Организация электронной торговли: международные тенденции и российский опыт

Яковлев Сергей

    Интернет-технологии, несмотря на перипетии с NASDAQ, продолжают торжественное шествие по планете.
    В статье рассматриваются и анализируются перспективы развития Интернет-технологий и их применения в различных секторах финансового рынка. Обсуждается возможность использования накопленного международного опыта построения электронных торговых систем в российской практике.

ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

    Осталось мало скептиков, не видящих необходимости использовать в своем бизнесе Интернет-технологии, но споры о методах и направлениях инвестиций не прекращаются. Такие преимущества, как улучшение сервиса, расширение предлагаемых услуг, сокращение издержек, привносимые ныне Интернетом, по достоинству оценивались клиентами и сотню лет назад, но, как и 100 лет назад, успех проекта зависит от его правильной организации.
    Миллиарды долларов тратятся на проекты в области B2B, B2C, B2B2C и аналогичные. Так, Goldman Sachs и J. P. Morgan в 2000 г. объявили, что затратят 1 млрд долл. на электронную коммерцию в течение года.
    После прошлогоднего апрельского краха dot-com проектов произошла смена тенденции перетока кадров: специалисты, в свое время ушедшие с Wall Street в dot-com, возвращаются обратно. Из B2B- и В2С-проектов люди потянулись в банки и финансы. Интернет-навыки все еще в цене: все больше требуется специалистов по транзакциям в Интернет - в области организации ECN (electronic communications network), ATS, электронных брокеров.
    Если посмотреть, как развивается электронный бизнес в крупнейших мировых финансовых компаниях и банках, то можно выделить некоторые общие подходы в этой области.
    Прежде всего большинство компаний предпочитают заниматься электронным бизнесом сами, не отпуская IT-разработки вовне. Хотя есть исключения, например LabMorgan (J. P. Morgan) и Dresdner Bank, выделившие свои IT-подразделения в отдельные компании. Подобное решение может помочь несколько поднять рентабельность проектов за счет продаж IT-разработок <на сторону>, однако большинство участников рынка оставляют IT-команды внутри компаний.
    То же касается и использования ASP (application service providing), т.е. использования серверных и канальных возможностей торговых провайдеров: слишком мало компаний предпочитают вести свой бизнес, храня свою информацию о клиентах на чужих серверах. Интересно, что в России наблюдается тенденция к широкому использованию ASP. Так, большое число клиентов брокеров, работающих на ММВБ, осуществляют транзакции через систему Quik СМВБ. Опыт организации ASP Сибирской биржей был использован Нижегородской биржей, а также рядом других структур.
    Хотя международный опыт показывает, что брокеры предпочитают держать счета своих клиентов внутри своих компаний, широкое использование серверных возможностей российских торговых провайдеров нашло широкое применение, особенно среди мелких и средних участников рынка. Дальнейшее развитие российского фондового рынка покажет, насколько данная модель жизнеспособна.
    Другая важная особенность общепринятого подхо-да - попытка сохранить высокую мобильность и <легкость> IT-подразделений, не раздувая штат сотрудников. Даже у крупнейших брокеров мира штат IT-сотрудников, отвечающих за электронную торговлю, не превышает сотню человек.
    Безусловной спецификой финансового бизнеса в Интернете является его глобализация.
    Практически каждый день мы узнаем о создании совместных предприятий, совместных проектов, при этом в тех областях, в которых раньше объединение фактических конкурентов казалось невозможным. Это совместные торговые площадки, порой совсем грандиозные проекты: BROKERTEC (btec.com), EuroMTS, Fxall.com и противостоящий ему Atriax, TheMuniCenter, BondClick, Volbroker.com, TradeWeb и многие другие.
    И это только проекты прошлого года! Или совместный аналитический сайт (TheMarkets.com), среди организаторов которого одни лидеры в области аналитики: CSFB, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Salomon Smith Barney, Morgan Stanley и др. Эти же имена встречаются и в вышеназванных проектах - в различных сочетаниях и в разных пропорциях. Интересно привести в пример совместный проект по созданию торговой системы Atriax на рынке Forex.
    В 2000 г. Deutsche Bank, Chase Manhattan и Citibank начали обсуждать возможность создания Интернет-торгового альянса с Reuters, чтобы противостоять мощному банковскому консорциуму Fxall (Bank of America, CSFB, HSBC, Goldman Sachs, J. P. Morgan, Morgan Stanley, UBS Warburg). Участие информационного агентства Reuters дает значительные преимущества проекту. Reuters уже имеет он-лайн-трейдинговую систему, кроме того, и что более важно, агентство имеет рыночные данные и соответствующий контент.
