ОАО <Ярославский шинный завод>:
    Адрес: 150040 Ярославль, ул. Советская, 81.
    Аудитор: Банк-Аудит-Сервис (Москва).
    Реестродержатель - независимый регистратор <Реестр-Центр> (Ярославль).
    Численность работников - 8742.
    Уставный капитал - 412536,3 тыс. руб. (деноминир.).
    Количество акций:
    <Яршина> является одним из 10 крупнейших заводов по производству шин в России, составляющих основу отрасли.
    В СССР шинная промышленность была одной из приоритетных отраслей нефтехимического комплекса. К началу 90-х годов выпуск шин превышал 60 млн шт. в год, 70% которых приходилось на российские предприятия. Однако с 1991 по 1995 гг. под влиянием общеэкономического кризиса производство шин ежегодно снижалось и достигло в 1995 г. своей критической отметки - 40% уровня 1990 г.
    Переломным этапом для отрасли стал 1996 г., когда на фоне продолжающегося спада в основных отраслях производства выпуск шин вырос на 11% по сравнению с предыдущим годом. По оценкам аналитиков, за 1997 г. этот показатель возрастет до 20%.
    Главными конкурентами в борьбе за потребителей для отечественных шинных заводов являются такие мировые гиганты, как Michelin, Goodyear, Bridgestone. По различным оценкам, иностранные компании реализуют от 20 до 50% общего количества продаваемых в России шин. Однако спрос на иностранную продукцию ограничен из-за ее высокой цены по сравнению с российскими аналогами.
    Определенную поддержку российской шинной промышленности оказывает государство. Существует таможенный тариф на ввоз грузовых и легковых шин - 25% и акциз - 30%. Это существенно сдерживает потребительский спрос на импортную продукцию.
    Одной из основных проблем отрасли является низкий платежеспособный спрос на продукцию шинных заводов и, как следствие, бартер и недостаток <живых денег> на предприятиях. Реализация за бартер в среднем по отрасли составляет 80-85% выпускаемой продукции, у <Яршины> - 70%.
    Ярославский шинный завод - первенец отечественной шинной промышленности. Первая продукция здесь была выпущена в ноябре 1932 г.
    В настоящее время предприятие выпускает около 160 типов шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и троллейбусов, строительных и дорожных машин, для сельскохозяйственной техники. Завод является крупнейшим в России разработчиком шин для авиационной техники.
    Наиболее сложным для <Яршины> был 1994 г., когда было выпущено 2348,1 тыс. шин (37% от уровня 1992 г.). Однако в последующие годы объем производства постоянно рос. За 1996-1997 гг. в производстве произошли определенные структурные сдвиги - ряд мощностей предприятия были перепрофилированы на выпуск шин для легковых автомобилей, пользующихся на рынке большим спросом (табл. 1).
Основные мощ-ности, тыс. шт. |
Выпуск шин, тыс. шт. |
|||
1996 г. |
1997 г. |
1996 г. |
1997 г. |
|
Шин всего: |
4500 | 4500 | 2921,4 | 3578,4 |
грузовых |
2100 | 1900 | 1094,7 | 1125,3 |
легковых |
2000 | 2300 | 1711,1 | 2286,9 |
для с/х техники |
400 | 300 | 115,6 | 166,2 |
    В настоящее время коэффициент использования установленных мощностей равен 80%.
    В 1998 г. предприятие планирует увеличить выпуск шин на 11,8%, в том числе по грузовым - на 18,6, по легковым - на 7,7, по сельскохозяйственным - на 21%.
    В 1996 г. на Ярославском шинном заводе налажено серийное производство металлокордных шин для автобусов и автопоездов, используемых на международных и междугородных трассах. Они служат вдвое дольше обычных, выдерживают большую нагрузку и высокую скорость, обеспечивают лучшую управляемость автомобилем. Основное оборудование для производства металлокордных шин поставлено компаниями Krupp и Mitsubishi. Стоимость всего производственного комплекса оценивается в 50 млн долл. В 1996 г. освоены мощности производства
    в размере 110 тыс. шт. в год, в 1997 г. - 230 тыс. Всего комплекс рассчитан на 630 тыс. металлокордных шин в год.
