План реструктуризации РАО <ЕЭС России>

Чубайс Анатолий
Председатель правления РАО "ЕЭС России"

    В течение последних 15-20 лет в мировой энергетике был проведен целый ряд крупных преобразований, которые начинались с отдельных энергосистем (классические примеры - Калифорния, Англия (Уэльс)), вслед за которыми были приняты базовые решения. Эти решения можно охарактеризовать абсолютно определенно и со 100%-й однозначностью. Они сводятся к принятому в большинстве европейских стран, а сегодня уже ставшему директивным, решению о либерализации электроэнергетики и дерегулировании энергетических рынков. Это зафиксировано в официальной директиве ЕС, принятой в феврале 1998 г., которая сегодня уже реализуется во всех странах Европы.
    Надо прямо сказать, что опыт этот крайне непрост, имеет и положительные, и отрицательные составляющие, но тем не менее сегодня именно в этом направлении движутся не только европейские энергосистемы, но и Япония, и Соединенные Штаты, в этом же направлении принято базовое решение и у наших соседей, прежде всего в Казахстане и Украине. Хотя меры, принятые в Казахстане и Украине, достаточно половинчатые. Реструктуризация энергетики проведена, а либерализации рынков реально не осуществлено. Опыт показывает, что это одно из самых неудачных сочетаний.
    Если анализировать в целом положение дел в российской энергетике на сегодня, то среди общего перечня проблем, существующих у нас, можно выделить самые острые, самые сложные и самые тяжелые.
    В качестве первой и самой острой проблемы указывается критическое состояние основных фондов электроэнергетики. Здесь без преувеличения можно говорить об угрозе национальной безопасности страны, если рассматривать этот вопрос в перспективе трех-пяти лет.
    Тяжелой проблемой в российской энергетике является состояние сегодняшней тарифной политики, не с точки зрения технологии ее осуществления, а с точки зрения того фундамента, на котором оно выстроено. Сегодняшняя тарифная политика в энергетике, по сути дела, предопределена в решающей степени политическими, а не экономическими факторами. Она зависит на региональном уровне главным образом от таких вопросов, как сроки ближайших выборов, и в гораздо меньшей степени от такого вопроса, как состояние основных фондов в АО-энерго или ситуация с дефицитностью энергосистемы.
    С этим же связан действующий в энергетике 100% затратный принцип ценообразования. Он, собственно говоря, так и называется, так и реализуется на сегодня. Смысл его состоит в том, что энергосистема обосновывает свои затраты, докладывает и доказывает их в РЭК. Чем более эффективно она доказала, что затраты большие, тем больше будет в результате тариф.
    Мы считаем, что эти базовые проблемы не могут быть преодолены просто набором каких-то текущих организационно-технических мероприятий по дальнейшему совершенствованию производства или улучшению экономики. Мы считаем, что базовые принципы функционирования нашей компании, базовые принципы государственного регулирования в энергетике должны быть кардинально изменены для того, чтобы предотвратить превращение России из энергоизбыточной страны в энергодефицитную.
    Самая главная для нас цель - это обеспечение условий для привлечения инвестиций. Мы считаем, что сделать это невозможно в рамках существующей тарифной политики за счет инвестиционной составляющей, даже приведя сбор <живых денег> к 100%, сделать это невозможно за счет бюджетных источников, которые в принципе не могут увеличиться в сотни раз. Сделать это можно только за счет создания условий для привлечения частных инвестиций. Иных способов решения задачи в мире не существует.
    При этом, конечно, принципиально важно, чтобы сама компания РАО <ЕЭС России> обрела финансовую стабильность, рассчитывалась со своими поставщиками, рассчитывалась с бюджетом, естественно, получая все, что необходимо от своих потребителей по текущим расчетам. Результатом такой политики станет рост капитализации компаний, который сам по себе тоже является фактором привлечения инвестиций.
    И еще одной важнейшей целевой установкой для нас является надежное и бесперебойное энергоснабжение платежеспособных потребителей. Хочу об-ратить внимание в этом словосочетании на одно слово, которое, собственно, изменяет этот много лет известный принцип в энергетике. Надежное, бесперебойное энергоснабжение платежеспособных потребителей - именно это мы считаем основой, на которой может и должна развиваться энергетика страны, так, чтобы преодолеть те проблемы, о которых было сказано. Итак, это целевые задачи. На каких принципах может осуществляться реструктуризация компании? Прежде всего, мы считаем, что для того, чтобы энергетика функционировала эффективно, необходимо создать единое общероссийское тарифное пространство. И создание его может осуществляться только на основе перехода от тарифного регулирования генерации к нормальному рыночному ценообразованию в энергетике.
    Второй базовый принцип, не менее значимый, который мы отстаиваем, - это принцип создания единой структуры управления сетевым хозяйством страны и восстановление сетевых связей между энергозонами. Мы считаем, что сегодняшней структуре энергетики этот принцип так и не удалось реализовать ни с технической точки зрения, ни с управленческой. До настоящего времени сетевое хозяйство в важнейших частях энергосистемы страны разорвано и выведено из-под единого управления.
    На этой основе принципом нашей нормальной работы является мониторизация расчетов, увеличение доли денежных составляющих в наших платежах и соответственно в платежах нам. Безусловный приоритет - технической политике, которая всегда останется во главе угла при любых преобразованиях компании.
    И не менее важная составляющая под названием <приоритет социальной ответственности>, поскольку мы ясно понимаем, что в ходе реструктуризации целый ряд неэффективных предприятий, неэффективных генерирующих мощностей подвергнется серьезным преобразованиям вплоть до (как крайняя мера) возможного закрытия с необходимыми мерами социальной защиты работающих на них.
    Основные задачи реструктуризации:

