"Спецвыпуск"
"Инвестиционные возможности Республики Татарстан"

Приватизация как инструмент привлечения инвестиций

Васильев Валерий председатель Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом

Процессы приватизации и формирования рыночной экономики проходят сегодня на фоне финансовой неустойчивости, нехватки инвестиционных ресурсов, слабого доверия к государству. Наряду с многочисленными насущными проблемами, которые приходится ежедневно решать государству, - сбор налогов, повышение жизненного уровня населения и т.д., существует еще одна немаловажная проблема - эффективное управление государственной собственностью.
Стратегические интересы государства диктуют настоятельную необходимость построения такой системы управления госимуществом, которая обеспечила бы его содержание в порядке, сохранность, не допускала попыток совершения финансовых и правовых махинаций. Кроме того, очень важно, чтобы эта система была ориентирована не на сиюминутную выгоду, а на обеспечение поступления инвестиций на предприятия как залога экономического роста и социального благополучия.

ОЖИВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА - ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

    Существует несколько направлений, по которым государство как собственник может содействовать развитию инвестиционного процесса: управление государственным фондовым портфелем, приватизация государственных предприятий путем преобразования форм собственности, продажа имущественных комплексов.
    Все эти подходы разработаны Госкомимуществом РТ и отражены в принятой в марте 2000 г. Кабинетом министров РТ Концепции по управлению государственным имуществом. Одной из стратегических задач государства в сфере управления государственным имуществом концепцией определено оживление инвестиционного процесса.
    В республиканской собственности сегодня находятся пакеты акций 687 акционерных обществ. В отраслевом аспекте преобладают предприятия АПК - 58%. Далее идут предприятия строительного комплекса - 10%, химии, нефтехимии - 7%, транспор-та - 7%, машиностроения - 7%, легкой промышленности и деревообработки - 6%, непроизводственной сферы - 3%, торговли - 2%.
    Эффективное управление таким крупным фондовым портфелем по многим причинам государству не под силу. Поэтому Госкомимуществу предстояло решить вопрос, по каким предприятиям, в каком размере государственные пакеты акций необходимо сохранить, а какие можно продать. При этом понятно, что получение дивидендов от государственных пакетов акций не может быть основным аргументом в пользу сохранения государственной доли в этих акционерных обществах.
    В настоящее время большинство республиканских АО нуждаются в значительных инвестициях для технического перевооружения и реконструкции производств. Ограниченность внешних ресурсов чаще всего ставит предприятия перед необходимостью рассчитывать в основном только на собственные средства. Далеко не все АО действительно могут порадовать своих акционеров дивидендами, поэтому требования государства как акционера выплачивать дивиденды могут иногда идти в разрез с долгосрочными перспективами развития самого АО.
    У тех акционерных обществ, где не определились стратегические акционеры, вероятность <сползания> к финансовому и производственному кризисам остается высокой. Нередки случаи, когда директора подводят АО к умышленному банкротству. Часто вокруг таких компаний, пользуясь нерасторопностью собственников, возникают структуры, желающие завладеть имуществом предприятий в целях, далеких от интересов развития производства. Поэтому государство, реализуя свои пакеты акций, пытается таким образом помочь акционерным обществам обрести рачительного хозяина, предотвратить <растаскивание> их имущества.
    В перспективе в государственной собственности должны остаться пакеты акций только тех обществ, где участие республики продиктовано поддержанием экономической безопасности государства. Это бюджетообразующие, оборонные, инфраструктурные, важнейшие продовольственные предприятия. Остальная часть фондового портфеля (около 85% пакетов акций) должна быть реализована.
    В настоящее время из фондового портфеля республики выделены пакеты акций около 300 АО таких отраслей, как легкая промышленность, строительство, машиностроение, сельское хозяйство, торговля, которые должны быть проданы в первую очередь.
    В Татарстане сформирован слой предпринимателей, способных эффективно работать в условиях становления рыночной экономики и имеющих средства для приобретения акций. Многие из них заработали свой капитал в результате успешных коммерческих операций и уже сегодня готовы к организации производства, приобретению предприятий. Необходимо дать им такую возможность, которая, с одной стороны, будет способствовать приостановке утечки капитала, а с другой - позволит ввести на предприятиях новые формы управления, оздоровить пока еще жизнеспособные производственные мощности.

ГОСКОМИМУЩЕСТВО РТ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

    За последние пять лет Госкомимуществом РТ апробированы и реализованы различные формы и методы работы с государственным фондовым портфелем. Кроме продаж с аукционов и прямых продаж трудовым коллективам проводились инвестиционные и коммерческие конкурсы, заключались договоры доверительного управления, залога акций, опционные соглашения. Акции крупнейших татарстанских эмитентов выводились на российский и международные фондовые рынки.
    Сейчас приоритетными формами реализации акций являются продажи их с аукционов и на коммерческих конкурсах. Коммерческие конкурсы - относительно новая форма продажи акций, сочетающая в себе принцип состязательности с выполнением инвестором конкретных условий: обязательными требованиями к покупателям являются погашение задолженности предприятия перед бюджетом, по заработной плате, сохранение рабочих мест, развитие и расширение производства.
    Предпродажная подготовка для проведения коммерческих конкурсов требует значительного времени. В нее входят: поиск заинтересованных инвесторов, совместная с финансовыми консультантами и менеджерами предприятий разработка инвестиционных условий, прием заявок и др. Поэтому коммерческие конкурсы проводятся по мере их готовности.
    В результате этой кропотливой работы в некоторых случаях удается привлечь на предприятия значительные средства. Так, проведение коммерческого конкурса по реализации части госпакета акций ОАО <Татмебель> позволило предприятию рассчитаться с долгами, пополнить республиканский бюджет и, главное, привлечь инвестиции на развитие в размере 3 млн долл.
    Небольшие пакеты акций реализуются через обычные аукционы, без выполнения предварительных условий. Аукционы проходят, как правило, не реже одного раза в квартал, на основе изучаемого спроса на пакеты акций.
    Процедура принятия решения о реализации акций в Республике Татарстан требует согласований и достаточно длительна. Поэтому комитет оказался <зажатым> между жесткими условиями оперативности, эффективности, диктуемыми рынком, и необходимостью соблюдения юридических процедур, призванных обеспечить законность, гласность, справедливость приватизации.
    Чтобы удовлетворить эти требования, разработаны схемы предпродажной подготовки, ускоряющие процесс реализации акций. Суть их в следующем: во-первых, изучается финансово-экономическое состояние предприятий, пакеты акций которых будут продаваться; во-вторых, изучается потенциальный спрос со стороны акционеров, смежников;
    в-третьих, определяется наиболее предпочтительная форма реализации и, наконец, - возможная цена.
    По мере сбора и анализа информации готовятся проекты решений о реализации государственных пакетов акций, которые постепенно, как по конвейеру, проходят согласование, оценку стоимости и ряд других процедур предпродажной подготовки. Оперативность и качество здесь во многом определяются умением вести конструктивный диалог с директорами предприятий, а также отношением директората к самому решению о реализации государственной доли. Как правило, если руководство предприятия не может самостоятельно выкупить государственную долю, оно создает всевозможные препятствия: от пассивных - отказа в предоставлении информации о деятельности предприятия, до активных - попыток снять акции с реализации.
    Такая позиция ведет к инвестиционной закрытости и затрудняет предпродажную работу, особенно если выставлены незначительные государственные пакеты акций. Поэтому в ходе их реализации, кроме всего прочего, мы одновременно пытаемся внушить менеджерам прописную истину о том, что информационная <прозрачность> - залог завтрашних инвестиций, без которых многие предприятия в лучшем случае обречены на многолетнюю и упорную борьбу за выживание.
    Специфика приватизации предприятий (например, мораторий на продажу акций, приобретенных на льготных условиях, который до сих пор действует по ряду эмитентов) во многом определила структуру акционерного капитала и управление акционерными обществами.
    В Татарстане, так же как и в других регионах, многие акционерные компании, имея статус ОАО, остаются <закрытыми> для большинства акционеров и инвесторов. Поэтому государственный пакет акций чаще всего интересен крупным акционерам либо менеджерам этих предприятий. Опыт продажи республиканских государственных пакетов акций подтверждает это. Директора тех предприятий, финансово-экономическое состояние которых достаточно устойчиво и есть перспектива дальнейшего их развития, лично заинтересованы в приобретении государственных пакетов акций. Однако встречаются и такие управленцы, которые считают, что пока государство владеет пакетом акций общества, АО в большей степени защищены.
    Отдельный разговор - акции мелких АО, территориально разбросанных по всей республике и входивших ранее в отраслевые объединения, а после приватизации - в соответствующие холдинговые компании. Акционируясь, они по-прежнему в значительной степени остаются под контролем холдинга. К таким АО можно отнести предприятия АПК, организации, оказывающие различные строительные услуги колхозам, транспортные предприятия и др. Большинство из них, за исключением компаний, занимающихся производством продуктов питания, убыточны.
    Руководство таких предприятий не заинтересовано в приобретении государственных пакетов акций. Эти пакеты покупают в основном предприниматели из районов, где расположены АО, либо сильные финансовые структуры, заинтересованные во вложении своих средств в конкретные отрасли, с ускоренным товарооборотом (в основном связанные с производством продуктов питания). В Татарстане, например, крупными инвесторами, вкладывающими средства в развитие пищевой промышленности, являются <Ак Барс> Банк и <Татфондбанк>.

ПРИВАТИЗАЦИЯ - ШАГ НАВСТРЕЧУ ИНВЕСТИРОВАНИЮ

    Весьма значимым каналом привлечения инвестиций является процедура преобразования государственных предприятий в хозяйственные общества. В настоящее время приватизация в республике рассматривается прежде всего как инструмент финансово-экономического оздоровления предприятий, повышения их инвестиционной привлекательности.
    Применяются различные методы, направленные на привлечение стратегических инвесторов. Так, уставный капитал акционерного общества может формироваться с учетом инвестиций (денежных средств или иного имущества), направляемых на развитие и обновление производственных мощностей. Инвесторам предоставляется опцион на приобретение акций.
    Практикуется преобразование государственных унитарных предприятий в АО со 100% госдолей и поэтапной реализацией контрольного пакета по мере выполнения инвестиционных условий, кроме этого, предприятия реализуются на торгах с инвестиционными условиями.
    Предприятия непроизводственной сферы, торговли, бытового обслуживания, имеющие социальную значимость, могут быть преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. Трудовой коллектив, выступая учредителем ООО, приобретает у государства весь имущественный комплекс предприятия при условии выполнения эаданных требований. При этом с инвестором заключается договор, налагающий на него обязанность выполнять условия, аналогичные тем, что определены для участников коммерческих конкурсов.
    В качестве одного из примеров успешной приватизации с инвестиционными условиями можно назвать приватизацию предприятия <Элекон>, когда инвесторы вложили средства (44,8 млн руб.) уже на начальном этапе преобразования. В результате объем производства с 1998 г. увеличился в 1,7 раза, выручка от реализации - в 2,4 раза, рентабельность возросла с 9,6 до 33%. Заработная плата выплачивается вовремя и увеличилась за этот период в среднем на 53%, численность работающих на предприятии возросла с 4100 до 4700 человек.
    По схеме опциона осуществляются планы приватизации Казанского завода электроконструкций и НПП <Микрон>. Выполнение условий опционного договора по заводу электроконструкций позволит, в частности, обеспечить освоение производства новых видов конкурентоспособной продукции, своевременную выплату заработной платы, сохранить численность работающих, значительно сократить образовавшуюся просроченную задолженность в бюджет и внебюджетные фонды.
    Особое внимание уделяется восстановлению отраслевой науки, НИИ и КБ, в том числе оборонных организаций, таких как ОКБ <Сокол>, КНИИД, ОКБ <Союз> и др. В инвестиционной программе здесь участвуют крупнейшие федеральные производственные объединения.
    Начиная с 1999 г. обязательным условием подготовки плана приватизации стала разработка бизнес-плана (плана финансово-экономического оздоровления) предприятия, в котором анализируется его финансо-во-хозяйственная деятельность за последние 2-3 года. Кроме этого, разрабатывается комплекс организационных, маркетинговых, технических, финансовых и других мероприятий, направленных на выход из кризисного состояния. На этой основе определяются основные показатели эффективности работы предприятия, инвестиционные, социальные и другие условия, которые вносятся в договор при приватизации государственных предприятий.
    Таким образом, в Республике Татарстан заложены нормативно-правовые и организационные основы для осуществления эффективного привлечения инвестиций при управлении государственным имуществом.
    Наша задача сейчас - расширить круг партнеров и инвесторов, которые, несмотря на оживление спекулятивных операций на фондовом рынке, заинтересованы в долгосрочных вложениях в реальный сектор экономики.
    Для этого необходимы:

  • конструктивный диалог между инвесторами, акционерными обществами и государством;
  • поиск взаимовыгодных точек соприкосновения, компромисс, доверие;
  • профессиональный подход к принятию конкретных решений.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".