Рынок еврооблигаций - ключевые моменты
Докт. экон. наук, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики
Международный фондовый рынок включает в себя следующие финансовые инструменты:
Дата выпуска |
Дата погашения |
Валюта выпуска |
Объем выпуска, млрд |
Купонная ставка, % |
Число купонных выплат в год |
Цена размещения, % |
|
27 ноября 1996 г. |
27 ноября 2001 г. |
USD |
1 |
9,25 |
2 |
99,561 |
|
25 марта 1997 г. |
25 марта 2004 г. |
USD |
2 |
9 |
1 |
100 |
|
26 июня 1997 г. |
26 июня 2007 г. |
USD |
2 |
10 |
2 |
99,164 |
|
28 октября 1997 г. |
28 октября 2007 г. |
USD |
0,4 |
10 |
2 |
103,5 |
|
31 марта 1998 г. |
31 марта 2005 г. |
DEM |
1,25 |
9,375 |
1 |
99,668 |
|
30 апреля 1998 г. |
30 апреля 2003 г. |
ITL |
750 |
9 |
1 |
98,71 |
|
10 июня 1998 г. |
10 июня 2003 г. |
USD |
1,25 |
11,75 |
2 |
98,79 |
|
24 июня 1998 г. |
24 июня 2028 г. |
USD |
2,5 |
12,75 |
2 |
98,437 |
|
24 июля 1998 г. |
24 июля 2005 г. |
USD |
2,969 |
8,75 |
2 |
73,801 |
|
24 июля 1998 г. |
24 июля 2018 г. |
USD |
3,466 |
11 |
2 |
73,858 |
К эмитентам из группы государственных институтов относятся правительства суверенных государств, региональные органы власти той или иной страны, государственные и полугосударственные организации. Данная группа неоднородна по степени надежности. В нее попадают как развитые страны (Канада, Швеция, Италия), так и развивающиеся (Мексика, Аргентина, Таиланд и др.). Рейтинги этих заемщиков сильно различаются между собой. Среди суверенных заемщиков присутствует и Россия, которая за 1996-1998 годы разместила 10 выпусков еврооблигаций на общую сумму около 16 млрд долл.
Представленные в табл. 2 данные наглядно свидетельствуют о наличии устойчивой зависимости между кредитоспособностью эмитента и стоимостью заемных средств. Если в 1997 г. в условиях финансовой стабилизации правительству удавалось размещать займы с 9-10%-й купонной ставкой по цене 99-103,5% от номинала, то в 1998 г. незадолго до финансового кризиса выпускались облигации, имеющие купоны в размере 11-12,75% и ценой значительно ниже номинала - 73,8%. Особенностью двух последних займов является то, что они были осуществлены с целью трансформации краткосрочной рублевой задолженности по ГКО/ОФЗ в долгосрочные валютные займы.
Эмитент |
Дата выпуска |
Дата погашения |
Валюта выпуска |
Объем выпуска, млн |
Купонная ставка, % |
Число купонных выплат в год |
Цена размещения, % |
|
Москва |
31 мая 1997 г. |
31 мая 2000 г. |
USD |
500 |
9,5 |
2 |
99,8 |
|
9 апреля 1998 г. |
9 апреля 2001 г. |
DEM |
500 |
9,125 |
1 |
99,83 |
||
18 мая 1998 г. |
18 мая 2001 г. |
ITL |
400000 |
9,875 |
1 |
99,64 |
||
С.-Петербург |
18 июня 1997 г. |
18 июня 2002 г. |
USD |
300 |
9,5 |
2 |
99,536 |
|
Нижний Новгород |
3 октября 1997 г. |
3 октября 2002 г. |
USD |
100 |
8,75 |
2 |
99,742 |
Когда в середине 1998 г. возникли трудности с погашением государственных облигаций, иностранным инвесторам было предложено обменять ГКО и ОФЗ, погашаемые в 1998-1999 гг. на семи- и двадцатилетние еврооблигации. Они размещались со значительным дисконтом, обеспечивая соответствующую доходность и отражая отношение инвесторов к риску вложений в российские ценные бумаги.
Особое место среди государственных институтов на рынке еврооблигаций занимают органы региональной власти. К настоящему времени самостоятельно вышли на этот рынок лишь три российских региона. Москва осуществила три выпуска, Нижний Новгород и Санкт-Петербург по одному (табл. 3).
Регион |
Дата погашения |
Купонная ставка, % |
Цена спроса, % |
Цена предложения, % |
Доходность, % |
Москва |
31 мая 2000 г. |
9,5 |
98,75 |
- |
28,33 |
С.-Петербург |
18 июня 2002 г. |
9,5 |
79,25 |
81 |
22,28 |
Нижний Новгород |
3 октября 2002 г. |
8,75 |
47,5 |
- |
47,56 |
Москва |
9 апреля 2001 г. |
9,125 |
91,5 |
93,5 |
19,98 |
18 мая 2001 г. |
9,875 |
90,5 |
92,5 |
20,96 |
Все выпуски субъектов РФ были осуществлены на более выгодных условиях по сравнению с эмиссиями российских еврооблигаций, проводившихся примерно в одни и те же сроки. Это достаточно редкий случай для еврооблигаций. Обычно считается, что региональные выпуски более рискованны, чем правительственные. Не случайно, покупатели требуют компенсации за повышенный риск путем установления более высокой купонной ставки или снижения цены размещения. В случае с московским выпуском купонная ставка не опускалась ниже 9,125% годовых при цене размещения, близкой к номиналу, что свидетельствует о высоком доверии рынка к данному заемщику.
Наиболее крупными эмитентами на рынке еврооблигаций являются финансовые институты, среди которых присутствуют и российские банки. В период с июля по сентябрь 1997 г. Альфа-банк, СБС-Агро, ОНЭКСИМ Банк, Внешторгбанк, <Российский кредит> выпустили 3-годичные облигации на общую сумму 1,025 млрд долл. В 1997-1998 гг. акционерные общества Татнефть, МГТС, Мосэнерго, Иркутскэнерго и Сибнефть также разместили еврозаймы почти на 0,9 млрд долл. Конечно, указанный объем заимствований несопоставим с выпусками других эмитентов. Например, компания <Форд> в тот же период разместила еврооблигации в размере более 17 млрд долл.
Тем не менее в целом докризисный дебют России на рынке еврооблигаций можно признать вполне успешным. Сроки проведения выпусков, условия и валюта займов были выбраны достаточно удачно, что позволило привлечь значительные для эмитентов объемы финансирования под сравнительно невысокий процент. Внешние заимствования оказались более дешевыми по сравнению с привлечением финансовых средств на внутреннем рынке. К сожалению, августовский кризис 1998 г. подорвал доверие инвесторов ко всем российским эмитентам из-за отказа правительства выполнять свои обязательства по ГКО/ОФЗ. В результате ведущие аналитические агентства понизили рейтинги российских облигаций на 5-6 пунктов. Резко изменились также котировки федеральных и субфедеральных бумаг.
Из всех общероссийских и региональных еврозаймов ближайшее погашение приходится на московские облигации, по которым срок истекает 31 мая 2000 г. Это единственный выпуск российских эмитентов, который гасится в 2000 г. От того, выполнит правительство Москвы свои обязательства или нет, во многом будет определяться отношение зарубежных кредиторов к другим российским заемщикам. Последнее особенно актуально в связи с тем, что без привлечения новых иностранных инвестиций трудно будет решить проблемы восстановления и развития экономики страны.