Инфраструктура российского рынка развивается в правильном направлении

РЦБ
Издательский Дом

    РЦБ: Валерий Станиславович, Вы стоите во главе крупной компании-регистратора. Эта должность сопряжена с немалой ответственностью, ведь от Ваших решений часто зависит и будущее компании, и судьба ее сотрудников. Что привлекает Вас в Вашей работе?

    В. П.: Ответить можно коротко, одним словом - все. Современный рынок ценных бумаг - сложный механизм, и одной из необходимых его <деталей> являются регистраторы, роль которых в последнее время постоянно растет. Ведь на ликвидность ценных бумаг влияет, в частности, и доступность процедуры по перерегистрации прав собственности. Усиление конкуренции на рынке регистраторских услуг требует внимательного рассмотрения возможностей укрупнения компании, организации филиалов, расширения взаимодействия с трансфер-агентами. При этом нельзя забывать и о работе с клиентами.
    Сложность и многообразие наших задач, необходимость взаимосвязанно решать технологические и организационные вопросы, а также проблемы повышения качества предоставляемых услуг - все это и привлекает меня в работе по руководству компанией.

    РЦБ: Какими, по Вашему мнению, профессиональными и личными качествами должен обладать сотрудник компании-регистратора?

    В. П.: Чтобы охарактеризовать <образцового> сотрудника-регистратора, нужно условно разделить деятельность компании на два направления:

  • внешнее, к которому относится работа с контрагентами регистратора (эмитентами и акционерами);
  • внутреннее, связанное с обеспечением и развитием всех технологических процессов регистратора.
        Основная задача сотрудника, работающего с контрагентами, - заинтересовать эмитента в дальнейшем сотрудничестве, сделать так, чтобы процесс перерегистрации для акционеров стал менее сложным. Это требует от сотрудника не только профессионального знания законодательства, регламентирующего деятельность регистратора и определяющего права и обязанности эмитентов и акционеров. Здесь необходимы и навыки по предотвращению конфликтов, и знание психологии делового общения.
        У сотрудника, отвечающего за разработку, общий контроль или непосредственное обеспечение технологических процессов, направленных на поддержание системы ведения реестра, несколько иные приоритеты. На мой взгляд, он обязан обладать такими качествами, как предельная собранность в действиях, усидчивость, хорошее знание делопроизводства, компьютера и оргтехники, современных средств связи и передачи информации. Этот человек должен быть хорошим организатором и технологом.
        Сегодня, когда ответственность регистраторской компании повышается, каждый сотрудник должен не только глубоко знать свое направление и основы права, но и обладать широчайшей эрудицией, интересоваться экономическим состоянием страны в целом и положением дел в своей компании. Такой сотрудник не может замыкаться в рамках должностных обязанностей, ему нужно все время двигаться вперед, генерировать новые и интересные идеи, искать неординарные подходы к решению существующих проблем. Я думаю, что каждый руководитель мечтает видеть в своей компании именно таких сотрудников.
        Кроме того, любому сотруднику компании, на мой взгляд, должно быть присуще еще одно важное качество - корпоративный патриотизм, заинтересованность в успехе общего дела. Сегодня костяк нашей компании составляют сотрудники, пришедшие в нее в момент образования, те, кто профессионально рос вместе с компанией и стал настоящим специалистом своего дела. Это наш <золотой фонд>.

        РЦБ: Какие проблемы наиболее часто встают перед Вами как специалистом?

        В. П.: Проблем много, и на это есть объективные причины. Быстрое развитие финансовых рынков в России и наращивание объемов торговли в секторе корпоративных ценных бумаг приводят к росту конкуренции на рынке ценных бумаг вообще и на рынке регистраторских услуг, в частности. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость значительного внимания к формированию благоприятного имиджа компании. Поддерживать его, как Вы понимаете, нужно постоянно, активно используя для этого формы устойчивого воздействия. И, конечно, без профессионального кадрового состава решать вопросы надежного, взаимовыгодного партнерства невозможно. Именно поэтому одна из важнейших проблем - подбор специалистов, их социальная и профессиональная адаптация в коллективе, обучение, формирование у них высокой культуры в работе с клиентами. Причем этот вопрос необходимо рассматривать таким образом, чтобы не осталось в стороне главное - интеграция компании в инфраструктуру фондового рынка России.
        Другая проблема - отставание процесса формирования правового пространства, регламентирующего обращение ценных бумаг, от динамично развивающегося фондового рынка. Как показывает практика, это негативно сказывается в первую очередь на деятельности эмитентов, не имеющих специализированных подразделений по работе с ценными бумагами. Отсюда - многочисленные нарекания со стороны регулирующих органов. Понять своих клиентов и постараться по мере возможности помочь им - одна из важнейших задач регистратора. Этого требуют цивилизованные рыночные отношения.
        <Белые пятна> остались и в той части законодательства, которая регулирует деятельность номинальных держателей. Отсутствие унификации информации, передаваемой регистратору, затрудняет работу и тех и других.
        Чтобы быстрее и эффективнее решить существующие проблемы, которые, разумеется, стоят не только перед нашей компанией, необходимо активнее участвовать в работе саморегулируемых организаций, объединяющих участников фондового рынка. СРО имеют возможность активизировать деятельность законодательных органов по принятию новых законов и внесению поправок в действующие - в первую очередь это касается вопросов налогообложения, бухгалтерского учета, введения ответственности за нарушение действующих норм законодательства.

