Сдержанный оптимизм профессиональных участников

Опрос

    Ситуация на российском фондовом рынке, как, впрочем, и на американском, остается неопределенной. Обострение отношений с Ираком, экономические кризисы в развивающихся странах, внутренняя нестабильность проводимых реформ - все это заставляет задуматься, насколько реальны ожидания и надежды многих инвесторов относительно уже ставшего традиционным предновогоднего <ралли>?
    Для того чтобы узнать мнение профессионалов, мы опросили сотрудников ведущих российских инвестиционных компаний и банков на предмет того, как они оценивают текущую ситуацию, каким методам прогнозирования отдают предпочтение и каким видят ближайшее будущее рынка.
    Им были заданы следующие вопросы:
    1. Как Вы оцениваете текущую конъюнктуру российского рынка акций?
    2. Какие события, по Вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на рынок акций в настоящий момент и почему?
    3. Какие методы анализа и прогнозирования рынка Вы считаете оптимальными на данном этапе его развития?
    4. На каких ценовых уровнях будут находиться основные <голубые фишки> к концу года?

    Кристофер Уифер, главный стратег Альфа-банка

    1. В настоящий момент инвесторы обеспокоены прежде всего тем, что внешние факторы, например такие, как падение американского фондового рынка и нефтяных цен, могут негативно сказаться на направлении движения индекса РТС. В остальном же отечественные инвесторы настроены оптимистично и полны надежд, что рост рынка облигаций и хорошие корпоративные новости приведут к росту индекса РТС.
    2. Во-первых, для внутреннего рынка важно, каким будет направление движения американского фондового рынка: если зарубежные инвесторы будут обеспокоены его состоянием, то они не будут вкладывать деньги как за рубежом, так и в России. Соответственно динамика РТС будет зависеть от спекулятивных операций российских игроков, а не от средств долгосрочных инвесторов.
    Во-вторых, в настоящее время инвесторы, на каком бы рынке они ни работали, внимательно наблюдают за событиями вокруг Ирака и гадают, в каком направлении пойдут цены на нефть. Россия в наибольшей степени зависит от нефти, и для нее крайне важен данный показатель.
    В-третьих, инвесторы смотрят, насколько быстро идут реформы в России, особенно в электроэнергетике, ведь только с достижением ясности в этой области можно будет прогнозировать рост прибыли и курс акций.
    В-четвертых, очень важны тенденции в экономике России, в частности динамика курса рубля и темпы инфляции в 2003 г., поскольку эти два индикатора оказывают определяющее влияние на размер прибыли ненефтяных компаний.
    3. В прогнозировании самое главное - точно знать, как динамика важнейших показателей (цена нефти и курс рубля) повлияет на акции компаний и их денежные потоки. Анализ денежных потоков - самый оптимальный метод оценки, он более надежен, чем декларируемая прибыль. Затем надо определить, в каком направлении будут изменяться эти основные индикаторы и, исходя из этого, принять инвестиционное решение, выбрав компанию, которая в наибольшей степени отразит указанную выше динамику.
    4. Думаю, что индекс РТС, скорее всего, завершит год на уровне 375-380 пунктов: появляется больше надежд на справедливую реструктуризацию крупных госкомпаний - РАО <ЕЭС России>, Газпрома и Сбербанка. Спрос на акции этих компаний должен сохраниться. Самая надежная нефтяная акция - ЛУКОЙЛ. Думаю, к концу года она еще подрастет.

