Российская Федерация - рейтинг кредитоспособности
Ройс Конрад
Рейтинговые значения, присвоенные Российской Федерации, отражают следующие моменты:
Россию и другие страны, которым присваиваются равные рейтинги, отличают общие черты, характерные для стран, относимых к низшим, непригодным для инвестиций категориям. К таким чертам относятся:
Финансово-экономические показатели, % изменения относительно предыдущего года, если не указано иное |
2002 г. (п) | 2001 г. (п) | 2000 г. (о) | 1999 г. | 1998 г. | 1997 г. | 1996 г. |
Реальный ВВП |
2,5 |
2,5 |
7,7 |
3,2 |
(4,9) |
0,8 |
(3,5) |
Реальный внутренний спрос |
0,4 |
2,1 |
10,9 |
(5,6) |
(9,3) |
2,2 |
(4,1) |
Реальное частное потребление |
4,0 |
5,0 |
7,5 |
(5,0) |
(3,5) |
5,1 |
(4,5) |
Реальные вложения в основной капитал |
5,0 |
7,5 |
18,0 |
4,5 |
(6,7) |
(4,8) |
(18,5) |
Реальный экспорт |
2,0 |
2,8 |
5,0 |
10,0 |
(16,3) |
0 |
5,0 |
Уровень безработицы, % |
12,5 |
12,0 |
11,3 |
11,7 |
13,3 |
11,2 |
10,0 |
Реальный фактический курс валюты* |
7,5 |
8,0 |
11,5 |
2,3 |
(47,6) |
1,2 |
(1,2) |
Потребительские цены (средний процент) |
18,0 |
21,8 |
23,0 |
85,7 |
27,8 |
14,6 |
47,6 |
Денежная масса в обращении (M2)** |
26,8 |
37,0 |
54,9 |
56,7 |
37,5 |
28,0 |
29,6 |
Справочная информация | |||||||
Номинальный ВВП: |
|
|
|
|
|
|
|
млрд руб. |
9 200 |
8 000 |
6 890 |
4 545 |
2 696 |
2 479 |
2 146 |
млрд долл. |
280 |
271 |
246 |
185 |
278 |
429 |
419 |
В то же время, до тех пор пока Россия не решит стоящие перед ней многочисленные проблемы, не проведет радикальные реформы действующих институтов и не оздоровит практику корпоративного управления, добиться стабильного экономического роста ей не удастся. Крепкий рубль и падающие цены на нефть снова вернут экономику страны к состоянию сокращающегося реального ВВП, растущего бюджетного дефицита и нехватки ликвидности.
Анализ показателей роста объемов промышленного производства в различных отраслях со времени кризиса в августе 1998 г. показывает, что слабый рубль не столько стимулирует рост (за счет увеличения объемов экспорта), сколько тормозит импорт (при этом рост обеспечивается за счет подъема в импортозамещающих отраслях). Однако рост положительного сальдо внешнеторгового и текущего балансов и соответствующий приток капитала приведут к повышению курса рубля и оживлению импорта, ограничив при этом объемы промышленного производства и темпы развития.
Банковская реформа и либерализация деятельности естественных монополий являются основой даже самого скромного сценария дальнейшего развития.
Основные аспекты такой реформы включают юридические правила банкротства и оздоровления банков, переход на Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), создание системы страхования вкладов и ослабление контроля ЦБР над крупнейшими банками страны - Сбербанком и Внешэкономбанком. Для улучшения конкурентной обстановки в отрасли также необходима приватизация ряда региональных банков и Росагропромбанка.
Кроме того, чтобы обеспечить российскому банковскому сектору возможность эффективно исполнять посреднические функции, потребуется дополнительный приток иностранного капитала в сектор. Однако, даже несмотря на смягченные лимиты и правила иностранного участия в капитале банковских организаций, не следует ожидать, что иностранный капитал хлынет на российский рынок, с учетом сложившейся на нем сложной и рисковой обстановки.
Еще одним важным направлением реформирования является реструктуризация сектора энергетики. Без этого, по мнению S&P, даже скромный рост в среднесрочной перспективе не реален. На данный момент сомнительная реструктуризация РАО <ЕЭС России> отложена, а непрекращающаяся борьба за контроль над РАО <Газпром> не позволяет провести какие-либо конструктивные реформы и в этой корпорации.
Бюджетные показатели |
2002 г. (п) | 2001 г. (п) | 2000 г. (о) | 1999 г. | 1998 г. | 1997 г. | 1996 г. |
% от ВВП | |||||||
Баланс бюджета федерального правительства |
(1,3) |
0,0 |
2,6 |
(1,4) |
(4,9) |
(7,0) |
(8,3) |
Доходы федерального правительства |
16,1 |
16,3 |
16,3 |
13,2 |
9,0 |
10,2 |
9,2 |
Расходы федерального правительства |
17,4 |
16,3 |
13,8 |
14,6 |
13,9 |
17,2 |
17,5 |
То же без процентных выплат |
3,6 |
4,0 |
2,5 |
3,6 |
4,0 |
4,8 |
5,8 |
Баланс бюджета местных органов власти |
0 |
0 |
0,8 |
(0,1) |
(0,3) |
(1,5) |
(1,1) |
Долг федерального правительства (брутто) |
54,6 |
61,3 |
70,7 |
114,2 |
148,5 |
58,4 |
55,9 |
Общий государственный долг (брутто) |
55,3 |
62,5 |
74,4 |
116,8 |
152,5 |
60,0 |
57,0 |
Общий государственный долг (нетто) |
40,3 |
46,1 |
59,4 |
107,8 |
141,8 |
54,9 |
52,1 |
% к поступлениям | |||||||
Баланс бюджета федерального правительства |
(8,1) |
0,0 |
15,7 |
(10,9) |
(54,4) |
(68,7) |
(89,8) |
Процентные выплаты федерального правительства |
22,6 |
24,6 |
15,2 |
27,2 |
43,8 |
46,8 |
62,8 |
Справочная информация | |||||||
Номинальный ВВП |
|
|
|
|
|
|
|
млрд руб. |
9 200 |
8 000 |
6 890 |
4 545 |
2 696 |
2 479 |
2 146 |
млрд долл. |
280 |
271 |
246 |
185 |
278 |
429 |
419 |
S&P считает, что Россия в 2002 г. произведет все выплаты по обслуживанию долга Парижскому клубу, если только не произойдет резкого снижения цен на нефть и/или если МВФ и Всемирный банк не откажут России в финансировании. В будущем году суммы выплат по непогашенным кредитам МВФ возрастут почти вдвое - до 3,4 млрд долл. по сравнению с 1,9 млрд долл. в этом году. Если предположить, что в будущем году российское правительство полностью осуществит все выплаты по внешнему долгу, S&P прогнозирует смену бездефицитного бюджета небольшим дефицитом на уровне 1,4% от ВВП.
Полное обслуживание долга к 2003 г., как полагает S&P, окажется для России крайне затруднительным. Внешний долг составляет большую часть обязательств федерального правительства (153 млрд долл. по состоянию на конец 2000 г.), в то время как внутренний долг (около 20 млрд долл.) чуть превышает 11% от общей суммы. С учетом такого распределения любая нехватка бюджетных средств в будущем, вызванная долговым бременем, будет связана с обслуживанием внешнего долга.
Ожидается, что процентные выплаты по существующим внешним долгам федерального правительства будут составлять относительно постоянную величину на протяжении трех ближайших лет. По прогнозам, их размеры составят 6,85 млрд долл. в 2001 г.; 6,67 млрд долл. в 2002 г. и 6,2 млрд долл. в 2003 г. Однако 2003 г. является пиковым с точки зрения погашения внешнего долга: если в 2001 г. выплаты должны составить 6,10 млрд долл., а в 2002 г. - 6,54 млрд долл., то в 2003 г. эта сумма увеличивается до 11,64 млрд долл. Столь значительное повышение объемов выплат в 2003 г. объясняется наступлением сроков погашения еврооблигаций на сумму 1,62 млрд долл. и увеличением объемов выплат по кредитам международных организаций, но прежде всего - наступлением сроков погашения нескольких серий облигаций государственного валютного займа на сумму 3,46 млрд долл., которые относятся к долгу СССР.