        РЦБ: Как складываются взаимоотношения вашей компании с другими участниками рынка?

        В. П.: Наша компания, осуществляя деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, взаимодействует с эмитентами, депозитариями и другими участниками рынка ценных бумаг, выступающими в качестве трансфер-агентов и номинальных держателей.
        К каждому из них мы стараемся найти индивидуальный подход. Так, отчетность перед эмитентами мы готовим по возможности в понятной и привычной для них форме. В целом, даже несмотря на финансовые трудности некоторых эмитентов, отношения с ними у нас партнерские, я бы даже сказал, дружественные. Рыночные отношения значат многое, но не все.
        С брокерами же контакты зачастую складываются не так безоблачно, как хотелось бы. И здесь все определяет в первую очередь работа бэк-офиса брокера. Его четкое и отлаженное функционирование позволяет осуществлять исполнение договоров по сделкам быстро и без проблем. К сожалению, на мой взгляд, пока в России не очень много брокерских компаний с <сильным> бэк-офисом. Видимо, это связано со специфическим менталитетом брокера: на первом месте - сделка, учет активов - на втором. Пока, к сожалению, для наших партнеров не очевидна роль депозитария как надежного хранителя активов, учет и контроль у которого регламентированы строжайшим образом.
        Опыт взаимодействия нашей компании с депозитариями - номинальными держателями - в основном положителен. Конечно, это не означает, что здесь мы вообще не сталкиваемся с проблемами. Объективно существуют конфликты интересов, связанные с тарифной политикой регистратора, регламентом его работы и другими факторами. При этом не могу не отметить, что депозитарии всегда четко и аргументированно защищают интересы своих клиентов, демонстрируя хорошее знание законов и умение применять их на практике. Количество лицевых счетов номинального держания и количество ценных бумаг на этих лицевых счетах постоянно растут. Значит, инфраструктура фондового рынка России развивается в правильном направлении.

        РЦБ: Валерий Станиславович, как Вы оцениваете действия государственных регуляторов по совершенствованию рыночной инфраструктуры? Какую роль в этом процессе играют саморегулируемые организации?

        В. П.: Что касается оценки деятельности государственных регулирующих органов, к которым в первую очередь относятся Центральный банк и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, то, я думаю, нынешний уровень взаимодействия ФКЦБ и ЦБ РФ благотворно влияет на состояние фондового рынка России. Оба ведомства направляют свою энергию на разрешение накопившихся проблем, в результате происходят существенные сдвиги в формировании нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг. Задача защиты прав инвестора получила сейчас общегосударственное значение.
        Отрадно отметить активизацию системы регулирования фондового рынка. Так, уже отработан порядок регистрации эмиссий и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг российских акционерных обществ по новым стандартам, соответствующим международным, осуществляются проверки компаний - профессиональных участников рынка, эмитентов, паевых инвестиционных фондов, других финансовых институтов.
        Мне кажется, эффективность и оперативность системы регулирования фондового рынка станут гораздо выше, если к законотворческой и контролирующей деятельности в полной мере будут привлечены возможности и высокопрофессиональный кадровый потенциал саморегулируемых организаций, в частности ПАРТАД.
        Я полагаю, это улучшило бы содержание законодательных нормативных документов, укрепило уверенность инвесторов в наличии гарантированной системы защиты их прав, повысило бы их желание более активно работать на российском рынке.

        РЦБ: Как Вы охарактеризуете современное состояние инфраструктуры российского фондового рынка? Каковы, на Ваш взгляд, ближайшие перспективы его развития?

        В. П.: Россия постепенно становится полноправным членом мирового сообщества. Отечественный фондовый рынок постепенно доказывает свою состоятельность и относительную стабильность. Завершилось формирование основ инфраструктуры рынка ценных бумаг, определились торговые площадки, наиболее крупные депозитарии и регистраторы.
        В последнее время динамично развивается и расширяется депозитарная деятельность крупных коммерческих банков, которые стремятся предоставлять весь спектр депозитарных услуг. В частности, наша компания активно взаимодействует с депозитарием одного из крупных банков - АКБ <СБС-Агро>.
        Перспективы развития инфраструк-туры российского рынка я связываю с внедрением новых информационных технологий, созданием систем мониторинга, контроля, раскрытия информации для обеспечения исполнения законодательства РФ, касающегося рынка ценных бумаг, а также для снижения рисков при проведении операций с ценными бумагами и сокращения сроков перерегистрации прав на них.

        РЦБ: Вопрос, на который Вы сами хотели бы ответить?

        В. П.: Один из основных вопросов, который время от времени должен задавать себе любой руководитель, заботящийся о будущем своего дела, звучит следующим образом: <Что ждет мою компанию и отечественный фондовый рынок в перспективе?>
        Думаю, что исходя из итогов развития фондового рынка России в 1997 г., когда было приватизировано около 3000 предприятий и их общее количество достигло примерно 130 тыс., и учитывая достигнутый (впервые с 1989 г.) рост ВВП на 0,4%, а также тот факт, что российский фондовый рынок показал максимальные темпы роста в мире (индекс РТС удваивается второй год подряд), можно надеяться, что экономическая ситуация в России стабилизируется и это положительно отразится на инвестиционной политике и на состоянии фондового рынка страны в целом.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".