В ожидании реформ

Панченко Михаил

Мицкевич Владислав

Полуэктов Андрей
Управляющий директор и партнер компании Apex Emerging Markets Finance

    Наступивший год не без оснований считают ключевым для социально-экономических реформ правительства. Без продвижения по пути реформ будут исчерпаны источники роста ВВП, наблюдавшегося в 1999-2000 гг. Скорее всего в краткосрочной перспективе макроэкономическая ситуация будет характеризоваться по-прежнему положительным торговым балансом, постепенным укреплением национальной валюты и возрастанием внешних долговых выплат. Россия находится в состоянии относительной экономической стабильности за счет высоких цен на энергоносители.

    Пока нельзя наверняка судить о том, насколько Россия подвержена последствиям негативных тенденций на фондовом рынке США, а также насколько серьезно отразится этот кризис на странах Европы и Азии. Россия до сих пор остается страной, значительную часть доходов которой приносит экспорт, а конъюнктура цен на экспортируемое сырье в целом слабо коррелирует с динамикой цен фондового рынка США.
    Но цены на нефть все же изменяются, и не в лучшую для России сторону. А это обстоятельство затронет российскую экономику. Однако влияние будет не таким сильным, причем во многом благодаря именно тому, что в России относительно слабо развит фондовый рынок.
    Несмотря на относительно высокие темпы экономического роста в России, примерно половина инвестиций в реальный сектор за прошлый год была направлена в топливно-энергетический комплекс, в том числе в газовую промышленность и транспорт, поток капиталовложений в обрабатывающую промышленность, напротив, явно недостаточен. Прирост инвестиций в основной капитал даже превышал темп роста ВВП, но при этом отток капитала за рубеж не сокращается. Этот процесс происходит на фоне активно обсуждаемой проблемы износа основных производственных фондов в отдельных отраслях и секторах экономики в ближайшие два-три года. На решение этой проблемы направлены, в частности, процессы реструктуризации в энергетике, телекоммуникациях, металлургии, а также дальнейшее увеличение объема инвестиций.
    Пока же в экономике страны еще явно не накопилась достаточная масса позитивных структурных изменений, которая позволила бы рассматривать нынешний экономический рост как долгосрочный и стабильный. Важнейшая составная часть структурных изменений - реформа монополий. Однако значение естественных монополий в экономике столь велико, что их реформа должна проводиться с максимальной осторожностью.
    Естественные монополии могут создавать серьезные проблемы, если у государства нет действенных рычагов их регулирования. Наличие политической воли позволит оказывать необходимое влияние на монополии, что открывает путь к продолжению структурных реформ. В российской экономической политике продолжают доминировать либеральные приоритеты. Но при этом усилия государства концентрируются на том, чтобы достаточно высокая доля валового продукта России создавалась в высокотехнологичном, а не только в традиционных (сырьевом, промышленном и сельскохозяйственном) секторах экономики.
    В частности, Правительством РФ разработана федеральная целевая программа <Новая экономика> и ведется работа над ее подпрограммой <Электронная Россия>.
    Наряду с использованием существующих технологий, в том числе путем получения лицензий, необходимо не только догонять другие страны в технологическом развитии, но и опережать их, стремиться не к воспроизведению достигнутого, а к прогнозированию того, к чему мир только идет. Поэтому, несмотря на значительный удельный вес сырьевого сектора в создании российского валового продукта и экспортных доходов, основные перспективы развития связывают с высокотехнологичным сектором экономики.
    Мировой опыт показывает, что в экономике большинства развитых стран сформировалась отраслевая монополистическая конкуренция или олигополия. Процесс монополизации обычно происходит естественным путем. Однако в сфере сервисного обслуживания, например высокотехнологичных услуг связи или финансово-банковских услуг, может существовать довольно высокая степень конкуренции. Выстраивание в России ситуации, соответствующей лучшему мировому опыту, безусловно, будет способствовать росту эффективности экономики.
