Ярославский шинный завод

Дмитриев Леонид

    ОАО <Ярославский шинный завод>:
    Адрес: 150040 Ярославль, ул. Советская, 81.
    Аудитор: Банк-Аудит-Сервис (Москва).
    Реестродержатель - независимый регистратор <Реестр-Центр> (Ярославль).
    Численность работников - 8742.
    Уставный капитал - 412536,3 тыс. руб. (деноминир.).
    Количество акций:

  • обыкновенных - 3826141 шт., номи-нал - 100 руб. (деноминир.);
  • привилегированных - 299222 шт., номинал - 100 руб (деноминир.).
        Генеральный директор - Дмитриев Леонид Леонидович.
        Председатель наблюдательного совета: вице-президент ЗАО <Росшина> Владимир Валерьевич Курносов.
        Контактное лицо (связи с инвесторами) - Одинцова Нелли Григорьевна.
        Тел./факс.: (0852) 27-17-64.

    ОБЗОР ОТРАСЛИ

        <Яршина> является одним из 10 крупнейших заводов по производству шин в России, составляющих основу отрасли.
        В СССР шинная промышленность была одной из приоритетных отраслей нефтехимического комплекса. К началу 90-х годов выпуск шин превышал 60 млн шт. в год, 70% которых приходилось на российские предприятия. Однако с 1991 по 1995 гг. под влиянием общеэкономического кризиса производство шин ежегодно снижалось и достигло в 1995 г. своей критической отметки - 40% уровня 1990 г.
        Переломным этапом для отрасли стал 1996 г., когда на фоне продолжающегося спада в основных отраслях производства выпуск шин вырос на 11% по сравнению с предыдущим годом. По оценкам аналитиков, за 1997 г. этот показатель возрастет до 20%.
        Главными конкурентами в борьбе за потребителей для отечественных шинных заводов являются такие мировые гиганты, как Michelin, Goodyear, Bridgestone. По различным оценкам, иностранные компании реализуют от 20 до 50% общего количества продаваемых в России шин. Однако спрос на иностранную продукцию ограничен из-за ее высокой цены по сравнению с российскими аналогами.
        Определенную поддержку российской шинной промышленности оказывает государство. Существует таможенный тариф на ввоз грузовых и легковых шин - 25% и акциз - 30%. Это существенно сдерживает потребительский спрос на импортную продукцию.
        Одной из основных проблем отрасли является низкий платежеспособный спрос на продукцию шинных заводов и, как следствие, бартер и недостаток <живых денег> на предприятиях. Реализация за бартер в среднем по отрасли составляет 80-85% выпускаемой продукции, у <Яршины> - 70%.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Ярославский шинный завод - первенец отечественной шинной промышленности. Первая продукция здесь была выпущена в ноябре 1932 г.
        В настоящее время предприятие выпускает около 160 типов шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и троллейбусов, строительных и дорожных машин, для сельскохозяйственной техники. Завод является крупнейшим в России разработчиком шин для авиационной техники.
        Наиболее сложным для <Яршины> был 1994 г., когда было выпущено 2348,1 тыс. шин (37% от уровня 1992 г.). Однако в последующие годы объем производства постоянно рос. За 1996-1997 гг. в производстве произошли определенные структурные сдвиги - ряд мощностей предприятия были перепрофилированы на выпуск шин для легковых автомобилей, пользующихся на рынке большим спросом (табл. 1).

     

    Основные мощ-ности, тыс. шт.

    Выпуск шин, тыс. шт.

    1996 г.

    1997 г.

    1996 г.

    1997 г.

    Шин всего:

    4500 4500 2921,4 3578,4

    грузовых

    2100 1900 1094,7 1125,3

    легковых

    2000 2300 1711,1 2286,9

    для с/х техники

    400 300 115,6 166,2

        В настоящее время коэффициент использования установленных мощностей равен 80%.
        В 1998 г. предприятие планирует увеличить выпуск шин на 11,8%, в том числе по грузовым - на 18,6, по легковым - на 7,7, по сельскохозяйственным - на 21%.
        В 1996 г. на Ярославском шинном заводе налажено серийное производство металлокордных шин для автобусов и автопоездов, используемых на международных и междугородных трассах. Они служат вдвое дольше обычных, выдерживают большую нагрузку и высокую скорость, обеспечивают лучшую управляемость автомобилем. Основное оборудование для производства металлокордных шин поставлено компаниями Krupp и Mitsubishi. Стоимость всего производственного комплекса оценивается в 50 млн долл. В 1996 г. освоены мощности производства
        в размере 110 тыс. шт. в год, в 1997 г. - 230 тыс. Всего комплекс рассчитан на 630 тыс. металлокордных шин в год.
        Основными поставщиками материалов являются ЗАО <Росшина> (Москва), завод <Яртехуглерод> (Ярославль), ОАО <Сивинит> (Красноярск).

