Факты и комментарии

РЦБ
Издательский Дом

    Сюжет для небольшого агентства
    В своем послании Федеральному собранию Президент РФ В. Путин назвал экономическое положение в стране <относительно стабильным> и обратил внимание на <опасность прогрессирующего экономического отставания России, которое подстерегает нас сегодня>.
    В ответ на достаточно жесткое заявление президента вице-премьер Правительства РФ А. Кудрин заметил, что в 2001 г. правительство готово выполнить показатели экономического роста в стране в размере 4% при уровне инфляции в 12-14% за год. По его словам, в I кв. госбюджет получит порядка 28 млрд руб. дополнительных доходов. Кроме того, в результате введения единой ставки подоходного налога в размере 13% за первые два месяца государство существенно увеличило поступления в бюджет, собрав более 30 млрд руб. по сравнению с 17 млрд руб. годом ранее.
    Советник Президента РФ А. Илларионов считает, что рост экономики России в текущем году наверняка будет ниже запланированных правительством 4%. Министр экономического развития РФ Г. Греф прогнозирует экономический рост в России в период до 2010 г. в среднем на 5% в год. А вот директор Экспертного института Е. Ясин полагает, что рост ВВП в 4-5% для страны недостаточен и, хотя экономика России уже адаптировалась к рыночным условиям, сегодня необходим экономический рост на уровне не менее 6-8%, Он считает, что необходимо снижение налогового бремени. По его мнению, 30-32% ВВП - это верхний предел налоговой нагрузки, которую Россия может себе позволить. Кроме того, сейчас наблюдается <острый голод в инвестициях>.
    Очевидно, что проблему <инвестиционного голода> хорошо понимают и в Правительстве РФ. Не зря же в Минэкономразвития разработали еще одну программу, а именно Проект концепции государственной инвестиционной политики до 2010 г. Согласно этому документу стимулировать рост инвестиций будет специализированное государственное агентство, которое сейчас создается при МЭРТе. Основной задачей агентства станет поиск регионов и предприятий для вложения иностранных инвестиций, частично агентство будет предоставлять услуги инвестиционного банка.

    Контрольная по электроэнергетике
    На совещании по проблемам и перспективам развития энергетики вице-премьер В. Христенко заявил, что уроки прошедшей зимы подталкивают Правительство РФ к решительному реформированию энергосистемы страны. В частности, одной из важнейших является проблема технического перевооружения электроэнергетики, где износ основных фондов составляет более 50%. Российская академия наук считает, что в период 2001-2005 гг. российской электроэнергетике на модернизацию старых мощностей необходимо около 15 млрд долл. инвестиций, в период 2006-2010 гг. - 40 млрд долл., в период 2011-2015 гг. - около 64 млрд долл.
    О реформировании российской электроэнергетики сегодня не говорит только ленивый. Известно более десятка вариантов концепции реформы, подготовленных менеджментом РАО <ЕЭС России>, Минэкономразвития, Минэнерго, Минатомом, Национальным инвестиционным советом, Российской академией наук, группой <Русский алюминий>, миноритарными акционерами РАО <ЕЭС России>. Кроме того, Правительство РФ в качестве конультанта привлекло к работе над концепцией компанию Arthur Andersen.
    Соответственно компанией Arthur Andersen был подготовлен свой оригинальный вариант реформирования электроэнергетики. Консультанты предлагают провести в РАО <ЕЭС России> внутреннюю реорганизацию. На первом этапе реформирования на базе РАО <ЕЭС России> предлагается создать временный ЕЭС-холдинг с долей государства не менее 51%. Внутри холдинга должны появиться несколько новых структур: холдинг, объединяющий ТЭЦ, сетевая компания, от одной до пяти федеральных генерирующих компаний и до семи гарантирующих поставщиков энергии. Все активы РАО <ЕЭС России> должны быть распределены по этим структурам.
    Для избежания конфликта с акционерами, и в первую очередь миноритарными, компания Arthur Andersen гарантирует соблюдение их прав, предлагая каждому долю во вновь создаваемых структурах пропорционально доле в РАО <ЕЭС России>. После этапа обмена активами ЕЭС-холдинг будет ликвидирован, а контрольные пакеты акций в генерирующих и гарантирующих (сбытовых) компаниях и ТЭЦ должны быть приватизированы. В итоге получится такая картина: на оптовом рынке будут действовать крупные генерирующие компании, а на розничном - работать сбытовые организации. При этом под контролем государства остаются линии электропередачи. Это позволит государству не только сохранить свое присутствие на рынке электроэнергии, но и играть там достаточно важную роль системного оператора. На всю реформу консультанты отвели 7-8 лет и подсчитали, что для поддержания российских мощностей по выработке электроэнергии до конца 2010 г. будет достаточно 15 млрд долл.
    Если концепция реформирования электроэнергетики будет принята в варианте компании Arthur Andersen, то, по нашему мнению, избежать конфликтов с портфельными инвесторами - акционерами РАО не удастся. Владеть самыми ликвидными акциями на российском рынке или долями в нескольких десятках разрозненных компаний - совсем не одно и то же, даже если сумма физических активов остается прежней. А по мнению аналитика ИК <Тройка Диалог> К. Кикнавелидзе, предложения Arthur Andersen будут учтены при разработке окончательного варианта концепции. Он считает наиболее вероятным, что лишь некоторые из идей Arthur Andersen будут приняты в их нынешнем виде.

