Проект TACIS 9602: у регионов есть шанс оказать практическую помощь малому бизнесу

Бухвальд Евгений

Виленский Александр

ШАНС ЕСТЬ

    Как выйти из нынешнего замкнутого круга дефицита инвестиционных ресурсов, как найти силы и средства для <первотолчка> экономического подъема именно в сфере малого бизнеса?
    Радикальное средство решения данной проблемы в региональном звене российской экономики предлагает проект TACIS1 9602.
    Проект одновременно реализует два прогрессивных новшества в обеспечении инвестиционных потребностей малого предпринимательства, не получивших достаточного распространения в российской практике: систему кредитных гарантий и лизинговую форму инвестиций в малый бизнес.
    Проект решает задачу нехватки или недоступности кредитных ресурсов на российском рынке, так как делает возможным привлечение средств с западных кредитных рынков.
    Разумеется, каждый отдельный инвестиционный проект российского малого бизнеса, даже самый многообещающий, по существу, чрезмерно мал и чрезмерно рискован для европейских кредиторов. Однако преимущество проекта в том, что он создает институционально-финансовую схему, превращающую совокупность малых российских инвестиционных проектов в один большой европейский проект.
    При разработке этих предложений эксперты TACIS использовали схемы кредитного гарантирования и лизингового обеспечения малых предприятий, которые уже были апробированы в ряде стран мира с близкими к России экономическими проблемами и дали на практике существенный позитивный результат.
    Как работает предлагаемая схема?
    Российские малые предприятия (МП) предлагают свои инвестиционные проекты специально создаваемым региональным (межрегиональным) гарантийным агентствам (РГА или МРГА).
    РГА отбирают хорошие проекты, страхуют риск невозврата финансирования и передают проекты европейской лизинговой компании West-East Leasing (ВИЛ), специаль-но создаваемой в одной из европейских стран. ВИЛ получает кредитные линии западных банков, покупает запрашиваемое оборудование у российских и западных производителей и передает его в лизинг аккредитованным региональным лизинговым компаниям (РЛК).
    При этом речь может идти как о новом оборудовании зарубежных и отечественных производителей, так и об оборудовании, приобретаемом на широко распространенном в странах Запада рынке оборудования second hand. Последнее из-за фактора цен особо привлекательно для так называемых <стартовых> малых предприятий.
    РЛК передают данное оборудование российским МП в сублизинг. ВИЛ нейтрализует валютные риски при помощи валютного механизма хеджирования. Что характеризует преимущества данной схемы содействия инвестиционным проектам малого бизнеса?
    Прежде всего снимается острая проблема залога; вместо залога заемщика работает механизм страхования риска невозврата. Далее устанавливается срок финансирования до 5 лет, достаточный для реализации проектов в <реальном> секторе экономики. Лизинговые услуги оплачиваются только в рублях, а совокупная стоимость финансирования и страхования для заемщика не превышает рыночную ставку кредита.

ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ

    После реализации проекта российские малые и средние предприятия получают доступ к финансированию своих инвестиционных проектов, <снимая> проблемы залога, нежелания лизинговых компаний иметь дело с малым бизнесом, последствия падения курса рубля и пр.
    Российские производители оборудования для малых и средних форм хозяйствования получают дополнительный рынок сбыта своей продукции; банки и страховые компании в лице ВИЛ получают клиента со 100%-ми ликвидными гарантиями для размещения своих краткосрочных рублевых средств.
    В результате реализации проекта дополнительный стимул развития получит региональная структура поддержки МП в регионах России, прежде всего в виде гарантийных агентств, специализированных на малый бизнес лизинговых компаний, а также рынки подержанного лизингового оборудования.
    Наконец, региональное звено российской экономики получит регулярное поступление западных кредитных ресурсов, причем на всех последующих стадиях функционирования предлагаемой проектом схемы инвестиционного финансирования малого бизнеса затраты на получение данных ресурсов не обременяют бюджеты, а оплачиваются самими предпринимателями.
    Важно также то, что структура предлагаемого проекта предполагает высокую степень защиты всех инвестированных капиталов и <справедливое> распределение рисков среди всех участников проекта, в том числе и самих западных инвесторов.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА?

    Реализация проекта начинается с формирования его институциональной и финансовой базы.
    Институциональная структура проекта опирается прежде всего на создание РГА и ВИЛ, в качестве акционеров которых предполагается привлечь как государственных (федеральные и региональные фонды поддержки предпринимательства, региональные администрации), так и частных инвесторов (банки, страховые компании, промышленные предприятия, особенно те, что заинтересованы в развертывании лизинговых схем реализации своей продукции).
    Что касается РЛК, то они могут создаваться как заново, так и привлекаться из числа уже действующих на местах лизинговых компаний через процедуру специальной аккредитации.
    Инициативу использования схемы проекта в подъеме экономики региона прежде всего должна подать региональная администрация. При этом возможны два варианта участия региона в финансировании данной схемы на ее начальном, или <стартовом> этапе.
    В первом варианте регион исключительно для <своих> нужд создает РГА и готов мобилизовать 2,5 млн долл. <живых> денег для вложения в акционерный капитал РГА и ВИЛ.
    В качестве <компенсации> этого вложения предприятия региона, прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса, получают постоянный доступ к кредитной линии по финансированию лизинговых операций в размере около 15 млн долл. для своих среднесрочных (до 5 лет) инвестиционных проектов.
    Во втором варианте уже не один, а несколько смежных регионов создают межрегиональное гарантийное агентство (МРГА). Состав регионов-учредителей и их соответствующие доли в финансировании акционерных капиталов МРГА и ЕЛК, а также доли в общем объеме кредитной линии определяются на основе соглашения. В этом варианте минимальная доля участия в финансировании схемы составляет 1 млн долл. (по 0,5 млн долл. в МРГА и ВИЛ), что будет компенсировано объемом кредитной линии в размере 6 млн долл.
    Разумеется, названные выше суммы стартовых затрат на участие в проекте инвестиционного финансирования малого предпринимательства не обязательно означают соответствующие изъятия из региональных бюджетов. Это уже дело администрации регионов в случае интереса к проекту <скомбинировать> бюджетные средства с привлечением средств частных инвесторов из данного региона, также готовых участвовать в данном проекте.
    Проект, разработанный европейскими экспертами на основе лучшего европейского опыта, заслуживает внимания. Мы полагаем, что проект обоснованно может рассчитывать на интерес и поддержку в регионах России.


    Более подробную информацию о проекте и условиях включения в его схему инвестиционного финансирования малого предпринимательства можно получить у руководителей проекта. Вот их координаты:
    Руководитель проекта - Пьер-Ив Дивизиа.
    Постоянный эксперт проекта - Игорь Леонидович Хмелевский.
    Проект TACIS SMEREG 9602. Федеральный фонд поддержки предпринимательства.
    Адрес: 107066 Москва, 1-й Басманный пер., 6, строение 4-5-6.
    Тел./факс: (095) 261-44-52.
    E-mail: tacisrus@online.ru

© ЗАО "Группа РЦБ".