    Оба проекта имеют целью создание безопасного Интернет-сайта, где корпоративные и институциональные клиенты получат доступ к котировкам Forex с использованием схемы обратного аукциона. Цены конкурирующих банков будут видны только конечным пользователям и не видны самим банкам. Система построена так, что все транзакции попадают непосредственно в банковский бэк-офис.
    Запуск Atriax ставит вопрос о будущем других Интернет-торговых систем Forex (CFOWeb, Currenex и др.). Кроме того, появляются новые консорциумы - региональные, такие как пул из Royal Bank of Scotland, SG, Sanpaolo IMI, Commerzbank и др., консорциум австрало-азиатских банков. Так что тенденция к росту конкуренции на этом рынке растет.
    Объединяются по региональному признаку (например, для торговли в Японии или на развивающихся рынках), по инструментам (forex, fixed-income, акции, муниципальные бумаги), по сферам деятельности (создание бэк-офисных систем, транзакционных систем, аналитических сайтов и др.), а также для противостояния конкурентам с целью расширения клиентского сервиса (например, для конкуренции с Instinet или другими консорциумами).
    Мало кто развивает проекты в одиночестве - обычно разрабатывают несколько совместных, при этом на каждый инструмент или рынок.
    Объединяются, создавая собственные продукты и сервисы или используя возможности третьих сторон (в большинстве случаев-информационных агентств). Объединяются, чтобы использовать максимум преимуществ от соединения технологических и экономических ресурсов, а также, чтобы не упустить ни одной возможности в очень конкурентном и неопределенном с точки зрения перспектив финансово-технологическом мире.
    Глобализация проявляется не только в создании совместных проектов, но и в полных слияниях и поглощениях. Поглощают, чтобы использовать накопленный опыт (например, IT-опыт поглощаемых технологических компаний), чтобы выйти на новые региональные рынки с помощью местных компаний, просто чтобы диверсифицировать деятельность в области электронной коммерции.
    Значительный рост затрат на новые технологические проекты по организации электронных торгов, постоянные объявления о новых проектах и слияниях в этой области могут вызвать иллюзию бума на этом рынке, однако в реальности это способ выживания в очень жесткой конкурентной борьбе. Никто не может дать четкий прогноз, как будут развиваться финансовые технологии в ближайшем будущем, и поэтому крупные компании предпочитают диверсифицировать деятельность в этой области и объединять усилия, порой жертвуя рядом своих принципов.
    Безусловно, кроме проблемы будущего есть еще проблема настоящего. Сегодняшние клиенты предъявляют высокие требования к брокерскому сервису, и если ты не в Интернете, если твои услуги классом ниже твоего конкурента, то шансы на выживание стремительно падают, даже если ты обладаешь 100-летней историей и известнейшей торговой маркой.
    Следующей особенностью ведения электронной коммерции крупнейшими операторами финансового рынка является организация порталов: единый интерфейс ко всем услугам компании, единый шлюз на все торговые площадки. Весь финансовый мир - в одном окне браузера.
    В рамках одного окна сегодня можно одновременно торговать и в Европе, и в Азии, и на рынке Forex, и на рынке акций - все торги в рамках единого портфеля, единого счета. Для клиента - один депозитарий и одна расчетно-клиринговая система на все рынки.
    Пока еще остается проблема времени перевода средств с одного рынка на другой, с одной биржи на другую, но весь мир движется к идеалу: T + 0. Это еще одна особенность сегодняшнего построения электронного бизнеса - сквозная обработка транзакций (strait-through processing, STP) (см. рисунок).
    STP должна позволить организациям полностью автоматизировать процесс прохождения заявки от подачи до исполнения и окончательных расчетов.
    Объединение всех ступеней прохождения сделки в единый процесс как во времени, так и в пространстве - требование, предъявляемое уровнем развития технологий. Однако проблема не решается исключительно программными и техническими средствами.
    Перестройка всей инфраструктуры рынка требует времени. Депозитарные, расчетные и клиринговые системы должны перестроить свою деятельность на новые стандарты, что включает в себя решение юридических вопросов, перестройку всего механизма осуществления транзакций, согласование протоколов. Как правило, это уже организационные вопросы.