  • Формирование конкурентного рынка в сфере генерации и сбыта.
  • Обеспечение ликвидности расчетов в энергетическом комплексе.
  • Формирование эффективно управляемого РАО <ЕЭС России>.
  • Рационализация структуры активов холдинга.
  • Оздоровление финансового состояния РАО <ЕЭС России> и управляемых им компаний.
  • Создание условий для воспроизводства и модернизации основных производственных фондов компании (энергетическая безопасность).
  • Обеспечение управления техническим развитием.
  • Социальная поддерж-ка трудовых коллективов реструктурируемых предприятий.
        Двигаясь в этом направлении, мы ставим перед собой целый ряд задач, которые направлены на достижение названных выше целей.
        Набор целей, принципов и изложенных задач не может быть реализован единовременно. Предстоит большая и многоэтапная работа, работа, которая в соответствии с нашими исходными представлениями должна быть разделена на три этапа.
        В рамках первого этапа и происходит главное преобразование. Это прежде всего вывод генерации на оптовый рынок. Это новое правило оптового рынка и переход к рыночному ценообразованию на оптовом рынке. Это выделение самостоятельных бизнесов, о чем мы будем говорить чуть позже и более подробно. Это новая система договорных отношений между субъектами рынка и, безусловно, формирование системы социальной защиты, о чем только что было сказано.
        В результате осуществления первого этапа су-щественно изменяется положение компании на финансовом рынке, возникают нормальные и серьезные предпосылки для мощного привлечения инвестиций, частных инвестиций в саму компанию, естественно, прежде всего в ее либерализованные и конкурирующие секторы.
        Второй этап - это и есть привлечение инвестиций, в рамках которого происходит повышение финансовой прозрачности компаний, привлекаются кредиты под экспортные контракты, прямые инвестиции. Иными словами, это, собственно, и есть этап, когда энергетика получает такие остро необходимые ей финансовые ресурсы.
        На этом основании энергетика входит в завершающий третий этап, в рамках которого уже реструктуризованная компания РАО <ЕЭС России> концентрирует свой бизнес в области сетевых и системных услуг и, если это окажется целесообразным, разумным, обеспечит диверсификацию собственного бизнеса за счет выхода на новые рынки товаров и услуг, если это будет диктоваться естественными предпосылками.
        Чуть более подробно о содержании первого этапа, поскольку именно он является ключевым и наиболее важным (рис. 1).
        В результате осуществления первого этапа преобразований РАО <ЕЭС России> претерпевает существенные изменения.
        В составе компании формируются две генерирующие компании, которые условно называются здесь ТЭС-генерация и ГЭС-генерация. В ее составе сохраняется и укрепляется ЦДУ, которое будет выполнять функции единого системного оператора. В ее составе расширится и укрепится сетевая компания, в состав которой, как мы сейчас увидим, перейдут не только межсистемные линии электропередач, но и системообразующие линии электропередач. В составе РАО <ЕЭС России>
        останется, особенно на первом этапе, сбытовая компания или сбытовые компании, которые работают в сфере оптового рынка, обеспечивают сбыт и прочие бизнесы. Это структура РАО <ЕЭС России> по завершении первого этапа преобразований. Основой для преобразований РАО <ЕЭС России> в целом является ре-структуризация АО-энерго, основных энергосистем, из которых, собственно, прежде всего и формируется наша компания в целом (рис. 2).
        Что произойдет с АО-энерго в результате осуществления программы, о которой мы говорим? В составе АО-энерго могут быть выделены тепловые станции, ТЭС, которые могут быть объединены между собой либо могут быть объединены в единую компанию с федеральными станциями, из которых образуется именно то, о чем так долго идет речь, независимая генерирующая компания. Мы не готовы, тем более сегодня, жестко потребовать заданной структуры, количества, состава генерирующих компаний. Это должно быть предметом специальной, отдельной, детальной работы. Именно поэтому в качестве переходного этапа предлагается проведение этой работы под эгидой того, что мы условно называем ТЭС-генерация. Объединенная компания, которая, собственно, и осуществляет функцию формирования перечня конкурирующих между собой генерирующих компаний.
        В самой АО-энерго сохраняются, естественно, ее сетевые функции, сетевая компания, в то время как системообразующие сети, как правило, это сети выше 110 киловольт, попадают в сетевую компанию, ту самую, которая формируется на базе РАО <ЕЭС России>, о которой я только что говорил. Остающиеся в распоряжении АО-энерго, как правило, распределительные сети представляют собой часть нового АО-энерго, включающего распределительные сети, а также сбытовые структуры, которые сохраняются в АО-энерго, возможно, в единственном, а может быть, и не в единственном числе. Мы не хотели бы жестко задавать это составляющее требование к преобразованиям АО-энерго.
        Ключевой составляющей всех преобразований мы считаем преобразования в АО-энерго. Это основа для преобразований в компании в целом. Именно поэтому мы считаем, что торопиться с этим не надо, и здесь, как нигде, нужно сначала детально проанализировать интересы, позиции, стремления. Именно поэтому в течение последнего года мы ведем активную работу с рядом АО-энерго по выработке возможных планов их реструктуризации.
        Что происходит в сфере транспорта? В сфере транспорта РАО <ЕЭС России>, как уже было сказано, укрепляет сетевую составляющую и приобретает у АО-энерго системообразующие сети, находящиеся у них на балансе. Эти сети через выкуп или через передачу должны войти в состав сетевой компании РАО <ЕЭС России> и таким образом сформировать в АО-энерго системообразующие сети, которые являются основой сетевой компании РАО <ЕЭС России>.
        Оставшиеся в АО-энерго сети остаются в АО-энерго после преобразований в целом. Статус ЦДУ во всех этих преобразованиях остается неизменным. ЦДУ - это, как и сегодня, 100%-я <дочерняя> компания РАО <ЕЭС России>, это системный оператор, который должен в нашем понимании лишь укреплять свои функции, в том числе за счет создания принципиальных законодательных основ по управлению всем текущим диспетчерским производством.
        На первом этапе, как было сказано, преобразовывается также и сбыт, как в РАО <ЕЭС России>, так и в АО-энерго. Глав-ная идея преобразования сбыта в АО-энерго состоит в том, что из состава АО-энерго могут выделяться региональные сбытовые организации или сбытовая организация, которые в нашем понимании скорее всего не должны быть объединены с региональными сетевыми компаниями даже после их полной реструктуризации.
        Мы считаем, что региональные сети - это в любом случае монопольный сектор, а региональный сбыт - это немонопольный сектор. Именно поэтому в сфере сбыта возможно и разумно существование нескольких конкурирующих между собой компаний.
        Что происходит в целом на оптовом рынке электроэнергии в результате всех обозначенных преобразований? В целом на оптовом рынке формируется единая торговая площадка, на которой, собственно, и происходит взаимодействие потребителя и генерации. В рамках этого взаимодействия системный оператор ЦДУ вместе с сетевой компанией обеспечивает баланс, перетоки, частоту - это его главная задача, естественно, за счет поддержания соответствующих резервов и осуществления иных системных функций. А коммерческий оператор на этой же торговой площадке организует коммерцию, торговую площадку в подлинном смысле этого слова, организует финансовые расчеты между продавцами и покупателями, обеспечивая соблюдение единых правил игры на этом самом рынке. Таким образом выглядит в целом конструкция оптового рынка электроэнергии по результатам преобразования на первом этапе.

