"Спецвыпуск"
"Инвестиционные возможности Республики Татарстан"

О финансовой и бюджетной системе Республики Татарстан

Мусин Роберт министр финансов Республики Татарстан

    Бюджет - это финансовая основа любого государства, отражающая главные направления его развития и в конечном итоге определяющая его роль в мировом сообществе. На протяжении всей истории Татарстана государственному бюджету принадлежит важная роль в экономическом и социальном развитии республики. В свою очередь бюджет находится в прямой зависимости от финансово-экономической деятельности предприятий и организаций: чем больше производится ими ликвидной товарной продукции, выполняется работ или оказывается услуг, тем больше поступает в бюджет налоговых доходов.
    В связи с этим особенно важны оптимальная организация процесса исполнения бюджета, создание эффективной системы учета, сбора и распределения бюджетных ресурсов. Сейчас положено начало такой системе, казначейской, и уже достигнуты определенные успехи.
    Создаваемая в республике казначейская система преследует единственную цель - четкое и правильное исполнение бюджета. С одной стороны, это строгий учет поступления всех доходов в бюджет и осуществление постоянного контроля за выполнением предприятиями и учреждениями требований финансовой дисциплины. С другой - это обеспечение целевого и рационального расходования бюджетных средств при правильном и своевременном доведении до предприятий и учреждений предусмотренных бюджетом ассигнований.
    Одной из особенностей казначейства является принцип единой кассы, когда все бюджетные средства собираются и расходуются с единого счета казначейства. До развала единой системы Госбанка роль казначейства выполняли учреждения банка.
    В настоящее время территориальные отделения Департамента казначейства открыты во всех 45 регионах республики. Они осуществляют учет поступлений всех доходов в республиканский и местные бюджеты, а также целевые бюджетные фонды распределяют эти доходы по уровням бюджетов, производят финансирование всех видов расходов бюджета с применением метода предварительного контроля, что исключает использование бюджетных средств по нецелевому назначению.
    После развала плановой экономики страны и запуска процесса перевода ее на рыночные рельсы в России начался острый экономический кризис, одними из проявлений которого стали инфляция денежных ресурсов и потеря платежеспособности большинства предприятий и организаций. В условиях негативного влияния кризиса неплатежей на процесс исполнения бюджета Министерство финансов РТ вынуждено было в 1996 г. создать предприятие, способное принимать от налогоплательщиков платежи в бюджет в виде натуральной продукции. Таким предприятием стало РГУП <Недоимка>, переименованное затем в ГУ <Республиканский долговой центр>. Принимаемая в счет платежей продукция реализовывалась через торговую сеть, а выручка затем поступала в бюджет. В <Недоимку> поступало и арестованное у неплательщиков налогов имущество. Филиалы <Недоимки> были открыты во многих районах и городах республики.
    Кризис неплатежей стал одной из причин задержек в выплате заработной платы работникам не только предприятий материальной сферы, но и бюджетных учреждений. Во многих районах и городах республики в 1997-1998 гг. задержка в выплате заработной платы учителям и медицинским работникам доходила до 5-6 мес. Только благодаря принятым жестким мерам удалось полностью погасить просроченную задолженность по заработной плате и со второго полугодия прошлого года повсеместно перейти на своевременную выплату текущей заработной платы. Этому способствовали ежемесячно проводимые с руководителями местных финансовых и налоговых органов совещания по вопросам выполнения доходной части местных бюджетов денежными средствами и направления их на выплату заработной платы. Дотации районным и городским бюджетам из республиканского бюджета перечислялись только на специальные счета по зарплате, что исключало возможность использования этих средств по нецелевому назначению.
    Необходимо отметить, что в бюджетном финансировании в последние годы усиливается социальная направленность: возрастает доля расходов, направляемых на содержание учреждений социальной и культурной сферы, на проведение мероприятий по социальной защите малоимущих слоев населения. Вообще в 90-е годы в структуре бюджетных расходов произошли большие изменения: из года в год уменьшалась доля средств, направляемых на финансирование отраслей материальной сферы, и повышалась доля, направляемая на социальную сферу. В 1999 г. социальные расходы бюджета уже превысили 50% от их общего объема. Для сравнения: в первом бюджете республики (1921 г.) на социальные нужды направлялось только 11% от общей суммы расходов.