Внешние показатели, % к экспорту товаров и услуг и поступлений от перевода средств, если не указано иное |
2002 г. (п) | 2001 г. (п) | 2000 г. (о) | 1999 г. | 1998 г. | 1997 г. | 1996 г. |
Торговый баланс |
27,1 |
39,7 |
50,9 |
40,6 |
18,4 |
15,8 |
20,8 |
Текущий баланс |
12,7 |
27,3 |
38,0 |
28,3 |
0,8 |
1,9 |
10,9 |
Текущий баланс к ВВП, % |
4,9 |
11,3 |
18,6 |
13,7 |
0,3 |
0,5 |
2,8 |
Внешние обязательства (нетто) |
118,6 |
115,6 |
115,4 |
183,4 |
190,1 |
146,3 |
120,2 |
Внешний долг (брутто) |
164,7 |
156,4 |
149,1 |
207,6 |
208,9 |
169,1 |
144,6 |
Внешние активы (брутто, за исключением инвестиций в акционерный капитал) |
48,2 |
43,1 |
36,4 |
29,2 |
24,8 |
27,8 |
27,1 |
Внешний долг (нетто) |
116,5 |
113,3 |
112,7 |
178,5 |
184,1 |
141,4 |
117,4 |
Внешний общий государственный долг (брутто) |
144,5 |
135,4 |
129,2 |
179,9 |
179,6 |
141,5 |
131,5 |
Внешние общие государственные активы (брутто) |
32,3 |
28,1 |
23,1 |
13,8 |
13,2 |
16,4 |
15,0 |
Внешний общий государственный долг (нетто) |
112,3 |
107,3 |
106,1 |
166,1 |
166,4 |
125,1 |
116,5 |
Внешний долг предприятий частного сетора за исключением финансовых учреждений (нетто) |
14,3 |
13,4 |
13,0 |
18,5 |
18,6 |
11,1 |
3,2 |
Внешний долг финансовых учреждений (нетто) |
(7,2) |
(7,4) |
(6,5) |
(6,1) |
(0,9) |
4,9 |
(2,3) |
Внешние выплаты по инвестициям (нетто) |
8,7 |
8,3 |
6,9 |
8,5 |
12,9 |
8,1 |
5,0 |
Внешние выплаты по процентам (нетто) |
9,0 |
8,5 |
8,5 |
11,1 |
14,5 |
9,3 |
6,9 |
Плановые выплаты основных сумм задолженности |
9,6 |
8,6 |
6,6 |
8,9 |
4,9 |
2,5 |
2,7 |
Обслуживание внешнего долга (исключая краткосрочную задолженность) |
21,9 |
19,5 |
16,4 |
21,1 |
21,0 |
13,0 |
10,6 |
Обслуживание внешнего долга (включая краткосрочную задолженность) |
40,6 |
35,6 |
29,8 |
34,8 |
50,6 |
48,2 |
36,8 |
Справочная информация | |||||||
Номинальный ВВП: |
|
|
|
|
|
|
|
млрд руб. |
9 200 |
8 000 |
6 890 |
4 545 |
2 696 |
2 479 |
2 146 |
млрд долл. |
280 |
271 |
246 |
185 |
278 |
429 |
419 |
Экспорт, млрд долл. |
107 |
112 |
120 |
89 |
92 |
107 |
109 |
Более пристальный анализ факторов развития экспорта показывает, что прошлогоднее улучшение сальдо торгового баланса на 85% обусловлено более высокими ценами и лишь на 15% - повышением объемов.
Влияние структуры экспорта было нулевым. Большая часть увеличения объемов экспорта пришлась на металлы (55%) и сырьевые товары. Это свидетельствует о сохранении реальных, а не ценовых проблем с конкурентоспособностью в экономике.
Показатели российской торговли в 2000 г. представляют собой великолепную иллюстрацию довольно грустной правды об ориентированной на экспорт сырья двойственной экономике, которая существует в России. Такая система способна обеспечить экономический рост за счет девальвации национальной валюты, особенно если такая девальвация подкрепляется растущими ценами на сырье, однако рост этот не более чем иллюзорен, если за ним не стоят реальные перемены в экономике. Достаточно отметить существенно улучшившиеся в 2000 г. условия российской торговли - экспортные цены выросли на 27%, в то время как цены на импорт упали на 17%. В свете таких тенденций объемы несырьевого импорта выросли на 27%, а объемы экспорта несырьевых товаров - всего на 6%.
На 2001 г. S&P прогнозирует некоторое снижение положительного сальдо текущего баланса, поскольку, с одной стороны, оживление спроса внутри страны и рост реального обменного курса стимулируют рост объемов импорта, с другой стороны, рост объемов экспорта будет более скромным по сравнению с 2000 г., поскольку цены на нефть снижаются. Как следствие, ожидается, что текущее положительное сальдо торгового баланса сократится до 31 млрд долл. (10,8% от ВВП) с 45,5 млрд долл. (18,6% от ВВП) в 2000 г. Эта тенденция сохранится в 2002 г. и в последующие годы, но темпы ухудшения показателей сальдо торгового и текущего балансов ускорятся.
По прогнозам S&P, в 2002 г. положительное сальдо торгового баланса сократится до 29 млрд долл., а сальдо текущего баланса - до 13,6 млрд долл. (4,4% от ВВП).
В 2001 г. после принятого решения произвести все выплаты по обслуживанию долга Парижскому клубу расходы правительства на обслуживание внешнего долга увеличатся до 13 млрд долл. по сравнению с 9,2 млрд долл. в 2000 г. S&P не считает, что у правительства возникнут проблемы с финансированием этих выплат по долгу, даже если соглашение с МВФ не будет заключено.
