарный Центр>,
  • Депозитарии-депоненты.
  • Расчетный центр - ЗАО <Петербургский Расчетный Центр>.
  • Дилеры.
  • Инвесторы.
        Основные принципы организации рынка ГИО С.-Петербурга - торги на организованном рынке исключительно с участием уполномоченных эмитентом дилеров и расчеты по принципу <поставка против платежа>.
        Размещение ГИО осуществляется по открытой подписке среди уполномоченных дилеров.
        Аукционы проходят в закрытой форме, объявление о предстоящем аукционе публикуется за неделю. Предусмотрена возможность участия на аукционе средствами от погашения и выплаты купонного дохода по облигациям, выплаты по которым приходятся на день аукциона. Для каждого дилера существует минимальная квота участия в аукционе, однако в этом вопросе эмитент ориентируется на рыночную ситуацию и зачастую не требует обязательного участия в аукционе.
        Заявки могут быть двух типов - конкурентные и неконкурентные, которые удовлетворяются по средне- взвешенной аукционной цене.
        Вторичные биржевые торги проходят ежедневно, торговая сессия разбита на две части - 2,5 и 2 часа.
        В моменты выплаты купонного дохода по облигации торги по ней не приостанавливаются ни на один день.
        Дилером ГИО С.-Петербурга может стать любой профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию ФКЦБ России и подписавший 5-сторонний договор с основными участниками рынка (эмитентом, биржей, расчетным депозитарием, генеральным агентом). В настоящий момент дилерами являются банки, кредитные учреждения и инвестиционные компании С.-Петербурга, Москвы, Астрахани, Владивостока, Казани, Калининграда, Новосибирска, Самары и других городов Рос- сии.

    ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА

        ГИО С.-Петербурга обеспечены общими доходами городского бюджета. Какого-либо специального залогового фонда обеспечения облигационных займов не существует. Учитывая нерешенные до сих пор юридические сложности, связанные с отчуждением собственности несостоятельного должника - субъекта Федерации, создание такого фонда явилось бы, по существу, пустой декларацией. По своему налоговому статусу облигационные займы города приравнены к государственным облигациям федерального правительства и имеют льготное налогообложе- ние.
        В соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения ГИО С.-Петербурга существует 5 различных видов рыночных выпусков облигаций:

  • краткосрочные дисконтные облигации со сроком обращения до 1 года;
  • среднесрочные купонные облигации с фиксированным купоном и со сроком обращения от 1 до 5 лет;
  • среднесрочные купонные облигации с переменным купоном и правом досрочного предъявления к продаже (ПК-ПДП) со сроком обращения от 1 года до 5 лет;
  • среднесрочные купонные облигации с фиксированным купоном и правом досрочного погашения эмитентом (ФК-ПДП) со сроком обращения от 1 года до 5 лет;
  • среднесрочные купонные облигации с переменным индексируемым купоном, сроком обращения от 1 года до 5 лет.
        Недавние дополнения к Генеральным условиям разрешают городу эмитировать купонные облигации с фиксированными купонами и облигации ФК-ПДП сроком от 5 до 30 лет.
        Номинал всех облигаций - 100 руб. Относительно небольшой номинал дает возможность строить самые разные портфели и активно управлять ими даже инвесторам с небольшими средствами. Объем выпуска варьируется от 300 млн руб. до 800 млн руб.
        Среди среднесрочных облигаций с фиксированными купонами было три выпуска, дающих эмитенту право досрочно погасить облигации по номиналу в одну из дат, оговоренных в условиях выпуска, - классический тип облигаций со встроенным опционом. Аналогов этим инструментам на российском рынке нет. Эмиссия таких облигаций выгодна эмитенту, поскольку позволяет значительно снизить стоимость обслуживания выпуска в условиях падения процентных ставок. По одному из таких выпусков 21 августа 2002 г. эмитент осуществил досрочное погашение, создав, таким образом, на российском рынке прецедент исполнения опциона.
        Кроме ГИО, существуют нерыночные выпуски Государственных сберегательных именных облигаций (ГСО) С.-Петербурга. Их влдаельцами могут быть исключительно физические лица. Размещение, обслуживание и погашение облигаций производит Генеральный агент займа - банк <Петровский>. Облигации являются купонными, ставка купонов устанавливается эмитентом, исходя из текущей доходности на рынке ГИО С.-Петербурга. Сроки обращения выпусков составляют от 1 года до 5 лет.
        Высокая ликвидность вторичного рынка ГИО создает условия для развития производных инструментов. Производные инструменты - простейшие типы - форвардные контракты появились на рынке ГИО С.-Петербурга в 1996 г. и достигли пика своей популярности в 2000 г. Эти контракты не являются биржевыми инструментами и, следовательно, имеют повышенные системные риски, возможно, поэтому в настоящее время этот инструмент участниками почти не используется, его полностью вытеснили сделки репо (под залог ГИО с условием обратного выкупа (рис. 4)).
        Оборот по сделкам репо за 9 месяцев 2002 г. составил 5,02 млрд руб. (5,4 млрд руб. в 2001 г.) - это более 50% оборота вторичного рынка. В отдельные дни обороты по сделкам репо превышают объемы вторичных торгов базовыми активами. Активным участником рынка репо является Комитет финансов администрации С.-Петербурга. Доля эмитента в общем объеме сделок в 2000 г. составила 18,6%, в 2001 г. - 34%. Работа на рынке репо позволяет городу, с одной стороны, оперативно привлекать средства для покрытия краткосрочных кассовых разрывов, а с другой - размещать свободный остаток денежных средств под рыночную ставку про- цента.
        В качестве залога используется весь спектр ГИО С.-Петербурга. В случае невозвращения денежных средств облигации, переданные в ходе исполнения первой части сделки с определенным дисконтом, можно реализовать на вторичном рынке без убытка относительно выданной суммы кредита и процентов по нему. За 4 года существования рынка репо на базе ГИО не было ни одного случая невозвращения денежных средств. Таким образом, операции репо с этими облигациями стали удобным безрисковым инструментом управления ликвидностью.

    УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОМ

        В соответствии с законом <О государственном долге С.-Петербурга> на параметры городского долга накладываются более жесткие ограничения, чем в Бюджетном кодексе РФ. Максимально возможный уровень долга не может превышать 50%, а гарантии и поручительства - 20% доходов бюджета. На 1 октября 2002г. государственный долг С.-Петербурга составлял 10,57 млрд руб., в том числе внешний долг - 3,02 млрд руб. (из них 1,32 млрд руб. - гарантии и поручительства). По Закону о бюджете на 2002 г. величина долга - 16,4 млрд руб. Таким образом, текущая долговая нагрузка (отношение долга к доходам бюджета) - 17,6%, максимальная - 26%. Расходы на обслуживание долга в первой половине 2002 г. составили 3,0% расходов бюджета.
        В настоящее время основными специфическими факторами кредитного риска являются: значительные потребности в модернизации городской инфраструктуры; неблагоприятная демографическая ситуация; усилившаяся конкуренция за иностранные инвестиции со стороны Ленинградской области; валютный риск. Город имеет кредитные рейтинги, равные суверенным рейтингам России. Кредитная история безупречна.
        В настоящее время основными характеристиками рынка ГИО С.-Петербурга являются:

  • длительные сроки заимствования;
  • широкое разнообразие инструментов;
  • развитой вторичный рынок;
  • широкий круг инвесторов;
  • наличие производных инструментов;
  • высокий уровень информационного обеспечения.
        В 2002 г. город выпустил облигации со сроком погашения 9 лет, чего пока не может себе позволить никакой другой регион России (рис. 5). Средневзвешенный срок до погашения ГИО, находящихся в обращении на 1 октября 2002 г., составил 942 дня. Это превосходит любые другие сегменты российского рынка облигаций, включая ГКО/ОФЗ. Способность занимать деньги на рынке на столь длительные сроки свидетельствует о высоком доверии инвесторов к эмитенту.
        На 1 ноября 2002 г. в обращении находились 42 выпуска облигаций: 3 дисконтных, 26 выпусков с фиксированным купоном, 9 выпусков с переменным купоном и правом досрочного предъявления к продаже, 3 выпуска с фиксированным купоном и правом досрочного погашения эмитентом и 1 выпуск с переменным купоном. Кроме того, существует 3 нерыночных выпуска сберегательных облигаций (ГСО) объемом 140 млн руб. Структура рынка ГИО С.-Петербурга по объемам размещенных выпусков свидетельствует о том, что наиболее востребованными являются выпуски купонных облигаций с фиксированными купонами (рис. 6).
        Одним из достижений С.-Петербурга в построении рынка облигационных займов можно считать создание инфраструктуры вторичного рынка, обеспечивающего достаточно высокую ликвидность. В первой половине 2002 г. среднедневной оборот вторичных торгов составил более 50 млн руб., среднее число сделок за день - более 200. Рынок ГИО по степени оборачиваемости облигаций в несколько раз превосходит рынок ГКО/ОФЗ, не говоря уже о рынках других субфедеральных эмитентов (рис. 7).
        Именно высокая ликвидность вторичного рынка привлекает большое число инвесторов физических лиц, о чем можно судить по количеству открытых счетов с ненулевыми остатками.
        В отличие от других сегментов рынка субфедеральных займов, где львиная доля облигаций оседает в собственных портфелях крупных банков, рынок ГИО, можно сказать, диверсифицирован по типам инвесторов. Около половины выпущенных облигаций находится в собственных портфелях банков, а половина принадлежит клиентам дилеров, причем физические лица владеют примерно 20% всех бумаг, институциональные инвесторы - 10%. Общее число инвесторов рынка ГИО С.-Петербурга на 1 июля 2002 г. составило более 5800, из них около 5500 - частные лица. В состав инвесторов входят 52 банка, 34 пенсионных фонда, 32 страховых компании, 11 инвестиционных фондов.
