"Спецвыпуск"
"Инвестиционные возможности Республики Татарстан"

Лизинг как способ решения задач развития экономики Татарстана

Миннибаев Рашат заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан
Загидуллина Мнзия начальник отдела ИК "ТатИнК"

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    В нашей стране о необходимости развития лизинга заговорили на рубеже 80-90-х годов, когда тенденция его использования четко проявилась на Западе как одна из масштабных долговременных тенденций и многие его преимущест-ва - для производителей, кредитно-финансовых структур, посредников и пользователей - обозначились достаточно полно.
    За 1989-1991 гг. объем лизинговых операций вырос с 1,3 до 286,8 млрд руб.
    Лизинг представляет собой особую форму финансирования прямых инвестиций и имеет в России огромный потенциал. В условиях, когда предприятия постоянно ощущают дефицит оборотных средств, лизинг - чуть ли не единственная возможность заменить морально устаревшее оборудование.
    Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприятие может приобретать и обновлять основные средства производства, располагая лишь частью необходимых средств. Лизинг направляет финансы непосредственно на покупку нового оборудования. Этим снимается проблема нецелевого использования заемных средств.
    Сегодняшние обстоятельства таковы, что любое предприятие, прежде чем приступить к какому-либо виду деятельности, в том числе и лизинговой, составляет бизнес-план, и работать в убыток оно не станет. Создать действующую инфраструктуру - предприятие и банк - с целью осуществить лизинг не удастся, если не будут соблюдены интересы всех сторон. Не случайно на Международной конференции <Лизинг и деловое сотрудничество-98> было отмечено, что финансирование в объеме 8 трлн руб., предусмотренное в госбюджете 1997 г., осталось невостребованным из-за несовершенства нормативной базы в этой области.
    По мнению специалистов, причины стремительного роста финансовой аренды кроются в тех преимуществах, которые в определенных условиях можно получить по сравнению с покупкой активов за счет обычной кредитной операции.
    Осуществляя капиталовложения посредством лизинга, его участники получают три основных вида инвестиционных налоговых льгот:

  • Налоговый щит лизингополучателя, позволяющий включить лизинговые платежи в себестоимость продукции (услуг) и снизить налогооблагаемую базу.
  • Процентный налоговый щит лизингодателя, взявшего кредит на приобретение сдаваемого в лизинг имущества. Проценты по кредиту тоже относят на себестоимость продукции (услуг), и лизингодатель уменьшает свою налогооблагаемую базу.
  • Амортизационный налоговый щит лизингодателя как собственника объекта лизинга. Амортизационные отчисления также включаются в себестоимость продукции (услуг), и соответственно на их величину уменьшается налогооблагаемая база.

    ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РЕГИОНАХ РОССИИ

        Кризис в агропромышленном комплексе страны идет на фоне резкого снижения фондовооруженности отрасли, повышения нагрузок на сельхозтехнику.
        Из-за неплатежей треть машиностроительных заводов России, выпускающих сельхозтехнику, остановлена; не работают 8 заводов по производству минеральных удобрений. Наметилась крайне опасная тенденция - сужение рынка сельхозмашин из-за их недоступности потребителям.
        В системе мер по выходу из кризиса и подъему АПК, кроме дотации сельхозпроизводителям и машиностроительным предприятиям, введения налоговых льгот, развития оптовых рынков и сфер агросервиса, важнейшим элементом является организация лизинговой деятельности. Если эффективный лизинговый процесс не будет запущен в ближайшее время, то потенциальная опасность потери значительной части внутреннего рынка может очень быстро превратиться в реальность. Ведь даже очень развитые страны со стабильной экономикой и прочными позициями на мировом рынке не стесняются проводить активную политику защиты интересов собственных производителей.
        Применение лизинга позволит при равных объемах инвестиций увеличить объемы реализации и затем производства в несколько раз. Однако для этого необходим ряд экономических и организационных предпосылок.
        Сейчас на лизинговом рынке в сельскохозяйственном секторе Татарстана практически нет лизинговых компаний, за исключением двух: ГУП <Лизинговая компания "Татагрокомплект"> и ОАО <Татарстанагропромснаб>, через которые проходят основные лизинговые поставки сельхозтехники.
        На сегодняшний день республика получила по лизингу 1500 тракторов, около 300 зерноуборочных комбайнов. Осуществляется программа изготовления на ОАО <КаМАЗ> тракторов ХТЗ-16131 в количестве 500 шт. Эти трактора комплектуются полунавесными кормоуборочными комбайнами <Полесье-3000>, свеклоуборочными комплексами КР-6, после чего становятся универсальными и могут эксплуатироваться в течение года.
        Развитие лизинговой отрасли в Татарстане является предметом активного обсуждения: с одной стороны, лизинг является привлекательным способом решения проблем производителей и потребителей дорогостоящей техники, с другой - лизинговый рынок порождает огромное количество проблем и вопросов:

  • кто реально заинтересован в развитии лизинга в Татарстане;
  • кто и как сможет зарабатывать на лизинговом рынке - производители, потребители, инвестиционные (лизинговые) компании, банковские структуры, страховые компании;
  • как участники лизинговых соглашений смогут реализовать свои интересы;
  • в какой степени будут участвовать своими средствами различные государственные структуры;
  • каковы конкретные механизмы формирования эффективной инфраструктуры лизингового рынка;
  • кто соберет в единое целое всех потенциальных участников;
  • каким образом привлечь западные компании, как производителей техники, так и прямых инвесторов;
  • как свести к минимуму риски лизингового рынка?

    ЛИЗИНГ В АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

        Преимущество лизинга в сфере АПК состоит в том, что он не исключает, а даже предполагает некоторые формы государственного регулирования, например налоговые льготы. С помощью лизинга можно также преодолеть монополизм производителей сельскохозяйственных машин путем использования других источников получения техники: за счет импорта, восстановления изношенных деталей, многократного использования разными потребителями и др.
        Кроме того, лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, сокращает время использования собственного парка машин, особенно сезонного назначения.
        Развитие системы агролизинга способствует:

  • снижению разницы цен на сельхозтехнику и продукцию сельского хозяйства;
  • расширению сбыта сельхозмашин и оборудования;
  • повышению спроса на сельхозтехнику не только аграрных коммерческих организаций и фермерских хозяйств, но и личных приусадебных хозяйств, садово-огородных товариществ и др.
        Лизинг повышает эффективность использования техники в результате действия следующих факторов:
  • льгот, предоставляемых сельскому хозяйству;
  • включения лизинговой платы в себестоимость производимой продукции;
  • использования фьючерсных сделок на сельскохозяйственную продукцию;
  • ускоренной амортизации тех-ники;
  • снижения простоев и потерь при выполнении сельхозработ за счет ускорения оборачиваемости техники;
  • роста эффективности использования техники за счет дополнительных сервисных услуг и др.
        Существенным условием развития агролизинга является возможность оплаты услуг в натуральной форме, т.е. путем встречной поставки сельхозпродукции в расчетах за лизинг сельхозтехники. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам как крестьян, так и государства.
        Заинтересованы в лизинге и предприятия-изготовители. Объемы реализации продукции и соответственно объемы выпуска с применением лизингового механизма могут быть значительно расширены. Дополнительный рост выручки может быть получен за счет развития производства запасных частей и сервиса.
        Кроме интересов субъектов лизинга не менее важным является выигрыш общества в целом, так как широкое распространение лизинговых отношений, подтвержденное практическим опытом зарубежных стран, имеет весьма благоприятные макроэкономические последствия. Главное из них - расширение внутреннего рынка, особенно важное в условиях послекризисного развития.
        Как отметил премьер-министр Республики Татарстан Р. Минниханов в докладе <Переходный период: новый этап> (газета <Время и деньги> от 10 августа 1999 г.), неразвитость инфраструктуры нашей экономики в целом не способствует развитию рынка лизинговых услуг и вообще инвестиций. Он также отметил, что переходный период <вхождения> в рыночные отношения стал тяжелым испытанием для общества. <Проблемой чрезвычайной актуальности является поиск финансовых ресурсов. Их дефицит определяет не только возможности государственной поддержки, но и оказывает влияние на конкурентоспособность промышленности, а также на темпы роста потребления. Необходимо принципиально изменить концепцию привлечения средств в экономику Татарстана. Важное значение придается развитию лизинга сельскохозяйственной техники с помощью крупных сельскохозяйственных и промышленных предприятий>.
        Один из возможных механизмов формирования жизнеспособной эффективной инфраструктуры лизин-гового рынка в Республике Татарстан - создание пулов по финансированию проектов. Сложность здесь заключается в том, что, возможно, придется увязывать интересы нескольких кредиторов, распределяя между ними риски и доходы. При этом возникает ряд вопросов:
  • какого рода активы могут использоваться в гарантиях конкретных лизинговых проектов сегодня;
  • кто конкретно будет выступать гарантом по проектам лизинга;
  • каковы состав пакета страховых рисков и уровень страховых взносов;
  • каковы условия возникновения ответственности страховщика;
  • какими должны быть максимальные процентные ставки по кредитам?

