Субфедеральные и муниципальные облигации: взгляд практика

Тышкевич Евгений

Висков Максим

НЕМНОГО ИСТОРИИ: 1992-1996 гг.

    Первые попытки привлечь финансовые ресурсы путем выпуска собственных облигаций регионы сделали в начале 90-х годов. Алгоритм решения этой задачи был во многом неведом эмитентам, поэтому <разбег> получился замедленным. В 1992 г. Министерство финансов РФ зарегистрировало лишь 5 проспектов эмиссий займов местных органов власти, в 1993 г. - 8, в 1994 г. - 28.
    Затянувшийся старт выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО) объяснялся не только фактическим отсутствием нормативной и понятийной базы, четкой технологии регистрации и инструкций по регулированию эмиссий, но и рядом других объективных и субъективных факторов.
    К объективным следует отнести макроэкономическую ситуацию в стране. Высокий уровень инфляции, дефицит денег и, как следствие, высокие реальные процентные ставки подрывали доверие инвесторов не только к региональным, но и к федеральным инструментам. Рассчитывать на успех размещения региональных бумаг и сколько-нибудь <длинное> привлечение средств не приходилось. Ситуация осложнялась политической непредсказуемостью (включая проблемы политического и экономического статуса регионов), а также неразвитостью инфраструктуры, призванной обеспечить как первичное размещение облигаций, так и функционирование вторичного рынка.
    Среди субъективных факторов - отсутствие профессиональных команд, способных должным образом подготовить выпуск. Администрации регионов не обладали ни опытом обслуживания собственных долговых инструментов, ни достаточно квалифицированными кадрами. Финансовые же компании и банки, предлагавшие в тот период свои менеджерские услуги регионам, имели немногим более подготовленный штат. Эмиссионные проекты <глохли> на полпути. Такими <наполовину удавшимися> проектами были ростовский, тюменский и якутский займы.
    Не последнюю роль сыграли концептуальные и технологические просчеты, допущенные менеджерами программ на стадии структурирования займов и соответственно при разработке организационно-финансовых схем размещения. Например, ошибки в идентификации базовых экономических индикаторов при расчете параметров доходности СМО (дисконтная бумага, доход по которой составляет фиксированную долю от ставки рефинансирования ЦБ РФ), конструктивные изъяны бумаг (ошибки в выборе формы: купонная - дисконтная, именная - предъявительская, документарная - бездокументарная и т.д.), предопределившие несоответствие между типом облигации и формой выпуска, с одной стороны, и параметрами рыночного спроса (методами размещения) - с другой.
    В 1995 г. Минфин РФ зарегистрировал уже 73 субфедеральных и муниципальных эмиссии, в 1996 - 39, в 1997 г. - 313 (почти в 2 раза больше, чем за предыдущие годы вместе взятые).
    Резкий всплеск активности в 1997 г. связан с изменением макроэкономических условий, прежде всего со снижением уровня инфляции и реальных процентных ставок, а также с улучшившимся восприятием уровня надежности государственных ценных бумаг как среди российских, так и среди зарубежных инвесторов (в частности, с присвоением России кредитных рейтингов ведущими международными рейтинговыми агентствами), ростом профессионального уровня российских торговых площадок и надежности торговых систем в целом, быстрым развитием рынка страховых инструментов (дериватов) и рядом других факторов.
    Немаловажным явилось снижение как инвестиционной, так и спекулятивной привлекательности рынка ГКО/ОФЗ весной - летом 1997 г., когда при стабильном рынке уровень реальной доходности (доходность к погашению, дисконтированная на уровень инфляции) заметно снизился, приблизившись к уровню доходности по высокорисковым западным инструментам с фиксированной доходностью. Премия по отношению к ГКО/ОФЗ, которую гарантируют инвестиции в наиболее надежные и ликвидные субфедеральные бумаги, играла заметную роль, стимулируя интерес к новым объектам вложений и увеличивая сроки привлечения средств регионами (краткосрочные - до 1 года - составили 16,3% всех займов, зарегистрированных в 1992-1997 гг., среднесрочные - 1-5 лет - 81,1%, долгосрочные - 5-25 лет - 2,6%. Средний срок заимствований увеличился с 1,5 до почти 2 лет. Максимальные сроки привлечения отмечены в рамках жилищных займов городов Дубны и Ярославля - 25 лет).
    Количество зарегистрированных облигационных субфедеральных и муниципальных займов в 1997 г. увеличилось по сравнению с 1996 г. более чем в 4 раза. Более чем в 2,5 раза вырос объем эмиссий в реальном выражении. Если в 1996 г. суммарный объем выпусков составил 1895 млн долл., то в 1997 г. - 5085 млн долл. Именно 1997 г. стал годом массового выхода эмитентов на рынок.
    Источники: Минфин, МФБ, СПВБ, СМВБ, ЮУФБ, ВКБ, Рейтер, Интерфакс.
    Многие займы 1997 г. носили экспериментальный характер, предопределивший относительно небольшие объемы эмиссий, характер обязательств общего покрытия для большинства СМО (использование привлеченных средств для покрытия кассовых разрывов бюджета) и незначительные сроки заимствований. Исключение составляли облигации, уже имевшие вторичный рынок (речь идет о бумагах, размещавшихся и обращавшихся на СПВБ). Для них было характерно постепенное увеличение (до осеннего кризиса) средних сроков заимствований.
    К концу 1997 г. зарубежные и российские инвесторы настороженно относились к рынку. На это были причины: резко увеличившаяся вследствие кризиса инвестиционная и спекулятивная привлекательность более надежных бумаг ГКО/ОФЗ, недостаточные усилия эмитентов и ведущих менеджеров по обеспечению информационной прозрачности регионов, неблагополучная ситуация с бюджетом в большинстве субъектов Федерации, а также <бездоходный> характер большинства займов с акцентом на рефинансирование.
    В нелегкое для финансового рынка время российские банки явное предпочтение отдают федеральным обязательствам; зарубежные же инвесторы предпочитают либо вообще удалиться с рынка до лучших времен, либо инвестировать <накоротке> в федеральные бумаги.
    Однако, если не касаться конца года, в 1997 г. на рынке СМО проявилось несколько основных тенденций, которые при условии продолжения нынешнего финансового кризиса, по-видимому, будут определять направление развития рынка субфедеральных и муниципальных займов в ближайшем будущем:

  • <Горизонтальное> расширение рынка, выход на него новых эмитентов. Лишь единицы стремятся создать ликвидный вторичный рынок; остальные же довольствуются решением проблемы первичного размещения, считая это достаточным для периодического привлечения средств.
  • Формирование ликвидного вторичного рынка бумаг некоторых эмитентов, являющееся основной предпосылкой для привлечения свободных средств инвесторов.
  • <Вертикальное> расширение рынка - вовлечение в торги новых биржевых площадок и перенос торгов отдельными эмитентами (Татарстан, Иркутская обл., Москва1) с местных торговых площадок (Транс-Азиатский фондовый центр, Волжско-Камская биржа) на центральные - в Москву и Санкт-Петербург. Так, дисконтные ОДО Иркутской обл. начали торговаться на МФБ, а купонные облигации Республики Татарстан (две серии) - на ММВБ.
        Такая тенденция укладывается в более раннюю: размещение своих облигаций и создание нормально функционирующего вторичного рынка эмитент осуществляет не на своей региональной торговой площадке, а на ведущих российских. Например, облигации Оренбургской обл., размещенные на СПВБ. Таким подходом эмитент снижает торговый риск, являющийся существенным при определении инвестиционной привлекательности долгового обязательства того или иного эмитента (ММВБ и СПВБ более надежны и пользуются большим доверием инвесторов, чем, допустим, Екатеринбургская фондовая биржа или Сибирская межбанковская фондовая биржа).
  • Выпуск значительного количества однотипных <сельских> облигаций наглядно продемонстрировал необходимость оценки кредитного риска долговых обязательств эмитентов, которая способствовала бы определению цены заимствований.
  • Улучшение информационной прозрачности рынка и глобализация поступающей и уже имеющейся информации.
  • Концентрация оборота по СМО на двух торговых площадках: ММВБ и СПВБ и, как следствие, усиление конкуренции между этими двумя площадками. Лидерство сегодня принадлежит СПВБ.
  • Формирование основного круга участников рынка (менеджеров и агентов).

    МЕНЕДЖМЕНТ ЭМИССИОННЫХ ПРОГРАММ

        В настоящее время на рынке услуг по содействию регионам в выпуске СМО можно выделить две главные фигуры: ведущего менеджера займа (иногда с одним или несколькими ко-менеджерами) и генерального агента по размещению облигаций. Возможно сочетание функций ведущего менеджера и генерального агента в рамках одной структуры. Услуги в области эмиссионных программ оказываются как коммерческими банками, так и финансовыми компаниями, причем в настоящее время на рынке конкурируют лишь несколько структур, имеющих положительный опыт регистрации и размещения СМО. Единицы имеют опыт организации вторичного рынка и маркет-мейкерства.
        Зачастую региональные администрации (из <патриотических> соображений) прибегают к услугам местных банков или финансовых компаний, что, как правило, ведет к негативным последствиям. Региональные финансовые консультанты не обладают необходимым опытом, квалификацией и уровнем деловых контактов для продвижения новой бумаги на рынок.
        От ведущего менеджера зависит многое. Именно он разрабатывает стратегию эмиссионной программы региона, конструкцию бумаги и организационно-финансовую схему размещения, а также ведет всю техническую работу по подготовке и реализации займа. В силу того что конструкция бумаги и организационно-финансовая схема связаны с размещением, совмещение одной структурой-консультантом функций ведущего менеджера и генерального агента по размещению зачастую оказывается целесообразным.
        Конкурирующих ныне на рынке ведущих менеджеров и генеральных агентов в зависимости от их приверженности тем или иным методам размещения СМО и организации вторичного рынка условно можно объединить в три группы.
        Адепты так называемого <поточного> метода. Это в основном крупнейшие российские банки. Суть подхода - одновременная подготовка значительного числа проектов СМО с предполагаемым размещением долговых обязательств по апробированной схеме, как правило, через андеррайтинг (точнее, по схеме, которую в России принято называть андеррайтингом). Если какой-то проект дает сбой, это не существенно отражается на <вале>. Поскольку на российском рынке отсутствует практика создания синдиката андеррайтеров и выкуп всего транша осуществляется, как правило, непосредственно генеральным агентом, эта схема - аналог кредитования администраций крупными банками под обеспечение облигациями региональных администраций. Несмотря на то что прошедшие через такое первичное размещение СМО могут предлагаться на рынок, спрос на них обычно невысок. Объем эмиссии определяется не реальными потребностями региона в ресурсах, а историей взаимоотношений администрации региона и генерального агента. Однако в последнее время (в связи с укрупнением выпусков, увеличением их <длины> и выходом на рынок все большего числа эмитентов) появились признаки того, что даже крупнейшим российским банкам все труднее <проглатывать> новые транши целиком.
        Группа <жестких прагматиков>. Финансовый консультант, обладающий опытом размещения СМО и организации вторичного рынка, выдвигает перед эмитентом ряд весьма жестких условий сотрудничества, обычно весьма затратных для региональной администрации. Речь идет как о прямых расходах эмитента, так и о формировании различных фондов займа, связанных с отвлечением финансовых ресурсов.
        Группа <глубокого сотрудничества>. Агент строит стратегию эмиссионной программы в целом, исходя из конкретных инвестиционных потребностей эмитента. Проводятся глубокое исследование экономики региона и бюджетных финансов администрации, разрабатывается кредитный рейтинг по отношению к эмитируемым обязательствам, предпринимаются усилия по популяризации региона в СМИ и среди инвесторов, разрабатываются меры по обеспечению информационной прозрачности и открытости эмитента, значительная роль отводится формированию кредитной истории региона и созданию предпосылок для успешного постепенного развития вторичного рынка СМО. Такой подход возможен только в том случае, если эмитент и генеральный агент являются реальными союзниками в видении стратегии эмиссионной программы и партнерами по ее реализации.
        Если к первой группе относятся в основном крупные финансовые структуры, то ко второй и третьей - средние и малые. Хотя значительный объем собственных средств, а также другие формальные показатели, свидетельствующие о размере структуры-консультанта, вовсе не гарантия профессионального менеджмента и, в итоге, удачного размещения.

    ТИПЫ ЗАЙМОВ И ФОРМЫ ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ

        Займы 1997 г. были представлены облигациями, аналогичными ГКО/ОФЗ, а также <сельскими>, жилищными и др. Здесь и далее под займами, аналогичными ГКО, понимается выпуск и размещение ценных бумаг с целью получения рублевых ресурсов для обслуживания текущего дефицита субфедерального или муниципального бюджетов. Наибольшую долю по номинальному объему выпуска в 1997 г. занимали <сельские> облигации, за ними - аналогичные ГКО/ОФЗ (табл. 1).

      Выпуски Номинальные объемы

    Количество выпусков

    % от общего количества

    млрд руб.

    % от общего объема

    1996 1997 1996 1997 1996 1997 1996 1997

    ГКО-подобные

    34 97 87,2 31,3 10582,3 16780,9 98,1 69,04

    Сельские

    - 201 - 64,8 - 7233 - 29,76

    Жилищные

    5 8 12,8 2,6 207 151,1 1,9 0,62

    Прочие

    - 4 - 1,3 - 140 - 0,58

    Всего

    39 310 100 100 10789,3 24305 100 100

        Тем не менее появление <сельских> облигаций изменило структуру выпусков по сравнению с 1996 г., когда доминирующие позиции занимали аналогичные ГКО/ОФЗ облигации.
        Изменение структуры не следует воспринимать как появление на рынке принципиально нового типа бумаги, поскольку и тот, и другой тип во многом схожи.

    ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК

        Вторичный рынок СМО отличается низкой ликвидностью и находится в начальной стадии формирования.
        Конечно, говорить о вторичном рынке СМО как о централизованном пока не следует. На данный момент не существует какой-то одной площадки, <монополизировавшей> оборот. На ряде бирж с разной степенью активности проходят вторичные торги СМО: ММВБ, МФБ, МЦФБ, СПВБ, ФБ <С.-Пб.>, ЮУФБ, ЕФБ, ВКБ. Среди них выделяются безу-словные лидеры: ММВБ и СПВБ (по количеству торгуемых на этих площадках займов). По организации же вторичных торгов по СМО лидером является СПВБ. Уже сейчас можно наблюдать начало центростремительных тенденций, перенос торгов частью облигаций некоторых эмитентов на ведущие площадки (ММВБ и СПВБ). (Некоторые сравнительные характеристики приведены в табл. 2.)

    Эмитент

    Дневной оборот, млрд руб.

    Доля дневного оборота в общем объеме выпуска, %

    Минфин России (ГКО/ОФЗ)

    4000 1,11

    Администрация Санкт-Петербурга

    35,095 1,17

    Правительство Москвы

    2,019 0,1

    Администрация Оренбургской обл.

    4,701 0,47

    Администрация Новосибирской обл.

    1,66 0,55

    Минфин Татарстана

    1,8 0,22

    Администрация Челябинской обл.

    0,612 0,55

    Правительство Челябинска

    0,206 0,14

    Администрация Иркутской обл.

    0,2 0,02

    Администрация Свердловской обл.

    1 0,33

        Формирование и развитие достаточно ликвидного вторичного рынка важно не только для инвесторов и организаторов этого рынка - генеральных агентов, но и для самого эмитента. Именно развитой вторичный рынок позволяет эмитенту не только впоследствии удешевить привлекаемые финансовые ресурсы, но и создать облик надежного заемщика в глазах потенциальных инвесторов.
        Подводя итоги 1997 г., нельзя не сказать о том влиянии, которое оказал на молодой рынок СМО разразившийся во второй половине года мировой финансовый кризис. Проявилось оно в резком падении и без того невысокой ликвидности вторичного рынка и объемов вторичных торгов. Так, если средний дневной оборот к сентябрю по РКО Республики Татарстан достигал 3-4 млрд руб., а по ОДО Челябинской области 2-5 млрд руб., то к концу года этот показатель составлял менее 1 млрд руб. по РКО и 100-500 млн руб. по ОДО.
        Аукционы по размещению облигаций отменялись из-за отсутствия спроса. Резкое удорожание заемных средств, вызванное повышением доходности облигаций при размещении, привело к тому, что некоторые регионы, планировавшие выпуск своих облигаций на конец года, вынуждены были отложить первичное размещение до лучших времен. Так, если до кризиса премия по доходности к погашению региональных облигаций по отношению к рынку ГКО/ОФЗ составляла в среднем 2-5 процентных пунктов в зависимости от ликвидности вторичного рынка (по разным займам), то после кризиса эта премия увеличилась до 10-12 пунктов. (Структура оборота рынка субфедеральных облигаций в 1997 г. представлена на рисунке.)