        По поручению эмитента Генеральный агент поддерживает двусторонние биржевые котировки по всем выпускам, находящимся в обращении. Обычно эффективный спрэд котировок Генерального агента не превышает 1% рыночной цены, но на практике спрэд котировок участников часто составляет 0,2% и менее. Стратегия действий Генерального агента состоит в поиске арбитражных возможностей и в определенном давлении на рынок (посредством выставления заявок) с целью сглаживания локальных выбросов на кривой доходности.
        Одним из инструментов воздействия на рынок является выкуп и доразмещение конкретных выпусков облигаций. Цель этих операций заключается не столько в получении краткосрочной спекулятивной прибыли, сколько в построении эффективного и предсказуемого рынка, что в конечном счете в долгосрочной перспективе снижает риски для инвесторов и уменьшает стоимость заимствований для эмитента.
        С 2002 г. для управления долгом (решения о новых эмиссиях, о масштабных действиях на рынке) используется созданная в Комитете финансов Администрации города автоматизированная информационно-аналитическая система оценки финансовых рисков АИАС <РИСК-1>, позволяющая выбрать предпочтительный вариант действий для эмитента.
        Характерной чертой рынка ГИО С.-Петербурга является высокий уровень информационного обеспечения. Большинство профессиональных участников рынка предоставляет своим клиентам доступ к аналитическим материалам, а также возможность заключать сделки с именными облигациями в режиме on-line посредством ресурсов сети Интернет.
        Ряд информационно-аналитических продуктов не имеет аналогов в России, например рассчитывается кривая спот-ставок (рис. 8), на основе которой можно определять арбитражные возможности, прогнозировать цену аукционов по новым выпускам, рассчитывать форвардные ставки.
        Вместе с тем определенная информация, которой располагают эмитент и Генеральный агент, является строго конфиденциальной, например тактика действий эмитента на рынке (в частности, операции доразмещения и выкупа на вторичных торгах). Чтобы не допустить возможного манипулирования рынком за счет сговора между крупными участниками, остатки ценных бумаг (по конкретным выпускам) в торговой системе не разглашаются. Естественно, конфиденциальной является и информация об объемах и структуре портфелей дилеров и участниках сделок.
        В течение 2001-2002 гг. спрэд доходности облигаций С.-Петербурга по отношению к ГКО/ОФЗ имел явно выраженную тенденцию к снижению. В 2002 г. разница в доходностях облигаций со сроком погашения менее года практически исчезла, а со сроком погашения в несколько лет составляла около 1,5%. Значительное снижение спрэда можно объяснить тем, что на рынок ГИО пришли новые участники: во-первых, дилерами стали несколько крупных московских банков, во-вторых, многие ПИФы в больших объемах включили ГИО в свои портфели, рассматривая эти вложения как альтернативу облигациям ГКО/ОФЗ.
        Учитывая высокую кредитную репутацию С.-Петербурга, можно было бы ожидать меньшего значения спрэда доходности ГИО к ГКО/ОФЗ. Некоторая недооцененность именных облигаций обусловлена узостью финансового рынка С.-Петербурга. Исторически так сложилось, что рынок субфедеральных займов в России сегментирован, рынки двух крупнейших эмитентов (ГИО С.-Петербурга и ГО(В)З г. Москвы) обособлены друг от друга. Устранение этой обособленности было бы только на пользу всему российскому рынку муниципальных заимствований, но в ближайшее время разделение рынка вряд ли будет устранено, оно может быть только ослаблено за счет более активного участия крупных московских банков на рынке ГИО С.-Петербурга.

