Управление долгом в Москве

Щуриков Александр

    Экономика Москвы, в которой доминирует сфера услуг, демонстрирует в последние годы стабильный рост, темпы которого превосходят общероссийские. Для финансирования этого роста, реализации инвестиционных программ и бездефицитного исполнения бюджета правительство города активно привлекает заемные средства на долговых рынках. Москва имеет репутацию наилучшего заемщика не только среди субъектов РФ, но и среди многих развивающихся рынков.

БЮДЖЕТ ГОРОДА

    Москва является крупнейшим субъектом Российской Федерации по величине бюджетных доходов.
    В 1998-2001 гг. бюджет Москвы был бездефицитным, однако на 2002 г. бюджет города утвержден с дефицитом в 37,3 млрд руб., а по проекту бюджета-2003 предусмотрен дефицит в 11,9 млрд руб. (рис. 1).
    Погашение дефицита бюджета предполагается осуществить за счет доходов от продажи государственной собственности города и привлечения заемных средств. В то же время необходимо отметить, что по результатам исполнения городского бюджета текущего года сохраняется благоприятная ситуация с его существенным профицитом (11,34 млрд руб.) и программа заимствований может быть сокращена, в первую очередь, за счет сокращения банковских кредитов.
    Платежи в бюджет города диверсифицированы по отраслям экономики, однако основной их объем, около 2/3, поступает от транспортных и промышленных предприятий, торговли и общественного питания (рис. 2).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ МОСКВЫ

    Государственный долг Москвы состоит из долговых обязательств перед российскими юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права (табл. 1). Он складывается из текущей задолженности по прямым инвестициям, кредитам, займам, осуществляемым путем выпуска ценных бумаг Москвы, поручительствам (гарантиям) Москвы, выданным городом для обеспечения обязательств третьих лиц, а также бюджетным ссудам, полученным Москвой из федерального бюджета (рис. 3).

Вид обязательства Валюта обязательства Объем долга в валюте обязательства, млн Эквивалент долга, млн долл. США

Облигационные займы

руб.

9 881,81

314,236

Кредиты

руб.

3 200,00

101,758

Гарантии

руб.

873,62

27,781

Итого внутренний долг

руб.

13 955,43

443,775

Кредиты

евро

750

741,226

 

долл. США

44,81

44,81

Возвратные бюджетные ссуды

долл. США

160,24

160,24

 

евро

32,18

31,804

Гарантии

долл. США

100

100

 

евро

29,12

28,779

Итого внешний долг

 

 

1106,859

    В настоящее время городские заимствования в основном объеме осуществляются Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы (рис. 4), однако ряд департаментов города также уполномочен привлекать средства на короткий срок.
    Несмотря на финансовый кризис 1998 г., основные параметры долга города удалось не только удержать на приемлемом уровне, но и обеспечить значительное сокращение долговой нагрузки на бюджет: отношение общей суммы долговых обязательств Москвы к величине доходов бюджета снизилось с 65% в 1998 г. до 18% в конце 2001 г.
    За 1997-2001 гг. общий объем ресурсов, привлеченных заемной системой г. Москвы, составил 81,8 млрд руб. Средняя годовая стоимость долга за последние годы имеет четкую тенденцию к снижению, в 2001 г. она составила 11% годовых (рис. 5).
    Столь низкая стоимость заимствований объясняется тем обстоятельством, что более 50% долговых обязательств в 2001 г. было номинировано в европейских валютах (немецкая марка, итальянская лира и евро), курс которых по отношению к рублю снизился на 5-7%. Кроме того, было осуществлено досрочное погашение внутренних кредитов и замещение их облигационными займами, что позволило уменьшить стоимость рублевых заимствований.
    В кредитной истории города - своевременное обслуживание и погашение номинированных в рублях облигационных займов (рис. 6). В настоящее время в обращении находится 10 выпусков облигаций Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы (табл. 2).