ЧТО МОЖЕТ ВЗЯТЬ РОССИЯ ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

    Российский опыт в организации электронной торговли насчитывает примерно год, хотя по отдельным проектам можно говорить и о 5-летнем сроке.
    Вопросы электронной коммерции не раз обсуждались на страницах <РЦБ>, но хотелось бы остановиться еще на некоторых моментах.
    Можно сказать, что мы и на этот раз в ряде случаев <впереди планеты всей>. Так, организация торгов на ММВБ достаточно прогрессивна с точки зрения использования STP, что позволяет говорить о возможности частичного применения у нас данной модели уже сегодня. <Частичного>, поскольку проблем с исполнением сделки нет, однако есть вопросы по окончательному урегулированию сделки.
    Как и во всем мире, наша депозитарная система оказалась не готова к модели T + 0, да и к модели T + 1 она готова по узкому кругу инструментов. Однако все меняется, и 2000 г. показал достаточно активные действия, направленные на решение соответствующих юридических и технологических вопросов. Организация единых порталов в России также зависит от решения вышеизложенных проблем, поскольку организация единого счета для разных торговых площадок и инструментов наталкивается в большинстве случаев на технологические (и соответственно юридические) ограничения организаторов торгов, депозитарных и клиринговых систем.
    Рассматривая проблему организации электронного финансового бизнеса, стоит отметить и такой факт. Несмотря на популярность идей предоставления клиентам прямого доступа к собственным книгам ордеров, к торгам на биржах и ECN, и в целом к переводу всех отношений с ними в виртуальную область, остается немало сторонников расширения традиционного, неэлектронного брокерского сервиса. Трудно назвать недальновидным, исходя из результатов его деятельности на рынке, UBS Warburg, потративший 100 млн долл. в 2000 г. на строительство дилингового зала в Стэмфорде размером в два футбольных поля, увеличившего общее количество трейдеров компании до 1150.
    Также и другие мировые лидеры не спешат <складывать все яйца в одну корзину>, выводя свой бизнес в виртуальное пространство.
    Они вполне обоснованно считают, что многие клиенты предпочтут общение с хорошо знакомым сэйлзом общению с сухими цифрами электронного терминала. Cantor Fitzgerald, являющийся крупнейшим брокером в США на fixed-income, продолжает активно предлагать брокерское обслуживание по телефону, да и Instinet, крупнейший ECN, продолжающий во многом диктовать стандарты электронного брокериджа, сохраняет квалифицированных трейдеров, которые по телефону снабдят клиента комментарием о рынке и расскажут о прошлом и будущем конкретного инструмента и его цены, подвигнув последнего к совершению сделки.
    Во многом это тоже решение проблемы роста ликвидности. При этом телефонный брокеридж спокойно сосуществует с электронным. Получая всю необходимую информацию через электронные терминалы, клиент все-таки нуждается в квалифицированном совете, пусть даже и в интересах самого брокера, или просто в разговоре с сэйлзом, который подвигнет его к совершению каких-либо действий.
    Обсуждая проблему организации электронных торгов, нельзя не упомянуть о роли информационных агентств. Уже говорилось о роли Reuters в совместных проектах. Bloomberg также организовывал торговую систему Bondtrader в консорциуме с Chase, J. P. Morgan, Morgan Stanley, чтобы противостоять конкурентному Tradeweb.
    Агентства привносят в бизнес значительные конкурентные преимущества, что объясняется следующими причинами:

  • существованием собственных торговых систем, эффективность которых доказана объемами торгов (Reuters имеет первый по объемам торгов ECN в мире; Bloomberg - третий);
  • большим объемом новостной, котировальной и аналитической информации, без чего немыслима организация качественного клиентского сервиса;
  • существующей клиентурой, насчитывающей десятки тысяч профессиональных участников рынка.
        Из первой десятки мировых информационных агентств не найдется ни одного, которое бы не предлагало или не планировало предложить своим клиентам услуги организатора торгов в виде ECN или прямого доступа к существующим торговым площадкам. Объясняется это прежде всего полной готовностью технологической, информационной и клиентской баз к предоставлению такого рода услуг.
        Что касается российского опыта, то агентство Интерфакс, входящее в десятку крупнейших мировых информационных агентств, с начала 2001 г. предложило своим клиентам доступ к торгам на российских биржевых площадках.
        Доступ осуществляется через входящую в группу Интерфакс компанию <Дайрект> (www.directtrade.ru), имеющую брокерскую лицензию.
        Популярность предоставления сервиса по прямому доступу к торгам информационными агентствами, как во всем мире, так и у нас, объясняется следующими причинами:
  • дочерние структуры информационных агентств не имеют собственных позиций и предоставляют исключительно технологические и информационные услуги, что сводит кредитные риски клиентов к нулю;
  • большой технологический опыт по созданию информационных порталов и обеспечению десятков тысяч клиентов он-лайн-информацией, а также мощная информационная база позволяют агентствам создавать высокопроизводительные и надежные торгово-информационные системы, осуществляющие доступ к собственным книгам ордеров или к другим торговым площадкам и ECN.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".