    РЫНКИ СБЫТА

        В настоящий момент предприятие обслуживает 14,1% рынка шин в России. Основным покупателем продукции завода является ЗАО <Росшина> - 60%. Из этого объема на УАЗ поступает 11, МАЗ - 10, ГАЗ - 1%. По данным за 1997 г., экспорт в страны СНГ составил 10% производимой продукции, федеральный заказ - 8%.
        В ближайшей перспективе можно прогнозировать расширение емкости российского рынка шин за счет наращивания автомобильного парка страны, роста потребности в перевозках. По оценкам специалистов, к 2000 г. спрос на шины может достичь 38 млн шт. в год, что вдвое превышает объем производства шин в 1996 г. Если российские предприятия сохранят свои позиции на этом рынке, их прибыль может увеличиться на 25-40%. Ярославский шинный завод намерен расширять свою долю на рынке, ориентируясь на потребителя.

    ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

        За последнее время предприятию удалось стабилизировать свое финансовое положение.
        После либерализации цен основные материалы - каучуки, корд и технический углерод - только в 1992 г. подорожали в 29 раз, а шины - лишь в 9 раз. В 1993 г. наблюдалось опережение роста цен на основные материалы. Происходило вымывание собственного оборотного капитала.
        В 1994 г. дефицит собственных оборотных средств составил 3 млрд руб., в 1995 г. - 10 млрд.
        Но уже в 1996 г. положение стало исправляться, и на 1 октября 1997 г. вместо дефицита <Яршина> имеет собственные оборотные средства в размере 58 млн деноминир. руб., а с учетом средств, приравниваемых к собственным, - 78 млн. Это по-зволяет более уверенно осуществлять текущую производственную деятельность и финансировать развитие производства.
        В табл. 2 приведены укрупненные балансы за 1996 г. и 9 месяцев 1997 г. (полная финансовая отчетность за 1997 г. будет готова в марте 1998 г.).

    Показатель

    1996 г.

    1997 г. (9 мес.)

    Показатель

    1996 г.

    1997 г. (9 мес.)

    Актив Пассив

    Внеоборотные активы

    1 085 169 929

    1 098 000 000

    Капитал и резервы

    1 143 385 532

    1 139 605 134

    В том числе:

    В том числе:

     

    основные средства

    827 158 374 827 974 129

    уставный капитал

    412 536 300

    412 536 300

    незавершенное строительство

    253 841 173 2 652 781

    добавочный капитал

    234 855 460

    233 515 446

    долгосрочные финансовые вложения

    4 031 485 4 036 455

    фонд накопления

    29 345 789

    50 441 624

    Оборотные активы

    385 954 715 373 565 981

    нераспределенная прибыль

    В том числе:

     

    Долгосрочные пассивы

    79 085 034 49 855 023

    запасы

    140 899 476 176 065 786

    Краткосрочные пассивы

    327 739 112 331 635 863

    дебиторская задолженность

    231 787 415 184 561 028 В том числе:

    денежные средства

    1 256 450 2 077 723

    кредиторская задолженность

    304 834 022 328 021 455

    Убытки

       

    фонд потребления

    176 557 797 391 605

    Итого

    1 471 124 644 1 471 240 997

    Итого

    1 471 124 644 1 471 240 997

        Предприятие не имеет долгосрочной кредиторской задолженности, поскольку в последние годы развитие и техническое перевооружение производства осуществлялось за счет собственных средств, в том числе из прибыли, так как рентабельность производства в 1996 г. составляла 22,7%, в 1997 г. - 8%. Снижение уровня рентабельности объясняется ценовой политикой предприятия. В 1997 г. отпускные цены на продукцию были снижены, что по-зволило увеличить объем продаж.
        Дебиторская задолженность предприятия имеет тенденцию к снижению:

  • на 1 января 1997 г. - 231787415 тыс. руб.;
  • на 1 декабря 1997 г. - 191528507 тыс. руб., в том числе просроченная задолженность (свыше 3 месяцев) - 34000000 тыс. руб.
        Удельный вес дебиторской задолженности в оборотном капитале предприятия составляет 49%, что является довольно низким показателем по сравнению со среднеотраслевым значением (80-85%). Это объясняется гибкой ценовой политикой предприятия, позволяющей быстро реализовать продукцию, а также пополнением собственных оборотных средств за счет прибыли (табл. 3).

    Показатель

    1996 г.

    1997 г. (9 мес.)

    Выручка от выпуска шин

    937,4 859,1

    Полная себестоимость продукции

    843,7 755

    Оплата труда

    79,6 79,6

    Отчисления от ФОТ

    31,5 31,5

    Материалы, топливо

    593,8 522,9

    Электроэнергия

    84,2 77

    Амортизация

    20,2 16,3

    Прочие затраты

    34,4 27,7

    Балансовая прибыль

    93,7 103,9

    Затраты на 1 руб. выручки (коп./руб.)