Выпуск Объем, млн руб. Дата выпуска Дата погашения Срок обращения, мес. Купон, % годовых Периодичность выплаты купона, мес.
16

1000

21 декабря 2000 г. 21 декабря 2002 г. 24 20, 15 3
17

500

21 декабря 2000 г. 21 декабря 2003 г. 36 перем. 6
18

1000

3 августа 2001 г. 3 февраля 2003 г. 18 15 3
19

1000

6 сентября 2001 г. 6 марта 2003 г. 18 15 3
20

1000

15 октября 2001 г. 15 апреля 2003 г. 18 15 3
21

1500

14 декабря 2001 г. 14 июня 2003 г. 18 15 3
22

1500

14 декабря 2001 г. 14 сентября 2003 г. 21 15 3
23

1000

18 декабря 2001 г. 18 декабря 2003 г. 24 15 3
24

3000

2 сентября 2002 г. 2 сентября 2005 г. 36 15 3
25

4000

27 сентября 2002 г. 27 марта 2004 г. 18 15 3

    Облигации Москвы, которые имеют минимальную премию по доходности к госбумагам, являются признанным эталоном уровня кредитного риска на рынке региональных и муниципальных заимствований. Их премия по доходности к гособлигациям постепенно снижалась с 5-6% в начале 2001 г. до примерно 1-2% к настоящему моменту, что отражает уровень доверия инвесторов к долговым обязательствам Москвы и бюджетной системе города (рис. 7).
    Важнейшим приоритетом города при осуществлении программы заимствований является безусловное выполнение взятых внешних долговых обязательств. Москва успешно погасила в 2000-2001 гг. крупные внешние облигационные займы объемом 500 млн долл. США, 500 млн нем. марок и 400 млрд ит. лир. Осуществленное точно в срок без использования реструктурирования и отсрочек, погашение крупных внешних облигационных займов дало городу возможность привлечь (с целью рефинансирования внешнего долга Москвы) два новых еврозайма в объеме 350 и 400 млн евро с погашением соответственно в 2004 и 2006 гг., что стало первым после кризиса 1998 г. и пока единственным публичным размещением внешнего займа российским регионом.
    Таким образом, правительству города удалось оптимизировать объем и структуру долга, что позволяет сохранить объем заемных средств, работающих в городской экономике, существенно снизить долговую нагрузку на бюджет и валютные риски в 2002, 2003 и 2005 гг. (рис. 8)
    В результате Москва имеет репутацию наилучшего заемщика на территории бывшего Советского Союза, активно выходит на внешние и внутренние рынки капитала, успешно снижает стоимость заимствований.

РЕЙТИНГИ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МОСКВЫ

    Ведущими международными рейтинговыми агентствами Москве присвоены наивысшие среди регионов РФ долгосрочные кредитные рейтинги на уровне суверенного: рейтинг ВВ- (Standard & Poor's и Fitch Ratings) и рейтинг Ва3 (Moody's Investors Service) (см. табл.3).

Рейтинг

Февраль 1997 г. Июнь 1998 г. Август 1998 г. Август 1998 г. Сентябрь 1998 г. Апрель 2000 г. Декабрь 2000 г. Июнь 2001 г. Декабрь 2001 г. Июль 2002 г.

ВВ-

Standard & Poor's

B +

B

В-

CCC +

CCC

ССС-

 

Февраль 1997 г. Март 1998 г. Май 1998 г. Август 1998 г. Август 1998 г. Март 1999 г. Декабрь 2000 г. Октябрь 2001 г. Декабрь 2001 г.

Ba2

Moody's

Ba3

B1

B2

B3

Caa1

 

Декабрь 1998 г. Декабрь 1999 г. Март 2001 г. Октябрь 2001 г. Декабрь 2001 г. Май 2002 г.

 

 

 

ВВ-

Fitch

B +

B

В-

CCC +

CCC

    Прогнозы рейтингов - стабильный (S&P) и позитивный (Fitch и Moody's). Агентства считают, что в Москве наблюдается устойчивый экономический рост, улучшается положение с ликвидностью и налоговыми поступлениями, город отличает сравнительно диверсифицированная экономика, в структуре которой доминирует сектор услуг.
    Москва всегда полностью и своевременно выполняла свои долговые обязательства, в том числе и по еврооблигациям. Это подтверждается текущими кредитными рейтингами города (на уровне России) и устойчивым спросом на долговые инструменты города со стороны внутренних и международных инвесторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Несмотря на самый крупный среди регионов России объем государственного долга Москвы, его уровень в настоящее время составляет лишь около 15% доходов бюджета города и всего 2% его валового регионального продукта.
    Правительству города удалось оптимизировать объем и структуру долга, существенно снизить долговую нагрузку на бюджет и валютные риски в 2002, 2003 и 2005 гг.
    Москва имеет безупречную кредитную историю и наивысшие среди регионов РФ кредитные рейтинги ведущих международных агентств.
    Все отмеченное выше делает долговые обязательства Москвы весьма привлекательным активом для отечественных и зарубежных инвесторов.

    Использованы материалы СГУП <Мосфинагентство>.

© ЗАО "Группа РЦБ".