    Кирилл Тремасов, ведущий аналитик инвестиционного департамента МДМ-Банка

    1. В целом в настоящее время российский рынок нейтральный, но при этом складывающееся впечатление спокойствия неверно. Новых денег на рынке практически нет (что и предопределяет отсутствие роста индекса РТС), но при этом происходит достаточно бурное перераспределение капиталов как между секторами, так и внутри секторов. Две основные тенденции - исключительно спекулятивная игра по РАО <ЕЭС России> и фиксация прибыли в нефтяном секторе, при этом в <нефтянке> не все так однозначно.
    Инвесторы решили, что ЮКОС и Сибнефть по текущим ценам уже дороговаты, и бывшие лидеры сейчас оказались в аутсайдерах. В то же время наблюдается сокращение дисконта ЛУКОЙЛа по отношению к ЮКОСу. Я считаю, что это фундаментально обоснованная тенденция. Эффективность ЮКОСа уже очень высока, и дальнейшее сокращение издержек, по крайней мере высокими темпами, проблематично. В то же время эффективность ЛУКОЙЛа начинает увеличиваться, и потенциал повышения рентабельности у ЛУКОЙЛа сейчас выше, чем у ЮКОСа и Сибнефти.
    Безусловно, последние две компании остаются крайне привлекательными объектами для долгосрочных инвестиций, однако в среднесрочной перспективе я ставлю на ЛУКОЙЛ. Правда, Сибнефть как наиболее вероятного покупателя Славнефти также не стоит упускать из виду.
    Что касается РАО <ЕЭС России>, то ее привлекательность в качестве объекта для портфельных инвестиций вызывает большие сомнения: сейчас эта компания - вотчина спекулянтов.
    2. Ярких событий на российском рынке пока нет. Возможно, таким событием станет новый виток напряженности вокруг Ирака, но вообще я говорил бы не о событиях, а о тенденциях - какие экономические и политические тенденции влияют сейчас на рынок?
    Главная экономическая тенденция - денег становится все меньше. Темпы роста денежной массы в 2002 г. начали ощутимо замедляться (вместе с российской экономикой), и, по моим оценкам, совокупная капитализация российского рынка несколько оторвалась от объемов денежной массы (правда, не очень сильно). Я боюсь, что сейчас для нового <ралли> просто не хватит денег (если, конечно, не произойдет массового притока западных инвестиций, что, на мой взгляд, маловероятно). Падение рынка в перспективе 6 месяцев видится мне более вероятным, при этом основная угроза, по-видимому, исходит со стороны мировой экономики: я не вижу признаков ее восстановления, а высокая вероятность войны с Ираком добавляет дополнительные факторы риска.
    3. Что касается анализа и прогнозов, то наилучшие результаты всегда приносит умение использовать все методы в совокупности.
    Фундаментальная оценка стоимости компании даст вам ориентир лишь для долгосрочных инвестиций при отсутствии ясности в вопросе <когда?> (т.е. когда будет достигнута вычисленная вами справедливая стоимость); макроэкономический анализ (оценка тенденций в мировой и российской экономике) может быть полезен как для расчета фундаментальной стоимости компании (например, для прогнозирования динамики выручки, издержек и т.п.), так и для подтверждения наблюдаемых в настоящий момент на рынке тенденций; наконец, технический анализ - это еще один инструмент анализа трендов, выявления наиболее удачных моментов для входа/выхода в рынок. Все эти методы могут быть крайне полезны для инвесторов.
    4. По моему мнению, цены на основные <голубые фишки> к концу года будут находиться недалеко от текущих цен.

    Денис Нуштаев, ИФК <Метрополь>

    1. Текущую ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: <западных денег> пока недостаточно для стабильного роста российских акций; деньги мелких западных фондов в основном приходят в нефтяные бумаги на фоне роста цен на нефть. Энергетика и связь пока растут лишь на <российских деньгах> и по-прежнему в большой степени зависят от неопределенности с реструктуризацией отраслей.
    2. В краткосрочном плане на рост индекса РТС прежде всего оказывают влияние динамика цены на нефть и угроза военной операции против Ирака, так как основную долю по капитализации в индексе занимают нефтяные компании. В среднесрочном плане многое будет зависеть от поведения американского рынка.
    3. В настоящий момент фундаментальный анализ состояния нефтяного рынка видится мне наиболее полезным и эффективным.
    4. Безусловно, наметившийся позитив в отношении роста экономики России, повышения суверенного рейтинга и некоторой стабилизации на западных площадках вытолкнет российский фондовый рынок вверх до 400-420 пунктов до конца года.

    Марина Исаханян, аналитик ИК <Финанс-Аналитик>

    1. Исходя из текущей конъюнктуры, мы считаем, что поводов для оптимизма относительно перспектив российского рынка акций не очень много. Большинство фундаментальных факторов, действовавших благоприятно на рынок в прошлом (высокие цены на нефть, положительная динамика американских фондовых индексов, профицит бюджета и т.д.), в настоящий момент отсутствуют:

  • цены на нефть по-прежнему остаются на высоком уровне, однако дальнейший рост или возможность держаться на тех же уровнях вызывают сомнения;
  • последнее снижение ставки ФРС явилось довольно неожиданным для инвесторов. Можно сказать, что Америка сегодня напоминает Японию начала 90-х годов;
  • хотя по итогам 10 месяцев профицит федерального бюджета России сохранился, его размер существенно снизился.
        2. На наш рынок, как обычно, большое влияние оказывает ситуация на международных рынках. Поток данных, появившихся в последние две недели, говорит о том, что процесс восстановления мировой экономики тормозится.
        Естественно, что на наш рынок очень сильно будет влиять ситуация вокруг Ирака, так как объективно важный показатель для нашей экономики - цены на нефть. В краткосрочной и, возможно, в среднесрочной перспективе он зависит от того, как разрешится ситуация вокруг Ирака.
        3. Когда мы говорим о тех или иных видах анализа, надо понимать, что российский рынок остается рынком спекулятивным. Это повышает его зависимость от ситуации на рынках развитых стран; также остается высокая степень зависимости от геополитических рисков.
        Однако мы считаем, что нельзя пренебрегать фундаментальными экономическими показателями непосредственно самих компаний, поэтому используем в своей работе методы дисконтирования различных финансовых показателей, сравнительные методы анализа и т.д.
        4. Мы ожидаем, что основной показатель динамики рынка акций - индекс РТС будет на уровне 360-370 пунктов в конце года.

        Александр Агибалов, вице-президент ИГ <Атон>

        1. Конъюнктура рынка российских акций остается по-прежнему нестабильной.
        2. Так как рынок живет ожиданиями, основными элементами, влияющими на российский рынок, я бы назвал следующие:

  • уровень цен на нефть, поскольку индекс РТС на 70% формируется за счет капитализации нефтяных эмитентов;
  • поведение мировых фондовых рынков;
  • повышение кредитного рейтинга России. В случае пересмотра российского кредитного рейтинга агентством Moody's на две ступени российский фондовый рынок получил бы дополнительный толчок для роста.
        4. Учитывая ухудшение конъюнктуры мировых цен на нефть к концу 2002 г. и существенный вес нефтяных бумаг в формировании индекса, я думаю, не совсем уместно выражать оптимизм по поводу достижения индексом РТС в текущем году уровня 400 пунктов. На мой взгляд, энергетические и телекоммуникационные бумаги должны чувствовать себя лучше, чем нефтяные. Основанием для этого считаю, во-первых, низкую оценку данных секторов; во-вторых, снижение рисков инвестирования по мере прохождения этапов реформирования (либо по крайней мере, появление определенности).
        В текущем году в телекоммуникациях важным событием я считаю окончание консолидации региональных укрупненных компаний связи; в энергетике - принятие законопроектов по реструктуризации сектора.

        Халиль Шехмаметьев, руководитель аналитической службы финансовой компании <Интерфин трейд>

        1. Осенью произошел ряд событий, которые вызвали у инвесторов большие ожидания. Сильнее всего на эти события отреагировали российские еврооблигации, доходность которых упала ниже уровня 1997 г. На рынке акций эти ожидания сказались в меньшей степени, однако рост, начавшийся в конце лета, продолжается, несмотря на снижение цен на нефть и проблемы рынков развитых стран.
        Наибольший оптимизм проявляют внутренние инвесторы, которыми движет сложная комбинация из надежд на повышение рейтинга, на перспективы роста экономики и возвращение иностранных инвесторов в конце декабря 2002 г.
        2. Российский рынок акций постепенно приобретает черты развитого рынка. Все большее влияние начинают оказывать информация о результатах деятельности эмитентов и макроэкономическая информация о положении дел в стране. Надеюсь, что скоро в комментариях о состоянии рынка исчезнут фразы типа <посмотрим, куда двинется фьючерс на Доу-Джонс>.
        Наиболее ожидаемые события в конце ноября: публикации отчетностей по МСБУ РАО <ЕЭС России> -
        за первое полугодие 2002 г. и Сургутнефтегаза - за 2001 г.; регулярное появление анонсированных Гос-
        комстатом индикаторов, характеризующих спрос и производство; 2-е слушание в Думе законов по энергетике; объявление условий приватизации Славнефти; развитие событий вокруг Ирака.
        3. В построении своих прогнозов я использую методы как технического, так и фундаментального анализов. Приоритет методу отдается в зависимости от степени ликвидности и недооцененности эмитента, от сроков построения прогноза, также уделяется внимание ситуации на смежных рынках - товарном и денежном. В компании разработан ряд специальных методов и баз данных, позволяющих прогнозировать динамику рынка на разный срок.
        4. Наибольший рост до конца года можно ожидать от РАО <ЕЭС России> - до уровня 0,16-0,18 долл., Чубайс нарушил <обет молчания> и сделал ряд заявлений, которые изменили оценку рисков инвестиций в компанию; Газпром, в начале осени двигавшийся против рынка, должен догнать остальные акции и достигнуть уровня 29-30 руб.; рост по остальным бумагам будет менее значительным - в среднем на 10%. Это должно привести к достижению индексом РТС уровня 400 пунктов.
        Наиболее вероятными в конце года будут следующие цены: ЛУКОЙЛ - 18,5 долл.; ЮКОС - 10 долл.; Сургутнефтегаз - 0,39 долл.; Сибнефть - 1,95 долл.; Татнефть - 0,85 долл.; Мосэнерго - 0,036 долл.;
        ГМК <Норильский никель> - 21,9 долл.; Ростелеком - 1,25 долл.

