<12 первоочередных шагов по реструктуризации банковской системы> - инициатива АРБ

РЦБ
Издательский Дом

    Основные задачи реструктуризации банковской системы:

  • Перейти от политики санации отдельных проблемных банков к созиданию и формированию здоровой рыночной банковской системы, провести структурную реформу банковской системы.
  • Увеличить совокупный капитал банков и наполнить банковскую систему долгосрочными ресурсами.
  • Создать условия для стимулирования качественного роста рыночных коммерческих банков, в том числе в регионах.
        Цель реализации программы реструктуризации: cоздание и расширение доли в банковской системе пласта технологичных рыночных коммерческих банков, зарабатывающих основные доходы на кредитных операциях и проводящих рыночную политику. Предполагается, что в рамках 2-3-летней программы доля капитала таких банков в банковской системе может составить не менее 30-40%, доля кредитов в совокупном кредитном портфеле банковской системы - не менее 30%. Доля доходов от кредитования в совокупной прибыли банковской системы не должна составлять менее 60%. Не менее 50% таких здоровых коммерческих банков составят представители регионов в противовес сегодняшней высокой концентрации в столичном регионе.
        СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ШАГОВ, способных заложить основу реализации эффективной программы реструктуризации банковской системы:
        1. Выработать и принять к руководству осмысленную концепцию развития банковской системы на 2-3 года вперед.

        На сегодняшний день отсутствует стратегия развития банковской системы на ближайшие 2-3 года. Все меры, осуществляемые в рамках текущего регулирования или в более долгосрочном плане, необходимо увязать с теми целями и задачами, которые планируется достигнуть в перспективе. Эти меры не должны быть хаотичными и противоречивыми, они должны быть нацелены на стимулирование достижения результата. Мы считаем необходимым такую программу разработать, причем широкое участие в ее подготовке и согласовании должны принимать непосредственно коммерческие банки.
        2. Разработать и реализовать программу работы с просроченной задолженностью у коммерческих банков.
        В соответствии с международным опытом программа реструктуризации банковской системы в тех странах, где она была реализована эффективно, в обязательном порядке включает в себя масштабную программу выкупа просроченной задолженности у коммерческих банков специализированными государственными органами, осуществляющими реализацию программы реструктуризации. Такая программа, к примеру, в соответствии с корейским опытом включает в себя выкуп с установленным, равным для всех участников программы дисконтом просроченной задолженности или прав требования по активным операциям у коммерческих банков.
        Она позволяет:
  • освободить балансы банков от лишнего груза просроченной задолженности и соответственно снизить резервы на возможные потери по ссудам и увеличить капитал;
  • улучшить ликвидность банковской системы в целом, предоставив коммерческим банкам денежные средства или ликвидные ценные бумаги взамен неработающих активов.
        Такой опыт имеется в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и др.
        В нашей ситуации таким государственным органом могли бы выступить АРКО или Российский банк развития. Видимо, и международные финансовые институты оценили бы такой подход и могли бы в нем поучаствовать. Как нам представляется, выкуп просроченной задолженности по кредитам, выданным предприятиям, в условиях России должен быть произведен у коммерческих банков с дисконтом не менее 50% для обеспеченных и не менее 70-80% для необеспеченных кредитов. Высокий размер дисконта обеспечит предостережение коммерческим банкам на будущее при <некачественном> кредитовании.
        Совокупный объем просроченной задолженности коммерческих банков по кредитам предприятиям на 1 декабря 1999 г. составил 31,6 млрд руб., или около 8% в совокупном кредитном портфеле. Выкуп просроченной задолженности может быть проведен для всех коммерческих банков по единообразной схеме: банки проходят аудит по международным стандартам бухгалтерского учета, определяется их аудированный капитал; специализированная организация проводит выкуп просроченной задолженности у коммерческих банков с учетом минимальной суммы (например, эквивалент 100 тыс. долл.) и максималь-ной - 10% от размера собственных средств с учетом фактора связанности заемщиком и банка. На такую программу, по нашей оценке, потребовалось бы не более 7-8 млрд руб. При добровольном участии банков в проекте на программу потребуется не более 1-2 млрд руб. Источником финансирования программы могут послужить средства, запланированные к выделению АРКО в 2000 г. в денежной форме и в форме гарантий.
        3. Осуществить рекапитализацию коммерческих банков.