    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

        До недавнего времени привлечение средств на организованном рынке было необходимо С.-Петербургу для покрытия временных кассовых разрывов бюджета, своевременного финансирования важнейших социальных программ без ущерба прочим расходным статьям бюджета, рефинансирования существующих долгов, в частности, замещения обязательств города в иностранной валюте. Однако в последние годы доходы бюджета заметно выросли, укрепилась налоговая дисциплина на предприятиях города, значительно снизился валютный риск по долговым обязательствам, поэтому острой необходимости в заимствованиях нет.

  • В настоящее время спрос на ГИО превышает потребности городского бюджета в покрытии кассовых разрывов, финансировании коротких инвестиционных программ, насущных потребностей, но сворачивание рынка стратегически не выгодно городу:
        Во-первых, за прошедшее время облигационный заем С.-Петербурга стал не только эффективным механизмом привлечения средств в бюджет города, но и превратился в системообразующий элемент всего финансового рынка Северо-Западного региона. Обладая безупречной кредитной историей, кредитным рейтингом на уровне Российской Федерации, город сейчас мог бы привлекать больше средств на московском рынке, где концентрация денежных ресурсов много выше, или на внешних рынках.
        Однако стратегия эмитента состоит несколько в другом: ГИО С.-Петербурга - очень важный инструмент финансовой инфраструктуры региона. Предоставляя банкам возможность размещать временные избыточные резервы в облигациях, город препятствует оттоку капитала, формируя тем самым предпосылки к более эффективной работе банков с реальным сектором экономики региона.
        Во-вторых, в настоящее время на российском рынке сложились условия, при которых инвесторы готовы предоставлять значительные средства на длительный срок. С.-Петербург обязан воспользоваться этими средствами для осуществления масштабных инвестиций в общественный сектор экономики города. Поэтому на ближайшее будущее стратегической целью Администрации становится развитие рынка как необходимого элемента эффективной инвестиционно-заемной системы.
  • Можно ожидать, что в следующие годы основной целью города станет увеличение сроков заимствований. В этом случае в структуре первичного рынка ГИО С.-Петербурга не исключается постепенный переход к более <длинным> выпускам со сроком до погашения 10 лет и более.
        Однако краткосрочные рыночные инструменты (дисконтные облигации со сроком погашения до одного года) не исчезнут с рынка совсем: во-первых, эмитент использует доходность по <коротким> бумагам как ориентир при определении ставок купонного дохода по новым <длинным> выпускам; во-вторых, профессиональным инвесторам требуются инструменты для поддержания ликвидности и город будет это учитывать. Одним из таких инструментов являются сделки репо, поэтому развитию рынка производных инструментов также будет уделяться большое внимание.
  • Важнейшим элементом эффективного рынка является информационная открытость эмитента. Город намеревается и в будущем предоставлять самую подробную информацию о текущем социально-экономическом положении, состоянии городского бюджета, долговых обязательствах. В ближайшее время Генеральный агент облигационного займа приступает к расчету и публикации сводных индексов рынка ГИО в соответствии со стандартами EFFAS-EBC (Комиссии по облигациям Европейской Федерации обществ финансовых аналитиков), которые могут стать ориентиром для портфельных инвесторов.
  • Наконец, следует особо отметить, что кредитная история Санкт-Петербурга сама по себе является ценным активом и терять этот актив город не намерен ни при каких обстоятельствах.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".