    Основными поставщиками материалов являются ЗАО <Росшина> (Москва), завод <Яртехуглерод> (Ярославль), ОАО <Сивинит> (Красноярск).
    В настоящий момент предприятие обслуживает 14,1% рынка шин в России. Основным покупателем продукции завода является ЗАО <Росшина> - 60%. Из этого объема на УАЗ поступает 11, МАЗ - 10, ГАЗ - 1%. По данным за 1997 г., экспорт в страны СНГ составил 10% производимой продукции, федеральный заказ - 8%.
    В ближайшей перспективе можно прогнозировать расширение емкости российского рынка шин за счет наращивания автомобильного парка страны, роста потребности в перевозках. По оценкам специалистов, к 2000 г. спрос на шины может достичь 38 млн шт. в год, что вдвое превышает объем производства шин в 1996 г. Если российские предприятия сохранят свои позиции на этом рынке, их прибыль может увеличиться на 25-40%. Ярославский шинный завод намерен расширять свою долю на рынке, ориентируясь на потребителя.
    За последнее время предприятию удалось стабилизировать свое финансовое положение.
    После либерализации цен основные материалы - каучуки, корд и технический углерод - только в 1992 г. подорожали в 29 раз, а шины - лишь в 9 раз. В 1993 г. наблюдалось опережение роста цен на основные материалы. Происходило вымывание собственного оборотного капитала.
    В 1994 г. дефицит собственных оборотных средств составил 3 млрд руб., в 1995 г. - 10 млрд.
    Но уже в 1996 г. положение стало исправляться, и на 1 октября 1997 г. вместо дефицита <Яршина> имеет собственные оборотные средства в размере 58 млн деноминир. руб., а с учетом средств, приравниваемых к собственным, - 78 млн. Это по-зволяет более уверенно осуществлять текущую производственную деятельность и финансировать развитие производства.
    В табл. 2 приведены укрупненные балансы за 1996 г. и 9 месяцев 1997 г. (полная финансовая отчетность за 1997 г. будет готова в марте 1998 г.).
Показатель |
1996 г. |
1997 г. (9 мес.) |
Показатель |
1996 г. |
1997 г. (9 мес.) |
Актив | Пассив | ||||
Внеоборотные активы |
1 085 169 929 |
1 098 000 000 |
Капитал и резервы |
1 143 385 532 |
1 139 605 134 |
В том числе: |
В том числе: |
||||
основные средства |
827 158 374 | 827 974 129 |
уставный капитал |
412 536 300 |
412 536 300 |
незавершенное строительство |
253 841 173 | 2 652 781 |
добавочный капитал |
234 855 460 |
233 515 446 |
долгосрочные финансовые вложения |
4 031 485 | 4 036 455 |
фонд накопления |
29 345 789 |
50 441 624 |
Оборотные активы |
385 954 715 | 373 565 981 |
нераспределенная прибыль |
||
В том числе: |
Долгосрочные пассивы |
79 085 034 | 49 855 023 | ||
запасы |
140 899 476 | 176 065 786 |
Краткосрочные пассивы |
327 739 112 | 331 635 863 |
дебиторская задолженность |
231 787 415 | 184 561 028 | В том числе: | ||
денежные средства |
1 256 450 | 2 077 723 |
кредиторская задолженность |
304 834 022 | 328 021 455 |
Убытки |
фонд потребления |
176 557 797 | 391 605 | ||
Итого |
1 471 124 644 | 1 471 240 997 |
Итого |
1 471 124 644 | 1 471 240 997 |
    Предприятие не имеет долгосрочной кредиторской задолженности, поскольку в последние годы развитие и техническое перевооружение производства осуществлялось за счет собственных средств, в том числе из прибыли, так как рентабельность производства в 1996 г. составляла 22,7%, в 1997 г. - 8%. Снижение уровня рентабельности объясняется ценовой политикой предприятия. В 1997 г. отпускные цены на продукцию были снижены, что по-зволило увеличить объем продаж.
