Оценка <премии за размер> на российском рынке

Ким Михаил

Катышков Андрей

    В статье описывается проведенное авторами исследование по оценке <премии за размер> на российском рынке. Полученные результаты могут быть использованы в отечественной практике оценки бизнеса.

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ <РАЗМЕРА>

    <Эффект размера> (Size effect) - явление широко известное на международных финансовых рынках. Суть его - в том, что акции <малых> по размеру компаний более рискованны, поэтому в долгосрочной перспективе приносят инвесторам большую по сравнению с акциями крупных компаний доходность.
    Впервые данный эффект был упомянут в 1981 г. Рольфом Бенцом (Rolf W. Banz). С 1990 г. компания Ibbotson Associates публикует в своих ежегодных справочниках статистические данные о величине <премии за размер> (Size premium). Компания рассчитывает два вида премий для расчета ставки дисконтирования: первый - по кумулятивному методу и второй - с помощью CAPM-модели. Согласно последним данным (SBBI 2002), величина <премии за размер> при кумулятивном методе может колебаться от 5,98 до 8,46%, а в САРМ-модели - от 3,3 до 5,33%.
    Помимо аналитиков Ibbotson Associates, еще ряд специалистов изучают возможность учета <эффекта размера> в практике оценки бизнеса. Например, Джей Абрамс (J. Abrams), обработав данные Ibbotson Аssociates, вывел уравнение регрессии, связывающее значение доходности по акциям компании с натуральным логарифмом ее рыночной капитализации. А Грабовски (Grabowski) и Кинг (King) в своих работах (1996-2000 гг.) показа-ли, что общая премия за риск по акциям компании линейно отрицательно связана с десятичным логарифмом ее рыночной капитализации. Более того, они обнаружили, что <эффект размера> проявляет себя и при выборе других показателей <размера>, отличных от рыночной капитализации, таких как выручка, балансовая стоимость собственного капитала, чистая прибыль, рыночная стоимость инвестированного капитала, балансовая стоимость инвестированного капитала, прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA), численность работников предприятия; и при выборе других показателей риска, таких как операционная маржа (Operating margin), коэффициент вариации операционной маржи
    и коэффициент вариации рентабельности собственного капитала (ROE).
    Мы провели исследование с целью определения возможной величины <премии за размер> на российском рынке.
    В исследовании анализировались акции, обращающиеся на Фондовой бирже РТС.

ИССЛЕДОВАНИЕ И МЕТОДИКА

    Исследование охватывало период с января 1999 г. по март 2002 г. включительно. В качестве расчетного периода был взят календарный месяц. Соответственно были рассмотрены 39 расчетных периодов. За начало первого расчетного периода было взято 31 декабря 1998 г.; конец каждого расчетного периода, за исключением последнего, совпадал с началом следующего. Если последний день календарного месяца приходился на неторговый день, то расчетный период продлевался до первого торгового дня следующего месяца. Соответственно за конец последнего периода было взято 1 апреля 2002 г.
    Первый этап исследования предусматривал ранжирование всей совокупности компаний-эмитентов, акции которых обращаются в РТС, по величине их рыночной капитализации (совокупной рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций) по состоянию на начало каждого расчетного периода. Для этого были определены расчетные цены на акции каждого эмитента на начало и конец всех расчетных периодов по алгоритму, совпадающему с официальной методикой расчета индекса RTSI, за исключением следующего: в случае отсутствия лучшей цены на покупку в течение 10 дней, предшествующих расчетной дате, использовалась цена, полученная из рассчитываемой непосредственно РТС величины рыночной капитализации.
    Данные о количестве акций в обращении, необходимые для расчетов рыночной капитализации компаний, были взяты из отчетов эмитентов ФКЦБ России.
    На втором этапе для каждого периода ранжированные совокупности разбивались на 10 децилей1, при этом предварительно из дальнейшего рассмотрения исключались компании с рыночной капитализацией менее 1 млн долл. Соответственно были получены 39 различных портфелей акций эмитентов 10-го дециля (с наименьшей капитализацией), после этого определялась средняя доходность обыкновенных акций эмитентов 10-го дециля для каждого расчетного периода.
    Для подсчета доходности за период была использована следующая формула:

    Rdec(t) = Si [pki(t) - pHi(t)]qki(t)/Si pHi(t)qki(t), (1)
    где Rdec(t) - средняя доходность обыкновенных акций эмитентов 10-го дециля за расчетный период t; pHi(t) - расчетная цена обыкновенной акции i-го эмитента 10-го дециля на начало расчетного периода t; pki(t) - расчетная цена обыкновенной акции i-го эмитента 10-го дециля на конец расчетного периода t; qki(t) - количество обыкновенных акций в обращении i-го эмитента 10-го дециля на конец расчетного периода t.

    Использование в формуле (1) <фиксированного> значения количества акций позволило исключить влияние изменений в количестве акций в обращении на расчет доходности за период. Однако это повлекло за собой необходимость дополнительного учета в расчетах доходности имевших место дроблений (splits) и консолидаций акций через корректировку расчетных цен на начало периода.
    На третьем этапе определялась средняя доходность акций компаний с большой капитализацией по каждому расчетному периоду. В качестве показателя доходности по этим акциям была использована доходность по индексу РТС, определяемая по следующей формуле:

    Rind(t) = [RTSк(t) - RTSH(t)]/RTSH(t), (2)
    где Rind(t) - доходность по индексу РТС за расчетный период t; RTSH(t) - значение индекса РТС на начало расчетного периода t; RTSк(t) - значение индекса РТС на конец расчетного периода t.

    Наконец на последнем этапе определялись средние значения доходности по индексу РТС и акциям компаний 10-го дециля за весь изучаемый период.
    Разность между полученными величинами и есть <премия за размер>.

РЕЗУЛЬТАТЫ

    Результаты проведенного исследования приведены в табл. 1.

Период Общее число компаний в РТС на конец периода Число компаний в 10-м дециле Средняя капита-лизация компаний в 10-м дециле (по обыкновенным акциям), долл. Доходность индекса РТС, % Доходность акций эмитентов 10-го дециля, %

Январь 1999 г.

51

5

23 247 037

-6,52

566,95

Февраль 1999 г.

51

5

2 431 942

33,42

-25,25

Март 1999 г.

35

5

1 836 968

7,07

-11,74

Апрель 1999 г.

34

4

2 617 605

30,48

11,41

Май 1999 г.

36

3

5 036 471

-5,77

138,12

Июнь 1999 г.

26

4

15 300 651

35,88

304,94

Июль 1999 г.

34

3

15 517 737

-11,95

17,67

Август 1999 г.

35

3

9 705 258

-11,07

-19,47

Сентябрь 1999 г.

25

4

7 603 605

-17,92

-19,68

Октябрь 1999 г.

26

3

14 134 241

15,09

14,30

Ноябрь 1999 г.

25

3

14 831 195

16,62

4,93

Декабрь 1999 г.

160

3

23 278 492

57,84

56,96

Январь 2000 г.

180

12

2 148 228

-4,31

32,62

Февраль 2000 г.

194

14

2 213 031

5,36

66,57

Март 2000 г.

201

16

2 626 359

25,35

77,75

Апрель 2000 г.

204

18

1 982 426

0,55

18,31

Май 2000 г.

218

18

1 679 792

-14,38

3,23

Июнь 2000 г.

219

18

1 697 679

-9,43

14,91

Июль 2000 г.

229

18

1 612 561

13,56

9,04

Август 2000 г.

236

18

1 738 730

18,40

20,73

Сентябрь 2000 г.

237

19

1 710 361

-14,05

12,05

Октябрь 2000 г.

227

19

5 153 940

-4,78

254,09

Ноябрь 2000 г.

231

19

1 541 924

-26,99

13,17

Декабрь 2000 г.

