Сначала надо пояснить, что понимается под Интернет-компанией. Компании Интернет-отрасли можно разделить на три категории.
Первая - это телекоммуникационные компании, обладающие соответствующими техническими и технологическими ресурсами, предоставляющие клиентам услуги Интернета наряду с другими телекоммуникационными услугами.
Такие компании называют также диверсифицированными. Российские компании данной категории - Ростелеком и региональные компании связи. В эту категорию включаются также компании, обладающие своими собственными или арендованными сетями передачи данных и предоставляющие их для коммерческого использования.
Вторая категория Интернет-компаний - компании, занимающиеся предоставлением услуг доступа в Интернет по выделенным линиям и осуществляющие их техническую поддержку, так называемые <компании-провайдеры>. Примером могут служить московские компании - <Ситилайн>, <Гласнет>, <Демос>.
В третью категорию входят компании, предоставляющие услуги непосредственно в сети Интернет (web-services).
Примерами таких компаний являются горизонтальные порталы, поисковые серверы, on-line магазины, информационные сайты, службы бесплатного сервиса. Эта категория компаний привлекает к себе не меньшее внимание со стороны инвесторов, чем компании двух первых категорий.
Каким образом можно оценить стоимость Интернет-компании? Можно ли поставить в один ряд несколько компаний, относящихся к различным категориям, и объективно оценить, какая из них дешевая, а какая дорогая?
Методы оценки стоимости Интернет-компаний, относящихся к первой категории, традиционны: анализ производится на основании финансовых показателей, оценки прибыльности и доходности.
Компании второй категории появились на рынке относительно недавно. Тем не менее для них были разработаны методы сравнительной оценки различных финансовых показателей.
Совершенно по-другому обстоят дела с оценкой компаний третьей категории: большинство из них нельзя оценить, основываясь на традиционных финансовых показателях. У этих компаний может не быть ни прибыли, ни доходов, и несмотря на это, стоить они могут очень дорого. Для таких компаний инвесторы нашли объективные показатели, по которым возможно было бы проводить оценку, например технические характеристики.
Таким образом, стоимость большинства Интернет-компаний возможно оценить, основываясь на различных подходах и методах анализа их деятельности. Об этих методах и пойдет речь далее.
Существует немало компаний, которые занимаются одновременно несколькими видами бизнеса. Например, компания <Кубаньэлектро-связь> предоставляет услуги в следующих секторах: стационарные телефонные линии, сотовая связь, доступ в Интернет.
Один из подходов, который можно использовать при оценке этой компании, состоит в оценке стоимости всей компании по стоимости ее отдельных частей, отдельных бизнесов.
Наиболее значащим показателем в оценке стоимости компании <Ку-баньэлектросвязь> является стоимость бизнеса компании в секторе стационарных телефонных линий. Ее можно сравнить с аналогичным показателем для другой компании, например для Ростелекома. При этом с учетом специфики самой <Кубань-электросвязи> вводится некоторый характеризующий ее множитель.
Таким же образом можно оценивать и другие бизнесы компании. Например, стоимость бизнеса Кубаньэлектросвязи - сотовой сети Кубань-GSM - можно определить, используя оценку стоимости, равную 2500-4750 долл. на одного пользователя. Эта оценка получена при анализе других компаний, предоставляющих услуги сотовой связи в регионах с похожими экономическими условиями.
Интернет-бизнес компании - предоставление провайдерских услуг - можно оценить таким же способом, используя общую оценку в 1000 долл. на одного подписчика.
Складывая вычисленные каким-либо методом стоимости отдельных бизнесов, мы получим стоимость всей компании.
<Голден Телеком> - компания, относящаяся и к первой, и ко второй категории. Это как раз такая компания, у которой сейчас нет прибыли.
Используя традиционный метод оценки прибыльности, аналитик придет к выводу, что компания убыточна на протяжении всей своей истории, и по итогам 2000 г. у компании тоже будут убытки.
Но если попытаться оценить такой показатель, как чистая прибыль, то можно установить, заработала ли компания деньги. Аналитики рассматривают модифицированный показатель чистой прибыли, к которому добавляют процентные выплаты по долговым обязательствам компании и амортизацию. Кроме этого, учитывают налоги, которые платит компания.
В результате получается самый популярный показатель для оценки компаний первой категории, так называемый EBITDA - earnings before interest, taxation, depreciation, amortization.
Другой показатель, использующийся для оценки стоимости компаний второй и третьей категорий, получается в результате деления рыночной стоимости компании на годовой объем продаж компании. По этому показателю стоимость компании сравнивается со стоимостью других компаний сектора или с похожими компаниями других стран. Сравнительные показатели для <Голден Телеком> с аналогичными компаниями в Польше, Европе и США по состоянию на конец года приведены в таблице. Данные этой таблицы подтверждают, что на момент ее составления <Голден Телеком> позиционировалась как относительно недорогая компания, например, по сравнению с компанией Netia в Польше.
Компания |
1999 г. |
2000 г. |
Развивающиеся рынки |
||
Golden Telecom(Россия) |
6,3 |
5,5 |
Netia(Польша) |
14,8 |
10,3 |
Развитые рынки |
||
Европа |
||
Energis |
15,9 |
17,6 |
COLT telecom Group |
36,1 |
21,1 |
США |
||
Viatel |
5,3 |
2,9 |
Covad Communications |
150,6 |
36,3 |
CTC Communications |
4,9 |
2,6 |
Focal Communications |
21,9 |
15,2 |
Intermedia Communications |
2,8 |
2,1 |
Следует, однако, заметить, что в последнее время в России участились сделки с акциями малоприбыльных компаний.
Для компаний, которые невозможно рассматривать с позиций оценки их финансовых показателей, к которым и относятся Интернет-компании третьей категории, инвесторы нашли другие объективные показатели оценки, так называемые <производственные> показатели, например технические характеристики. Самые распространенные из них - это количество зарегистрированных пользователей, посещений, посетителей с различными IP-адресами. Существенную роль в оценке может также играть тот факт, что компания уже занимает определенную долю в каком-либо секторе Интернета.
Конечно, метод оценки по <производственным> показателям менее объективен, с точки зрения инвестора, чем финансовый анализ. Применяется он в случае, если необходимо оценить компанию, для которой невозможно определить генерируемые денежные потоки. Аналогичные критерии оценки стоимости применяются и при оценке компаний-операторов мобильной связи.
В качестве примера можно привести компанию
В то же время на рынке существуют и другие поисковые системы. Но по тем или иным причинам, то ли потому, что людям трудно или неудобно пользоваться предоставляемыми услугами, то ли стратегия тех компаний недостаточно разработана, перспективы роста их стоимости оцениваются рынком хуже, чем перспективы компании
И рыночная стоимость их гораздо меньше, чем у лидера рынка.
Перечисленные здесь методы - это лишь малая часть подходов, применяемых для оценки Интернет-компаний. Несомненно, как только Интернет-отрасль станет традиционным видом бизнеса, имеющим свою историю, инвесторы выработают более устойчивые критерии ее оценки.
Но тогда уже шансы заработать в Интернете большие деньги будут скромнее, чем сегодня.