    Дебиторская задолженность предприятия имеет тенденцию к снижению:
Показатель |
1996 г. |
1997 г. (9 мес.) |
Выручка от выпуска шин |
937,4 | 859,1 |
Полная себестоимость продукции |
843,7 | 755 |
Оплата труда |
79,6 | 79,6 |
Отчисления от ФОТ |
31,5 | 31,5 |
Материалы, топливо |
593,8 | 522,9 |
Электроэнергия |
84,2 | 77 |
Амортизация |
20,2 | 16,3 |
Прочие затраты |
34,4 | 27,7 |
Балансовая прибыль |
93,7 | 103,9 |
Затраты на 1 руб. выручки (коп./руб.) |
90 | 87,8 |
    В 1996 г. несколько снизилась материалоемкость продукции и общие затраты на производство и реализацию продукции. На рис. 1 приведена структура себе-стоимости продукции <Яршины> в 1997 г.
    В 1997 г. предприятие полностью выполнило свои обязательства перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Кроме того, была погашена часть задолженности за предыдущие периоды. В целом за 1997 г. задолженность по обязательным платежам снизилась на 56%, в 1998 г. предприятие планирует погасить оставшуюся часть (табл. 4).
Отчисления |
Задолжен-ность |
За 1997 г. |
Задолжен-ность |
|
на 01.01.97 г. |
Начислено |
Погашено |
на 01.01.98 г. |
|
Бюджет |
||||
Федеральный |
30121 |
56280 |
76300 |
10101 |
Областной |
6762 |
25275 |
31806 |
231 |
Городской |
11564 |
24772 |
22589 |
13747 |
Итого |
48447 |
106327 |
130695 |
24079 |
Внебюджетные фонды |
||||
Пенсионный |
16364 |
37426 |
48328 |
5462 |
Занятости |
1421 |
1915 |
2570 |
766 |
Социального страхования |
1736 |
7370 |
8063 |
1043 |
ФОМС |
3814 |
4642 |
8416 |
40 |
Итого |
23335 |
51353 |
67377 |
7311 |
Всего |
71782 |
157680 |
198072 |
31390 |
    В 1993 г. арендное предприятие <Ярославский шинный завод> после выкупа трудовым коллективом было преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью, а 15 мая 1996 г. - в открытое акционерное общество.
    В результате эмиссии, зарегистрированной 6 августа 1996 г., были выпущены 4125363 акции номиналом 100000 руб.
    С момента первой эмиссии никаких изменений в уставном капитале предприятия не происходило.
    До 1997 г. акции в продажу не поступали, они были распространены по номиналу среди акционеров пропорционально доле в уставном капитале.
    За 1996 г. по привилегированным акциям выплачены дивиденды в размере 1000 руб. на акцию. По обыкновенным акциям было принято решение не выплачивать дивиденды. Вопрос о выплате дивидендов по итогам 1997 г. (по обыкновенным акциям) решит очередное собрание акционеров в апреле 1998 г.
    Наиболее крупным акционером Ярославского шинного завода в настоящее время является ЗАО <Росшина>, которое также имеет доли в уставном капитале следующих шинных заводов: Красноярского - 20%, Омского - 15%, Московского - блокирующий пакет. Основная задача головной компании холдинга - координирование работы предприятий шинной промышленности, которое заключается в предварительной оплате сырья, организации сбыта (в том числе и по бартеру), реализации полученной бартерной оплаты, кредитовании шинных заводов для выплаты заработной платы. Сотрудничество Ярославского шинного завода с <Росшиной> во многом позволило оптимизировать сырьевые потоки предприятия, а также разрешить проблему неплатежей.
    Акции Ярославского шинного завода относятся к акциям третьего эшелона, которые после недавних потрясений финансовых рынков являются недостаточно ликвидными. В настоящий момент к продаже предлагаются в основном крупные пакеты размером до 50000 акций. В декабре акции были достаточны привлекательными и наблюдался значительный рост спроса, однако в январе 1998 г. спрос на акции <Яршины> несколько упал (рис. 2). Это связано с тем, что после осеннего кризиса компании предпочитают вкладывать свои средства в более ликвидные ценные бумаги. В целом при благоприятных условиях рынка котировки акций <Яршины> могут вырасти, тем более что, по мнению аналитиков, они являются недооцененными.
    Развитие Ярославского шинного завода предусматривается по следующим направлениям: