Рубль в Чикаго - дополнительный катализатор притока иностранного капитала в Россию

РЦБ
Издательский Дом

    РЦБ: Торги фьючерсным контрактом на российский рубль на Чикагской бирже начались в апреле 1998 г. Сформировался ли уже постоянный состав участников этих торгов? Можно ли выделить среди участников торговли выраженных хеджеров, арбитражеров, спекулянтов?

    Г. Л.: Компания Futurсo находится в Бостоне. Там же расположены многочисленные клиенты Futurco - основные финансовые структуры США, такие как паевые фонды, венчурный капитал, которые активно работают на российском рынке. Один из руководителей Чикагской товарной биржи - выпускник Гарвардского университета, расположенного в Бостоне. Именно он, навестив alma mater около двух лет назад, высказал идею об организации торговли фьючерсными контрактами <рубль - доллар>. В нашей компании это предложение встретили с энтузиазмом - было ясно, кому и зачем может понадобиться такой финансовый инструмент. Фьючерсный контракт <рубль - доллар> вызвал большой интерес у американских компаний, проводящих операции с финансовыми активами в России. Западные продавцы компьютеров и продуктов, а также участники финансовых рынков сталкиваются в России с проблемой хеджирования валютных рисков. Они не могут целиком полагаться на форвардные сделки, потому что не находят для себя достаточно надежных российских контрагентов.
    Прошло два года. У меня были встречи с российскими бизнесменами, представителями федеральных и региональных властей России, сотрудниками Центрального банка РФ. Было проведено несколько конференций в Лондоне и Нью-Йорке. На них присутствовали практически все профессиональные участники фьючерсного рынка. Наконец 21 апреля 1998 г. фьючерсный контракт <рубль - доллар> был запущен.
    Почему возникла необходимость в введении этого контракта на американской фьючерсной бирже? Потому что иностранные участники российского рынка не имеют полной уверенности в надежности клиринговых механизмов российских бирж.
    Наша компания - активный участник на рынке <рубль - доллар>. Мы обеспечиваем высококачественное проведение сделок, в том числе и арбитража для наших клиентов. Конечно, кроме арбитражеров на этом рынке присутствуют и спекулянты. Спекулянтами являются отдельные трейдеры, торгующие за свой счет, а также некоторые фьючерсные операторы. Они работают с небольшим количеством контрактов, <пробуют> рынок.
    Интерес к контракту возрастает. Это заметно по довольно быстрому уменьшению спрэдов. Если в первый день торгов их величина составляла порядка 10%, то сейчас они минимальны - 0,000025 долл. А это, в свою очередь, свидетельствует о ликвидности рынка. Средний дневной объем составляет 50-100 млн долл. И это при том, что рынок еще только формируется. Несмотря на то что контракт <рубль - доллар> на Чикагской бирже только <родился на свет>, суммарный <открытый интерес> (open interest) всех календарных контрактов на рубль (свыше 4 тыс. контрактов) уже опережает аналогичный показатель на такие валюты, как французский франк, бразильский реал, южноафриканский рэнд. Это еще одно свидетельство успешного старта нового контракта на Чикагской бирже. Представители российских и зарубежных финансовых банков и компаний проявляют большой интерес к новому финансовому инструменту.

    РЦБ: Какова спецификация фьючерсного контракта на рубль на Чикагской бирже?

    Г. Л.: Размер фьючерсного контракта - 500 тыс. руб., начальная маржа для открытия позиции в первые недели торгов составила 2800 долл., минимальная маржа для поддержания позиции - 2200 долл. Для участников торговли маржевые залоги зависят исключительно от фьючерсного оператора, т.е. Чикагская биржа определяет минимальные залоги, а фьючерсный оператор - свои, немного увеличивая их с целью снижения своего риска. Цена контракта - количество долларов за один рубль (в России обычно используют котировку в количестве рублей за доллар). Минимальное изменение цены (тик) составляет 0,000025 долл. США за рубль. Для первых 15 мин торговли ограничений цены нет, затем вступает в силу ограничение - не более 800 тиков от цены закрытия предыдущего дня.
    Фьючерсные контракты истекают в марте, июне, сентябре и декабре. Торги по контракту завершаются в 10 ч по московскому времени 15-го числа месяца истечения контракта. Если этот день на ММВБ нерабочий, то окончание торгов переносится на ближайший рабочий день на ММВБ.
    Контракт является расчетным, т.е. поставка рублей или долларов не предусматривается. Основой расчетов является наличная цена на ММВБ 15-го числа соответствующего контракту месяца.
    Кроме фьючерсного контракта на российский рубль, на бирже торгуется опционный контракт на этот фьючерс. Его размер равен одному фьючерсному контракту. Опцион американского типа, т.е. он может быть исполнен в любое время до срока истечения. По дате исполнения они делятся на квартальные, серийные (например, январский, февральский и мартовский опционы на мартовский фьючерс) и недельные.

    РЦБ: Насколько технически сложно осуществлять арбитражные операции? Минимальной разницы цен в Чикаго и Москве может быть недостаточно для проведения арбитража.

    Г. Л.: По ценам закрытия возможностей для арбитража подчас нет. Но в течение торговой сессии он может быть. Технически арбитраж очень сложен. Он требует тщательной координации действий между сторонами, быстрого принятия решений. Наша компания имеет трейдеров, торгующих в Чикаго <на полу>, поэтому мы в состоянии обеспечить высококачественное проведение сделок в течение 8-15 с. Мы уже наметили несколько российских операторов, с которыми мы предполагаем делать арбитраж.
    Кроме того, мы используем стратегии создания синтетических продуктов с помощью спрэдов и опционов для проведения арбитража. Если бы фьючерсный контракт <рубль - доллар> представлял собой контракт с поставкой, то проведение арбитража было бы значительно проще.

    РЦБ: Можно ли говорить о том, что в настоящий момент есть различие в ожиданиях участников торговли относительно перспектив курса рубля, наблюдаемых в Москве и в Чикаго?

    Г. Л.: В первую неделю торгов курс рубля в Чикаго был завышен, особенно по дальним месяцам. Мы зарабатывали деньги за счет календарных спрэдов. Сейчас рубль в Чикаго дешевле, чем в Москве.

    РЦБ: Насколько волна кризисных ситуаций на финансовых рынках стран Юго-Восточной Азии может повлиять на стабильность российской валюты?

    Г. Л.: Я не вижу прямой связи между рынками России и Юго-Восточной Азии. Мои российские коллеги настаивают на том, что эта связь существует, хотя и не могут объяснить, в чем она заключается. Мне представляется, что положение в России выглядит совсем не так удручающе, как это может показаться, и перспективы российского фондового рынка, без сомнения, очень большие. Ставить Россию на одну ступень с Малайзией, Таиландом или Индонезией, на мой взгляд, неправильно.

    РЦБ: Можно ли ожидать в будущем введения на Чикагской бирже других контрактов, связанных с российскими активами?

    Г. Л.: Интересно сделать фьючерсный контракт <рубль - доллар> с поставкой. Возможность поставки резко увеличит приток участников на рынок.
    В свое время были идеи выпустить контракт <рубль - марка>. Он был бы весьма интересен немецким операторам в России, стремящимся захеджировать свои риски. Кроме того, валюта многих европейских стран - Швеции, Италии, Испании, Швейцарии - довольно сильно <привязана> к немецкой марке, поэтому их операторы тоже могли бы заинтересоваться этим контрактом.
    Что касается других инструментов, в частности ГКО и ОВГВЗ, то я не думаю, что они или их производные в обозримом будущем будут торговаться на Чикагской бирже. Но, например, контракт <евро - рубль> будет интересен для тех участников рынка, которые оперируют с ОВГВЗ.

© ЗАО "Группа РЦБ".