Реструктуризация РАО <ЕЭС России> в предложенном виде крайне опасна для акционеров

Бранис Александр
Директор Prosperity Capital Management

    Тот факт, что в электроэнергетике настоятельно необходимы глубокие реформы, не вызывает никаких сомнений. Ведь практически все компании отрасли находятся в тяжелейшем положении из-за неплатежей, они не способны инвестировать в поддержание и расширение своих мощностей. Отрасль крайне неэффективна во многом из-за финансовой и производственной непрозрачности. Система тарифообразования не стимулирует компании к снижению затрат, а кросс-субсидирование мешает развитию промышленности и способствует отвлечению средств на строительство маломощных и низкопроизводительных источников энергии. Более того, тарифы часто не покрывают даже текущие затраты, их уровень зачастую определяется не экономическими, а политическими соображениями. Перечислять проблемы отрасли можно практически бесконечно.
    Тем не менее крайне важно, чтобы в процессе проведения реструктуризации права и интересы акционеров РАО <ЕЭС России> и <дочерних> компаний неукоснительно соблюдались, каждый шаг проходил экспертизу на предмет соответствия международным нормам корпоративного управления. Необходимо, чтобы привлечение инвесторов (которое, по сути, будет означать продажу части активов РАО) проводилось осмысленно, без излишней спешки и, главное, по справедливым ценам, отражающим долгосрочную ценность этих активов.
    Безусловно, инвестиционное сообщество доверяет председателю правления РАО <ЕЭС России> А. Чубайсу. Однако не стоит упускать из виду, что интересы страны, которым он, безусловно, служит, в его понимании могут не полностью совпадать с задачей повышения стоимости компании, в которой он сейчас работает, и интересами ее акционеров. И тогда, я боюсь, эти интересы могут быть принесены в жертву. Поэтому одного доверия недостаточно. Давайте проанализируем то, что написано в концепции. Ведь не можем же мы серьезно воспринимать заявления о том, что это, дескать, общий документ, а не план действий, и не надо понимать его слишком буквально. Напротив: это пока единственный ставший публично доступным документ о реструктуризации, следовательно, к нему нужно отнестись с максимальным вниманием.
    Руководство РАО <ЕЭС России> бесчисленное количество раз декларировало свое стремление к повышению капитализации компании, уважению и защите прав акционеров. Эти же цели вынесены в преамбулу концепции. Однако я возьму на себя смелость утверждать, что на самом деле документ в его нынешней форме вообще не проходил серьезной проверки на предмет учета интересов акционеров. Во всяком случае к такому выводу подталкивает серьезный анализ его содержания.
    Итак, какие шаги по реструктуризации существующих компаний отрасли предлагает руководство РАО <ЕЭС России>?
    Во-первых, каждая из электростанций, входящих сейчас в АО-энерго, будет выделена в отдельное 100%-е <дочернее> общество. То же самое произойдет с распределительными сетями, принадлежащими АО-энерго. На базе каждого АО-энерго будет создана <дочка>, занимающаяся сбытом электричества и тепла. Возможным вариантом (которому, видимо, будет отдано предпочтение) является распределение акций новых компаний среди существующих акционеров АО-энерго пропорционально их долям. Что касается системообразующих сетей, обеспечивающих передачу энергии на экспорт или снабжение крупных промпредприятий, которые сейчас принадлежат АО-энерго, то эти активы РАО хочет забрать себе (видимо, за долги АО-энерго по абонентной плате).
    Во-вторых, РАО <ЕЭС России> создаст 100%-е <дочерние> компании <ТЭС-генерация> и <ГЭС-генерация>, которые получат в управление пакеты акций всех генерирующих станций.
    Мне представляется, что все эти шаги совершенно не учитывают интересы акционеров. Действительно, сегодня в руках инвесторов находятся акции в общей сложности почти сотни компаний (АО-энерго и АО-электростанции). В случае если АО-энерго будут разделены на несколько компаний каждое, на рынке будут обращаться бумаги огромного количества эмитентов, каждый из которых будет слишком маленьким, чтобы иметь ликвидность. Таким образом, рыночная стоимость этих акций будет стремиться к нулю. В случае же если активы будут переданы в 100%-е <дочерние> компании (второй предложенный вариант) и каждое АО-энерго превратится в холдинговую компанию, акционеры такого холдинга фактически потеряют право голоса в отношении дальнейшей судьбы переданных активов.
    Действительно, единственным акционером <дочерней> компании, контролирующей, например, крупную электростанцию, будет АО-энерго, и, следовательно, руководство АО-энерго получит полную <свободу рук> по передаче ценных активов, например, в совместные предприятия с потребителями энергии или по их продаже каким-то инвесторам.
    Выделение сбытовых подразделений АО-энерго в отдельные компании также несет в себе большие риски. Эти компании фактически не будут иметь никаких активов, однако через них будут проходить огромные финансовые потоки, что создаст благодатную почву для коррупции, злоупотреблений и, возможно, для новых неплатежей в отрасли.
    План передачи системообразующих сетей, безусловно, являющихся стратегическим активом, из АО-энерго в РАО <ЕЭС России> - жесточайший пример конфликта интересов внутри РАО, когда компания одновременно и поставщик услуг, оплачиваемых абонентной платой, и акционер АО-энерго. В таком двойном качестве РАО, конечно, способно <продавить> практически любое решение через совет директоров АО-энерго. В программе действий 1998 г., в разработке которой, кстати, принимали участие многие авторы концепции, речь шла о разрешении этого конфликта интересов, однако сейчас руководство РАО собирается использовать его, чтобы фактически переделить собственность в отрасли в пользу <материнской> компании.
    Не лучше обстоит дело с предлагаемой передачей имущества существующих компаний в аренду или доверительное управление новым юридическим лицам, когда всякая прозрачность будет потеряна. Конечно, в этом случае с самим правом собственности ничего не происходит. Однако, очевидно, что фондовый рынок не будет высоко оценивать компании, которым мощности и другие активы принадлежат только на бумаге, тогда как на практике этот бизнес находится в других руках, которые напрямую не контролируются акционерами.
    Безусловно, разделение бизнесов в отрасли в той или иной форме необходимо для обеспечения финансовой прозрачности и развития конкуренции в тех сферах, которые не являются естественной монополией. Однако форма, в которой это планируется сделать, нанесет огромный ущерб акционерам.
    Выходом могло бы стать создание межрегиональных компаний, которые бы объединили различные активы, относящиеся к одной сфере деятельности и в настоящий момент принадлежащие нескольким АО-энерго, технологически входящим в одну объединенную энергосистему. Акции таких крупных компаний, распределенные среди сегодняшних акционеров АО-энерго, были бы ликвидны на рынке, могли бы стать инструментом привлечения инвестиций в эти компании в дальнейшем. Если по политическим причинам невозможно создать такие межрегиональные компании, решения проблем прозрачности и конкуренции можно было бы добиться и в рамках существующей корпоративной структуры, внедрив принципы раздельного учета затрат и выведя генерирующие мощности АО-энерго на оптовый рынок без передачи их в отдельные компании.
    Создание крупных компаний также абсолютно необходимо для того инвестиционного процесса в отрасли, обеспечение которого является основной целью реструктуризации. Мелкие компании не будут иметь собственных инвестиционных ресурсов, им будет крайне трудно добиться таких тарифов, которые позволили бы зарабатывать необходимые средства. Кроме того, мелкие компании не будут привлекательны для международных энергетических групп и смогут привлечь в качестве инвесторов скорее всего только предприятия из данного региона, также не обладающие достаточными ресурсами. Таким образом, в результате раздробления отрасли инвестиции не возрастут, а, скорее, снизятся.
    На мой взгляд, было бы целесообразно во избежание злоупотреблений оставить сбытовые подразделения в составе компании по распределительным сетям.
    Безусловно, фактическая конфискация ценных активов в пользу РАО <ЕЭС России> должна быть полностью исключена как инструмент проведения реструктуризации. Также должны быть исключены непрозрачные и сомнительные схемы передачи мощностей в аренду или доверительное управление.
    После проведения реструктуризации существующих компаний руководство РАО <ЕЭС России> планирует начать процесс привлечения инвестиций. Де-факто привлечение инвестиций будет происходить через продажу (или передачу доли, что по сути то же самое) существующих активов инвесторам. Здесь акционеров РАО <ЕЭС России> и <дочерних> компаний в первую очередь интересуют цены, по которым такие сделки будут осуществляться, а также прозрачность процесса продаж (привлечение независимых оценщиков, инвестиционных банков и т.д.).
    Определяющим для стоимости активов при продаже будут сроки начала привлечения инвестиций, а точнее, тот объем мероприятий по созданию условий для различных категорий инвесторов, который будет реализован к началу инвестиционного процесса. В случае если продажи начнутся до решения основных проблем отрасли, их осуществление станет возможно только по относительно низким ценам, которые будут учитывать серьезные риски участия в отрасли. Покупателями в этом случае в первую очередь будут местные промышленные предприятия, заинтересованные в надежном энергоснабжении по низкой себестоимости, но не в энергетическом бизнесе как таковом, или в лучшем случае поставщики топлива. И те и другие могут приобрести энергетические активы только по низким ценам, а возможно и вовсе в порядке погашения долгов (например, за топливо) перед ними.
    В интересах акционеров РАО <ЕЭС России> необходимо, чтобы продажи осуществлялись только после создания необходимых условий для тех категорий инвесторов, которые в состоянии платить справедливые цены за реализуемые активы. Такими условиями являются в первую очередь решение проблемы неплатежей и создание такой системы тарифообразования, которая покрывала бы издержки и обеспечивала рентабельность работы участников отрасли. Кроме того, как было отмечено выше, компании, предлагаемые потенциальным инвесторам, должны быть достаточно крупными, что создаст конкуренцию среди инвесторов и позволит повысить цены на эти активы.
    Тогда появится возможность привлечь крупные зарубежные энергетические группы, которые обладают финансовыми ресурсами для приобретений по высоким ценам, отражающим будущий потенциал отрасли. Важным источником привлечения средств по справедливым ценам должен стать и фондовый рынок.
    Необходимо отметить, что эта часть процесса рестуктуризации в концепции, к сожалению, не описана достаточно глубоко. Однако общая логика рассуждений руководства РАО, а также информация, поступаюшая из АО-энерго, в которых реализуются пилотные проекты реструктуризации, позволяет сделать определенные выводы.
    Пока руководство РАО <ЕЭС России> заявляет, что любые инвесторы будут приветствоваться - и промышленные предприятия, и поставщики топлива, и производители оборудования, и западные энергетические группы, не акцентируя внимание на том, какие категории инвесторов являются более предпочтительными.
    Однако пилотные проекты реструктуризации АО-энерго, реализуемые, в частности, в таких регионах, как Самара, Омск, Екатеринбург и Оренбург, усиливают опасения, что основными инвесторами для РАО <ЕЭС России> являются именно местные промышленные предприятия и поставщики топлива. Так, в этих регионах уже всерьез обсуждается вопрос привлечения инвестиций от вполне конкретных предприятий. При этом, как заявляют руководители данных АО-энерго, привлечение инвестиций начнется <не ранее весны следующего года>, что при переводе на нормальный русский язык как раз и означает, что уже через год определенные активы могут быть проданы. Если эти подозрения не беспочвенны и такая практика будет распространена и на другие компании отрасли, акционеры неминуемо столкнутся с потерей значительной части ценности принадлежащих им акций РАО <ЕЭС России> и АО-энерго.
    По моему мнению, в случае если справедливые решения проблем, поднятых в этой статье, не будут найдены, акционерам РАО <ЕЭС России> и <дочерних> компаний, инвестиционному климату в России, наконец, репутации руководства РАО будет нанесен жесточайший ущерб.
    В конце июня совет директоров РАО <ЕЭС России> будет рассматривать окончательный вариант концепции и программу действий по ее реализации. В рамках подготовки окончательного варианта концепции создана экспертная группа при РАО <ЕЭС России> для ее обсуждения, в которую вошли представители инвесторов. Пока не ясно, готово ли руководство РАО серьезно отнестись к выводам этой группы. Настоятельно необходимо, чтобы РАО серьезно прислушалось к рекомендациям этой группы, а также организаций, занимающихся защитой прав инвесторов, в первую очередь Ассоциации по Защите Прав инвесторов, возглавляемой Дм. Васильевым. Желательно было бы привлечь авторитетный западный инвестиционный банк, который дал бы рекомендации по механизмам защиты прав акционеров в процессе реструктуризации.
    Команда А. Чубайса пришла в РАО <ЕЭС России> <под знаменем> повышения инвестиционной привлекательности компании и была с энтузиазмом поддержана акционерами. Реструктуризация покажет, оправдались ли надежды инвесторов. Для всех нас очень важно, чтобы эта проверка прошла успешно, чтобы в процессе реструктуризации РАО <ЕЭС России> акционеры не пострадали и их интересам не был нанесен ущерб.
    С этой целью концепция реструктуризации РАО должна быть серьезно доработана.