        Одним из факторов, сдерживающих инвестиционный потенциал коммерческих банков, является низкий размер совокупного капитала банковской системы. После кризиса совокупный капитал банковской системы снизился, соответственно уменьшились возможности по кредитованию производственного сектора. Мы считаем целесообразной разработку специализированной программы, предусматривающей временное вхождение специализированной государственной структуры (например, АРКО) в капитал коммерческого банка с целью увеличения капитала и соответственно кредитного потенциала. Государственное участие должно быть осуществлено на период реализации специальных бизнес-планов коммерческих банков, после чего доля участия государства должна быть реализована на рынке, возможно, в определенных рамках иностранным инвесторам. Такая мера позволит укрепить банковскую систему и повысить ее жизнеспособность. Положительный международный опыт в этом ключе также имеется.
        4. Принять в срок до осени 2000 г. эффективный закон по гарантированию вкладов населения в коммерческих банках.
        Средства населения могли бы составить существенный приток среднесрочных и долгосрочных ресурсов для обеспечения базы кредитования коммерческими банками предприятий на срок от 6 месяцев до 3-5 лет. После кризиса произошел отток существенного объема вкладов населения из коммерческих банков. Увеличилась и без того подавляющая доля Сбербанка на рынке частных вкладов.
        В настоящий же момент объем вкладов населения в коммерческих банках крайне низок. Для рынка характерны следующие определенные негативные тенденции. Доля вкладов граждан в пассивах коммерческих банков за период после кризиса падает (с 25,5 до 17,5%). При наличии рублевого прироста вкладов населения в коммерческих банках в пересчете на валюту наблюдаются падение после кризиса с последующей стагнацией и высокая концентрация вкладов в Сберегательном банке (более 75% от общего объема вкладов). Если до кризиса в пассивах банковской системы средства физических лиц превышали средства юридических, то после кризиса ситуация поменялась: после кризиса в <чулок> из системы коммерческих банков ушло не менее 5-10 млрд долл.
        Неучастие вкладов физических лиц в существенном объеме в формировании ресурсной базы коммерческих банков является серьезным тормозом для аккумулирования источников долгосрочного кредитования коммерческими банками производственного сектора и предприятий сферы услуг и соответственно тормозит развитие экономики в целом.
        Основными принципиальными моментами в законе должны являться государственное гарантирование вкладов (государственный статус корпорации по страхованию вкладов, возможность поддержки корпорации в случае существенных выплат), дифференцированный подход к расчету платежей в зависимости от финансового положения и надежности банка в соответствии с международным опытом. При реализации этого сценария уже через 1-2 года можно ожидать существенного увеличения вкладов населения в коммерческие банки и пропорционального увеличения объемов и срочности кредитов производственному сектору.
        5. Создать равные условия развития и конкуренции для всех банков.
        В представленном общественности исследовании авторитетной международной компании McKinsey содержится важный тезис о том, что одна из ключевых проблем, тормозящих успешное развитие российских предприятий, заключается в сохраняющемся и культивируемом принципе неравенства субъектов экономических взаимоотношений. Это выражается в особой роли и поддержке на федеральном и местном уровнях различных <особых> предприятий - градообразующих, социально значимых и просто <хороших>.
        Поддержка заключается в особом режиме налогообложения, льготах по аренде и пр., что в конечном счете приводит к тому, что более эффективные экономические субъекты не могут конкурировать с ними, поскольку для этих предприятий искусственно создаются тепличные условия.
        В итоге проигрывает экономика в целом, государство, недополучающее налоги, рядовой потребитель. Это тормозит экономический рост.
        То же самое справедливо и для банковской системы. Различные общественно значимые и <системообразующие> банки, не эффективные и не рыночные по своей сути, доказавшие свою системную нежизнеспособность, зачастую поддерживаются государством. Лучшей иллюстрацией сказанного является продолжающийся нерыночный процесс отбора банков и обслуживания банками доходных поступлений Государственного таможенного комитета.
        Мы считаем, что государство должно сменить приоритеты и четко определить позицию в отношении создания равноконкурентных возможностей для коммерческих банков. Все меры, осуществляемые регулирующими институтами, должны строиться в соответствии с данным принципом. В итоге через 2-3 года можно будет ожидать структурных изменений в банковской системе России и рождения целого слоя здоровых, рыночных, эффективных банков, которые бы составили основу стабильности банковской системы.
        6. Четко сформулировать роль государства и государственных банков в банковской системе.
