Независимая аналитика как средство от кризиса

Стеценко Александр

    Долгосрочный рейтинг акций - <покупать>, краткосрочный рейтинг - <выжидать>
    Положительные факторы:

  • выручка от продаж в 1997 г. увеличилась на 48%;
  • в ближайшее время инвестиции в основное производство составят 800 тыс. долл.;
  • информационная открытость компании;
  • вся продукция завода находит сбыт;
  • ближайшие перспективы развития отрасли оптимистичны.
        Нейтральные факторы:
  • приемлемые уровни финансовой устойчивости и ликвидности предприятия;
  • более половины ассортимента продукции пользуется льготным налогообложением;
  • ценные бумаги (единственные в фармацевтике) торгуются в РТС-2.
        Отрицательные факторы:
  • высокие значения дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • снижение рентабельности производства за последние 2 года;
  • хронический дефицит оборотных средств;
  • низкая ликвидность акций.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

        Завод <Фармакон> принадлежит к старейшим фармацевтическим производствам России. Его история начинается с образования в 1907 г. акционерного фармацевтического общества <Фармакон> (при участии германских пайщиков - 33%), целью которого было строительство заводов по выпуску химико-фармацевтической продукции. Сейчас предприятие является крупнейшим в России производителем лекарственных субстанций, готовых медпрепаратов и витаминов.
        В совет директоров общества, состоящего из 9 человек, входят 3 представителя самого завода.
        Численность персонала - 1000 человек.
        Площадь занимаемой территории - 83219 кв. м.
        Реестродержатель - ЗАО <Петербургская центральная регистрационная компания>.
        Компания входит в Российскую ассоциацию производителей и поставщиков лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения (Росмедпром), также является членом Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада и Ассоциации предприятий и организаций медицинской промышленности Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
        Основные финансово-экономические показатели <Фармакона> приведены в табл. 1.

    Выпуск

    Компания

    Январь

    ОАО "Электросвязь" Ставропольского края, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"

    Февраль

    ОАО "Омскэнерго", ОАО "Электросвязь" Оренбургской области, ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Ижорские заводы", ОАО "Борский стекольный завод"

    Март

    ОАО "Ярэнерго", ОАО "Уралтелеком", ОАО "Татнефть", ОАО "Красноярскэнерго"

    Апрель

    ОАО "Воронежсвязьинформ", ОАО "Ульяновскэнерго", ОАО "Салаватстекло", ОАО "Ленинградское объединение электронного приборостроения "Светлана"", ОАО "Электросила"

    Май

    ОАО "Саратовстекло", ОАО "Нижневартовскнефтегаз", ОАО "Аммофос", ОАО "Комиэнерго", ОАО "ЛОМО"