    Дороги, которые нам выбирают
    По расчетам консорциума аудиторов и консультантов МПС - компаний Arthur Andersen, <Современные бизнес-технологии> и McKinsey, приглашенных для участия в разработке Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, полное восстановление основных фондов отрасли может потребовать порядка 700-800 млрд руб. инвестиций в течение ближайших 10 лет.
    С учетом задач технического перевооружения МПС упорно ищет варианты реформирования отрасли. Недавно МПС и Минэкономразвития разработали новый совместный вариант Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. Представленный в Правительство РФ новый документ имеет существенные отличия от варианта, первоначально предложенного МПС. В нем предусмотрен больший динамизм в осуществлении реформ в сочетании с продуманным и взвешенным подходом к осуществлению организационно-правовой реструктуризации отрасли. Реформы подразумевают формирование конкурентной среды в сфере перевозок и во вспомогательных сегментах железнодорожной отрасли, открытие отрасли для привлечения частных инвестиций.
    Согласно проекту программы на первом этапе реформирования отрасли будет создано ОАО <Российские железные дороги> со 100%-ым государственным участием, в состав которого войдут 17 железных дорог и основные предприятия МПС. Такое ОАО может быть создано в течение 2002 г., т.е. через 9-12 месяцев после начала реформы. Параллельно в отрасли будет проходить реформа государственного регулирования: в начале реформ тарифное регулирование передадут специально формируемому органу регулирования деятельности естественных монополий, на их втором этапе (в 2003 г.) функции координации развития единой транспортной системы страны передадут единому транспортному министерству.
    В течение первого этапа реформ внутри ОАО <РЖД> будет проходить подготовка к организационному разделению бизнесов по видам деятельности - будет совершенствоваться управление по видам деятельности, настраиваться система раздельного финансового учета по видам бизнеса. На втором этапе реформ (в 2003-2005 гг.) будет осуществляться организационно-правовое выделение отдельных бизнесов из структуры ОАО <РЖД> с их последующей возможной приватизацией. При этом инфраструктура железнодорожного транспорта (путь и основные коммуникации) и необходимая часть перевозочных мощностей останутся в составе ОАО <РЖД>, что обеспечит устойчивость работы отрасли и соблюдение стратегических национальных интересов.
    В принципе уже в апреле-мае может быть подписано постановление Правительства РФ об утверждении программы, разработанной Минэкономразвития и МПС. Таким образом, уже в ближайшее время может быть дан старт практическому осуществлению структурной реформы железнодорожной отрасли.

    Газпром будет третьим
    Как сообщил председатель ФЭК Г. Кутовой, комиссия внесла в правительство концепцию реформирования рынка газа, газовой отрасли и ОАО <Газпром>. По словам председателя ФЭК, данная концепция будет предусматривать увеличение в стране количества независимых производителей и поставщиков газа и доступ к экспортной газотранспортной системе Газпрома. Концепция также предусматривает создание биржи, на которой будут устанавливаться цены на газ для независимых поставщиков этого энергоносителя. Предполагается, что цена на газ, производимый Газпромом, будет регулироваться. По словам заместителя министра экономического развития А. Шаронова, рассмотрение концепции развития российского рынка газа может произойти не раньше второй половины текущего года. Такую неторопливость можно объяснить только тем, что власти сначала попробуют <смоделировать> реформы в МПС и РАО <ЕЭС России>, да и Газпром такой вариант вполне устраивает.
    Тем временем негативные тенденции в деятельности Газпрома усиливаются. Например, в 2000 г. добыча природного газа составила чуть более 523 млрд куб м., что на 4,1% ниже уровня 1999 г. В этом году Газпром обещает как максимум сохранить объемы добычи природного газа на уровне 2000 г. Падение добычи газа связано прежде всего с отсутствием финансовых средств для освоения новых месторождений. По словам главы Газпрома Р. Вяхирева, поступления от экспорта российского газа обеспечивают лишь 50% инвестиций, необходимых для поддержания нынешнего уровня добычи. У компании есть одна возможность поправить дела - это <нажать> на ФЭК, чтобы увеличить газовые тарифы на 35-40%.
    Компания продолжает искать все возможные пути привлечения денег для покрытия разрывов в финансовых потоках. Между тем кредитные обязательства Газпрома составляют уже около 10 млрд долл. В этой связи аналитик ИК <АТОН> С. Дашевский отмечает, что коэффициенты покрытия долга у Газпрома самые худшие из всех российских компаний нефтегазовой отрасли, что является большим риском в случае значительного падения экспортных цен на газ.