    90 87,8

        В 1996 г. несколько снизилась материалоемкость продукции и общие затраты на производство и реализацию продукции. На рис. 1 приведена структура себе-стоимости продукции <Яршины> в 1997 г.
        В 1997 г. предприятие полностью выполнило свои обязательства перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Кроме того, была погашена часть задолженности за предыдущие периоды. В целом за 1997 г. задолженность по обязательным платежам снизилась на 56%, в 1998 г. предприятие планирует погасить оставшуюся часть (табл. 4).

    Отчисления

    Задолжен-ность

    За 1997 г.

     

    Задолжен-ность

    на 01.01.97 г.

    Начислено

    Погашено

    на 01.01.98 г.

    Бюджет

    Федеральный

    30121

    56280

    76300

    10101

    Областной

    6762

    25275

    31806

    231

    Городской

    11564

    24772

    22589

    13747

    Итого

    48447

    106327

    130695

    24079

    Внебюджетные фонды

    Пенсионный

    16364

    37426

    48328

    5462

    Занятости

    1421

    1915

    2570

    766

    Социального страхования

    1736

    7370

    8063

    1043

    ФОМС

    3814

    4642

    8416

    40

    Итого

    23335

    51353

    67377

    7311

    Всего

    71782

    157680

    198072

    31390

    УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

        В 1993 г. арендное предприятие <Ярославский шинный завод> после выкупа трудовым коллективом было преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью, а 15 мая 1996 г. - в открытое акционерное общество.
        В результате эмиссии, зарегистрированной 6 августа 1996 г., были выпущены 4125363 акции номиналом 100000 руб.
        С момента первой эмиссии никаких изменений в уставном капитале предприятия не происходило.
        До 1997 г. акции в продажу не поступали, они были распространены по номиналу среди акционеров пропорционально доле в уставном капитале.
        За 1996 г. по привилегированным акциям выплачены дивиденды в размере 1000 руб. на акцию. По обыкновенным акциям было принято решение не выплачивать дивиденды. Вопрос о выплате дивидендов по итогам 1997 г. (по обыкновенным акциям) решит очередное собрание акционеров в апреле 1998 г.
        Наиболее крупным акционером Ярославского шинного завода в настоящее время является ЗАО <Росшина>, которое также имеет доли в уставном капитале следующих шинных заводов: Красноярского - 20%, Омского - 15%, Московского - блокирующий пакет. Основная задача головной компании холдинга - координирование работы предприятий шинной промышленности, которое заключается в предварительной оплате сырья, организации сбыта (в том числе и по бартеру), реализации полученной бартерной оплаты, кредитовании шинных заводов для выплаты заработной платы. Сотрудничество Ярославского шинного завода с <Росшиной> во многом позволило оптимизировать сырьевые потоки предприятия, а также разрешить проблему неплатежей.

    ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЙ

        Акции Ярославского шинного завода относятся к акциям третьего эшелона, которые после недавних потрясений финансовых рынков являются недостаточно ликвидными. В настоящий момент к продаже предлагаются в основном крупные пакеты размером до 50000 акций. В декабре акции были достаточны привлекательными и наблюдался значительный рост спроса, однако в январе 1998 г. спрос на акции <Яршины> несколько упал (рис. 2). Это связано с тем, что после осеннего кризиса компании предпочитают вкладывать свои средства в более ликвидные ценные бумаги. В целом при благоприятных условиях рынка котировки акций <Яршины> могут вырасти, тем более что, по мнению аналитиков, они являются недооцененными.

    РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

        Развитие Ярославского шинного завода предусматривается по следующим направлениям:

  • Реконструкция и техническое перевооружение. Только на реконструкцию предприятия в 1998 г. <Яршина> планирует вложить 31,5 млн руб. собственных средств.
  • Расширение производственной деятельности. В настоящее время на заводе разрабатывается проект создания на базе одного из цехов производства перспективных моделей легковых шин с годовым объемом 1100 тыс. шт. В 1997 г. на <Яршине> было произведено 60 тыс. шин новой конструкции с применением полностью металлокорда в каркасе вместо текстильных кордов.
        В 1998 г. производство шин этого типа станет массовым - план на год утвержден в размере 185 тыс. шт., а годовая мощность к концу года будет доведена до 400 тыс. шт.
  • Создание новых моделей шин, пользующихся повышенным спросом. Предприятие планирует увеличить производство шин типа Р. В 1997 г. производство этого вида продукции достигло 2296,1 тыс. шт. Уже в 1998 г. выпуск шин типа Р возрастет на 30%.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".