        Основные виды деятельности. Общество выпускает синтетические лекарственные средства, витамины, готовые лекарственные формы, широкий ассортимент других изделий медицинского назначения и товаров народного потребления.
        В общем производстве медпрепаратов можно выделить выпуск субстанций (полуфабрикатов для готовых лекарств), готовых лекарственных форм, среди которых заметное место занимают противораковые препараты, корвалол и витамины.
        Состояние производства и оборудования. За время своей чуть ли не вековой деятельности производство на <Фармаконе> претерпело множество структурных и организационных изменений.
        В 1908 г. предприятие выпускало эндокринные препараты из животного сырья, галеновые препараты, экстракты из растительного сырья. В 1977 г. на заводе произошла крупная реорганизация, в результате которой материальная база предприятия пополнилась мощностями по выпуску синтетических витаминов, расположенными на дополнительных производственных площадках. Завод также имеет собственную железнодорожную ветку для транспортировки грузов по железной дороге и котельную, обеспечивающую нужды как его самого, так и близлежащих предприятий.
        Производственные мощности комбината позволяют выпускать до 2180 тонн продукции более 70 наименований: гексамидин, дибазол, димедрол, диоксидин, дифенин, метилурацил, пирроксан, проспидин, хлорбутин, циклодол, цистамин, витамины группы D, полупродукты для синтеза лекарственных средств и др.
        Тем не менее загруженность мощностей не превышает 30%. Это можно объяснить кардинально изменившейся с начала 90-х годов экономической обстановкой в стране. Наиболее прибыльным видом деятельности стало производство готовых лекарств, а не полуфабрикатов. Однако основным видом продукции завода до сих пор являются лекарственные субстанции (рис. 1). Несмотря на такую невыгодную специализацию, предприятие <выжило> в сложных условиях, и не в последнюю очередь за счет мобильных технологий переналадки синтеза препаратов. Благодаря этому за пять последних лет компания более чем на половину обновила ассортимент выпускаемой продукции, наладив производство готовых форм лекарств массового спроса с использованием собственных и покупных субстанций.
        К наиболее заметным изменениям, происшедшим в последнее время на предприятии, можно отнести пуск первой очереди участка таблетирования проектной мощностью 100 млн упаковок в год.
        Конкуренты. Сейчас в общем объеме отечественного производства доля <Фармакона> составляет примерно 1,8%. По этому показателю предприятие находится во втором десятке среди фармацевтических заводов России. Такое положение нельзя назвать типичным для компании. Еще в 1993 г. она замыкала пятерку ведущих производителей. За эти годы в отрасли и на рынке медпрепаратов произошли глобальные структурные изменения.
        Вообще, экономический кризис в России 90-х годов сказался на фармацевтике менее пагубно, чем на большинстве других отраслей промышленности. Если в целом спад промышленного производства в стране в 1991-1996 гг. составил 48%, то в фармацевтике - 29%. А в 1997 г., напротив, были отмечены значительные темпы годового прироста объема выпускаемой продукции - 16% (в стоимостном выражении - 23%). Что касается <Фармакона>, то с 1993 г. предприятие постоянно наращивало исчисляемые в сравнимых ценах объемы производства (исключением был лишь 1996 г., когда снижение составило 8%). И тем не менее, несмотря на общий рост выпуска продукции в этот период, сейчас предприятие утратило лидирующие позиции.
        Для того чтобы понять смысл происшедшего, отметим, что при общем падении производства в отрасли в 1996 г. 26 заводов увеличили объемы выпуска продукции. В 1997 г. это число увеличилось до 37, причем лидер роста - компания <Ферейн> - показала впечатляющий результат (327%). Таким образом, за время экономических реформ в фармацевтике выделилась сравнительно небольшая группа производителей, которая не только не снизила объемы производства, но и увеличила их в несколько раз. Между безу-
        словными лидерами отрасли и предприятиями, испытывающими серьезные проблемы в своей деятельности, <Фармакон> занимает промежуточное положение.
        <Фармакон> - одно из немногих отечественных предприятий, продолжающих выпуск субстанций в промышленных объемах. Как уже было сказано, такая специализация не совсем выгодна.
        В последние два года ситуация еще более усложнилась, поскольку на рынке появилось значительное количество зарубежных полуфабрикатов (в основном из Юго-Восточного региона), цены на которые в 3-5 раз ниже, чем на отечественные. При этом их качество часто не соответствует требованиям фармакопеи. Вместе с тем готовые лекарственные формы самого предприятия, изготовленные из собственных субстанций, являются одними из самых дешевых в стране.
        Качество продукции. Большая часть наименований выпускаемых комбинатом лекарств входит в <Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств...>, утвержденный правительством РФ в апреле 1996 г., и пользуется льготами при налогообложении. Их качество соответствует уровню известных зарубежных аналогов и требованиям Государственной фармакопеи. Инспекция Государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения доверяет предприятию реализацию продукции по паспорту ОТК. И действительно, продукция завода практически не имеет рекламаций. Само же предприятие пользуется репутацией надежного делового партнера.
        Рынки сбыта. Объем реализации у завода довольно высокий - более 90% от объемов производства. Он достигнут в том числе и за счет гибкой системы платежей заказчиков и покупателей продукции, которая активно предлагается предприятием.
        Кроме того, в потреблении продукции завода в последние годы все большую роль играют коммерческие организации (в 1996 г. 66% от всей отгруженной продукции), что означает увеличение числа посредников при конечной реализации товара. Главной причиной такой существенной доли является отсутствие у смежников оборотных средств, а также поставка товара в счет зачетов за потребление энергоресурсов. Поэтому <Фармакон> вынужден практиковать обмен своих субстанций на готовые формы других предприятий. В итоге доля реализации продукции по бартеру довольно велика - в 1996 г. она составила 16,5%.
        Основной объем продаж завода приходится на Россию и страны СНГ (рис. 2). Величина экспортных поставок в дальнее зарубежье в 1996 г. составила всего 1,6% от объема реализации. Такое резкое снижение экспорта с 1995 г. объясняется негативным воздействием введения денежными властями <валютного коридора>. На экспорт преимущественно поставлялись: аскорбинат натрия (Финляндия, Германия, Канада); 3,5-динитробензоат эргокальциферола (Голландия); гексамидин; дибазол (Германия).
        Инвестиции. Сейчас на заводе разрабатывается ряд перспективных проектов:

