План реструктуризации РАО <ЕЭС России>
Председатель правления РАО "ЕЭС России"
В течение последних 15-20 лет в мировой энергетике был проведен целый ряд крупных преобразований, которые начинались с отдельных энергосистем (классические примеры - Калифорния, Англия (Уэльс)), вслед за которыми были приняты базовые решения. Эти решения можно охарактеризовать абсолютно определенно и со 100%-й однозначностью. Они сводятся к принятому в большинстве европейских стран, а сегодня уже ставшему директивным, решению о либерализации электроэнергетики и дерегулировании энергетических рынков. Это зафиксировано в официальной директиве ЕС, принятой в феврале 1998 г., которая сегодня уже реализуется во всех странах Европы.
Надо прямо сказать, что опыт этот крайне непрост, имеет и положительные, и отрицательные составляющие, но тем не менее сегодня именно в этом направлении движутся не только европейские энергосистемы, но и Япония, и Соединенные Штаты, в этом же направлении принято базовое решение и у наших соседей, прежде всего в Казахстане и Украине. Хотя меры, принятые в Казахстане и Украине, достаточно половинчатые. Реструктуризация энергетики проведена, а либерализации рынков реально не осуществлено. Опыт показывает, что это одно из самых неудачных сочетаний.
Если анализировать в целом положение дел в российской энергетике на сегодня, то среди общего перечня проблем, существующих у нас, можно выделить самые острые, самые сложные и самые тяжелые.
В качестве первой и самой острой проблемы указывается критическое состояние основных фондов электроэнергетики. Здесь без преувеличения можно говорить об угрозе национальной безопасности страны, если рассматривать этот вопрос в перспективе трех-пяти лет.
Тяжелой проблемой в российской энергетике является состояние сегодняшней тарифной политики, не с точки зрения технологии ее осуществления, а с точки зрения того фундамента, на котором оно выстроено. Сегодняшняя тарифная политика в энергетике, по сути дела, предопределена в решающей степени политическими, а не экономическими факторами. Она зависит на региональном уровне главным образом от таких вопросов, как сроки ближайших выборов, и в гораздо меньшей степени от такого вопроса, как состояние основных фондов в АО-энерго или ситуация с дефицитностью энергосистемы.
С этим же связан действующий в энергетике 100% затратный принцип ценообразования. Он, собственно говоря, так и называется, так и реализуется на сегодня. Смысл его состоит в том, что энергосистема обосновывает свои затраты, докладывает и доказывает их в РЭК. Чем более эффективно она доказала, что затраты большие, тем больше будет в результате тариф.
Мы считаем, что эти базовые проблемы не могут быть преодолены просто набором каких-то текущих организационно-технических мероприятий по дальнейшему совершенствованию производства или улучшению экономики. Мы считаем, что базовые принципы функционирования нашей компании, базовые принципы государственного регулирования в энергетике должны быть кардинально изменены для того, чтобы предотвратить превращение России из энергоизбыточной страны в энергодефицитную.
Самая главная для нас цель - это обеспечение условий для привлечения инвестиций. Мы считаем, что сделать это невозможно в рамках существующей тарифной политики за счет инвестиционной составляющей, даже приведя сбор <живых денег> к 100%, сделать это невозможно за счет бюджетных источников, которые в принципе не могут увеличиться в сотни раз. Сделать это можно только за счет создания условий для привлечения частных инвестиций. Иных способов решения задачи в мире не существует.
При этом, конечно, принципиально важно, чтобы сама компания РАО <ЕЭС России> обрела финансовую стабильность, рассчитывалась со своими поставщиками, рассчитывалась с бюджетом, естественно, получая все, что необходимо от своих потребителей по текущим расчетам. Результатом такой политики станет рост капитализации компаний, который сам по себе тоже является фактором привлечения инвестиций.