218

18

6 101 082

-7,54

249,86

Январь 2001 г.

228

18

2 090 561

30,00

42,74

Февраль 2001 г.

231

19

4 122 257

-5,15

142,88

Март 2001 г.

231

20

2 110 766

3,73

19,57

Апрель 2001 г.

232

20

1 665 139

10,31

18,02

Май 2001 г.

232

20

2 689 263

15,48

58,22

Июнь 2001 г.

232

21

2 644 054

0,62

39,62

Июль 2001 г.

234

21

3 106 247

-9,18

27,98

Август 2001 г.

230

21

2 253 975

7,43

1,52

Сентябрь 2001 г.

232

21

2 152 905

-14,16

-9,76

Октябрь 2001 г.

235

21

2 382 336

13,47

20,62

Ноябрь 2001 г.

232

22

2 938 225

11,21

44,20

Декабрь 2001 г.

228

22

3 048 313

17,92

25,43

Январь 2002 г.

226

22

3 629 688

7,59

52,58

Февраль 2002 г.

227

22

3 350 330

6,06

16,45

Март 2002 г.

227

22

3 432 137

14,50

7,54

По формуле:

 

 

 

 

 

среднего арифметического

 

 

 

6,02

59,46

среднего геометрического

 

 

 

4,67

39,27

    Из этой таблицы следует, что <премия за размер> составляет 53,44% (по формуле среднего арифметического) и 34,60% (по формуле среднего геометрического).
    Если проанализировать данные по численности компаний в 10-м дециле, то выяснится, что начиная с января 2000 г. объем 10-го дециля существенно возрос (с 3-5 до 18-20 эмитентов). Соответственно надежность данных по средней доходности акций компаний 10-го дециля возросла.
    Учитывая это, мы дополнительно рассчитали средние значения доходности по индексу РТС и акциям компаний 10-го дециля за более короткий период - с января 2000 г. по март 2002 г.
    Полученные данные приведены в табл. 2.

По формуле Доходность индекса РТС Доходность акций компаний 10-го дециля

Среднего арифметического

3,39 47,41

Среднего геометрического

2,51 38,03

    По результатам расчетов <премия за размер> составила 44% (по формуле среднего арифметического) и 35,5% (по формуле среднего геометрического).
    Окончательные результаты сведены в табл. 3.

По формуле Январь 1999 г. - март 2002 г. Январь 2000 г. - март 2002 г.

Среднего арифметического

53,44 44,01

Среднего геометрического

34,60 35,52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Анализ результатов проведенного исследования позволяет предположить, что полученные значения представляют собой смещенные в большую сторону оценки <премии за размер>. Наше предположение основано на следующих основных аргументах:

  • В анализируемый период акции с <малой> капитализацией практически совсем не обладали ликвидностью, по многим из них цена заявки на продажу (ask) в десятки раз превышала цену заявки на покупку. Так как формирование портфелей происходило на начало расчетных периодов, то существовавший широкий спрэд в котировках приводил к завышению доходности акций отдельных компаний 10-го дециля.
  • Малая численность 10-го дециля. Для примера: число компаний, входящих в 10-й дециль в исследованиях Ibbotson Associates, превышает 2 тыс., тогда как у нас оно не превышает нескольких десятков. Как результат - сильное влияние отдельных компаний, показавших в силу неликвидности своих акций огромную доходность за расчетный период, на общую доходность 10-го дециля за этот период.     С учетом изложенного можно предположить, что по мере увеличения численности компаний, акции которых обращаются в РТС, и повышения ликвидности акций оценка <премии за размер> будет и дальше снижаться до некоторого устойчивого обоснованного уровня. Поэтому необходимо продолжать накапливать и анализировать статистическую информацию, что позволит получить более точные оценки <премии за размер> на российском рынке.
        В свою очередь полученные в результате исследования оценки могут рассматриваться как верхние предельные значения <премии за размер> в России.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".