Потенциальные инвесторы

Потребители энергии - промышленные предприятия или поставщики топлива

Зарубежные энергетич. компании

Органы власти

Рынки капиталов (акции, займы)

Пример

"Сибирский алюминий"

EdF, RWE, AES

Мэрия г. Омск

Prosperity Capital Management

Какие условия должны быть вы-полнены, чтобы инвестор пришел?

Объектом продажи должны быть отдельные станции, снабжающие данные предприятия

Должны быть решены проблемы неплатежей и тарифообразования

Речь идет об обмене активов, принадлежа-щих властям, на доли в компаниях

Должны быть решены проблемы неплатежей и тарифообразования

Какие цели ставит перед собой инвестор?

Надежное снабжение основного бизнеса элек-троэнергией и/или теплом по низкой себестоимости, погашение задолженности

Получение прибыли на рынке электро-энергии и тепла

Контроль за общест-венно значимыми объ-ектами инфраструктуры, возможность субсидиро-вать отдельные группы потребителей

Получение дохода от роста курсовой стои-мости, дивидендов или процентов по займам

Какие цели не ставит перед собой инвестор?

Заниматься энергетикой как самостоятельным бизнесом

Снабжать энергией без оплаты и по убы-точным тарифам

Получение прибыли, создание эффективного бизнеса

Финансировать отрасль без получения дохода на вложенный капитал

Что инвестор даст отрасли и акционерам компаний группы?

Надежное снабжение отдельных промпредприя-тий, купивших электро-станции, надежное топливообеспечение

Создание эффектив-ных и успешных круп-ных компаний по генерации и распере-делению

Облегчение проблемы неплатежей, консоли-дация трансмиссионных активов

Повышение финан-совой и операционной прозрачности

По каким ценам инвестор готов вкладывать/при-обретать активы?

По относительно низким ценам, желательно через обмен на не имеющие текущей стоимости доли в предприятиях

По относительно вы-соким ценам, учиты-вающим прежде всего будущий потенциал отрасли

Только через обмен принадлежащих властям активов на доли в ком-паниях, без оплаты деньгами

По средним ценам (в случае покупки акций), учитывающим текущее состояние отрасли

© ЗАО "Группа РЦБ".