И еще одной важнейшей целевой установкой для нас является надежное и бесперебойное энергоснабжение платежеспособных потребителей. Хочу об-ратить внимание в этом словосочетании на одно слово, которое, собственно, изменяет этот много лет известный принцип в энергетике. Надежное, бесперебойное энергоснабжение платежеспособных потребителей - именно это мы считаем основой, на которой может и должна развиваться энергетика страны, так, чтобы преодолеть те проблемы, о которых было сказано. Итак, это целевые задачи. На каких принципах может осуществляться реструктуризация компании? Прежде всего, мы считаем, что для того, чтобы энергетика функционировала эффективно, необходимо создать единое общероссийское тарифное пространство. И создание его может осуществляться только на основе перехода от тарифного регулирования генерации к нормальному рыночному ценообразованию в энергетике.
Второй базовый принцип, не менее значимый, который мы отстаиваем, - это принцип создания единой структуры управления сетевым хозяйством страны и восстановление сетевых связей между энергозонами. Мы считаем, что сегодняшней структуре энергетики этот принцип так и не удалось реализовать ни с технической точки зрения, ни с управленческой. До настоящего времени сетевое хозяйство в важнейших частях энергосистемы страны разорвано и выведено из-под единого управления.
На этой основе принципом нашей нормальной работы является мониторизация расчетов, увеличение доли денежных составляющих в наших платежах и соответственно в платежах нам. Безусловный приоритет - технической политике, которая всегда останется во главе угла при любых преобразованиях компании.
И не менее важная составляющая под названием <приоритет социальной ответственности>, поскольку мы ясно понимаем, что в ходе реструктуризации целый ряд неэффективных предприятий, неэффективных генерирующих мощностей подвергнется серьезным преобразованиям вплоть до (как крайняя мера) возможного закрытия с необходимыми мерами социальной защиты работающих на них.
Основные задачи реструктуризации:
Завершая доклад о концепции реструктуризации, хотелось бы обратить ваше внимание на несколько базовых моментов. Прежде всего все то, что сегодня изложено, не случайно названо концепцией. Речь идет не о программе, не о плане действий, тем более не о нормативном документе, а всего лишь о концепции, которая определяет базовое принципиальное направление нашего движения.
Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы ее реализовать, потребуется гигантская работа, потребуется подготовка указа, а может быть, даже не одного указа президента, корректировка целого ряда действующих законов, внесение и принятие в Государственную думу новых законов, постановление правительства, пересмотр существующих правил технической эксплуатации и многое другое.
Мы считаем, что преобразование в нашей сфере, преобразование в РАО <ЕЭС России>, с одной стороны, крайне необходимо, я бы сказал, катастрофически необходимо, а с другой стороны, крайне опасно. Именно в этом сочетании вся сложность вопроса, который мы выносим на ваше рассмотрение. Мы прекрасно понимаем, что жизнеобеспечивающая отрасль, каковой является энергетика, требует, может быть, как никакая другая, соблюдения принципа <семь раз отмерь, один раз отрежь>.
Тем не менее мы считаем, что самым опасным, а по существу, безнадежным вариантом является отсутствие каких бы то ни было преобразований. В том, что мы выносим на ваше рассмотрение, не предполагается каких-то силовых действий. У нас есть целый ряд принципов, которые не заставляют преобразовываться, а заинтересовывают в преобразовании. Мы считаем, что хозяйство такого масштаба и такой важности иначе преобразовывать просто невозможно.
Так вот, для того чтобы начать что бы то ни было делать, а начинать нужно буквально немедленно, нам нужен ответ на базовый вопрос: в этом направлении будет осуществляться движение или не в этом направлении?
Вопрос этот не может быть вопросом, находящимся в компетенции исключительно РАО <ЕЭС России>, этот вопрос требует решения совета директоров, правительства, президента, парламента страны. Мы это прекрасно понимаем. Но, для того чтобы вынести на рассмотрение соответствующих органов все то, что необходимо, нам нужно получить стартовую точку.