  • реконструкция участка фасовки корвалола мощностью 30 млн флаконов в год;
  • дооснащение и запуск 2-й очереди участка таблетирования с доведением мощности до 100 млн упаковок в год;
  • организация производства инъекционных растворов в ампулах (мощностью 60 млн штук в год);
  • организация производства медпрепаратов в твердых желатиновых капсулах (мощностью 100 млн штук в год).
        Подобные проекты не в последнюю очередь продиктованы тем обстоятельством, что общество является монопольным производителем субстанций 12 наименований (в том числе аминокапроновой кислоты, гексамидина, дибазола, димедрола, циклодола и витаминов D1 и D2).
        Введение в строй новых мощностей, естественно, требует существенных финансовых затрат. Большую часть денег для проведения крупномасштабной модернизации производства планируется мобилизовать за счет внутренних источников финансирования. Но значительные финансовые ресурсы предполагается привлечь <со стороны>. Так, в конце 1997 г. состоялся аукцион по продаже пакета из 20% акций предприятия внешнему инвестору. Одним из условий приобретения пакета было погашение задолженности предприятия перед бюджетами всех уровней в размере около 6 млрд руб. и инвестиции в основное производство в ближайшее время - 0,8 млн долл.

    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

        Анализ финансово-экономического состояния ОАО <Фармакон> проводился на основе данных бухгалтерской отчетности (табл. 2). Балансы за 1994-1996 гг. даны с переоценкой основных фондов, за 1997 г. - без переоценки.
        Структура активов. Структура активов предприятия имеет неутешительный вид (табл. 3). Прежде всего настораживает величина краткосрочной дебиторской задолженности, которая за рассматриваемый отрезок времени неуклонно возрастала. С 1994 г. в абсолютном выражении она увеличилась в 2,7 раза, а в долевом - в 4,9 раза, составляя чуть ли не половину всех текущих активов (48%). Эта задолженность практически целиком состоит из счетов покупателей и заказчиков.
        Заметим, что большие значения по счетам дебиторов характерны для завода все эти годы. Тем не менее ярко выраженная динамика роста дебиторской задолженности налицо, и 1997 г. оказался в этом плане наиболее показательным. На его конец доля задолженности в 17% от всех активов говорит о том, что предприятие испытывает серьезные проблемы со сбытом товара с приемлемыми сроками оплаты. При этом скорость оборачиваемости дебиторской задолженности постоянно понижается. Так, если в 1995 г. период оборота составлял 29 дней, то в 1997 г. он вырос в 2 раза - до 58.
        Можно предположить, что, допустив в 1996 г. снижение объемов производства, в 1997 г. предприятие всеми силами пыталось исправить сложившееся положение. Видимо, не в последнюю очередь достигнутый рост объемов реализации произошел за счет увеличения поставок со значительной отсрочкой платежа. Как уже было сказано, большой процент сделок осуществляется заводом в последние годы и на бартерной основе.
        В результате у компании непросто обстоят дела с наличием <живых> денег. В долевом отношении их вес в активах из года в год понижается, сейчас он составляет 0,01% от текущих активов. Причем та же негативная динамика наблюдается не только в процентном, но и в абсолютном выражении.
        Другой значимый коэффициент - оборачиваемость товарно-материальных запасов - показывает более стабильную динамику. Более того, в 1997 г. этот показатель снизился до 85 дней (на 25%), но уровень 2-летней давности еще не достигнут - 63 дня. Таким образом, подтверждается тот факт, что продукция завода на складах долго не задерживается.
        При равномерном росте текущих активов в последние годы общая сумма активов уменьшалась. Это произошло главным образом благодаря значительному сокращению статьи <Основные средства без износа> (в абсолютном исчислении с 1995 г. - наполовину). С одной стороны, это можно списать на закономерный износ оборудования, с другой - в 1996 г. руководство предприятия успешно проводило активную работу по пересмотру стоимости основных фондов с целью уменьшения налогового бремени.
        Структура пассивов (табл. 4). Динамика кредиторской задолженности предприятия с некоторым отставанием повторяет динамику изменения дебиторской - так компания пытается за счет отсрочки оплаты за поставляемое сырье снизить остроту проблем с недостатком оборотных средств. И тем не менее значительный рост в 1997 г. задолженности поставщикам существенно не превосходит задолженность покупателей продукции завода. Естественно, что в таких условиях происходит увеличение долгов по оплате труда, социальному страхованию и бюджетным отчислениям. В этой связи негативным фактором является отсутствие у компании долгосрочных кредитов и займов, которые могли бы сгладить финансовые трудности.
        Единственным положительным моментом структуры баланса в 1997 г. является снижение как доли, так и абсолютного значения величины краткосрочных кредитов в пассивах (примерно в 2 раза).