        Для нас совершенно очевидным является положение о том, что банковская система в России должна быть построена по рыночным принципам. Это означает, что ее фундаментом должны являться негосударственные здоровые коммерческие банки.
        Сегодня же мы имеем ситуацию, когда государственные банки не только составляют прямую конкуренцию коммерческим банкам с принятием на государство соответствующих коммерческих рисков, но и сдерживают их развитие благодаря создаваемым нерыночным преимуществам. Наиболее иллюстративным является пример Сберегательного банка РФ, который, являясь искусственным монополистом на рынке частных вкладов и обладающий обширнейшей филиальной сетью, использует свои нерыночные преимущества в конкуренции с коммерческими банками в сфере кредитования предприятий и фактически подавляет кредитную активность коммерческих банков, в том числе путем демпинга.
        Вдобавок к этому рождаются новые государственные банковские проекты типа Россельхозбанка, Российского банка развития и специализированного государственного банка для внешней торговли. Сами по себе идеи создания государственных специализированных банков приветствуются, но при этом важным принципом их функционирования должно являться выполнение строго определенных функций, дополняющих или видоизменяющих расклад сил в финансовой системе страны, разумеется, на принципе <не навреди> ситуации в банковской системе в целом.
        На наш взгляд, роль государства в банковской системе должна быть концептуально определена и должна заключаться в стимулировании развития коммерческих банков и выполнения тех функций, которые коммерческие банки выполнять не в состоянии. На практике это означает сокращение до разумной степени участия государственных банков в сфере операций, в которых они составляют дестимулирующую конкуренцию коммерческим банкам, приватизацию части государственных банков, а также максимальное стимулирование развития конкурентной среды вплоть до активного применения антимонопольного законодательства. Это не означает ухода государственных банков из сфер операций коммерческих банков, но означает создание для всех банков на этих рынках равных условий, т.е. либо снятие указанных нерыночных преимуществ, либо в рамках антимонопольного законодательства принятия соответствующих законодательных ограничений.
        7. Осуществлять специализированную поддержку рыночных коммерческих региональных банков, а не банков по принципу, что он региональный или московский.
        Существующий дисбаланс московских и региональных коммерческих банков является определенным сдерживающим фактором в развитии банковской системы и экономики в целом. Осознание необходимости особой политики в отношении региональных финансовых институтов присутствует в большинстве взглядов и программ развития банковской системы. Принципиальным является вопрос о том, по какому признаку и с какой целью поддерживать банки.
        Мы убеждены, что стимулировать развитие банков нужно не потому, что он региональный или московский, крупный или мелкий, системообразующий или узкоспециализированный, а потому, какую политику он проводит, является ли он реально кредитным финансовым институтом, формирует ли он здоровую конкурентную банковскую среду. В этом смысле мы призываем разработать и проводить в жизнь осмысленную программу стимулирования развития именно рыночных коммерческих региональных банков, результатом которой могло бы явиться формирование стабильной и работоспособной региональной банковской инфраструктуры, которая могла бы эффективно решить экономические проблемы регионов и экономики в целом. Видимым критерием отнесения банков к такой группе могли бы быть: доля одного акционера или группы компаний в капитале, доля кредитов предприятиям в активах, доля доходов от кредитов предприятиям в совокупных доходах.
        8. Создать инфраструктуру банков развития и эффективных механизмов их функционирования.
        В мировой практике банки развития финансируют в зависимости от специфики условий конкретной экономической системы производственные предприятия, инфраструктуру, сельское хозяйство, малый и средний бизнес, внешнюю торговлю и т.п. К таким институтам (в искаженной форме) можно отнести отдельные функции Министерства экономики, Фонда льготного кредитования АПК и т.п. При этом необходимо отметить нерыночность функционирования данных институтов.
        Альтернативой такой огосударствленной системы институтов развития является функционирование в России ряда международных финансовых институтов, в частности Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международной финансовой корпорации (IFC), которые вкладывают значительные объемы средств в экономику страны в течение уже значительного периода времени.
        Система взаимоотношений данных институтов с заемщиками соответствует двухуровневой системе банков развития. Их функционирование в России является более эффективным с точки зрения темпов увеличения инвестиций и возвратности выданных ссуд. Последнее обусловлено коммерческим (рыночным) механизмом предоставления ресурсов заемщикам, предусматривающим комплексную финансовую оценку заемщика и проекта по международным стандартам и дополнительные гарантии коммерческих банков по кредитным ресурсам.
