"Спецвыпуск"
"Инвестиционные возможности Республики Татарстан"

Инвестиционный имидж Татарстана как отражение внутренней экономической политики

Минниханов Рустам премьер-министр Республики Татарстан

Татарстан - один из наи-более перспективных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации.
С 1995 г. в промышленности республики наблюдается небольшой, но устойчивый подъем, а 1999 г. стал годом значительного экономического роста.
Индекс физического объема производства в республике составил 110,1%. Эта тенденция сохранилась и в первой половине текущего года. За семь месяцев 2000 г. индекс физического объема производства промышлен-ной продукции составил 108,9% к соответствующему периоду 1999 г. Значительно выросли инвестиции в основной капитал - на 10,1%.
Заметное улучшение ситуации в реальном секторе позволило обеспечить и более высокий уровень реальных денежных доходов населения.

РЕСУРСНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ

    Ведущими отраслями промышленного комплекса Республики Татарстан являются нефтедобывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, а также машиностроение.
    В республике ежегодно извлекается свыше 26 млн тонн нефти. Ее запасы, по оценке международных экспертов, составляют около 855 млн тонн. Основной объем добычи нефти приходится на ОАО <Татнефть> -самое крупное предприятие республики. По итогам 1999 г. среди российских компаний Татнефть занимает 4-е место по добыче нефти. В мировом рейтинге по добыче компания занимает 30-е, а по разведанным запасам - 18-е место.
    В республике созданы мощные предприятия нефтехимического комплекса, производящие синтетические каучуки, полиэтилен, мазут, дизельное топливо, шины для грузовых и легковых автомобилей и другую продукцию - ОАО <Нижнекамскнефтехим>, ОАО <Казаньоргсинтез> и др.
    Большим спросом в России и за рубежом пользуется продукция республиканского машиностроения и приборостроения: вертолеты Ми-8 и Ми-17 (ОАО <Казанский вертолетный завод>), грузовые автомобили, производимые ОАО <КамАЗ>, оптическая аппаратура Казанского оптико-механического завода. Большие перспективы имеют осваиваемые Казанским авиационным производственным объединением им. Горбунова самолеты Ту-214, Ту-324.
    Татарстан - это также регион сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные угодья в республике составляют 4,5 млн га земли, или 67% всей территории; 11 производителей сельхозпродукции вошли в число 300 наиболее крупных и эффективных предприятий России.
    Развитая промышленность республики позволяет активно участвовать во внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот в 1999 г. составил почти 40% от ВВП Татарстана, по сравнению с 1998 г. он увеличился на 2,9 % и составил 1751 млн долл.
    Республика располагает высоким кадровым и интеллектуальным потенциалом. В Татарстане работает 37 высших учебных заведений, в том числе Казанский университет, Финансово-экономический институт, которые получили мировое признание. Работу разветвленной сети научно-исследовательских специализированных институтов и лабораторий координирует Академия наук Татарстана.

АКЦЕНТЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

    Руководство Татарстана добивается обеспечения уровня экономической самодостаточности как республики в целом, так и каждой отрасли, каждого предприятия в отдельности. У государства сегодня нет достаточного количества ресурсов, необходимых для удовлетворения всех потребностей реального сектора экономики. Поэтому роль государства заключается главным образом в том, чтобы разработать такие правила хозяйственного поведения, которые будут ориентировать предприятия на саморазвитие.
    Саморазвитие отраслей и предприятий - основа экономической политики Республики Татарстан.
    Определены отрасли и предприятия, из которых государство должно <уйти>. Эти решения практически реализованы по таким отраслям, как легкая, деревообрабатывающая промышленность, торговля, бытовые услуги.
    Заметный эффект начинает давать внедряемая система индикативного управления отдельными бизнес-единицами и социальными объектами как на уровне отдельных предприятий и территорий, так и в республиканском масштабе. Увеличиваются степень <прозрачности> их экономики и реальные возможности отслеживания динамики показателей развития.
    При активной роли государственных органов на предприятиях республики внедряются международная система качества и управленческий учет.
    Главная особенность данного периода развития заключается в повышении роли государства в регулировании экономики и социальной сферы.
    При этом на государственную поддержку могут рассчитывать только те предприятия, которые сумели самостоятельно адаптироваться к хозяйствованию в новой экономической среде. Именно они (эффект <волны>) способны существенно повлиять на экономический рост не только в масштабах своей отрасли, но и за ее пределами.
    К основным инструментам промышленной политики, активно используемым в республике, необходимо отнести реструктуризацию задолженности в бюджеты всех уровней, распределение госзаказа, интеграцию производителей и их инвестиционную поддержку.
    Реструктуризацией задолженности активно занимается Комитет по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению РТ, в технологию работы которого введены новые эффективные инструменты. Применяется, например, такая форма реструктуризации неэффективных предприятий, как создание нового акционерного общества на базе неиспользуемого имущества.
    Оптимизация налогообложения дала возможность нефтяным компаниям республики не только стабилизировать, но и нарастить объемы добычи: полученные средства вкладываются в дальнейшее развитие отрасли. Этот смелый эксперимент был признан федеральным руководством как достойный пример для всей нефтедобывающей промышленности России.
    Агентством по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ развернута большая работа по распределению госзаказа в объеме 1,7 млрд руб., выделенных в республиканском бюджете в 2000 г. Государственными заказчиками являются 23 министерства и ведомства. Они определяют потребности в той или иной продукции и заключают договоры с предприятиями на ее производство.
    Вступление России в новую фазу развития поставило на повестку дня вопросы более глубокой интеграции предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан. Благодаря слаженной работе ОАО <Татнефть> и ОАО <Нижнекамскнефтехим>, например, в 2000 г. уже удалось выйти на рекордную выработку этилена и пропилена. Успешно решается проблема загрузки углеводородным сырьем других предприятий химии и нефтехимии.

СЛАГАЕМЫЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

    Все последние годы Татарстан активно работает над созданием благоприятных условий для инвесторов. Приоритет в инвестиционной политике Татарстана отдается привлечению долгосрочных финансовых вложений с целью стимулирования приобретения новых технологий и производства конкурентоспособной продукции.
    Благоприятный инвестиционный климат требует соответствующей нормативно-правовой базы, в Республике Татарстан ведется планомерная работа над ее созданием.
    Приняты основополагающие правовые акты, защищающие права инвесторов. Прежде всего это законы РТ <О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан>, <Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан>, <Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан>, <О нефти и газе>, <О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора>.
    Важную стимулирующую роль в привлечении инвестиций сыграл закон РТ <О свободной экономической зоне "Алабуга">. Объем производимой продукции и услуг в СЭЗ непрерывно растет. Так, на развитие инвестиционных проектов корпорации <ЕлАЗ-ДМ>, например, было привлечено 58% прямых иностранных инвестиций, поступивших в республику в 1999 г.
    Дополнительный импульс привлечению инвестиций в экономику Татарстана позволит придать начавшееся продвижение акций предприятий республики на российском и международном фондовых рынках. В настоящее время на организованных торгах обращаются акции 9 республиканских предприятий. Соответствующую подготовительную работу ведут и многие другие производители.
    Наряду с этим растет и значимость внутренних инвестиций. В соответствии с законом РТ <О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год> республиканской инвестиционной программой определен бюджет развития в сумме 6,2 млрд руб. Его средства будут направлены на техническое перевооружение сельского хозяйства, реализацию целевых программ, обеспечение лизингового фонда промышленности, поддержку малого предпринимательства и др.
    Повернулась лицом к производителям и кредитно-банковская система. В частности, уполномоченный Правительством Татарстана <АК Барс> Банк стал активным кредитором крупных предприятий. Доля выданных им кредитов в 1999 г. составила 38% от общего объема кредитных средств, предоставленных республиканской банковской системой. Значима его роль и в развитии СЭЗ <Алабуга>, в марте 1999 г. он получил статус уполномоченного банка ее администрации.
    Стабильный экономический рост создает благоприятные предпосылки для того, чтобы предприятия начали активно использовать амортизационные отчисления и часть прибыли для развития производства. Анализ статистических данных показывает прямую связь между ростом экономики и динамикой капитальных вложений. Чтобы добиться, например, 5%-го увеличения ВВП, капитальные вложения должны увеличиться на 6%.
    Мы намерены более широко использовать и аренду. Возникла потребность в стремительном расширении финансового лизинга на вторичное оборудование (для сравнения, в США доля лизинга в капи-
    тальных вложениях составляет 30%, в ФРГ - 20%, в России - пока только 2%).
    Большое значение придается и лизингу производимой продукции. В Татарстане действует лизинговая компания <Татагропромкомплект> Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. Ее основной задачей является приобретение техники для села у республиканских производителей и за пределами Татарстана. На территории республики также функционирует база лизинговой компании от Минсельхозпрода РФ.
    Важный шаг сделан в направлении поддержки республиканского самолетостроения. Для закупки и эксплуатации самолетов Ту-214 создана лизинговая компания с участием <Банка ЗЕНИТ>, Хабаровского авиапредприятия <Дальавиа> и Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова.
    Республика Татарстан является сегодня регионом с большим экономическим потенциалом. Стабильное развитие региона и постоянно совершенствующаяся законодательная база создают прочную основу для формирования благоприятного инвестиционного климата. Это позволяет рассчитывать на стабильный приток в Татарстан иностранных и отечественных инвестиций, необходимых для обеспечения дальнейшего экономического роста.
    Успешное развитие региональной экономики, приводимой в движение инвестициями и конкурентоспособной за счет высокого качества товаров и услуг, - это реальный путь выведения на качественно новый этап развития всего народно-хозяйственного комплекса России.

© ЗАО "Группа РЦБ".