    В частности, несмотря на очевидную важность вопроса о перспективах либерализации экономики, создания лучших условий для ее развития, решение не является таким простым, как кажется на первый взгляд. Препятствием на этом пути является забюрократизированность экономики, которая снижает уровень естественной конкуренции, что очевидным образом уменьшает общую эффективность деятельности компаний. Это ущемляет интересы добросовестных предпринимателей и потребителей. Первые несут дополнительные трансакционные издержки и теряют конкурентоспособность, вторые оплачивают все связанные с этим затраты.
    В этой связи в одном из докладов Минэкономразвития РФ отмечалось, что <административные барьеры были не только частично унаследованы российской экономикой с дореформенного периода, но и укреплялись, начиная с 1992-1993 гг. Законы и постановления, создающие различные административные барьеры (наиболее масштабное нормотворчество - 1997 г.), принимались не в силу чьего-то злого умысла или недальновидности, а были естественной реакцией государства на ситуацию, сложившуюся на потребительском рынке в начале 90-х годов>.
    Теперь согласно планам Правительства РФ планируется забюрократизированную экономику заменить принципом <свободный вход и полная ответственность за недобросовестное поведение на рынке>, а для этого, в частности, нужно заменить существующую ныне <нормативно-явочную> процедуру регистрации на <уведомительную>. Для этого уже подготовлен пакет законов по дерегулированию экономики, снижающий административное бремя. На очереди еще одна часть из дерегулирующего пакета - законы по стандартизации, саморегулируемым организациям, по процедуре ликвидации предприятий. Контроль над соблюдением законов должен возникать уже на этапе функционирования созданного и зарегистрированного предприятия. И контроль в ряде случаев значительно более жесткий, чем тот, который существует сегодня.
    Однако это не означает, что государство при всей либеральной направленности преобразований должно устраняться от регулирования реального сектора экономики.
    Безусловно, либеральной экономике нужна жесткая воля законов. Но соблюдение законов недостижимо одними лишь карательными мерами. Ключевым вопросом для решения этих задач является формирование правового сознания, институтов гражданского общества и атмосферы доверия российских граждан к государству и бизнесу. Это в свою очередь является основой так необходимой сегодня консолидации общества. Предпосылки для этого уже есть - к настоящему моменту сформировался средний класс и политическая элита нового поколения, которая весьма дееспособна.
    Возможно, впервые за последние годы российское правительство разрабатывает и проводит реформы не потому, что этого требуют международные финансовые организации или законы предвыборной борьбы. Цели и задачи реформ, необходимость преобразований определяются исключительно пониманием ситуации руководством страны. В свою очередь социологические опросы показывают, что его авторитет и степень доверия к нему населения устойчиво высоки. Если у власти хватит воли провести необходимые преобразования, то в ближайшие годы создание современной, либеральной, социально-ориентированной экономики будет происходить достаточно быстро.
    Правительство РФ намерено сосредоточить свое внимание на завершении налоговой реформы, продолжении структурных реформ, в частности, в авиации, оборонном секторе, а также в области энергетики и газовой промышленности. Продолжатся также социальные реформы в области образования и здравоохранения, судебная реформа.
    Скорее всего при реализации экономических преобразований будет сделана попытка административных и внешнеполитических изменений. В частности, к числу не используемых в достаточной степени резервов можно отнести укрепление отношений со странами СНГ и восстановление финансовых и экономических связей, существовавших при СССР и разорванных после того, как он распался. Помимо внутрироссийских ресурсов для капиталовложений и репатриируемого капитала возрастет роль таких источников инвестиций, как страны Азии, Ближнего Востока и некоторые европейские государства.
    Усиление власти по вертикали продолжится, и следует ожидать, что этот политический процесс наполнится экономическим содержанием. Следующим логичным шагом стало бы формирование экономических рычагов и механизмов в масштабе всей страны и превращение федеральных округов в подобие экономических районов, связанных со странами СНГ.

© ЗАО "Группа РЦБ".