<...Налогоплательщик должен знать, чем занимаются государственные органы>

РЦБ
Издательский Дом

    РЦБ: Когда была создана ваша служба? Каковы ее цели и задачи? Менялись ли они с течением времени?

    В. Р.: ФКЦБ РФ создана в ноябре 1994 г., а в начале 1995 г. стала формироваться служба по связям с общественностью.
    Конечно, три года назад задачи были иными. Сейчас изменились задачи ФКЦБ, соответственно, и пресс-службы. В то же время что-то остается неизменным. Так, решать текущие вопросы нужно было всегда, хотя в течение первого полугодия оперативной работы было меньше. Со временем ее становится больше.
    Главная задача нашей службы - информационная поддержка деятельности ФКЦБ. Мы как бы регулируем информационный поток: распространяем информацию о деятельности ФКЦБ и стараемся получить информацию, которая нужна сотрудникам ФКЦБ, качественно обработать ее, донести до них и использовать для повышения эффективности деятельности комиссии.
    Ежедневно мы отслеживаем более 30 изданий. Наши специалисты просматривают прессу, делают подборку статей и распространяют ее среди руководителей подразделений. Делаем также тематические подборки по наиболее актуальным темам.
    Ведется работа и по телевизионным программам. Сейчас появилось много финансовых программ, которые зачастую накладываются друг на друга, но все равно мы стараемся их отслеживать. Активно пользуемся оперативной информацией агентств (Интерфакс, Прайм-Тасс, Рейтер, АК&М и др.). У нас есть своя страничка в сети Интернет.
    Стараемся получать информацию из различных источников. Налажены контакты и с государственными структурами, и с коммерческими организациями, и с организациями профессиональных участников (НАУФОР, ПАРТАД).
    Активно работаем с регионами.
    У ФКЦБ сейчас 15 региональных отделений. Недавно прошел семинар для сотрудников по связям с общественностью региональных отделений. От них мы узнаем, о чем пишут местные газеты. Страна наша огромная, самое отдаленное наше отделение во Владивостоке. Оперативно получить газету сложно. Поэтому нам ее посылают по электронной почте.
    Кроме того, мы выпускаем пресс-релизы, информационные сообщения, регулярно сообщаем о заседаниях ФКЦБ. Распространяем доклады, которые делают члены ФКЦБ, готовим мнения экспертов, отчеты по итогам деятельности комиссии.
    Издается бюллетень на английском языке. Ежемесячно делаем информационный бюллетень о новостях ФКЦБ РФ в <Экономике и жизни>.

    РЦБ: Все эти издания готовятся вашими усилиями?

    В. Р.: В основном. Если информация исходит из ФКЦБ, то мы ее обрабатываем, делаем удобной для пользователя и рассылаем. Материалы пресс-релизов пишем сами. Конечно, перед тем как запустить информацию, консультируемся с экспертами, начальниками управлений, членами ФКЦБ.
    Мы стараемся предоставить максимально полную информацию о работе комиссии и используем для этого любые возможности.

    РЦБ: Вы взаимодействуете с аналогичными службами других государственных органов, зарубежными коллегами?

    В. Р.: Мы стараемся поддерживать отношения со службами по связям с общественностью других государственных ведомств. Не скажу, что они очень тесные, но это - работа на перспективу.
    В. Б.: У нас есть контакты с аналогичными зарубежными службами. Я был в американской Комиссии по ценным бумагам и биржам и понял, что те методы работы с прессой, которые мы используем, аналогичны их методам.
    В. Р.: За рубежом несколько иная ситуация и структура службы. У нас служба связи с общественностью и пресс-центр объединены в одну структуру, у них они разъединены. Существует большое количество точек соприкосновения с зарубежными службами, у них многому можно поучиться: французская комиссия существует 30 лет, а американская еще дольше. Но и мы кое-чему можем их научить. Например, в кризисных ситуациях мы более собранны и оперативны.
    В. Б.: Кризисных ситуаций, когда требуется оперативно дать комментарии и четко подать информацию, у нас больше. Поэтому мы более закаленные. На Западе, конечно, ситуация более стабильная и прогнозируемая.
    В. Р.: Пообщавшись с западными коллегами, мы поняли, что все, что мы делаем - делаем правильно. Хотя, если бы мы знали заранее, что существует другой путь, мы не изобретали бы велосипед, а получили результат быстрее и с меньшими потерями. Поэтому обмен опытом очень полезен.

    РЦБ: Как вы строите свои взаимоотношения с прессой? Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать журналист, пишущий на экономические темы?