        Дмитрий Ретунских, начальник отдела фондовых операций КБ <Единственный>

        1. Можно сказать, что со второй декады августа 2002 г. рынок в целом движется в боковом канале со слабой тенденцией к повышению. Причем существенное влияние на индекс РТС оказывают котировки нефтяных бумаг, которые превратились из лидеров рынка в аутсайдеров и стали своеобразным тормозом, сдерживающим рост индекса. Рост котировок компаний энергетического сектора, Ростелекома и Сбербанка приятно радует их акционеров и обеспечивает индексу неявно выраженную положительную динамику.
        2. На рынок акций традиционно оказывает влияние целый спектр событий как у нас в стране, так и за ее пределами. Если взять категорию российских событий, то я бы отметил: очередную интригу с продажей 75% акций Славнефти, публикации компаниями финансовых отчетов по результатам III кв., данные Госкомстата о состоянии российской экономики, реструктуризацию РАО <ЕЭС России>, проблемы либерализации рынка акций Газпрома.
        Естественно, сильное воздействие оказывают события на мировых финансовых и сырьевых рынках. В последнее время огромное значение имеют и внешнеполитические факторы, связанные с ситуацией вокруг Ирака, потому что это не только напрямую затрагивает интересы некоторых российских нефтяных компаний, но в долгосрочной перспективе способно изменить расклад сил на всем мировом рынке энергоносителей. Однако достоверно просчитать последствия тех или иных событий и их влияние на мировое сообщество сложно даже аналитикам Пентагона и других структур, которые располагают большим объемом данных, чем те, которые можно получить из средств массовой информации.
        3. На данном этапе достаточно эффективно работали методы технического анализа, так как цены многих эмитентов достаточно долго двигались в ограниченном диапазоне с хорошо выраженными уровнями, а прохождение старых и сильных уровней сопротивления позволили вовремя заметить зарождение среднесрочных восходящих трендов таких эмитентов, как РАО <ЕЭС России>, Мосэнерго и Ростелеком.
        4. Хочется верить, что традиционный рост, обычно наблюдаемый в конце уходящего - начале следующего года, все-таки состоится, хотя общее количество негативных факторов, которые могут еще повлиять на рост, несомненно больше, чем в конце 2001 - начале 2002 г. Именно поэтому в целом по индексу пока сложно прогнозировать уверенное преодоление вершин весны 2002 г. на уровне 420-430 пунктов, хотя достижение данных уровней вполне вероятно.
        Если же рассматривать пессимистический сценарий развития, то даже при худших вариантах уровни поддержки, сформировавшиеся за последние три месяца, смогут удержать рынок в пределах 300-310 пунктов. Что касается котировок отдельных эмитентов к концу года, то именно при такой постановке вопроса вспоминается принцип неопределенности Гейзенберга, согласно которому одновременное измерение двух сопряженных переменных неизбежно приводит к ограничению точности.
        Поэтому более корректным было бы просто указать целевые уровни движения тех или иных бумаг, чем прогнозировать еще и временные рамки достижения этих уровней.
        Так, на мой взгляд, для акций РАО <ЕЭС России> серьезным препятствием станут уровни 4,0-4,3 руб., а возврат на 3,17-3,14 руб. не выглядит невероятным. Мосэнерго выше 1,21 руб. я пока не вижу; для Сбербанка ближайшая цель роста - 6350 руб. за акцию с возможной коррекцией до значений 5350 руб. Татнефть вряд ли сможет преодолеть планку 27 руб., более логично сейчас выглядят цены 22,6-22,7 руб. Говорить об уверенном росте Сургутнефтегаза можно лишь после преодоления уровня 12,11 руб. за акцию, пока акция выглядит довольно слабо, но, учитывая участие в аукционе по Славнефти, данный эмитент может преподнести массу самых разных <сюрпризов>. Целью роста Ростелекома могут стать значения 43,2-43,5 руб. за акцию, поддержка располагается на уровнях 32,5-32,8. Для ЛУКОЙЛа пока предельным остается уровень 580-590 руб.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".