        Для создания эффективной системы банков развития необходимо:
        1. Пересмотреть механизм расходования инвестиционных ресурсов бюджета развития Министерства экономики и пр.; определив отраслевые приоритеты развития, правительство должно сформировать из данных ресурсов инвестиционную базу системы банков развития.
        2. Стимулировать создание двух-уровневой системы банков развития, при которой роль банков первого уровня будут играть совместные банки с участием иностранного капитала и государственным участием, а банков второго уровня - устойчивые коммерческие банки, оцениваемые в соответствии с международными стандартами.
        В случае реализации идеи использования значительного объема государственных средств на финансирование производственного сектора, по нашему мнению, их распределение должно строиться по рыночным принципам на условиях открытой конкуренции. Это означает, что должен быть осуществлен выбор банков, которые будут являться агентами. Их функции - поиск и проработка кредитных заявок, работа с заемщиками, гарантия по возврату средств. Отбираться банки должны не по принципу размера или близости к государству, а исходя из опыта успешной кредитной работы с аналогичными клиентами (опыт успешного, возвратного кредитования аналогичных проектов), текущего финансового состояния, оцениваемого в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета (данная модель успешно функционирует в рамках программ Всемирного банка и ЕБРР). Отбираться они должны на конкурсной основе и получать за обслуживание небольшую, но все-таки привлекательную комиссию. Банки должны выступать гарантами возврата средств фонду полностью либо частично.
        Использование инвестиционных ресурсов банков развития первого уровня позволило бы <здоровым> коммерческим банкам приобрести базу для пополнения инвестиционных ресурсов, расширить размеры присутствия в экономике, сформировать основу для повышения капитала банка и, как следствие, на основании рыночных механизмов увеличить капитализацию банковской системы.
        9. Изменение системы налогообложения коммерческих банков.
        Существующая в стране налоговая система, и это отмечается большинством экспертов и даже представителями государства, на текущий момент дестимулирует экономический рост. Среди 12 наиболее очевидных мероприятий, которые необходимо осуществить в ближайшей перспективе, следующие:
        1. Уравнивание ставки налога на прибыль для предприятий и коммерческих банков.
        2. Установление льготы по налогу на прибыль коммерческих банков в той части, которая направляется на увеличение капитала (т.е. не выплачивается в виде дивидендов).
        3. Отмена налогов с оборота или пересмотр налогооблагаемой базы. Сегодня фактически налогом облагается выручка банка, что в ряде случаев приводит к балансовому убытку от операций. Отсутствие зачета уплаченного налога поставщикам или льгот. Это в равной мере относится к налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
        4. Отмена ограничений по отнесению на себестоимость процентов по банковским кредитам, полученным на производственную деятельность предприятий и организаций, установленной ставкой рефинансирования ЦБР + 3 пункта. Обоснование: один из факторов, сдерживающих кредитование предприятий.
        5. Отмена ограничений по отнесению на себестоимость процентов по банковским кредитам, полученным на приобретение основных средств и нематериальных активов. Обоснование: один из факторов, сдерживающих обновление производственных фондов предприятий и заставляющих банки изобретать искусственные механизмы оптимизации налогообложения.
        6. Отмена нормирования отнесения расходов на себестоимость (до налогообложения налогом на прибыль) по рекламе и обучению персонала.
        7. Пересмотр концепции налогообложения налогом на прибыль операций с ценными бумагами у профессиональных участников рынка. Обоснование: необходимо, чтобы все расходы по приобретению и реализации бумаг относились на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В настоящее время указанные расходы участвуют в подсчетах финансового результата каждой купленной и проданной бумаги. При больших объемах реализации ценных бумаг требования налоговых органов об указанном подсчете приводят к неадекватным расходам при подсчете налоговой базы.
        8. Пересмотр порядка отнесения расходов по уплате налога на покупку иностранных денежных законов и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, с чистой прибылью банков на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
        9. Отмена требований взимания подоходного налога с физических лиц при операциях купли-продажи иностранной валюты по курсу выше/ниже курса ЦБР в связи с трудоемкостью и неадекватностью расходов по его сбору, поскольку вследствие их реализации возникают благоприятные условия для формирования незаконного оборота, что ставит на грань рентабельности и конкурентоспособности позиции законопослушных субъектов.