    В. Б.: Судя по тому количеству телефонных звонков и факсов, которые мы ежедневно получаем, интерес СМИ к деятельности ФКЦБ велик. В свою очередь, мы стараемся ответить на все вопросы.
    Все хотят, чтобы о них появлялась только хорошая информация в прессе. От журналиста мы ждем прежде всего профессионализма, понимания темы. Иногда журналист, имеющий намерение писать о деятельности ФКЦБ, совершенно не ориентируется в проблеме. И нам крайне сложно объяснять все азы журналисту. Поэтому, безусловно, легче работать с профессионалами, которых, к счастью, довольно много - как, например, в вашем журнале. Да и на пресс-конференциях видно, что уровень работающих с нами журналистов постоянно повышается.
    Мы регулярно проводим обучающие семинары для журналистов. Два уже состоялись: по темам нарушений на рынке ценных бумаг и аттестации специалистов. На такие семинары мы приглашаем членов, начальников управлений ФКЦБ РФ, которые подробно и полно рассматривают проблему.
    В. Р.: Журналист должен не только искусно владеть пером, но и быть профессионалом. С таким приятно работать.
    Самое страшное, когда дилетант пишет на сложные профессиональные темы. Особенно, если это касается фондового рынка: одно неосторожное высказывание может спровоцировать нежелательные события - вплоть до кризиса, и последствия могут быть необратимыми.
    Что касается личных качеств, то напористость должна присутствовать. Другое дело, что нам, сотрудникам пресс-центра, это создает дополнительные проблемы. Но мы с пониманием относимся к этим чертам журналистов.

    РЦБ: Считаете ли вы себя информационно открытой организацией?

    В. Б.: В конце марта <Финансовый пресс-клуб> подводил итоги опроса по информационной открытости. Мы получили второе место среди государственных структур. Наша пресс-служба существует всего три года, а структуры, которые были названы наряду с нашей, - намного дольше.
    ФКЦБ должна быть информационно открытой так же, как и любая государственная организация: налогоплательщик должен знать, чем занимаются государственные органы.
    В. Р.: Мы всегда стараемся удовлетворить любую просьбу или запрос. Причем они могут поступать откуда угодно: с Сахалина или из иной глубинки, где нет электронной почты или факса. В таком случае мы даже высылаем посылки с нашими материалами. Мы отвечаем абсолютно всем - и госструктурам, и коммерческим компаниям. Однако, естественно, есть закрытые темы.
    В. Б.: У любой государственной структуры должны быть темы, которые становятся открытыми только спустя некоторое время.

    РЦБ: Отличается ли отечественный PR от зарубежного и каковы его перспективы?

    В. Р.: На мой взгляд, отличается.
    Российские и западные специалисты по связям с общественностью работают в разных условиях. Ситуация в стране накладывает отпечаток. Когда западные PR-службы работают в стабильной и прогнозируемой ситуации, то, естественно, они могут стратегически планировать свое развитие.
    У нас же сроки предельно сжаты, нужно быть максимально мобильными и оперативными. Многие компании уходят с рынка, потому что не могут работать под постоянным давлением. Хотя в последнее время на рынок стало выходить много интересных и сильных компаний, в которых работают очень хорошие специалисты.

    РЦБ: В чем Вы видите залог успеха деятельности PR-службы?

    В. Р.: Каждый сотрудник службы должен проникнуться общей идеей организации. Все мы переживаем, если появляется негативная информация о комиссии, и радуемся, когда ФКЦБ добивается успеха. Кроме того, нужно, чтобы было взаимопонимание со всеми подразделениями ФКЦБ РФ.
    Нужно ощущение, что мы необходимы и делаем общее полезное дело независимо от положения: рядовой сотрудник или руководитель - нужно работать одной командой.
    Если человек временный, работает ради карьеры, денег или еще чего-то, то вряд ли можно добиться хороших результатов. У нас были люди, которые преследовали свои интересы. Но они уходили.
    И не потому, что их увольняли, а потому, что они не уживались. Но мы сохранили костяк коллектива.

    РЦБ: На чем Вы делаете акцент при подборе кадров?

    В. Б.: Даже если структура занимается рынком ценных бумаг, то сотруднику пресс-службы не обязательно быть специалистом по рынку ценных бумаг, надо просто адекватно относиться к ситуации и понимать ее в общем.
    В. Р.: На мой взгляд, необходимо иметь представление о том, что такое производные ценные бумаги, но в тонкости движения этих финансовых инструментов не обязательно вникать. Для этого есть специалисты, у которых можно проконсультироваться.
    Проблема кадров сейчас остро не стоит. В принципе этот вопрос решается просто - образование и самообразование. Своими знаниями мы всегда готовы поделиться со всеми сотрудниками, включая молодых, которые только пришли. Естественно, каждый учится, кто-то изучает языки, кто-то - финансовый менеджмент. Главное, чтобы человек умел работать в команде. Научить можно всему, но если человек не может работать в коллективе, будь он хоть семи пядей во лбу, вряд ли будет работать у нас.
    В. Б.: Я лишь добавлю, что для человека, работающего в PR, главным качеством является здравый смысл и умение адекватно реагировать на любое событие.

© ЗАО "Группа РЦБ".