        Рентабельность и ликвидность. Тенденция на понижение рентабельности производства в 1997 г. на предприятии сохранилась. И это произошло, несмотря на то, что <провальный> с точки зрения практически всех финансово-экономических показателей 1996 г. заставил руководство завода предпринять ряд экстренных мер для выхода предприятия из кризиса. В какой-то степени компании удалось это сделать: существенно увеличилась (на 49%) выручка от реализации продукции. Однако в гораздо меньшей пропорции выросла балансовая и чистая прибыль (на 35 и 33% соответственно). В результате снижение рентабельности от продаж составило 13%. Правда, темпы ее снижения оказались не такими высокими, как в 1996 г. (168%).
        Непропорционально малое увеличение прибыли предприятия в первую очередь объясняется увеличением себестоимости производства. Так, за 1997 г. себестоимость реализованной продукции выросла на 57%, что произошло из-за низкой загруженности мощностей предприятия. По оценке планового отдела завода, при полной загрузке мощностей норма прибыли могла бы увеличиться на 30-50%.
        Несколько улучшились параметры доходности активов и доходности капитала, выросшие на 40 и 50% соответственно. Причина тому - практически не изменившиеся за год суммарные активы и собственные средства при указанном росте чистой прибыли.
        Показатели текущей и абсолютной ликвидности предприятия находятся на вполне приемлемом уровне и, мало того, за последний год возросли. Однако этот факт умаляется значительным превышением дебиторской задолженности над кредиторской.
        Сравнительная характеристика. Как уже было сказано, <Фармакон> по объему производства находится во втором десятке отечественных фармацевтических компаний.
        Другой важнейший показатель - рентабельность продаж (ROS) - у комбината намного отстает от других фармацевтических заводов. По данным предприятий медицинской промышленности, в 1996 г. их средняя рентабельность составляла 18,2%, значительно превышая показатели других отраслей промышленности. К сожалению, за минувший год подобной информации еще нет. Но, поскольку 1996 г. для фармацевтической промышленности в некотором роде был одним из самых кризисных, можно предположить, что в 1997 г. ROS, по крайней мере, не снизился. Для западной фармацевтики характерна высокая норма прибыли. У мировых гигантов фарминдустрии рентабельность приближается к 50%.
        По другим показателям, в том числе и рыночным, <Фармакон> ничем не уступает наиболее удачливым конкурентам. Так, оцененность рынком акций завода (по отношению к выручке - P/S) находится на уровне, типичном для отрасли (табл. 5). Можно заметить, что этот показатель по сравнению со средними значениями большинства отечественных промышленных предприятий даже несколько ниже. Для мировой экономики ситуация обратная, и значения P/S среди лидеров отрасли колеблются от 2 до 6.
        Обоснование долгосрочного рейтинга. Одним из самых негативных показателей структуры баланса по итогам 1997 г. можно считать резкий рост дебиторской задолженности предприятия. Вместе с тем нельзя не учитывать, что это прямое следствие сложного экономического положения не только самой компании, но и ее смежников. Стабилизация и улучшение экономической ситуации в стране со временем снимет с повестки дня эти вопросы.
        Основная же проблема ОАО <Фармакон> последних лет, несомненно, состоит в увеличении себестоимости продукции. На это влияет значительный процент простаивающих мощностей завода, а также существующая практика налогообложения.
        К примеру, акциз на этиловый спирт, использующийся в производстве корвалола и витаминов группы D, приводит к серьезному увеличению их себестоимости.
        В таких условиях становится актуальным усиление лоббирования интересов отечественной фармацевтики, как стратегической отрасли промышленности, в высших ветвях власти. Это особенно важно и с той точки зрения, что <Фармакон> остается одним из немногих российских производителей лекарственных полуфабрикатов. Некогда в России большинство фармацевтических предприятий было ориентировано на выпуск субстанций. Сейчас же их доля на этом рынке оценивается менее чем в 5%. Таким образом, Россия в области фармакологии потеряла былую независимость. Поэтому можно ожидать принятия соответствующих протекционистских мер, направленных на поддержку отечественных производителей.
        В целом же российский фармацевтический рынок имеет блестящие перспективы. По оценкам экспертов, сейчас при общем спросе в 3,3 млрд долл. потребности на нем удовлетворены только наполовину. А с 2000 г. прогнозируется увеличение емкости рынка до 10 млрд долл. Другой вопрос, кто воспользуется открывающимися возможностями? Как показал опыт 90-х годов, для успешной деятельности любой отечественной фармацевтической компании необходимо соблюдение следующих условий:

  • переориентация производства на выпуск готовых препаратов;
  • увеличение ассортимента продукции;
  • расширение производства генериков (препаратов с истекшим сроком патентной охраны);
  • привлечение инвестиций в основное производство.
        У <Фармакона> элементы этих условий в той или иной степени присутствуют (благодаря чему предприятие преодолело кризисный этап в своем развитии, сохранив основную специализацию). О сдвигах в лучшую сторону свидетельствует значительное увеличение объемов продаж в минувшем году. Кроме того, на сегодняшний момент завод обладает большим кадровым и технологическим потенциалом, а его руководство активно работает над привлечением капитальных инвестиций.
        С учетом всего сказанного наш долгосрочный рейтинг акций завода - <покупать>.

    АКЦИИ

        Акционирование. В конце 1992 г. по решению городского комитета имущества было учреждено АООТ <Фармакон>. Приватизация была проведена по второму варианту льгот. В середине 1993 г. состоялся чековый аукцион, на котором было выставлено 29% от уставного капитала. Количество чеков на одну акцию составило 0,077; номинал акции на начало аукциона - 1000 руб. (в старом масштабе цен). В дальнейшем предприятие произвело переоценку основных фондов и изменило номинал акций.
        На данный момент общество имеет:

  • уставный капитал - 69065 тыс. руб.;
  • акции обыкновенные - 2762600 шт.;
  • номинал акции - 25 руб.
        Начисление дивидендов производилось за последние два отчетных года: за 1995 г. - 125 руб. на одну акцию, за 1996 г. - 150 руб. Хотя выплата дивидендов по акциям за 1996 г. произошла со значительной задержкой, в целом их норма осталась достаточно высокой. Впрочем, это отличает многие динамично развивающиеся фармацевтические компании.
        В 1997 г. в структуре распределения собственности на заводе произошли значительные изменения. В результате инвестиционного аукциона, проведенного в ноябре, сменился владелец самого крупного (20%-го) пакета акций. Обладателем акций, ранее принадлежавших городскому Фонду имущества, стала страховая компания <Балтик> (дочерняя структура петербургского Промстройбанка), заплатившая с учетом выполнения инвестиционных условий конкурса 31 руб. за каждую акцию.
        Можно добавить, что ЗАО <Ленстрой-Инвест-Менеджмент> также контролируется Промстройбанком. Таким образом, влияние последнего на предприятие значительно возросло.
        Рынок акций. Акции компании начинали на рынке свой путь как большинство бумаг российских промышленных предприятий: не слишком активная торговля с превышением в несколько раз изначально невысокого номинала (рис. 3, 4). Правда, для <Фармакона> это произошло не сразу. И можно заметить, что после увеличения номинала рынок на это практически не отреагировал, поддерживая медленную тенденцию к повышению.
        В 1993-1996 гг. бумаги довольно стабильно имели двусторонние котировки, носившие тем не менее индикативный характер. Как это ни парадоксально, в большинстве случаев <пропадали> в основном заявки на продажу бумаг.
        И все же можно выделить большой отрезок времени, когда та же участь постигла и котировки на покупку. В результате акции предприятия пропали из поля зрения брокеров чуть не на год: с июля 1996 г. по март 1997 г. в базе AK&M List не было зарегистрировано ни одного случая выставления заявки по акциям эмитента. Это объяснимо, если вспомнить, что предприятие в данный период переживало сложный момент в своем развитии - объемы его производства снижались.
        Однако вслед за периодом неблагополучия неожиданно для ценных бумаг компании наступило время столь же явного триумфа. В конце лета меньше чем за месяц цены акций выросли в 4 раза. Предварительно заметно снизился спрэд по заявкам, достигнув минимальной величины 43% (рис. 5). Типичным же для акций <Фармакона> можно считать спрэд в размере 70%. Значит, резкий рост котировок не был таким уж неожиданным событием. Кроме того, к тому времени общество уже <рапортовало> о преодолении трудностей 1996 г., <показав> в квартальных балансах увеличение выручки от продаж.
