Системное значение финансовых скандалов вокруг Enron и других крупных компаний для финансового рынка США

Туруев Игорь

    Разразившиеся в 2001-2002 гг. финансовые скандалы вокруг Enron и других крупных компаний США, а также известной аудиторской фирмы <Артур Андерсен> имели системное значение, поскольку они обнаружили новую закономерность, порожденную развитием финансовых рынков.

ФИНАНСОВЫЕ СКАНДАЛЫ

    Enron
    Банкротство компании обнажило некоторые существенные изъяны в организации финансового рынка США и в требованиях к финансовой отчетности компаний. Наличие таких изъянов обеспечивало возможность злоупотреблений своим положением высшего менеджмента компании и извлечения вместе с финансовыми институтами крупных доходов путем обмана акционеров и государства, не нарушая при этом действующего законодательства1.
    Компания оказалась вовлечена в различные виды операций, многие из которых еще должным образом не расследованы. Особое место в делах компании занимали около 3500 специально созданных ею фирм, в основном в форме партнерств, общее управление которыми осуществлял финансовый директор Э. Фастоу. Операции этих фирм отражались на забалансовых счетах компании и не влияли на показатели ее прибыли. Эти партнерства использовались в качестве структур для сокрытия долговых обязательств компании и извлечения прибыли из финансовых операций. Традиционно в качестве средства расчета с инвестором в подставной фирме использовались акции самой Enron.
    По мере ухудшения финансового положения Enron партнерства применялись для переноса убыточных активов за баланс компании. Enron при этом пользовалась лазейкой в стандартах бухгалтерского учета FASB, позволяющей не учитывать на балансе компании участие в партнерствах, где внешний инвестор имел долю более 3%. Итогом злоупотреблений стал крах компании, детонатором которого послужило раскрытие информации о трех подшефных фирмах (Chewco Investments LP, LJM Cayman LP и LJM2 Co-Investment LP)2.
    Когда 2 декабря 2001 г. компания обратилась в суд Нью-Йорка на основании ст. 11 Закона о банкротстве, сумма активов, представленных компанией для защиты, составляла 24,7 млрд долл., а сумма официально объявленных пассивов - 13,1 млрд долл. За год до этого капитализация компании превышала 90 млрд долл., а за два месяца до банкротства активы компании оценивались в 38 млрд долл. Акции Enron, которые еще в начале 2001 г. продавались по 80 долл., в течение всего года снижались в цене и в октябре уже стоили около 30 долл., после чего стремительно подешевели и, наконец, после объявления банкротства обесценились полностью3.
    WorldCom и Xerox
    Уже в июне 2002 г. разразился скандал со второй по величине компанией в системе связи США - WorldCom, которая владела крупнейшей в мире системой телекоммуникаций, полностью построенной на Интернет-технологиях. В 2001 г. активы компании оценивались в 107 млрд долл., долги - в 41 млрд долл. На компанию работали 85 тыс. человек в 65 странах мира. Чтобы поддержать доверие со стороны акционеров, высший менеджмент компании путем бухгалтерских манипуляций завысил оценку ее прибыли в 2001 г. и I кв. 2002 г. на 3,8 млрд долл. Примечательно, что аудитором компании была фирма <Артур Андерсен>. Крах WorldCom сильно ударил по банкам и другим финансовым структурам, которые владели ее долговыми обязательствами на 32 млрд долл. Акции WorldCom в апреле 2002 г. стоили более 6 долл., в мае - 2 долл., а к концу июня совсем обесценились. 27 июня NASDAQ прекратила торговлю этими акциями при цене 0,83 долл4.
    Следующей была компания , которая завысила свои прибыли на 2 млрд долл.5

НОВАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА?

    Мы остановились только на трех примерах из множества случаев. Анализ санкций, предпринятых Комиссией по ценным бумагам и биржам США (КЦББ), показал, что из 276 случаев обмана, вскрытых за период 1987-1999 гг., в 70% этих мошенничеств участвовали менеджеры высшего звена6. Следовательно, речь идет не о случайности, а о закономерности.
    При этом обнаружилось исключительное значение двух факторов в образовании рыночной стоимости акций:

  • субъективного фактора в оценке текущего состояния и перспектив развития компании;
  • достоверности информации, лежащей в основе этой оценки.     Осмысление этих событий требует выявления мотивации такого поведения высших руководителей. Объяснение их действий только личной корыстью было бы слишком поверхностным. Очевидно, что менеджеры такого ранга не могли не понимать, что их действия наносят ущерб компании, и не могли не опасаться, что рано или поздно их злоупотребления могут раскрыться. Следовательно, у них были основания надеяться, что крушение компании не повлечет за собой крах их собственной карьеры и благополучия. Изучение обстоятельств банкротства Enron и других крупных компаний показало, что за этим стоят фундаментальные процессы в экономике и системе управления крупными компаниями.
        Суть новой закономерности состоит в том, что развитие техники финансового дела и соответственно усложнение управления крупными корпорациями привели к обособлению финансовых специалистов и высших управляющих в касту, действия которой непонятны для акционеров и всего общества, вынужденного полагаться на компетентность, добросовестность и ответственность этих специалистов и принимать на веру те оценки и ту информацию, которые менеджмент считает необходимым предавать огласке.
        Акцент на совершенствование методов управления корпорациями привел к тому, что интересы высших управляющих как предмет внимания и изучения оставался в тени. Считалось, что сложившаяся за многие десятилетия система поощрения управляющих посредством опционов, бонусов, премиальных вознаграждений, пенсионного обеспечения и других методов надежно связывает их интересы с интересами компании. Данному убеждению способствовало бурное развитие в последние годы таких разделов теории менеджмента, как теория организации, организационное поведение, корпоративная культура и т.д., в которых высокие стандарты деловой этики и преданности компании считаются устойчивым атрибутом крупных корпораций.
        Наконец, дополнительно к законодательному надзору мощной силой считался аудит, который хотя и выполняется частными компаниями, но опирается на утвержденные государством стандарты отчетности. Все это давало основание считать, что установленные в США стандарты прозрачности бизнеса вместе с высоким уровнем лояльности управляющих создают условия, исключающие возможность крупных систематических злоупотреблений.
        Интересы топ-менеджеров отрываются от интересов компании и общества и вступают в конфликт с ними из-за того, что логика современной стратегии управления и законы финансового рынка выдвигают в качестве главной задачи повышение стоимости компании. Как отмечал ведущий российский специалист в области менеджмента Б. Мильнер: <Главная тенденция современного корпоративного развития - опережающий рост рыночной капитализации по сравнению с оборотом и прибылью. Увеличение рыночной стоимости корпорации становится стратегической целью бизнеса>7. Отсюда возникает противоречие закономерностей развития производства и логики финансового рынка. Главным показателем для финансового рынка ста- новится стоимость компании, постоянный рост которой означает также устойчивый рост доходов компании, что невозможно из-за изменений конъюнктуры под действием циклических сил развития, структурных сдвигов, влияния научно-технического прогресса и других факторов.
        Попытки ввести коррективы в стандарты финансового учета с целью отражения стоимости опционов в балансах компании, предпринятые в начале 90-х годов Комиссией по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB), были провалены из-за противодействия Уолл-стрита и крупных компаний.

    <ЗНАК КАЧЕСТВА>

        Еще одна сторона финансовых скандалов - аудиторы, интересы которых пересеклись на определенном этапе с интересами высших менеджеров корпораций. Вместе с тем для крупных компаний сотрудничество с одной из ведущих аудиторских фирм становится своеобразным <знаком качества>. Удостоверение известной аудиторской компании о надлежащем состоянии отчетности подконтрольной фирмы служит весьма влиятельным доказательством прочности ее положения в экономике и на финансовом рынке. Скандал вокруг компании <Артур Андерсен> показал, что система ежегодного аудита и предоставления отчетности в КЦББ, введенная с 30-х годов, не смогла гарантировать прозрачность деятельности компаний. Одна из причин - возможность совмещения аудита с консалтингом. Компания <Артур Андерсен> занимала достаточно <мягкую> позицию в отношении нарушений, допущенных Enron еще в 1997 г. Тогда внешний аудитор не настоял на исправлении обнаруженных упущений, считая, что они не наносят ущерба интересам инвесторов. В дальнейшем аудиторская фирма консультировала компанию по созданию схем <оптимизации> расходов и доходов.
        Среди множества структур, числившихся на забалансовых счетах Enron, имелись четыре особые фирмы под общим названием , специально созданные для хедж-операций с активами компании на финансовом рынке. Положение этих структур резко ухудшилось в связи с обесценением активов Enron.
        Так, манипуляции с подобными структурами (Chewco и т.д) начиная с 1997 г. позволили Enron за последующие 4 года завысить оценку полученных ею прибылей на 569 млн долл.8
        Снижение качества аудита имеет под собой причины объективного характера, на которые указывают специалисты по финансовому учету. Первая из таких причин заключается в широком распространении с 80-х годов компьютерного ведения учета компаний, что автоматически влечет за собой пользование определенными стандартами, заложенными в компьютерные программы. Вторая - в усилении конкуренции между аудиторскими компаниями, которая привела к снижению средней стоимости аудиторских операций вдвое за период с середины 80-х до середины 90-х годов. Это повлекло за собой сокращение расходов аудиторских фирм на оплату труда, а также подстегнуло их в погоню за большим числом заказов, что, по мнению ряда средств массовой информации, вызвало снижение качества9.

    ПОИСКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

        Американские специалисты, подвергая критике методы аудита, видят выход в поисках таких подходов к налогообложению, которые бы устранили отмеченное противоречие. С этой точки зрения главным представляется не выбор более точной системы финансового учета (вместо принятой в США GAAP некоторые специалисты предлагают международную систему финансового учета), а принципиальное изменение подхода к предоставлению отчетных данных компаний. В первую очередь предлагается сделать публичными показатели по обязательствам компаний по уплате налогов. Хотя и они представляют небольшой интерес для инвесторов, но финансовые аналитики получат возможность путем сопоставления данных о прибыли и о налоговых обязательствах оценить достоверность финансовой отчетности компании. Критики этого требования аргументируют свою позицию тем, что оно нарушает <прайвэси> компании. Однако из-за усиления требований к прозрачности компаний <личная жизнь> неизбежно сократится. Тенденция к открытости корпораций заложена в самой природе акционерного капитала, и ее развитие представляет собой объективный процесс.
        Кроме этого первого шага, отмечается необходимость выработки путем совместных усилий КЦББ и правительственных органов новых требований к отчетности, позволяющих привести в большее соответствие с действительностью данные о прибылях и налоговых обязательствах. Отмечая сложность достижения такой цели, специалисты подчеркивают, что в постановке этой задачи заложено фундаментальное противоречие: по сути, с ростом прибыли должны расти налоговые обязательства.
        Такие требования будут снижать мотивацию компаний к успешной деятельности и получению большей прибыли. Поэтому необходимо изыскать такое решение, чтобы компания вынуждена была платить более высокие налоги только с той части прибыли, которая является искусственно завышенной. Тогда, <вздувая> прибыль, компании придется автоматически повысить свои налоговые обязательства, и это будет удерживать ее от таких действий. Конечно, проще установить штрафы пропорционально искусственно завышенной величине прибыли, но все это упирается в необходимость создания службы контроля аудиторов, что весьма проблематично из-за дороговизны и целесообразности10.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА. ЗАКОН ОКСЛИ-САРБАНЕСА

        В качестве одного из первых шагов в области дальнейшего регулирования финансового рынка в июле 2002 г. был принят Закон Оксли-Сарбанеса, по которому исполнительные и финансовые директора компаний, представляющих квартальную и годовую отчетность в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, должны письменно заверять правильность финансовой и иной информации, содержащейся в отчетах. В соответствии с этим положением закона КЦББ выпустила целый ряд подзаконных актов.
        Закон Оксли-Сарбанеса на самом деле вмешался в процесс, уже начатый КЦББ 14 июня 2002 г. Тогда комиссия выпустила для открытого обсуждения (как принято в США) проект положения о сертификации, предусматривающий создание процедур, которые обеспечивали бы гарантированное раскрытие компаниями финансовой и иной информации, требуемой в соответствии с Законом о биржах от 1934 г. с учетом последующих поправок. Июльский закон обязал проходить процедуру сертификации малые предприятия, иностранных частных эмитентов, эмитентов ценных бумаг с недвижимостью в качестве обеспечения, трастовые фонды по инвестициям в недвижимость и инвестиционные компании вообще.
        Закон предписал неукоснительно и дословно соблюдать форму сертификации; сообщать в отчетности о недостатках в работе финансового аппарата компании, о мошенничествах и т.д. Самым существенным в законе Оксли-Сарбанеса, помимо введения личной сертификации, стал переход от принципа соответствия бухгалтерской и финансовой документации только общепринятым принципам бухучета (GAAP, выпускаемым FASB) к принципу справедливого освещения экономического состояния и динамики фирмы в ее отчетности. Последний принцип менее ограниченный и в то же время полностью охватывает суть первого принципа11.
        Вместе с тем происшедшие громкие банкротства не подорвали основ финансового рынка США и не привели к устранению главной тенденции его развития, состоящей в акценте на рыночные силы, которые при условии надлежащего государственного регулирования обеспечивают движение рынка в направлении прогресса. Предпринятые усилия по укреплению государственного регулирования финансового рынка создают условия для устранения отмеченных злоупотреблений в будущем. Это позволяет заключить, что банкротства крупных компаний вследствие мошенничества топ-менеджеров останутся неприглядным эпизодом, который следует относить к <простым болезням> финансовой системы.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".