    КОМУ ЖЕ НУЖЕН ЛИЗИНГ?

        Кто же сегодня сможет запустить реализацию эффективного взаимодействия инфраструктуры? Лизингополучатель? Но большинство сельхозпроизводителей убыточны. Ситуация практически не зависит от них, поскольку цены на произведенный товар регулируются дотациями и государство не всегда спешит рассчитаться с долгами по сельхозпродукции.
        Лизинговые компании - тоже новички и пока не готовы к роли локомотива лизингового бизнеса.
        Государственные органы озабочены прежде всего краткосрочными фискальными целями и не способны учитывать интересы участников инфраструктуры лизинговых отношений, следовательно, их <руководящая> роль может оказаться не самой эффективной.
        Производители сельхозтехники больше всех заинтересованы в развитии лизинга, но организаторская функция им не свойственна: не хватает опыта работы с кредитно-финансовым сектором, нет специалистов по лизинговым операциям.
        Необходимо отметить особую роль кредитно-финансового сектора. Если банк увидит, что лизинговая компания готова брать на себя риски по этому проекту, он кредитует ее под меньший процент в случае уверенности в надежности размещения денег.
        Достаточно сложным вопросом является страхование финансовых рисков. Практика показывает, что сейчас финансовые риски страхуются крайне редко из-за того, что платежеспособных предприятий в стране мало, а стоимость страховых платежей достаточно высока. Лизинговая компания будет вынуждена покрывать стоимость страховки в лизинговых платежах, а увеличение лизинговых платежей приводит и к увеличению рисков.
        Очевидно, в несовпадении интересов и возможностей потенциальных участников и кроются причины того, что при увеличении числа лизинговых компаний, широком обсуждении проблем лизинга и довольно активной работе над развитием нормативно-правовой базы лизинга состояние рынка лизинговых услуг оставляет желать лучшего.
        Скорее всего в роли организаторов эффективной инфраструктуры лизингового рынка в Республике Татарстан выступят фирмы - производители сельхозтехники и запасных частей, а также банки.
        Именно производители сельхозтехники сегодня стоят перед грозной опасностью потери клиентов - пользователей их продукции.
        Именно производители заинтересованы в том, чтобы объединить вокруг себя всех потенциальных участников лизингового процесса. Наши производители нуждаются не в разовых лизинговых сделках, а в превращении лизинга в один из постоянных инструментов своей сбыто-вой деятельности и могли бы стать учредителями лизинговых компаний со взаимоотношениями - помощь в продажах.
        На республиканском рынке могла бы работать сеть лизинговых компаний, специализирующихся на лизинге техники, в том числе тракторов и автомобилей ОАО <КаМАЗ>, вертолетов ОАО <КВЗ>, зеленодольских автобусов, самолетов КАПО им. Горбунова и др.
        Для запуска функционирования инфраструктуры лизингового рынка необходима активная государственная поддержка инициативы производителей, реальные гарантии государства и мобилизация различных источников инвестиционных ресурсов.
        Необходимо предпринять ряд мер, которые позволили бы сформировать первоначальный капитал, например, за счет:

  • экспортной выручки, свободной от налогообложения, в случае целевого использования для формирования уставного капитала лизинговых компаний;
  • консолидированных амортизационных фондов пользователей техники, заинтересованных в получении новых машин и оборудования по лизингу.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".