        10. Отработка единого и достаточно прозрачного подхода по налогообложению доходов нерезидентов от деятельности на территории РФ. На сегодняшний день отсутствуют единые подходы налоговых органов к налогообложению указанных доходов, что сдерживает приток иностранных инвестиций.
        11. Включение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, всех расходов, устанавливаемых и уплачиваемых местным и федеральным органом власти. Пример: московским правительством установлены платежи за право заключения договора аренды на землю - расходы за счет чистой прибыли и т.п.
        12. Уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с 38,8% (ФСС - 5,4% + 0,3%; ФОМС - 3,6%; ПФ - 28%, ФЗ - 1,5%), до 10-15%. В итоге - уменьшение наличного оборота предприятий, увеличение остатков на счетах предприятий. В противном случае в оборот вовлекаются различные схемы уклонения от уплаты налогов.
        10. Разработать и реализовать меры по рефинансированию коммерческих банков со стороны Банка России.Нам представляется актуальной в настоящий момент реализация программы рефинансирования коммерческих банков при участии Центрального банка. Такие эксперименты в отношении переучета векселей экспортеров уже проводились. Это могло бы заключаться в том числе в переучете векселей клиентов коммерческих банков или уступке прав требования по активным операциям, в стимулировании выхода коммерческих банков на рынок внутренних и международных заимствований. Ключевым моментом такой программы, по нашему мнению, должен явиться подход, при котором рефинансирование будет осуществляться на равных для всех экономических критериев отбора участников, как банков, так и предприятий. В первую очередь, по нашему мнению, в расчет должны приниматься реальное финансовое положение банка и предприятия, их эффективность. Это позволит в краткосрочной перспективе обеспечить наполнение банковской системы ресурсами для кредитования и стимулировать экономический рост.
        11. Сформировать и реализовать пакет законодательных и организационных мероприятий по развитию механизма ипотечного кредитования.
        Сдерживающими факторами развития механизма ипотечного кредитования, которое могло бы оказать мощный стимул на строительный и смежные секторы экономики и одновременно решить значительные социальные проблемы, являются отсутствие надлежащего законодательного регулирования ипотеки и нехватка долгосрочных финансовых ресурсов у коммерческих банков или механизма рефинансирования активных операций по ипотеке. Мы считаем, что в ближайшее время должен быть разработан и принят пакет законодательных инициатив по формированию эффективного механизма отчуждения собственности по ипотеке, создан при государственной поддержке механизм выпуска и обращения на рынке облигаций по рефинансированию ипотечных обязательств.
        12. Ускорить переход коммерческих банков на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.
        По нашему мнению, многочисленные сложности нашей банковской системы связаны в том числе с непрозрачностью учета, которые провоцируют неадекватное представление картины по размеру капитала и качеству активов коммерческих банков. Лучшей иллюстрацией служат опубликованные данные исследования, проведенного осенью-зимой 1998 г. по заказу Всемирного банка, которые показали, что из 18 ведущих российских коммерческих банков, имеющих удовлетворительные балансы по российским стандартам, в переводе на международные стандарты и оценки качества реального кредитного портфеля капитал оказался положительным только у 3 банков. Поэтому мы активно приветствуем меры по ужесточению требований по формированию резервов на возможные потери по ссудам, формированию капитала банков и прочие меры, направленные на повышение прозрачности учета операций, поскольку видим в этом в первую очередь залог здоровья банковской системы.


        Список банков, поддержавших обращение инициативной группы банков и комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ к и.о. Президента РФ Путину В. В.
        Президент АКБ <Пробизнесбанк> (Москва) - С. Л. Леонтьев
        Председатель правления ОАО <Курскпромбанк> (Курск) - Ф. Г. Хандурин
        Председатель правления ОАО <Сибнефтебанк> (Тюмень) - В. В. Кожевников
    Председатель правления АКБ <Газбанк> (Самара) - А. К. Титов
        Президент КРАБ <Новосибирск-внешторгбанк> (Новосибирск) - Н. Т. Стрельцова
        Председатель правления КБ <Мордовпромстройбанк> (Саранск) -А. Н. Лаврентьев
        Председатель правления АКБ <Регионбанк> (Хабаровск) - С. И. Гребенюк
        Председатель правления ОАО <Ярсоцбанк> (Ярославль) - М. И. Грибкова
        Генеральный директор ОАО АКБ <Югбанк> (Краснодар) - В. П. Гурь-янов
        Председатель правления ОАО <Меткомбанк> (Череповец) - С. Б. Васильев

    Куда приведут <12 шагов...>?
        После того как АРБ в лице подписавших обращение банков обнародовала свое видение процесса реструктуризации банковской системы, наш журнал попросил представителей региональных банков ответить на два вопроса:
        1. Как Вы считаете, насколько эффективны <12 первоочередных шагов...>, предлагаемые участниками АРБ, с точки зрения оздоровления банковской системы?
        2. Какие еще меры, на Ваш взгляд, могли бы способствовать улучшению положения российских банков?

        Дмитрий Баранов, зам. председателя правления АКБ <Экспресс-Волга>
        1. В основу программы <12 первоочередных шагов...> заложен важный принцип создания равных конкурентных условий функционирования коммерческих банков. Соблюдение этого принципа в вопросах допуска банков к обслуживанию государственных инвестиционных программ, организации системы рефинансирования коммерческих банков со стороны Банка России, осуществления рекапитализации кредитных организаций позволит укрепить позиции жизнеспособных банков и свести к минимуму издержки по реструктуризации и ликвидации проблемных банков.
        Чрезвычайно актуальными являются содержащиеся в программе предложения по изменению системы налогообложения коммерческих банков и внедрения механизма гарантирования вкладов населения. Существующая система налогообложения ограничивает возможности наращивания капитала банков за счет прибыли, создает неравные условия формирования прибыли банков по сравнению с другими субъектами экономики. Внедрение механизма гарантирования вкладов населения позволит снять ограничения в работе банков со средствами физических лиц, что особенно важно для региональных банков с относительно небольшой величиной капитала, и будет способствовать реальному развитию конкуренции на рынке банковских услуг для населения.
        2. На наш взгляд, изменение государственной политики в отношении коммерческих банков должно затрагивать в том числе сферу пруденциального надзора. Используемая Банком России система обязательных нормативов для коммерческих банков, с одной стороны, не является достаточной гарантией предотвращения кризисных явлений (о чем свидетельствует опыт 1998 г.), а с другой стороны, создает ограничения в развитии банков. Целесообразно перенести акценты в регулировании деятельности кредитных организаций с показателя капитализации на показатели качества и ликвидности активов.
        С целью стимулирования кредитных вложений коммерческих банков и снижения ставок кредитования целесообразно пересмотреть в сторону уменьшения нормативы отчислений в фонд обязательных резервов Банка России.

        Татьяна Косовская, зам. генерального директора АКБ <ЧЕЛИНДБАНК>, начальник управления развития бизнеса
        1. С моей точки зрения, период <пожарных> действий по спасению банковской системы прошел. Сегодня речь должна идти о долгосрочных мерах, направленных на повышение устойчивости банковской системы в целом, создание конкурентной среды, приближение к международным стандартам банковской деятельности и банковского надзора. Необходимо четкое определение роли государства и финансовых учреждений с государственным участием в банковской системе.
        Направленность <12 шагов...> во многом соответствует этим целям, и прежде всего в отношении концепции развития банковской системы, создания равных условий конкуренции, сокращения разрыва в распределении банковских активов между Москвой и регионами. Однако механизмы поддержки банков за счет выкупа просроченной задолженности, рекапитализации с использованием бюджетных или иных государственных средств в применении к сегодняшним российским условиям нуждаются в значительной проработке. Возможно ли проведение такого рода действий без предоставления тому или иному банку конкурентных преимуществ? Не будет ли предоставление такой поддержки сигналом для возможного увеличения принимаемых банками рисков?
        Негативные процессы в банковской системе во многом являются отражением проблем всей российской экономики. Поэтому развитие банков будет определяться не столько специальными действиями в финансовой сфере, сколько общей динамикой производства, выбранным направлением реформ.
        2. Прежде всего меры, касающиеся исполнения заключенных договоров, защиты прав кредитора, инвестора. Здесь нужна кропотливая работа по изменению действующего законодательства и формированию кредитной культуры, культуры исполнения взятых на себя обязательств, исполнения закона. Необходимо изменение норм законодательства, предоставляющих вкладчику право досрочного расторжения договора срочного вклада, что лишит банковскую систему срочных ресурсов физических лиц. В области налогообложения банков необходимо освободить от налога на прибыль все виды создаваемых резервов на возможные потери.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".