    * * *

        Завершая доклад о концепции реструктуризации, хотелось бы обратить ваше внимание на несколько базовых моментов. Прежде всего все то, что сегодня изложено, не случайно названо концепцией. Речь идет не о программе, не о плане действий, тем более не о нормативном документе, а всего лишь о концепции, которая определяет базовое принципиальное направление нашего движения.
        Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы ее реализовать, потребуется гигантская работа, потребуется подготовка указа, а может быть, даже не одного указа президента, корректировка целого ряда действующих законов, внесение и принятие в Государственную думу новых законов, постановление правительства, пересмотр существующих правил технической эксплуатации и многое другое.
        Мы считаем, что преобразование в нашей сфере, преобразование в РАО <ЕЭС России>, с одной стороны, крайне необходимо, я бы сказал, катастрофически необходимо, а с другой стороны, крайне опасно. Именно в этом сочетании вся сложность вопроса, который мы выносим на ваше рассмотрение. Мы прекрасно понимаем, что жизнеобеспечивающая отрасль, каковой является энергетика, требует, может быть, как никакая другая, соблюдения принципа <семь раз отмерь, один раз отрежь>.
        Тем не менее мы считаем, что самым опасным, а по существу, безнадежным вариантом является отсутствие каких бы то ни было преобразований. В том, что мы выносим на ваше рассмотрение, не предполагается каких-то силовых действий. У нас есть целый ряд принципов, которые не заставляют преобразовываться, а заинтересовывают в преобразовании. Мы считаем, что хозяйство такого масштаба и такой важности иначе преобразовывать просто невозможно.
        Так вот, для того чтобы начать что бы то ни было делать, а начинать нужно буквально немедленно, нам нужен ответ на базовый вопрос: в этом направлении будет осуществляться движение или не в этом направлении?
        Вопрос этот не может быть вопросом, находящимся в компетенции исключительно РАО <ЕЭС России>, этот вопрос требует решения совета директоров, правительства, президента, парламента страны. Мы это прекрасно понимаем. Но, для того чтобы вынести на рассмотрение соответствующих органов все то, что необходимо, нам нужно получить стартовую точку.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".