    Есть еще золотишко, однако
    Российская золотодобывающая промышленность начинает понемногу подниматься. В 2000 г. добыча золота в стране возросла на 14,3% - до 144 тонн. (всего в мире за прошлый год добыта 3281 тонна). Связано это в первую очередь с тем, что российские банки стали значительно охотнее и в существенно больших объемах кредитовать золотодобывающие компании. По словам главы департамента драгоценных металлов и драго-ценных камней банка <МЕНАТЕП-СПб> В. Фадеева, в прошлом году банки вложили в золотодобычу порядка 300 млн долл. и выкупили около 60-70 тонн золота.
    В отрасли стабильно работают <Бурятзолото>, Олимпиадинский ГОК, МНПО <Полиметалл>, некоторые предприятия Магаданской области. Серьезную экспансию
    в <золотую> промышленность осуществляет <Норильский никель>. В соответствии с прогнозом Гохрана РФ в 2001 г. объем добычи золота в России составит 147 тонн. Прирост добычи золота в текущем году произойдет, в том числе, за счет ввода новых мощностей на рудных месторождениях. При этом резкого роста добычи и производства золота в текущем году не ожидается.
    По мнению начальника Управления операций с драгоценными металлами НОМОС-Банка А. Широкова, в целом на российском рынке цена на золото стабилизировалась на достаточно низком уровне, что, по его мнению, во многом способствует росту интереса к золоту со стороны населения. Драгоценный металл, с одной стороны, стал более доступным, с другой - по-прежнему является надежным инструментом сохранения средств. Возросший спрос на золото у населения соответственно активизировал спрос ювелирных предприятий. Эти факторы, по мнению А. Широкова, будут способствовать поддержанию цен на золото на внутреннем рынке
    Если российские банки и финансовые компании почувствовали вкус к <золотому бизнесу> и наладили с золотопромышленниками долгосрочные партнерские отношения, то созданные в разное время десятки СП и являющиеся сегодня владельцами лицензий, бездействуют или занимаются бизнесом с лицензиями. В ближайшее время Министерство природных ресурсов и администрация Иркутской области утвердят условия конкурса для получения лицензии на разработку крупнейшего в России золотого месторождения Сухой Лог. Однако иностранные инвесторы к конкурсу, по-видимому, допущены не будут. Запасы золота в Сухом Логу составляют 1100 тонн. Но, поскольку запасы считаются трудноизвлекаемыми и по расчетам Barrick Gold и Placer Dome на освоение месторождения может понадобиться свыше 1,5 млрд долл., России все же придется поискать иностранного инвестора.

    В банковской системе России грядет концентрация капитала
    В недалекой перспективе российское банковское сообщество может ждать новая волна слияний и поглощений. В прошлом году было всего 12 слияний российских банков. И, как объясняют в ЦБР, это связано со сложной процедурой, регламентирующей эти процессы, поэтому одним из наиболее эффективных способов наращивания капиталов банков является их объединение.
    В этой связи первый заместитель председателя Центробанка Т. Парамонова недавно заявила, что ужесточение требований к банкам поможет банковской системе консолидироваться и усилит вес квалифицированных банков. Этому процессу сможет посодействовать рассматриваемое в Госдуме РФ в рамках <пакета МВФ> новое законодательство, дающее ЦБР право лишать банки лицензий при снижении достаточности капитала ниже 2%. Банковский комитет Госдумы РФ уже одобрил поправки, которые вменяют ЦБР в обязанность отзывать лицензии у банков при наличии определенных оснований.
    Как считает генеральный директор АРКО А. Турбанов, процесс отзыва банковских лицензий активизируется к концу года. А через пару лет рынок покинут около 30% ныне действующих банков, на долю которых приходится около 10% всех активов. Всего же, по оценкам А. Турбанова, в российской системе сейчас насчитывается около 400 аутсайдеров, у которых практически нет шансов на выживание. Но не так все просто с пресловутым пакетом. Эксперты Высшего арбитражного суда придерживаются мнения, что следствием обновления банковского законодательства в части ужесточения требований к банкам станет ликвидация 1300 коммерческих банков. Однако у Центробанка есть контраргументы. По мнению заместителя председателя ЦБР Г. Лунтовского, законопроекты, инициированные МВФ, направлены на то, чтобы процессы слияний и присоединений банков происходили на добровольной рыночной основе без вмешательства ЦБР.

    Обзор подготовлен по материалам компаний, информационных агентств и печати.

© ЗАО "Группа РЦБ".