В 2002 г. ситуация будет более сложной. Правительству необходимо будет выплатить 13,2 млрд долл. в порядке обслуживания внешнего долга в условиях снижающихся цен на нефть и сокращения избытка бюджетных средств. Согласно основному сценарию, рассматриваемому агентством S&P, если исключить радикальное ухудшение политической и экономической ситуации, в 2002 г. Правительство РФ сможет осуществить все необходимые выплаты по обслуживанию внешнего долга, при условии, что ему удастся получить какие-то средства от МВФ.
В то же время после окончания 2002 г. правительству будет все сложнее изыскивать возможности обслуживания своего внешнего долга. Ожидается, что объемы выплат в этой связи возрастут до почти 18 млрд долл., при этом цены на нефть могут значительно упасть, а ситуация с бюджетом станет более напряженной. По мнению S&P, возможности России по осуществлению выплаты в порядке обслуживания долга в будущем больше связаны с ее способностью повысить конкурентоспособность несырьевого экспорта, чем с получением дополнительных льгот в отношении задолженности.
Чтобы обеспечить себе такие возможности, России необходимо продолжать процесс ответственной и последовательной реализации структурных реформ (табл. 4).
Показатель |
1999 г. | 2000 г. (о) | 2001 г. (п) | 2002 г. (п) | 2003 г. (п) | 2004 г. (п) | 2005 г. (п) |
ОСНОВНЫЕ СУММЫ | |||||||
Российская Федерация |
4,94 |
5,10 |
4,83 |
5,12 |
10,13 |
4,07 |
6,12 |
Кредиты международных организаций |
3,51 |
3,26 |
1,88 |
3,38 |
3,65 |
2,19 |
1,83 |
Межправительственные займы |
1,25 |
1,51 |
1,94 |
1,74 |
1,40 |
0,90 |
0,71 |
Облигации |
0 |
0,27 |
1,00 |
0 |
1,62 |
0,98 |
3,58 |
ОВГВЗ |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,46 |
0 |
0 |
Кредиты коммерческих организаций |
0,18 |
0,06 |
0,01 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бывший СССР |
0,04 |
0,08 |
1,27 |
1,42 |
1,51 |
1,78 |
1,94 |
Межправительственные займы |
0,04 |
0,08 |
1,27 |
1,42 |
1,51 |
1,78 |
1,94 |
То же без долга Парижскому клубу |
0 |
0,05 |
1,23 |
1,40 |
1,49 |
1,77 |
1,92 |
ПРОЦЕНТЫ | |||||||
Российская Федерация |
3,39 |
3,74 |
4,32 |
4,20 |
3,82 |
3,37 |
3,13 |
Кредиты международных организаций |
0,96 |
1,06 |
1,09 |
0,94 |
0,73 |
0,55 |
0,43 |
Межправительственные займы |
0,46 |
0,43 |
0,39 |
0,28 |
0,19 |
0,13 |
0,09 |
Облигации |
1,64 |
1,93 |
2,52 |
2,66 |
2,58 |
2,47 |
2,39 |
ОВГВЗ |
0,33 |
0,32 |
0,32 |
0,32 |
0,32 |
0,22 |
0,22 |
Кредиты коммерческих организаций |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бывший СССР |
0,21 |
0,23 |
2,53 |
2,47 |
2,38 |
2,28 |
2,16 |
Межправительственные займы |
0,21 |
0,23 |
2,53 |
2,47 |
2,38 |
2,28 |
2,16 |
То же без долга Парижскому клубу |
0,20 |
0,22 |
2,52 |
2,46 |
2,37 |
2,27 |
2,16 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА (ИТОГО) | |||||||
Российская Федерация |
8,33 |
8,84 |
9,15 |
9,32 |
13,95 |
7,44 |
9,25 |
Кредиты международных организаций |
4,47 |
4,32 |
2,97 |
4,32 |
4,38 |
2,74 |
2,26 |
Межправительственные займы |
1,71 |
1,94 |
2,33 |
2,02 |
1,59 |
1,03 |
0,80 |
Облигации |
1,64 |
2,20 |
3,52 |
2,66 |
4,20 |
3,45 |
5,97 |
ОВГВЗ |
0,33 |
0,32 |
0,32 |
0,32 |
3,78 |
0,22 |
0,22 |
Кредиты коммерческих организаций |
0,18 |
0,06 |
0,01 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бывший СССР |
0,25 |
0,31 |
3,80 |
3,89 |
3,89 |
4,06 |
4,10 |
Межправительственные займы |
0,25 |
0,31 |
3,80 |
3,89 |
3,89 |
4,06 |
4,10 |
То же без долга Парижскому клубу |
0,20 |
0,27 |
3,75 |
3,86 |
3,86 |
4,04 |
4,08 |
Итого: |
8,58 |
9,15 |
12,95 |
13,21 |
17,84 |
11,50 |
13,35 |