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ЭМИТЕНТАМИ

        На практике заемные средства используются по-разному. Так, средства, вырученные от размещения займов общего покрытия, аналогичных ГКО, направляются в основном на покрытие кассовых разрывов бюджетов регионов.
        Средства, полученные от размещения других типов займов (инфраструктурных, инвестиционных), направляются главным образом на поддержание промышленных производств в регионе либо для формирования капитала, который будет пущен в оборот путем инвестирования в доходные проекты.
        Такое использование заемных средств в незначительной степени способствует развитию регионов, поскольку в первом случае происходит банальное латание бюджетных дыр, во втором - усиление зависимости региона от крупнейших плательщиков в бюджет. И тем не менее указанные направления использования заемных средств важны для регионов, страдающих от хронической нехватки денег.
        Попытки наладить прямое кредитование средних и малых производств, характерных для большинства областей России, сегодня терпят неудачу, впрочем, как и последние пять лет. Для того чтобы свободные средства, сосредоточенные в руках крупнейших финансово-кредитных институтов, можно было в достаточном объеме направить в регионы, стратегическим инвесторам нужны весомые гарантии, предоставленные хотя бы на уровне региональных бюджетов. Так что нынешний этап взаимодействия инвесторов, региональных эмитентов и местных потребителей заемных средств со всеми его недостатками труден, но неизбежен.
        Дальнейшее развитие рынка региональных обязательств будет связано с наращиванием объемов размещаемых облигаций и выходом на этот рынок новых эмитентов. Будет повышаться информационная прозрачность этого сегмента российского фондового рынка, что, несомненно, будет привлекать к нему еще большее число как российских, так и зарубежных инвесторов. Получит развитие практика присвоения региональным обязательствам кредитного рейтинга. Будут решаться вопросы, связанные со страхованием рисков по СМО. Это снизит оценку рискованности региональных бумаг как инвестиционного инструмента.
        Вопрос о снижении инвестиционных рисков на нынешней стадии развития рынка СМО стоит особенно остро. Оговоримся, что дальнейшие рассуждения не касаются <сельских> облигаций, необходимость погашения которых рождает у региональных эмитентов подчас глубокое непонимание. Что же касается субфедеральных и муниципальных облигаций в их <классическом> представлении, то можно заметить следующее. Конечно, доходная часть бюджета любой области и ее внутренний кредитный рейтинг несравнимы с аналогичными федеральными показателями, но существенно различаются и объемы заимствований. Представляется, что в подобной ситуации необходимо учитывать два неинвестиционных фактора, снижающих сегодня степень риска:

  • не выполнив свои обязательства по займу перед инвесторами, регион практически лишает себя возможности дальнейшего привлечения денежных ресурсов;
  • вызванное дифолтом резкое ухудшение отношений местной администрации с крупными инвесторами, которыми традиционно выступают крупнейшие российские финансовые структуры, серьезно ударит по политическому авторитету руководства администрации. Так что вероятность невыполнения регионом своих обязательств по займам представляется незначительной.
        Кроме того, если в качестве перспективы рассматривать понижение ставки рефинансирования ЦБ РФ и, как следствие, уровня доходности рынка ГКО/ОФЗ, то привлекательность рынка СМО будет повышаться, так как при льготном налогообложении и невысоких инвестиционных рисках сохранится премия по доходности СМО по отношению к рынку федеральных обязательств.
        Ближайший период времени ознаменуется также нарастанием конкуренции между двумя ведущими биржевыми площадками страны: ММВБ и СПВБ за право называться центральной торговой площадкой вторичного рынка СМО.
        Особо следует упомянуть об информационном обеспечении рынка СМО. Несмотря на то что в 1997 г. наметились тенденции к насыщению информационного поля по СМО, поступающая информация по-прежнему разрозненна (центры сбора и предоставления информации, как и стандарты раскрытия информации, только формируются), затруднен доступ к первичной информации. Последнее особенно касается региональных бирж.
        Одним из важнейших факторов, сдерживающих развитие рынка СМО, является недостаточный уровень проработки инвестиционной части эмиссионых программ большинства региональных администраций. Связано это не с начальным отсутствием квалифицированных специалистов по инвестиционным проектам в администрациях, которые не привыкли или не умеют зарабатывать деньги, а скорее с нежеланием или боязнью осваивать новое поле деятельности, <ввязываться> в трудоемкое и требующее особой подготовки направление. Представляется, что это, помимо объективных рыночных условий, определяющих <длину> возможного привлечения, является одной из основных причин, по которым большинство региональных займов имеют характер общего покрытия.
        И все же, несмотря на все проблемы, с которыми сталкивается формирующийся рынок СМО, неизбежность его дальнейшего и ускоренного формирования очевидна. Уже в ближайшее время СМО станут одним из наиболее надежных и развитых инструментов финансового рынка, которые не только предоставят потенциальным инвесторам возможность эффективного размещения свободных денежных средств, но и помогут ускорить решение проблем экономического развития регионов России.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".