    Таким образом, такие важнейшие социальные отрасли, как образование, здравоохранение, культура и социальное обеспечение, перестали финансироваться по остаточному принципу, как это было в течение всего существования финансовой системы республики, а стали главными объектами выделения бюджетных средств. В результате значительно усилилось влияние государственного бюджета на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения республики.
    Достигнутое положение далеко не удовлетворяет растущие потребности населения в государственной финансовой поддержке. Перед финансовыми работниками республики стоят большие задачи по дальнейшему усилению роли государственного бюджета в повышении уровня социальных гарантий для населения Республики Татарстан.
    Всесторонне анализируя ситуацию, можно утверждать, что в Республике Татарстан продолжается стабилизация не только социально-политической, но и экономической жизни. Экономика республики постепенно увеличивает темпы роста. Преобладающее место здесь занимает промышленность, которая в значительной мере сохранила управляемость и большую часть инфраструктуры.
    Ряд предприятий сумел увеличить объем выпуска продукции. К началу 2000 г. среди субъектов Российской Федерации Республика Татарстан находится на четвертом месте по объемам промышленного производства. Наиболее динамично развивающейся отраслью является машиностроение, доля которого в объеме промышленного производства превышает 20%.
    В этой связи в республике уделяется большое внимание реструктуризации задолженности предприятий перед республиканским бюджетом РТ.
    В 1999-2000 гг. была проведена реструктуризация задолженности такого крупного предприятия, как ОАО <КамАЗ>, а также предприятий энергетической отрасли: ГУП ПЭО <Татэнерго> и ООО <Таттрансгаз>. Проведенные мероприятия способствовали формированию новых перспектив деятельности указанных стратегически важных предприятий республики.
    Одна из важнейших задач - создание соответствующих предпосылок для активного развертывания процесса инвестиций в реальный сектор экономики. Одним из рычагов воздействия является механизм бюджетных инвестиций в определенный круг отраслей, которые могут привести в последующем к росту объема инвестиций и в другие, прямо или косвенно связанные с первыми, отрасли с дальнейшим постепенным распространением данного процесса в целом на всю экономику.
    Несмотря на то что объем бюджетных инвестиций в последние годы сведен к минимуму, государство по-прежнему остается одним из крупнейших инвесторов, и наряду со средствами самих предприятий важным источником финансирования экономики являются средства бюджетов по целевым программам. В соответствии с законом Республики Татарстан от 25 декабря 1998 г. <Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан> формируется Республиканская инвестиционная программа. Отбор же перспективных инвестиционных проектов для дальнейшего оказания им государственной поддержки производится на конкурсной основе в соответствии со стратегическими приоритетами республики.
    Эффективное решение актуальных для республики проблем практически невозможно без привлечения иностранных инвестиций. Одним из направлений привлечения инвестиций является проведение инвестиционных конкурсов принадлежащих государству пакетов акций наиболее привлекательных предприятий республики. Учитывая, что государство в настоящее время не всегда способ-но активно выступать в качестве инвестора, необходимость перераспределения акционерного капитала через инвестиционные конкурсы с привлечением стратегических инвесторов весьма актуальна. Основная доля иностранных инвестиций, привлеченных в республику, приходится на США - 85-90%. Также следует отметить, что законом Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. <Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан> предусматривается возможность предоставления дополнительных налоговых льгот и гарантий по важным для экономики республики инвестиционным проектам.
    В целом экономическая политика Республики Татарстан ориентирована на реформирование предприятий, их реструктуризацию и совершенствование управления. Министерство финансов РТ поддерживает приоритеты направлений, которые находятся в социальной и инвестиционной сфере.
    27 мая 2000 г. работники финансовой системы Республики Татарстан отмечали 80-летие образования Министерства финансов республики. Ко дню празднования юбилея по некоторым доходным источникам уже был выполнен полугодовой план поступлений платежей в бюджет. Денежная составляющая в доходах бюджета впервые за последние годы в среднем по республике превысила 80%.
    Достигнутые успехи республики стали возможными благодаря всемерной поддержке в решении сложнейших финансово-экономических вопросов со стороны Президента и правительства Республики Татарстан, а также повседневному труду высококвалифицированных руководителей и специалистов центрального аппарата Министерства финансов, районных финансовых отделов и городских финансовых управлений республики.

© ЗАО "Группа РЦБ".