        Но главной причиной возникшего ажиотажа было событие иного плана. Как раз в это время американская фармацевтическая компания ICN Farmaceuticals активизировала свои действия на российском рынке, увеличив до пяти число контролируемых ею отечественных предприятий. Скажем, еще в 1993 г. компания практически полностью выкупила акции флагмана фарминдустрии Северо-Западного региона России - петербургского фармацевтического объединения <Октябрь> (90,2% уставного капитала). Также учтем, что с 1986 г. вплоть до приватизации <Фармакон> являлся структурным подразделением <Октября>, производя в основном субстанции, в то время как остальное производство объединения было нацелено на выпуск готовых лекарств. Поэтому вполне логичным было бы предположить продажу крупного пакета акций <Фармакона> в этот период именно транснациональному фармацевтическому гиганту. Тем более что предположение основано на вполне конкретном интересе новоявленного владельца <Октября> замкнуть существовавшую ранее технологическую цепочку в изготовлении медицинских препаратов.
        Хотя этого и не случилось, подобного рода ожидания увеличили спрос на акции завода, значительно повысив ликвидность бумаг. Несмотря на то что начавшийся фондовый кризис вызвал снижение курса бумаг эмитента, факт активной торговли ими не прошел бесследно. И 8 декабря 1997 г. акции общества первыми из фармацевтических заводов (и единственными на сегодня) попали в котировочные листы торговой системы РТС-2.
        Наиболее активная торговля акциями традиционно происходила в месте расположения завода - в Санкт-Петербурге. Сегодня рынок ценных бумаг <Фармакона> характеризуется следующими моментами:
  • Рынок акций ограничен одним сегментом рынка - внебиржевым. На крупнейших торговых площадках Санкт-Петербурга сделок с акциями <Фармакона> в 1998 г. не производилось.
  • На мелкооптовом рынке к продаже предлагаются пакеты в основном небольших операторов, консолидировавших пакеты размером 5-10 тыс. акций по 6 руб. за акцию. Розничных сделок с работниками <Фармакона>, получивших акции в результате ваучерной приватизации, практически не заключается.
  • С начала 1998 г. в РТС было зафиксировано 8 сделок с бумагами завода, их объемы не превышали 10 тыс. акций. Необходимо отметить, что уровень цен в РТС был ниже сложившегося на внебиржевом розничном рынке. Основными операторами по акциям предприятия в торговой системе являются петербургская компания <Энергокапитал>, <Балт груп> (выставляющие котировки как на покупку, так и на продажу) и московская компания CS First Boston (выставляющая котировки на покупку).
        Одним из показателей, характеризующих ликвидность акций того или иного эмитента, можно назвать долю акций, прошедших перерегистрацию по итогам торгов за определенный отрезок времени. В этой связи акции <Фармакона> можно отнести к среднеликвидным - за 4 месяца владельцев поменяли около 1,76% от общего количества выпущенных акций.
        Однако, по мнению трейдеров, это не совсем так - бумаги общества не особенно ликвидны (даже по меркам РТС-2), но интересны с точки зрения долгосрочных инвестиций. В РТС они занимают сравнительно низкую долю: по итогам 4 месяцев оборот составил примерно 0,3% от оборота по акциям петербургских предприятий. Величина спрэда, типичная практически для всех <котирующихся> фармацевтических компаний, также свидетельствует в пользу утверждения о недостаточной ликвидности бумаг предприятия.
        Поэтому, принимая во внимание нынешнюю довольно сложную ситуацию на российском фондовом рынке, мы присваиваем акциям ОАО <Фармакон> краткосрочный рейтинг - <выжидать>.
        Материал подготовлен Владимиром Кобылинским.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".